Решение №08/2543 по жалобе от 14 апреля 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик:

МБУ «Управление капитального строительства г.Белово»

652600, Кемеровская область, г.Белово, ул.Юности, 17/23

UKS-Belovo@yandex.ru

 

Заявитель: 

ИП <...>

Свердловская область, г.Артемовский, ул.Достоевского, 12

<...>

 

 

 

РЕШЕНИЕ

«13» апреля 2022 года                                                      г. Кемерово

Резолютивная часть решения оглашена «12» апреля 2022г.

Решение изготовлено в полном объеме «13» апреля 2022г. 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

 

Председателя комиссии:

 

заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии:    

 

начальника отдела контроля в сфере закупок;

 

 

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок;

 

при участии посредством ВКС:

- <...>, <...> – представителей МБУ «Управление капитального строительства г.Белово»  (по доверенности);

рассмотрев  дело № 042/06/33-411/2022, возбужденное по признакам нарушения  заказчиком – МБУ «Управление капитального строительства г.Белово» требований ФЗ № 44-ФЗ при проведении электронного аукциона № 0339300296622000007 «Капитальный ремонт помещения муниципального учреждения «Музейно-выставочный центр» (историко-краеведческий музей), расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Белово, ул. Юбилейная, 12», в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)  для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России  от 19.11.2014 № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

06.04.2022г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ИП <...> (вх. № 2037э от 06.04.2022), (далее – Заявитель) на действия заказчика – МБУ «Управление капитального строительства г.Белово», нарушающего по мнению заявителя, требования Федерального закона от 05.04.2013г.  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона № 0339300296622000007 «Капитальный ремонт помещения муниципального учреждения «Музейно-выставочный центр» (историко-краеведческий музей), расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Белово, ул. Юбилейная, 12».

По мнению заявителя, описание объекта закупки с требованиями к участникам закупки противоречит требованиям закона о контрактной системе.

         В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

21.03.2022г. в единой информационной системе в сфере закупок заказчиком – МБУ «Управление капитального строительства г.Белово» было размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0339300296622000007 «Капитальный ремонт помещения муниципального учреждения «Музейно-выставочный центр» (историко-краеведческий музей), расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Белово, ул. Юбилейная, 12».

Начальная максимальная цена контракта – 25 387 623,07 рублей.

Довод заявителя ИП Меньшикова Р.А. о том, что не допускается при формировании предмета закупки включать в предмет закупки товары (работы, услуги), функционально и технологически не связанные с товарами (работами, услугами), поставка (выполнение, оказание) которых является предметом закупки признан Комиссией Кемеровского УФАС России обоснованным на основании следующего:

Согласно требованиям статьи 43 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что согласно размещенной локальной смете "02-01-10" исполнителю также необходимо поставить следующее оборудование:

«МФУ, Принтер, Сканер книжный, Ноутбук, Системный блок, Монитор, Клавиатура, Мышь, Стол, Стул для посетителей, Стул детский, Стол компьютерный, Кресло качалка, Стул офисный, Кресло рабочее  и т.д.».

При этом для поставки оборудования в целях выполнения работ по организации строительства по объекту Музейно-выставочный центр от поставщика не требуется наличие специальной правоспособности, в то время как для выполнения капитального ремонта подрядчик должен быть членом соответствующей саморегулируемой организации в соответствии с градостроительным законодательством, а также участник должен соответствовать дополнительным требованиям.

В извещении и документации при размещении закупки путем открытого конкурса в электронной форме, в Проекте Контракта (п.1.1.) указано, что Подрядчик принимает обязательство выполнить собственными силами и/или привлеченными силами и средствами, с надлежащим качеством комплекс работ: «Капитальный ремонт помещения муниципального учреждения «Музейно-выставочный центр» (историко-краеведческий музей), расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Белово, ул. Юбилейная, 12»

Согласно пункту 1.2. Проекта Контракта, состав, виды и объемы выполняемых по Контракту работ, в том числе требования к их результатам, определяются проектно-сметной документацией. Проект сметы  (Приложение №2), проектно-сметная документация (Приложение №1) являются неотъемлемой частью настоящего Контракта.

Выполнение работ по капитальному ремонту объекта должны выполняться в соответствии с проектной документацией, являющемся неотъемлемой частью контракта, получившей положительное заключение о проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства № 42-1-0029-20 от «28» февраля 2020г. Проектная и конкурсная документация предполагала капитальный ремонт объекта, готовой к эксплуатации.

Комиссия Кемеровского УФАС России не может согласиться с доводами представителей заказчика о том, что выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту  объекта и оборудование внутренних помещений необходимым инвентарем и мебелью направлены на достижение единой цели, следовательно, по мнению представителей заказчика, работы по капитальному ремонту связаны с услугами по приобретению оборудования, мебели и инвентаря.

Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что необходимое к поставке оборудование - МФУ, Принтер, Сканер книжный, Ноутбук, Системный блок, Монитор, Клавиатура, Мышь, Стол, Стул для посетителей, Стул детский, Стол компьютерный, Кресло качалка, Стул офисный, Кресло рабочее и т.д., указанные в локальной смете "02-01-10", технологически и функционально не связаны со строительными работами и их поставка должна осуществляться отдельно.

Выполнение капитального ремонта и поставка оборудования, техники, предметов мебели относятся к разным товарным рынкам. Порядок проведения рассматриваемых видов работ по капитальному ремонту, поставка товаров регулируются различными нормативными актами, техническими регламентами, а сами работы и поименованные в локальной смете товары имеют самостоятельные коды ОКПД2.

Разделение на несколько закупочных процедур выполнение работ по капитальному ремонту и поставку оборудования может привести к появлению иных лиц, желающих выполнять работы и осуществить поставку, а значит и развитию конкуренции на данных рынках.

Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, объединение заказчиком в один предмет закупки строительных работ и поставки товаров было осуществлено неправомерно,  чем нарушены требования частей 1,2 статьи 8 ФЗ № 44-ФЗ.

Вместе с тем заявитель - ИП <...> не мог принимать участие в электронном аукционе № 0339300296622000007 «Капитальный ремонт помещения муниципального учреждения «Музейно-выставочный центр» (историко-краеведческий музей), расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Белово, ул. Юбилейная, 12» с учетом отсутствия сведений об индивидуальном предпринимателе в реестре членов СРО.

В связи с вышеизложенным права и законные интересы ИП <...> при проведении спорной закупки нарушены быть не могут.

Кроме того, на участие в спорной закупке было подано три заявки, закупка признана состоявшейся.

Как указано ранее, объектом закупки № 0339300296622000007 является «Капитальный ремонт помещения муниципального учреждения «Музейно-выставочный центр» (историко-краеведческий музей), расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Белово, ул. Юбилейная, 12».

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.

Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что ссылка заявителя ИП <...> на пункт 28 Раздела 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства» Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 87 от 16.02.2008 является необоснованной, поскольку спорная закупка не осуществляется в рамках строительства объекта капитального строительства, работы проводятся на ранее построенном объекте капитального строительства.

Также Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что заказчиком в ЕИС  размещен «Проект сметы контракта/смета контракта» по капитальному ремонту объекта в общем требуемом положении Градостроительного кодекса РФ.

Таким образом, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований пункта 8 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно требованиям части 8 статьи 32 ФЗ № 44-ФЗ Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Согласно пункту 24 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно пункту 31 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 2604 при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:

а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются;

б) для оценки заявок по критерию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения.

Согласно пункту 3 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 2604 для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) расходы;

в) характеристики объекта закупки;

г) квалификация участников закупки.

Заказчиком в пункте 2 раздела II «Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке» по критерию оценки «квалификация участников закупки» установлены следующие показатели:

- наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта.

В связи с тем, что заказчиком правомерно установлен порядок оценки заявок в соответствии с требованиям Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 2604, в действиях заказчика нарушений требований части 8 статьи 32 ФЗ № 44-ФЗ не установлено.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», комиссия Кемеровского УФАС России 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП <...> на действия заказчика – МБУ «Управление капитального строительства г.Белово» при проведении электронного аукциона № 0339300296622000007 «Капитальный ремонт помещения муниципального учреждения «Музейно-выставочный центр» (историко-краеведческий музей), расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Белово, ул. Юбилейная, 12» частично обоснованной.

2. Признать заказчика – МБУ «Управление капитального строительства г.Белово» нарушившим требования статьи 8 ФЗ № 44-ФЗ.

3. Предписание не выдавать.

4. Передать материалы дела № 042/06/33-411/2022 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.   

Председатель комиссии

Члены  комиссии:                                                                                          

Связанные организации

Связанные организации не указаны