Решение б/н Решение по делу № 89/Р-2018 от 22 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

«10» января 2019г.                                                                                       г.  Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Заместителя председателя Комиссии:

 

<…> -

 

заместитель  руководителя управления;

Членов Комиссии:                     

<…>-

начальника отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков;

 

<…> -

специалиста - эксперта   отдела рекламы и недобросовестной конкуренции и финансовых рынков,

рассмотрев дело № 89/Р-2018, возбужденное в отношении <…> (далее – <…>, адрес: <…>) по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006  № 38-ФЗ  «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление физического лица о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы в поисковой системе «Яндекс» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Из обращения следует, что при наборе в поисковой системе «Яндекс» словосочетания «адвокат Кемерово» появляется реклама содержащая словосочетание «адвокат», «юридическая консультация» (https:// yandex.ru/ search/ ?text= адвокат%20 кемерово&lr=64&rnd=37717). В дальнейшем, при нажатии на ссылки (обозначенные как реклама)  содержащие словосочетания «адвокат», «юридическая консультация» открываются сайты, где коммерческие организации и физические лица привлекая доверителей, называют себя тем или иным адвокатским образованием, не имея никакого отношения к адвокатам и адвокатской деятельности.

Кемеровским УФАС России составлен акт осмотра рекламы от 25.09.2018, размещенной в поисковой системе «Яндекс» и установлено, что в поисковой системе «Яндекс» в информационно-телекоммуникационной сети интернет по ссылке, представленной заявителем, размещена следующая реклама: «Адвокат в Кемерово - Гражданский юрист Тарифы Резюме Практика Контакты <…>Гражданский юрист реклама Опыт 10 лет! Разрешим любые правовые споры. Обращайтесь! Опыт высокое качество. Доступные цены Звоните Контактная информация <…> круглосуточно».

Из ответа Общества с ограниченной ответственностью «Яндекс» (исх. от 10.10.2018 № 105113) следует, что рекламодателем вышеуказанной рекламы является <…>.

16.11.2018 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 89/Р-2018 в отношении <…> и назначено к рассмотрению на 10.01.2019 в 09  часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес <…> (распечатка с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

09.01.2019 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения от <…>  (исх. от 09.01.2019 № 14э),  согласно которым в сентябре 2018, <…> был сделан заказ разработки рекламной кампании у фрилансера на сайте www.kwork.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В объем работы фрилансера входила работа по подбору ключевых слов рекламной кампании, формирование рекламных текстов, которые в последующем должны были показывать в  поисковой системе «Яндекс». Принимая результат выполненной работы, <…> не проверил текст рекламы.

10.01.2019  состоялось рассмотрение дела № 89/Р-2018 в отсутствие <…>, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление физического лица о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы в поисковой системе «Яндекс» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Из обращения следует, что при наборе в поисковой системе «Яндекс» словосочетания «адвокат Кемерово» появляется реклама содержащая словосочетание «адвокат», «юридическая консультация» (https:// yandex.ru/ search/ ?text= адвокат%20 кемерово&lr=64&rnd=37717). В дальнейшем, при нажатии на ссылки (обозначенные как реклама)  содержащие словосочетания «адвокат», «юридическая консультация» открываются сайты, где коммерческие организации и физические лица привлекая доверителей, называют себя тем или иным адвокатским образованием, не имея никакого отношения к адвокатам и адвокатской деятельности.

Кемеровским УФАС России составлен акт осмотра рекламы от 25.09.2018, размещенной в поисковой системе «Яндекс» и установлено, что в поисковой системе «Яндекс» в информационно-телекоммуникационной сети интернет по ссылке, представленной заявителем, размещена следующая реклама: «Адвокат в Кемерово - Гражданский юрист Тарифы Резюме Практика Контакты <…> Гражданский юрист реклама Опыт 10 лет! Разрешим любые правовые споры. Обращайтесь! Опыт высокое качество. Доступные цены Звоните Контактная информация <…> круглосуточно».

Из ответа Общества с ограниченной ответственностью «Яндекс» (исх. от 10.10.2018 № 105113) следует, что рекламодателем вышеуказанной рекламы являются <…>.

Реклама размещалась в поисковой  системе «Яндекс» в рамках договора на условиях оферты  на оказание услуг «Яндекс.Директ», заключенного между Общества с ограниченной ответственностью «Яндекс» и <…>. Период размещения: с 19.09.2018 по 25.09.2018.                         

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. При этом товар определен как продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).

Товар, согласно пункту 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе» – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с действующим законодательством реклама имеет следующие признаки:

Первый признак рекламы - адресованность информации неопределенному кругу лиц.

Второй признак рекламы - направленность на привлечение внимания к объекту рекламирования.

В данном случае в сети «Интернет» в поисковой системе «Яндекс» при наборе словосочетания «адвокат», «юридическая консультация» (https: // yandex. ru /search/ ?text = адвокат %20кемерово&lr= 64&rnd=37717),  содержится информация, направленная на привлечение внимания к услугам, их продвижению на рынке, следовательно, данная информация подпадает под определение рекламы, поскольку в ней присутствуют признака рекламы.

  • части 1 статьи 1 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации») адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.

В соответствии со статьей 5 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» использование в наименованиях организаций и общественных объединений терминов «адвокатская деятельность», «адвокатура», «адвокат», «адвокатская палата», «адвокатское образование», «юридическая консультация» или словосочетаний, включающих в себя эти термины, допускается только адвокатами и созданными в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, организациями.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

На официальном сайте «Адвокатской палаты Кемеровской области» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отсутствует информация о том, что <…> является членом адвокатской палаты Кемеровской области (составлен акт от 25.10.2018).

В нарушение данной правовой нормы в тексте спорной рекламы  содержаться словосочетание и термин («юридическая консультация», «адвокат»), использование которых в соответствии с ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» допускается только адвокатами и созданными в порядке, установленном настоящим Законом.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе»  ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель.

В данном случае рекламодателем является <…>.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России      

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать ненадлежащей рекламу <…>  (адрес: <…>), размещенную в поисковой системе «Яндекс» (период размещения: с 19.09.2018 по 25.09.2018), поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Не выдавать предписание <…> в связи с окончанием срока размещения рекламы.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме «22» января 2019 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

 

Заместитель председателя Комиссии

Члены Комиссии

 

<…>

<…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны