Решение №09/2187 по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства... от 30 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 042/05/28-226/2022

 

«28» марта 2022г.                                                                                г.  Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

 

<…> -

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:                     

<…>-

начальника отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

 

<…>-

ведущего специалиста-эксперта отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 042/05/28-226/2022, возбужденное  в отношении индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>, адрес регистрации: <…>) по признакам нарушения пункта 1 части 2, пунктов 1, 2 части 3 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),                                                                                                                                  

УСТАНОВИЛА:

В адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение управления городского развития администрации г. Кемерово (исх. от 24.12.2021 № 06-01-09 5434, вх. от 24.12.2021 № 5309) о наличии признаков нарушения требований ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы по адресу г. Кемерово, пр. Шахтеров, 83.

Из обращения следует, что по информации Межрайонной ИФНС № 15 по Кемеровской области – Кузбассу, деятельность по указанному адресу осуществляет ИП <…>.

Рекламная информация размещена на остеклении входной группы посредством декоративной пленки на самоклеящейся основе. На самоклеящейся пленке присутствует рекламная информация, в том числе о выдаче денег под залог, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к деятельности и продвижение на рынке товаров и услуг «КомиссионТорг Ломбард», следующего содержания:

 «0% переплата рассрочка Самые низкие цены в Кузбассе!»;

«КомиссионТорг ЛОМБАРД Нужны деньги? Мы дадим! Под залог: ноутбуков, телефонов, недвижимости, бытовой техники, авто- мототехники, ювелирных изделий, электроинструментов, спортивного инвентаря, туристического инвентаря Берем все!».

   В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

   В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

  Частью 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

Также в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

24.02.2022 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/28-226/2022 в отношении ИП <…> и назначено к рассмотрению на 28.03.2022 в 09 часов 30 минут. Копия данного определения была направлена в адрес лиц, участвующих в деле  заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеются в материалах дела).

24.03.2022 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ИП <…> (исх. от 18.03.2022), из которых следует, что из положений части 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» следует, что относительно установления обязанности получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции данные положения распространяются на собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции.

Под владельцем рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) понимается собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Также ИП <…> не занимается деятельностью по выдаче займов под залог товара. У ИП <…> есть три вида деятельности: покупка, продажа, комиссия. Более никакими видами деятельности комиссионный магазин «КомиссионТорг» не занимается, банковских услуг не оказывает, займы под проценты не выдает, залогов под имущество не принимает.

Что касается упоминания в рекламе слова «Ломбард», до 01.01.2022 по указанному адресу осуществляло деятельность ООО «КТЛ», а в настоящее время ИП <…>, в связи с чем, размещение рекламных записей на баннерах и окнах производилось ООО «КТЛ».

В настоящее время реклама демонтирована (фотография прилагается).

Также ИП <…> заявил ходатайство о рассмотрении данного дела в его отсутствие.

28.03.2022 состоялось рассмотрение дела № 042/05/28-226/2022 в отсутствие  лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила.

В адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение управления городского развития администрации г. Кемерово (исх. от 24.12.2021 № 06-01-09 5434, вх. от 24.12.2021 № 5309) о наличии признаков нарушения требований ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы по адресу г. Кемерово, пр. Шахтеров, 83 следующего содержания:

«0% переплата рассрочка Самые низкие цены в Кузбассе!»;

«КомиссионТорг ЛОМБАРД Нужны деньги? Мы дадим! Под залог: ноутбуков, телефонов, недвижимости, бытовой техники, авто- мототехники, ювелирных изделий, электроинструментов, спортивного инвентаря, туристического инвентаря Берем все!».

Указанная рекламная информация размещена на остеклении входной группы посредством декоративной пленки на самоклеящейся основе. На самоклеящейся пленке присутствует рекламная информация, в том числе о выдаче денег под залог, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к деятельности и продвижение на рынке товаров и услуг «КомиссионТорг Ломбард».

Из письменных пояснений ИП <…> следует, что в данном случае индивидуальный предприниматель не является собственником рекламной конструкции, в связи с чем, не может нести ответственность за ее размещение в соответствии с частью 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе».

Вместе с тем, Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что в данном случае признаки нарушения требований части 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» не установлены, дело № 042/05/28-226/2022 по указанной норме не возбуждалось.

Также из пояснений ИП <…> следует, что деятельность по выдаче займов под залог ИП <…> не осуществляется, информация о выдаче займов под залог была размещена ООО «КТЛ», так как до 01.01.2022 деятельность по адресу г. Кемерово, пр. Шахтеров, 83, осуществляло ООО «КТЛ».

Вместе с тем, в материалы данного дела управлением городского развития администрации г. Кемерово представлена копия ответа Межрайонной ИФНС России № 15 по Кемеровской области – Кузбассу от 17.11.2021 (исх. № 27-20/015291), в соответствии с которым по состоянию на 26.10.2021 деятельность по адресу г. Кемерово, пр. Шахтеров, 83, осуществлял ИП <…>.

Статьей 4 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Таким образом, правом заниматься профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских кредитов и займов наделен ограниченный круг лиц, к которому ИП <…> по своей организационно – правовой форме не относится.

Реклама «0% переплата рассрочка Самые низкие цены в Кузбассе!», «КомиссионТорг ЛОМБАРД Нужны деньги? Мы дадим! Под залог: ноутбуков, телефонов, недвижимости, бытовой техники, авто- мототехники, ювелирных изделий, электроинструментов, спортивного инвентаря, туристического инвентаря Берем все!», содержит все признаки рекламы, доступна неопределенному кругу лиц, содержит слова «залог», «рассрочка», что дает основание потребителю предполагать, что ИП <…> осуществляет данные виды деятельности.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Частью 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

ИП <…> не является финансовой организацией, наделенной правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, а также по предоставлению рассрочки.      

Пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

Также в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»»  при анализе информации, содержащейся в рекламе, судам необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся. Суды должны учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства. Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Использование сведений о преимуществах оказываемых услуг не противоречит законодательству о рекламе, в случае если такое преимущество подтверждено документально.

Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений относительно самого рекламодателя может создать у потребителя неверное представление о его статусе, существе оказываемых им услуг и качестве товаров.

Таким образом, использование в рекламе обозначения «Самые низкие цены в Кузбассе!» является нарушением пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку данная информация не подтверждена документально.

Частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований пункта 1 части 2, пунктов 1, 2 части 3 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28   ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В данном случае рекламодателем является  ИП <…>.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России,     

РЕШИЛА:

1.Признать ненадлежащей рекламу индивидуального предпринимателя <…> (адрес регистрации: <…>), размещенную по адресу г. Кемерово, пр. Шахтеров, 83, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2, пунктов 1, 2 части 3 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

   2.Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать в связи с устранением нарушения.

   3.Передать материалы дела уполномоченному  должностному  лицу  Кемеровского УФАС России  для  возбуждения  дела  об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме «30»  марта 2022 года.

 Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 37 ФЗ «О рекламе».

Связанные организации

Связанные организации не указаны