Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 89/А-10-2014 от 6 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 89/А-10-2014

                                                                 

Резолютивная часть решения оглашена «22» января 2015 г.                                г. Кемерово

В полном объеме решение изготовлено «05» февраля 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:     Кухарской Натальи Евгеньевны – руководителя   управления;

Членов Комиссии:                Давыдовой    Анны    Минивалиевны   –   начальника   отдела

топливно-энергетического комплекса;

Фризен Светланы Николаевны – заместителя начальника отдела топливно-энергетического комплекса;

Ананьевой Галины Николаевны – главного специалиста-эксперта отдела топливно-энергетического комплекса;

Акимовой Екатерины Анатольевны – ведущего специалиста-эксперта отдела топливно-энергетического комплекса,

в присутствии:

- <…> – представителя Общества с ограниченной ответственностью «Тепло» (по доверенности);

- <…> – представителя Общества с ограниченной ответственностью «Кузбасская энергосетевая компания» (по доверенности);

- <…> – представителя Общества с ограниченной ответственностью «Кузбасская энергосетевая компания» (по доверенности),

рассмотрев дело № 89/А-10-2014, возбужденное по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Тепло» (652100, Кемеровская область, п.г.т. Яя,                    ул. Западная, 78; ИНН/КПП: 4246008896/424601001) (далее – ООО  «Тепло») пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

установила:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, рассмотрев заявление Общества с ограниченной ответственностью «Кузбасская энергосетевая компания» (650000, г. Кемерово, ул. Н. Островского, 32;                       ИНН/КПП 4205109750/424950001) (далее – ООО «Кузбасская энергосетевая компани») о наличии в бездействи ООО «Тепло» признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в уклонении от заключения договора и выдачи технических условий на подключение к системе теплоснабжения объектов капитального строительства, принадлежащих ООО «Кузбасская энергосетевая компания» и расположенных по адресу: п.г.т. Яя, ул. Комсомольская, 21, по заявке (исх. № 10-02/129 от 25.04.2014 г.; вх. № А/108 от 25.04.2014 г.), установило в бездействии ООО «Тепло» признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 391 Закона о защите конкуренции Кемеровским УФАС России ООО «Тепло» было выдано предупреждение (исх. № 03/9071 от 19.09.2014 г.) о прекращении бездействия, которое содержит признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В установленный срок ООО «Тепло» не исполнило предупреждение Кемеровского УФАС России от 19.09.2014 г., в связи с чем признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в бездействии ООО «Тепло» в части рассмотрения заявки ООО «Кузбасская энергосетевая компания» от 25.04.2014 г., устранены не были.

В соответствии с частью 8 статьи 391 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Приказом Кемеровского УФАС России от 27.10.2014 г. № 266 в отношении                 ООО «Тепло» возбуждено дело № 89/А-10-2014 по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 27.10.2014 г. (исх. № 03/10594 от 28.10.2014 г.) рассмотрение дела № 89/А-10-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 21.11.2014 г.

21.11.2014 г. на рассмотрении дела № 89/А-10-2014 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия пришла к выводу, что для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 89/А-10-2014 необходимо истребование дополнительных доказательств.

Определением от 21.11.2014 г. (исх. № 03/11669 от 26.11.2014 г.) рассмотрение дела № 89/А-10-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено до 22.01.2015 г.

На заседании Комиссии, состоявшемся 22.01.2015 г., представители                           ООО «Кузбасская энергосетевая компания» поддержали требования, изложенные в заявлении о нарушении ООО «Тепло» требований антимонопольного законодательства, и ходатайствовали о выдаче ООО «Тепло» предписания о понуждении заключения договора на подключение к системе теплоснабжения принадлежащих ООО «Кузбасская энергосетевая компания» объектов капитального строительства.

Представители ООО «Тепло» пояснили, что на момент рассмотрения обращений ООО «Кузбасская энергосетевая компания» специалисты ООО «Тепло» пришли к выводу об отсутствии у общества технической возможности подключения к системе теплоснабжения дополнительной нагрузки. Однако в разработанной позднее по заказу администрации Яйского муниципального района Схеме теплоснабжения Яйского городского поселения на период 2014-2019 г.г. содержится информация об отсутствии дефицита тепловой мощности на существующих источниках  тепловой  энергии  с  планируемым  подключением  перспективной  нагрузки. Таким образом, в настоящее время обстоятельства, указанные в качестве причины отказа ООО «Кузбасская энергосетевая компания» в подключении к системе теплоснабжения отсутствуют.

Изучив материалы дела № 89/А-10-2014, заслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

ООО «Тепло» владеет объектами коммунальной инфраструктуры по теплоснабжению, расположенными в п.г.т. Яя, на основании договоров аренды муниципального имущества Яйского городского поселения и является теплоснабжающей организацией на территории п.г.т. Яя Кемеровской области.

25.04.2014 г. ООО «Кузбасская энергосетевая компания» обратилось в адрес           ООО «Тепло» с заявкой (№ 10-02/129 от 25.04.2014 г.; вх. № А/108 от 25.04.2014 г.) на подключение к системе теплоснабжения теплопотребляющих установок объектов, принадлежащих ООО «Кузбасская энергосетевая компания» и расположенных по адресу: п.г.т. Яя, ул. Комсомольская, № 21, с максимальной тепловой нагрузкой 0,0891 Гкал/час.

Согласно заявлению ООО «Кузбасская энергосетевая компания» по состоянию на 22.07.2014 г. какой-либо ответ от ООО «Тепло» на вышеуказанную заявку в адрес               ООО «Кузбасская энергосетевая компания» не поступал.

Из документов, представленных ООО «Тепло» в адрес Кемеровского УФАС России, также не следует, что общество рассмотрело заявку ООО «Кузбасская энергосетевая компания» (№ 10-02/129 от 25.04.2014 г.; вх. № А/108 от 25.04.2014 г.) на подключение к системе теплоснабжения теплопотребляющих установок объектов, принадлежащих ООО «Кузбасская энергосетевая компания» и расположенных по адресам: п.г.т. Яя, ул. Комсомольская, № 21.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Законом о теплоснабжении и Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012          № 307 (далее - Правила подключения).

Согласно части  (см. текст в предыдущей редакции)

 

2 статьи 14 Закона о теплоснабжении вышеуказанное подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации. Правила выбора теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, к которой следует обращаться заинтересованным в подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения лицам и которая не вправе отказать им в услуге по такому подключению (технологическому присоединению) и в заключении соответствующего договора, устанавливаются Правилами подключения.

Частью  (см. текст в предыдущей редакции)

 

3 статьи 14 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения и при наличии свободной мощности в соответствующей точке подключения (технологического присоединения) отказ потребителю, в том числе застройщику, в заключении договора на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства, находящегося в границах определенного схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения, не допускается.

В соответствии с пунктом 3 Правил подключения подключение к системам теплоснабжения осуществляется на основании договора о подключении к системам теплоснабжения (далее - договор о подключении).

По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение, а заявитель обязуется выполнить действия по подготовке объекта к подключению и оплатить услуги по подключению.

Основанием для заключения договора о подключении является подача заявителем заявки на подключение к системе теплоснабжения, в том числе в случае необходимости подключения к системам теплоснабжения вновь создаваемого или созданного подключаемого объекта, но не подключенного к системам теплоснабжения.

Пунктом 4 Правил подключения установлено, что договор о подключении является публичным для теплоснабжающих и теплосетевых организаций.

В соответствии с пунктом 8 Правил подключения теплоснабжающая или теплосетевая организация, к которой следует обращаться заявителям, определяется в соответствии с зонами эксплуатационной ответственности таких организаций, определенных в схеме теплоснабжения поселения, городского округа.

Для заключения договора о подключении заявитель направляет в адрес исполнителя заявку на подключение к системе теплоснабжения, которая содержит ряд сведений и документов, предусмотренных пунктами 11, 12 и 48 Правил подключения (пункты 11, 12 Правил подключения).

Согласно пункту 14 Правил подключения в случае несоблюдения заявителем требований, предъявляемых к содержанию заявки и составу прилагаемых документов, предусмотренных пунктами 11, 12 и 48 Правил, исполнитель в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 3 месяцев с даты получения указанного уведомления представить недостающие документы и сведения.

В случае представления сведений и документов, указанных в пунктах 11, 12 и 48 Правил подключения, в полном объеме, исполнитель в течение 30 дней с даты их получения направляет заявителю подписанный проект договора о подключении в 2 экземплярах.

ООО «Тепло» в установленные Правилами подключения сроками не направило в адрес ООО «Кузбасская энергосетевая компания» ни проекта договора на подключение к системе теплоснабжения объектов, принадлежащих ООО «Кузбасская энергосетевая компания», ни каких-либо уведомлений о необходимости предоставления сведений, предусмотренных Правилами подключения.

Следовательно, ООО «Тепло» бездействовало в части рассмотрения заявки              ООО «Кузбасская энергосетевая компания» № 10-02/129 от 25.04.2014 г. на подключение к системе теплоснабжения.

19.09.2014 г. Кемеровским УФАС России в порядке статьи 391 Закона о защите конкуренции ООО «Тепло» было выдано предупреждение (№ 03/9071) о прекращении бездействия, выразившегося в уклонении от заключения договора и выдачи технических условий на подключение к системе теплоснабжения теплопотребляющих установок объектов, принадлежащих ООО «Кузбасская энергосетевая компания» и расположенных по адресу: п.г.т. Яя, ул. Комсомольская, № 21, по заявке ООО «Кузбасская энергосетевая компания» от 25.04.2014 г. (вх. № А/108), содержащего признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

21.10.2014 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило письмо ООО «Тепло» (вх. № 8277), в котором сообщалось, что в целях выполнения предупреждения о прекращении бездействия от 19.09.2014 г. № 03/9071 ООО «Тепло» направило письмо (исх. № 1/211 от 09.10.2014 г.) в адрес Администрации Яйского района и Администрации Яйского городского поселения с предложением о включении в Схему теплоснабжения мероприятий по обеспечению технической возможности подключения теплопотребляющих установок объектов, принадлежащих ООО «Кузбасская энергосетевая компания» и расположенных по адресу: п.г.т. Яя, ул. Комсомольская, № 21, а также письмо (исх. № 1/210 от 20.10.2014 г.) в адрес ООО «Кузбасская энергосетевая компания», в котором ООО «Тепло» сообщило об отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения объектов ООО «Кузбасская энергосетевая компания».

Однако в разработанной и утвержденной Схеме теплоснабжения Яйского городского поселения на период 2014-2019 г.г. содержится информация об отсутствии дефицита тепловой мощности на существующих источниках  тепловой  энергии, включая котельную по ул. Омской, от которой по сведениям ООО «Тепло» (письмо от 19.12.2014 г. № 1/275), возможно осуществить подключение объектов ООО «Кузбасская энергосетевая компания» путем устройства теплотрассы (350 м.).

При этом радиус эффективного теплоснабжения, рассчитанный в Схеме теплоснабжения Яйского городского поселения на период 2014-2019 г.г., составляет              6,2 км.

Таким образом, уклонение ООО «Тепло» от заключения договора на подключение к системе теплоснабжения теплопотребляющих установок объектов, принадлежащих ООО «Кузбасская энергосетевая компания» и расположенных по адресу: п.г.т. Яя,                   ул. Комсомольская, № 21, по заявке № 10-02/129 от 25.04.2014 г.                                                (вх. № А/108 от 25.04.2014 г.) нарушает требования части 3 статьи 14 Закона о теплоснабжении и и ущемляет интересы ООО «Кузбасская энергосетевая компания», имеющего намерения в подключении своих объектов к централизованному теплоснабжению.

Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области осуществляет тарифное регулирование ООО «Тепло». В 2013-2014 г. действовали тарифы на тепловую энергию, реализуемую ООО «Тепло» (п.г.т. Яя) на потребительском рынке Яйского района, компенсирующие расходы общества на производство и передачу тепловой энергии потребителям.

В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Закона о теплоснабжении  передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.

Обязательство по передаче и поставке тепловой энергии возникает у теплоснабжающей (теплосетевой) организации только после осуществления подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления подключения к системе теплоснабжения.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Передача тепловой энергии неразрывно связана с подключением к системе теплоснабжения, услуги по осуществлению мероприятий по подключению к системе теплоснабжения оказываются непосредственно с целью последующей передачи тепловой энергии для потребителя (подключение к системе теплоснабжения является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче тепловой энергии). Возможность заключения договора на передачу тепловой энергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для теплосетевой организации договора на подключение к системе теплоснабжения.

Следовательно, услуги по осуществлению подключения к системе теплоснабжения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи тепловой энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.

При этом данная услуга может быть оказана только теплоснабжающей или теплосетевой организацией, к тепловым сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему теплопотребляющие установки.

Услуги по передаче тепловой энергии согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ООО «Тепло», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой тепловыми сетями ООО «Тепло» в п.г.т. Яя Кемеровской области.

Статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, бездействие ООО «Тепло» в части рассмотрения заявки                ООО «Кузбасская энергосетевая компания» № 10-02/129 от 25.04.2014 г. на подключение к системе теплоснабжения, выразившееся в уклонении от заключения договора на подключение к системе теплоснабжения, результатом которого явилось ущемление интересов ООО «Кузбасская энергосетевая компания», квалифицировано Комиссией как злоупотребление ООО «Тепло» доминирующим положением на рынке передачи тепловой энергии и является  нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Учитывая ходатайство ООО «Кузбасская энергосетевая компания» о выдаче            ООО «Тепло» предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства, а также то, что на момент рассмотрения дела № 89/А-10-2014 нарушение антимонопольного законодательства ООО «Тепло» не устранено, Комиссия считает необходимым в рамках своих полномочий выдать обществу предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Сведений о материальном ущербе, причиненном ООО «Кузбасская энергосетевая компания» вследствие нарушения ООО «Тепло» антимонопольного законодательства, в адрес Кемеровского УФАС России не представлено.

 Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

решила:

1. Признать ООО «Тепло» нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» посредством бездействия            ООО «Тепло» в части рассмотрения заявки  ООО «Кузбасская энергосетевая компания» № 10-02/129 от 25.04.2014 г. на подключение к системе теплоснабжения, выразившемся в уклонении от заключения договора на подключение к системе теплоснабжения результатом которого явилось ущемление интересов ООО «Кузбасская энергосетевая компания».

2. Выдать ООО «Тепло» предписание о прекращении нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Председатель Комиссии:                                                                                      Н.Е. Кухарская

 

Члены Комиссии:                          отпуск (приказ № 04-о от 23.01.2015 г.)     А.М. Давыдова

С.Н. Фризен

Г.Н. Ананьева

Е.А. Акимова

 

В соответствии со статьёй 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.    

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны