Решение №ТМ/9999/23 Решение по делу №042/05/5-1269/2023 от 1 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Индивидуальному предпринимателю

<...>

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 042/05/5-1269/2023

 

«30» октября 2023г. г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместителя

председателя Комиссии:

<...> -

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

<...> -

начальника отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции;

 

<...> -

главного специалиста - эксперта отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

 

 

рассмотрев дело № 042/05/5-1269/2023, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя <...> (адрес: <...>, далее – ИП <...>) по признакам нарушения пунктов 2, 3, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление физического лица от 01.09.2023, перенаправленное Прокуратурой Центрального района г. Новокузнецка (исх. от 12.09.2023 № 2778ж-2023/20320017/Исорг1007-23, вх. от 15.09.2023 № 8649/23) о наличии признаков нарушения требований ФЗ «О рекламе», из которых следует, что в редакцию обратились жители г.Новокузнецка, которые на протяжении нескольких месяцев получают предписания о поверке счетчиков, в которых скрыта реклама коммерческой организации. Также в заявлении содержится ссылка на материал, опубликованный по указанной теме в сети интернет.

На территории г. Новокузнецка в подъездах многоквартирных жилых домов, распространяются рекламные листовки (предписания за август 2023) следующего содержания:

«Предписание от 14 августа 2023 г. согласно № 102- ФЗ г. Новокузнецк

Федеральный закон РФ об обеспечении единства измерений (в ред.Федеральных законов от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 30.11.2011 № 347-ФЗ, от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 02.12.2013 № 38-ФЗ, от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 21.07.2014 № 254-ФЗ, от 13.07.2015 № 233-ФЗ, от 27.12.2019 №496-ФЗ, от 27.10.2020 № 248-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ).

Согласно Федеральному закону от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а также постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую проверку, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления.

Приборы учета воды, установленные в вашей квартире, имеют межпроверочный интервал и нуждаются в обязательной метрологической проверке, без проведения которой приборы считаются непригодными для водопотребления.

Обращаем ваше внимание на утвержденный график проведения поверки приборов учета воды в вашем доме: работы по поверке будут проводиться с 14 августа по 31 августа 2023 года. В целях соблюдения нормативов пользования приборами учета воды и дальнейшей эксплуатации рекомендуем Вам обратиться для оформления заявки по телефону <...>.

Данное предписание направлено повторно.

Составил (подпись) <...>»

В верхней центральной части рекламной листовки размещается изображение официальных государственных символов, сходные с изображением государственного герба Российской Федерации, т.е. неправомерно используется официальная символика Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2, 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара, об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

25.09.2023 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/5-1269/2023 в отношении ИП <...> и назначено к рассмотрению на 30.10.2023 на 11 часов 00 минут. Копия данного определения была направлена в адрес ИП <...> заказным письмом с уведомлением о вручении, а также заявителю по электронной почте (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с пометкой «вручение адресату» имеется в материалах дела).

25.10.2023 определением о продлении рассмотрения дела № 042/05/5-1269/2023 срок рассмотрения дела был продлен до 25.12.2023. Копия данного определения была направлена в адрес ИП <...> заказным письмом с уведомлением о вручении и заявителю по электронной почте (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» об отправке почтовой корреспонденции имеются в материалах дела).

30.10.2023 состоялось рассмотрение дела № 042042/05/5-1269/2023 в отсутствие лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с пометкой «вручение адресату» имеется в материалах дела).

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

На территории г. Новокузнецка в подъездах многоквартирных жилых домов, распространяются рекламные листовки (предписания за август 2023) следующего содержания:

«Предписание от 14 августа 2023 г. согласно № 102- ФЗ г. Новокузнецк

Федеральный закон РФ об обеспечении единства измерений (в ред.Федеральных законов от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 30.11.2011 № 347-ФЗ, от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 02.12.2013 № 38-ФЗ, от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 21.07.2014 № 254-ФЗ, от 13.07.2015 № 233-ФЗ, от 27.12.2019 № 496-ФЗ, от 27.10.2020 № 248-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ).

Согласно Федеральному закону от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а также постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую проверку, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления.

Приборы учета воды, установленные в вашей квартире, имеют межпроверочный интервал и нуждаются в обязательной метрологической проверке, без проведения которой приборы считаются непригодными для водопотребления.

Обращаем ваше внимание на утвержденный график проведения поверки приборов учета воды в вашем доме: работы по поверке будут проводиться с 14 августа по 31 августа 2023 года.В целях соблюдения нормативов пользования приборами учета воды и дальнейшей эксплуатации рекомендуем Вам обратиться для оформления заявки по телефону <...>.

Данное предписание направлено повторно.

Составил (подпись) <...>»

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Информация, указанная в рассматриваемом предписании, является рекламой, так как распространена при помощи рекламных листовок, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Из содержания текста рекламной информации, содержащегося в рассматриваемых извещениях следует, что объектом рекламирования являются услуги по проведению поверки приборов учета воды организацией «ЖКХ-СЕРВИС Новокузнецк».

Целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить. Закон не предъявляет требования указать всю существенную информацию, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге).

В соответствии с пунктами 2, 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара, об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

Использование в рассматриваемом предписании следующих слов и словосочетаний: «индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления», «Граждане (потребители) обязаны обеспечить проведение проверок……, Вам необходимо оставить заявку…», «работы по поверке будут проводиться с 14.08.2023 по 31.08.2023г.» создает у потребителей впечатление об обязательности приобретения данной услуги именно у «ЖКХ - СЕРВИС Новокузнецк».

Кроме того, форма изложения рекламной информации в виде предписания, извещения со штрих-кодом может быть воспринята потребителями как обязательное к исполнению распоряжение снабжающей организации к совершению действий по поверке приборов учета воды в указанные в листовке (извещении) сроки, а также обязательности приобретения данной услуги у «ЖКХ - СЕРВИС Новокузнецк».

Ссылки в рекламе на нормативно-правовые акты, а также утверждение об обязательности поверки приборов учета вводят потребителей в заблуждение, создают впечатление о проведении данных работ определенной организацией и необходимости обращения в «ЖКХ –СЕРВИС Новокузнецк» для соблюдения требований действующего законодательства.

В рассматриваемых рекламных листовках (предписаниях) указано, что поверка будет проводиться с 14.08.2023 по 31.08.2023г. Такое указание в рекламе создает у потребителей впечатление о плановости проведения работ. В действительности не установлено, что работы являются плановыми, проводятся в соответствии с графиком.

Таким образом, в рекламных листовках (предписаниях) усматриваются признаки нарушения пунктов 2, 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку они содержат недостоверные сведения относительно характеристик и условий потребления данной услуги гражданами, а также недостоверные сведения относительно возможности приобретения данных услуг в определенное время.

В соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций.

Пунктом 2 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что в рекламе не допускается указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами.

Также согласно части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) в рекламе не допускается.

Спорная рекламная листовка (предписание) с изображением в верхней центральной части официальных государственных символов, сходных с изображением государственного герба Российской Федерации, содержит признаки нарушения требования пункта 8 части 3, пункта 2 части 5, части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку в рекламной листовке использовано изображение государственного герба Российской Федерации.

В силу пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит недостоверные сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Рассматриваемая реклама содержит недостоверные сведения относительно лица, оказывающего услуги, поскольку фактически услуги рекламирует и представляет ИП <...>, сведений о регистрации юридических лиц с наименованием «ЖКХ - СЕРВИС Новокузнецк» на территории г. Новокузнецка в ЕГРЮЛ не содержится.

Кроме того, наименование «ЖКХ-СЕРВИС Новокузнецк» создает впечатление о возможности приобретения услуг только у данного хозяйствующего субъекта. У потребителей создается впечатление о том, что «ЖКХ-СЕРВИС Новокузнецк» является некой муниципальной организацией обслуживания объектов ЖКХ, а также указывает на преимущество перед другими хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по поверке приборов учета, тогда как в действительности данного преимущества не существует.

Таким образом, спорная реклама также содержит недостоверные сведения относительно наименования лица, оказывающего услугу, что вступает в противоречие с требованиями пункта 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктами 2, 3, 8, 20 части 3, пункта 2 части 5, части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несёт рекламодатель.

В данном случае рекламодателем является ИП <...>.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия Кемеровского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ИП <...>(адрес: <...>), размещенную в распространяемых рекламных листовках (предписаниях) в подъездах многоквартирных жилых домов на территории г. Новокузнецка, поскольку данная реклама вступает в противоречие с требованиями пунктов 2, 3, 8, 20 части 3, пункта 2 части 5, части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Предписание ИП <...> (адрес: <...>) о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с истечением срока проведения поверки водосчетчиков.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме « » октября 2023 года.

 

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 37 ФЗ «О рекламе».

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

 

Члены Комиссии:

 

<...>

 

 

<...>

 

 

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны