Решение (комиссия) №ТМ/1470/24 Решение по делу № 042/01/10-932/2023 от 21 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Руководителю ООО «Чистый Город Кемерово»

650036, г. Кемерово, ул. Мирная, д.9, офис 110

info@sibtko.ru

 

Руководителю ООО «МП САХ»

650024, г. Кемерово, ул. Автозаводская, д.10А

sahkemerovo@rambler.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 042/01/10-932/2023

 

г. Кемерово, ул. Ноградская, д.5

Резолютивная часть решения оглашена «05» февраля 2024 г.

В полном объеме решение изготовлено «19» февраля 2024 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (Кемеровское УФАС России) по рассмотрению настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

<...> – начальник отдела ЖКХ, транспорта и связи;

 

<...> – главный специалист-эксперт отдела ЖКХ, транспорта и связи;

<...> – главный специалист-эксперт отдела ЖКХ, транспорта и связи,

при участии:

<...> – представителя ООО «МП Спецавтохозяйство» по доверенности;

<...> – представителя ООО «Чистый Город Кемерово» по доверенности,

рассмотрев дело № 042/01/10-932/2023, возбужденное по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Чистый Город Кемерово» ИНН 4205284801 (650036, г. Кемерово, ул. Мирная, д.9, офис 110) (далее - ООО «Чистый Город Кемерово»; Ответчик) пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ФЗ № 135-ФЗ),

УСТАНОВИЛА:

14.07.2023 приказом Кемеровского УФАС России № 40/23, по результатам рассмотрения заявления ООО «МП Спецавтохозяйство» (ООО «МП САХ»; Заявитель), возбуждено дело № 042/01/10-932/2023 по признакам нарушения ООО «Чистый Город Кемерово» пункта 9 части 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ, выразившегося в не определении территорий, на которых образуется не менее 50 % твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности данного регионального оператора, поскольку неопределение указанных территорий не порождает у данного регионального оператора обязанности проведения торгов по выбору оператора по транспортированию твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории его деятельности, тем самым создает не предусмотренные законодательством РФ препятствия доступу на рынок транспортирования ТКО в зоне деятельности данного регионального оператора заинтересованным хозяйствующим субъектам.

Определением от 17.07.2023 рассмотрение дела № 042/01/10-932/2023 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 31.08.2023 на 15 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, д.5.

18.07.2023 от Ответчика поступило ходатайство об ознакомлении с материалами дела. 09.08.2023 представитель Ответчика ознакомился с материалами дела.

16.08.2023 от ООО «Чистый Город Кемерово» поступили пояснения по делу, согласно которым Ответчик вменяемое нарушение не признает, поскольку при проведении конкурсного отбора, по результатам которого Ответчик получил статус регионального оператора по обращению с отходами Кемеровской области - Кузбасса в зоне деятельности «Север», требование к формированию цен на услуги по транспортированию ТКО отсутствовало. В соглашении, заключенном между региональным оператором и уполномоченным органом исполнительной власти, такое требование также не установлено. Региональный оператор определяет территории и формирует лоты посредством объявления торгов, иных требований к порядку определения территорий действующее законодательство РФ не содержит. На период 2021-2023 гг Ответчиком в отношении всех территорий, входящих в его зону деятельности, были проведены электронные аукционы по правилам Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ФЗ № 44-ФЗ). На случай расторжения договоров на оказание услуг по транспортированию ТКО, решение о последующем заключении договоров тем или иным способом принималось ООО «Чистый Город Кемерово» при условии соблюдения требования о сохранении доли отторгованных территорий не менее 50 %. Согласно ответу ФАС России, направленному по запросу ООО «Чистый Город Кемерово», выбор территорий осуществляется региональным оператором самостоятельно посредством объявления торгов.

31.08.2023 с участием представителя Ответчика состоялось рассмотрение настоящего дела, на котором представитель ООО «Чистый Город Кемерово» полностью поддержала представленные пояснения, указала, что законодательство РФ не содержит требований об определении региональным оператором территорий, на которых образуется не менее 50 % ТКО (по массе отходов), образующихся в зоне его деятельности. Кроме того, отсутствуют требования к порядку определения данных территорий, где и как региональный оператор должен размещать данные сведения, в связи с чем не понятно каким образом Ответчик должен был определить данные территории. В настоящее время территории, на которых операторы по транспортированию ТКО в зоне деятельности Ответчика определены посредством проведения электронных торгов составляют более 80 %. В связи с претензиями антимонопольного органа к Ответчику, содержащимися в настоящем деле, территории, на которых образуется не менее 50 % ТКО (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности Ответчика, просила считать территории, на которых операторы по транспортированию ТКО в зоне деятельности Ответчика определены посредством проведения электронных торгов.

В результате рассмотрения 31.08.2023 настоящего дела Комиссией установлена необходимость получения дополнительных доказательств, в связи с чем определением от 31.08.2023 рассмотрение настоящего дела отложено 31.10.2023 на 15 часов 00 минут.

Определением от 19.09.2023 срок рассмотрения настоящего дела продлен до 17.04.2024.

31.10.2023 с участием представителя Ответчика состоялось рассмотрение настоящего дела, на котором представитель ООО «Чистый Город Кемерово» полностью поддержала представленные ранее доводы и пояснения. Вновь обратила внимание Комиссии на тот факт, что в законодательстве РФ не прописан механизм определения региональным оператором территорий, на которых образуется не менее 50 % ТКО (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора, в связи с чем считает, что данные территории были определены ООО «Чистый Город Кемерово» путем проведения торгов в 2020 году по выбору операторов по транспортированию ТКО в зоне деятельности ООО «Чистый Город Кемерово». Пояснила, что торги по выбору оператора по транспортировке ТКО в г. Кемерово на замену ООО «МП САХ», в связи с досрочным расторжением с ним договора № 11-13/САХ на оказание услуг по транспортированию ТКО от 08.12.2020, по настоящее время не проводились. Не проведение торгов, в том числе, связано с неопределенностью разрешения вопроса, рассматриваемого в настоящем деле, а именно: каким образом должны определяться региональным оператором территории, на которых образуется не менее 50 % ТКО (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора. В декабре 2023 году заканчиваются сроки у всех договоров, заключенных в 2020 году на транспортирование ТКО в зоне деятельности ООО «Чистый Город Кемерово» и в настоящее время готовятся документы и сведения для проведения торгов по выбору операторов по транспортировке ТКО в зоне деятельности ООО «Чистый Город Кемерово» на новый период, и неразмещение таких торгов, по состоянию на дату рассмотрения дела, также связано с неопределенностью разрешения указанного вопроса.

В результате рассмотрения настоящего дела Комиссией установлена необходимость получения дополнительных доказательств, в связи с чем определением от 31.10.2023 рассмотрение дела отложено на 05.12.2023 на 15 часов 00 минут.

Уведомлением от 05.12.2023 рассмотрение настоящего дела перенесено на 21.12.2023 на 15 часов 00 минут.

На рассмотрение дела представитель Ответчика представила письменные дополнения, согласно которым ООО «Чистый Город Кемерово» с вменяемым нарушением не согласно, законодательство РФ не содержит требований о необходимости издания региональным оператором какого-либо акта, осуществления каких-либо действий для определения территорий, в отношении которых должны быть организованы торги, он обязан лишь объявить торги в доле не менее 50 % по правилам ФЗ № 44-ФЗ, сформировав при этом лоты, и разместить данную информацию в Единой информационной системы в сфере проведения торгов (ЕИС). С учетом требований Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) и Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 № 1133 (далее – Правила № 1133) Ответчиком были сформированы более 3 лотов в отношении всей территории, входящей в зону его деятельности и проведены торги.

21.12.2023 состоялось рассмотрение настоящего дела, на котором представитель Заявителя подтвердила наличие ущемление интересов ООО «МП САХ» действиями Ответчика, какие-либо пояснения по обстоятельствам дела дать не смогла. Представитель Ответчика вновь поддержала пояснения, согласно которым во вменяемом бездействии ООО «Чистый Город Кемерово» отсутствуют признаки нарушения требований антимонопольного законодательства. Указала, что проведение в 2020 году торгов в отношении 100 % территории, на которой Ответчиком осуществляется деятельность регионального оператора по обращению с ТКО, не значит, что таким образом он определил территории, в отношении которых должны обязательно проводиться торги в порядке, установленном Законом № 89-ФЗ, Правилами № 1133 и ФЗ № 44-ФЗ. Ответчик не обязан каким-либо образом определять такие территории, иного законодательство РФ не содержит.

В результате рассмотрения настоящего дела Комиссией установлена необходимость получения дополнительных доказательств, в связи с чем определением от 21.12.2023 рассмотрение настоящего дела отложено на 05.02.2024 на 15 часов 00 минут.

05.02.2024 с участием представителей Заявителя и ООО «Чистый Город Кемерово» состоялось рассмотрение настоящего дела, на котором они полностью поддержали все пояснения и доводы, представленные ранее в ходе рассмотрения дела.

Изучив материалы дела № 042/01/10-932/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, выслушав представителей Заявителя и ООО «Чистый Город Кемерово», Комиссия установила следующее:

Пунктами 1, 2 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно пункту 4 статьи 24.6 ФЗ № 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» (далее - Постановление № 881).

В соответствии с пунктом 8 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 № 367 утверждена территориальная схема обращения Кемеровской области с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО (далее – Территориальная схема обращения с ТКО). В соответствии с пунктом 11 раздела «Особенности региона» Территориальной схемы обращения с ТКО территория Кемеровской области разделена на две зоны - «Юг» и «Север».

ООО «Чистый город Кемерово» осуществляет деятельность в зоне «Север» Кемеровской области - Кузбасса, на основании соглашения от 22.11.2018 с департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области, заключенного по результатам открытого конкурса на присвоение статуса регионального оператора по обращению с ТКО и права на организацию деятельности по обращению с ТКО на территории зоны «Север» Кемеровской области (далее – Соглашение). Дополнительным соглашением № 1 от 10.09.2021 к Соглашению департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области по тексту Соглашения заменен на Министерство жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса в связи с переименованием.

Частью 3 статьи 24.8 Закона № 89-ФЗ установлено, что Правительство РФ определяет случаи, при которых цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов, в том числе определяет случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, и устанавливает порядок этого согласования.

На основании указанной нормы Правилами проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию ТКО для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133 (далее – Правила № 1133), установлен порядок проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора по обращению с ТКО, случаи, при которых цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора формируются по результатам торгов, в том числе случаи, когда условия проведения торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, а также порядок такого согласования.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 1133 цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в следующих случаях:

а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 % ТКО (по массе отходов), образующихся на территории субъекта РФ;

б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов РФ и региональным оператором.

В силу пункта 10 Правил № 1133 региональный оператор обязан провести аукцион в случаях, установленных:

а) подпунктом «а» пункта 3 Правил № 1133, - в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 % ТКО (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора;

б) подпунктом «б» пункта 3 Правил № 1133, - в отношении территорий, указанных в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и соглашении с субъектом РФ.

Установлено, что в документации о проведении конкурсного отбора регионального оператора, по результатам проведения которого ООО «Чистый Город Кемерово» было выбрано региональным оператором Кемеровской области – Кузбасса в зоне деятельности «Север», и в Соглашении обязанность проведения торгов на оказание услуг по транспортированию ТКО на ООО «Чистый Город Кемерово» не возложена.

Из взаимосвязанного, комплексного толкования пунктов 3 и 10 Правил № 1133 следует, что региональный оператор, в зоне деятельности которого образуется более 30 % ТКО (по массе отходов), образующихся на территории субъекта РФ, обязан сформировать цены на транспортирование не менее 50 % ТКО (по массе отходов), образующихся в указанной зоне деятельности регионального оператора посредством проведения торгов, следовательно обязан определить территории, на которых образуется не менее 50 % ТКО (по массе отходов), образующихся в зоне его деятельности. Данный вывод согласуется со сложившейся судебной практикой (постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.03.2022 по делу № А75-20770/2020, от 18.11.2021 по делу № А75-20790/2020, от 31.03.2021 по делу № А75-3165/2020 и т.д.), а также с Письмом Минэкономразвития России от 04.06.2019 № Д05и-18413.

Согласно Таблице № 13 Территориальной схемы обращения с ТКО на территории зоны «Север» в Кемеровской области - Кузбассе в 2023 году должно образоваться 430 633 тонн ТКО, что составляет более 30 % ТКО (по массе отходов), образующихся на территории Кемеровской области – Кузбасса.

Установлено, что ООО «Чистый Город Кемерово» в целях определения операторов по транспортированию ТКО и формирования цены на транспортирование ТКО в зоне своей деятельности в период с 01.01.2021 по 31.12.2023, были проведены торги в порядке, предусмотренным Правилами № 1133, в отношении 100 % территории на которой данный региональный оператор осуществляет деятельность в Кемеровской области – Кузбассе. Поскольку законодательством не предусмотрен порядок определения территорий, на которых образуется не менее 50 % ТКО (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора, следовательно, региональный оператор не связан какими-либо требованиями в данной части и может определять данные территории в любом порядке по своему усмотрению. В связи с чем, Комиссия считает, что, проведя торги по выбору операторов по транспортированию ТКО в период с 01.01.2021 по 31.12.2023 гг, в отношении 100 % территории, на которой ООО «Чистый Город Кемерово» осуществляет деятельность по обращению с отходами на территории Кемеровской области – Кузбасса, в порядке, установленном Правилами № 1133, данный региональный оператор тем самым определил территории, указанные в подпункте «а» пункта 10 Правил № 1133.

08.12.2020 по итогам электронного аукциона (протокол от 26.11.2020 № в ЕИС 2100700002320000014-2-1) между ООО «МП САХ» и ООО «Чистый Город Кемерово» заключен договор № 11-13/САХ на оказание услуг по транспортированию ТКО сроком действия с 01.01.2021 года по 31.12.2023 (далее - Договор № 11-13/САХ), согласно п.1.1, 1.2 которого Оператор (ООО «МП САХ») по заданию Регионального оператора (ООО «Чистый Город Кемерово») обязуется оказывать услуги по транспортированию ТКО, в том числе крупногабаритных, в границах территории в пределах зоны деятельности Регионального оператора (далее – Территория обслуживания), а именно: осуществлять погрузку ТКО в местах их накопления, их дальнейшие транспортирование и передачу в места приема и передачи операторам по обращению с ТКО в соответствии с Территориальной схемой обращения с ТКО, а Региональный оператор обязуется оплачивать оказанные ему услуги. Территория обслуживания (место оказания услуг) определена в Приложении № 1 к Договору № 11-13/САХ, и включает: ж.р. Кедровка, ж.р. Промышленновский, Кировский, Заводский и Центральный районы г. Кемерово.

Согласно Приложению № 4 к Договору № 11-13/САХ местом приема и передачи ТКО является Перспективный полигон в Кемеровском муниципальном округе (полигон промышленных и коммунальных отходов III-V классов опасности, расположенный в Кемеровской области – Кузбассе, Кемеровском муниципальном округе, п. Пригородном, ул. Трудовая, 26, 26А, влюченным в ГРОРО под № 42-00463-З-00376-070420).

ООО «Чистый Город Кемерово» направило в адрес ООО «МП САХ» решение об одностороннем отказе от исполнения договора от 10.04.2023 № 786 (далее – Решение), полученное последним 10.04.2023 (вх. № 0030). Согласно данному решению региональный оператор, руководствуясь п.10.4 Договора № 11-13/САХ, в связи неоднократными нарушениями ООО «МП САХ» в период с сентября 2021 по октябрь 2022 п.4.1.10 Договора - графика транспортирования ТКО, что подтверждается направленными претензиями № 3265/5 от 30.09.2021, № 3657/1 от 29.10.2021, № 3999/7 от 30.11.2021, № 4310 от 30.12.2021, № 1039 от 15.04.2022, № 1040 от 15.04.2022, № 1042 от 15.04.2022, № 1418 от 22.05.2022, № 2365 от 07.09.2022, № 2364 от 07.09.2022, № 2541 от 29.09.2022, № 2553 от 30.09.2022, № 2725 от 25.10.2022, № 2726 от 25.10.2022, № 3007 от 29.11.2022 и актами о нарушении Оператором своих обязательств по Договору № 11-13/САХ, решил в одностороннем порядке отказаться от исполнения Договора № 11-13/САХ. В соответствии с указанным решением Договор № 11-13/САХ считается расторгнутым с 15.04.2023, но не ранее чем через 3 (три) рабочих дня с даты уведомления Региональным оператором ООО «МП САХ» о таком одностороннем отказе от исполнения обязательств по договору, следовательно, Договор № 11-13/САХ считается расторгнутым с 15.04.2023. С 15.04.2023 доступ транспортных средств ООО «МП САХ» на полигон промышленных и коммунальных отходов III-IV классов опасности в г. Кемерово, ООО «Экопром» не будет обеспечиваться.

ООО «МП САХ» направило ООО «Чистый Город Кемерово» ответ № 0056 от 13.04.2023 на Решение, полученное последним 13.04.2023, согласно которому Заявитель с данным решением не согласен, поскольку в силу п.10.4 Договора № 11-13/САХ односторонний отказ Регионального оператора от исполнения данного договора возможен только в том случае, если в течение календарного года по вине оператора были допущены нарушения Графика транспортирования ТКО, подтвержденные актами о нарушении Оператором своих обязательств, составленные в порядке предусмотренном Договором № 11-13/САХ. В 2023 году в адрес ООО «МП САХ» не поступали акты, подтверждающие нарушение ООО «МП САХ» условий п.4.1.10 Договора № 11-13/САХ. ООО «МП САХ» считает также, что ООО «Чистый Город Кемерово» неверно определило дату расторжения Договора № 11-13/САХ, в силу п.10.5 данного договора он расторгнут 13.04.2023. Исходя из смысла п.7.10 Договора № 11-13/САХ при расторжении договора стороны проводят сверку расчетов, которой подтверждают объем услуг, оказанных Оператором. По состоянию на 12.04.2023 в адрес ООО «МП САХ» акты сверок не поступали, в связи с чем Договор № 11-13/САХ считается действующим. В связи с изложенным ООО «МП САХ» предлагало ООО «Чистый Город Кемерово» для расторжения Договора № 11-13/САХ обратиться в Арбитражный суд Кемеровской области.

Согласно п.10.4 Договора № 11-13/САХ Региональный оператор вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора, в том числе, в случае, который признается существенным нарушением его условий, если в течение календарного года по вине Оператора были допущены (2 и более раз) нарушения Графика транспортирования ТКО, подтвержденные актами о нарушении Оператором своих обязательств, составленные в порядке, предусмотренном настоящим договором.

В силу п.4.1.10 Договора № 11-13/САХ Оператор обязан не допускать нарушений периодичности и времени вывоза ТКО, согласованных сторонами в Графике транспортирования ТКО, а также в заявках и уведомлениях Регионального оператора.

Комиссией не выявлено в действиях ООО «Чистый Город Кемерово», выразившиеся в одностороннем расторжении Договора № 11-13/САХ, нарушений требований данного соглашения.

В соответствии с п.10.5 Договора № 11-13/САХ решение Регионального оператора об одностороннем отказе от исполнения Договора вступает в силу и договор считается расторгнутым через 3 (три) рабочих дня с даты надлежащего уведомления Региональным оператором Оператора о таком одностороннем отказе от исполнения обязательств по Договору.

Учитывая получение Заявителем Решения 10.04.2023 Договор № 11-13/САХ считается расторгнутым с 14.04.2023. Вместе с тем указание в Решении о том, что Договор № 11-13/САХ считается расторгнутым с 15.04.2023 не является существенным нарушением, влекущим какие-либо правовые последствия для выводов об отсутствии оснований расторжения Договора № 11-13/САХ. Доступ к полигону отходов ООО «Чистый Город Кемерово» ограничил для ООО «МП САХ» с 15.04.2023, т.е. после даты расторжения Договора № 11-13/САХ, тем самым нарушений законных прав и интересов со стороны Регионального оператора в отношении ООО «МП САХ» не допущено.

Согласно п.10.7 Договора № 11-13/САХ при расторжении договора стороны производят сверку расчетов, которой подтверждается объем услуг, оказанных Оператором.

Вместе с тем, отсутствие в соответствии с указанным пунктом сверки расчетов не влияет на правоотношения, касающиеся расторжения Договора № 11-13/САХ, поскольку касаются лишь вопросов расчетов по нему.

В связи с решением от 10.04.2023 об одностороннем отказе от исполнения Договора № 11-13/САХ и невозможности приостановки оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО, ООО «Чистый Город Кемерово» 14.04.2023 в адрес операторов по транспортированию ТКО, имеющих лицензию на указанный вид деятельности - ООО «Транслогистик», ООО «Чистый город», ООО «РОССА-Кемерово», направлены запросы о возможности заключения договора на оказание услуг по транспортированию ТКО на территории Кемеровского городского округа. Из вышеуказанных операторов по транспортированию ТКО, согласие на заключение данного договора выразило только ООО «Чистый город», являвшееся действующим оператором ТКО по транспортированию ТКО на территории Кемеровского городского округа, поскольку между ООО «Чистый Город Кемерово» и ООО «Чистый город» 14.10.2020 по результатам аукциона в электронной форме с реестровым номером в ЕИС 2100700002320000005 заключен договор на оказание услуг по транспортированию ТКО № 1-12/ЧГ (далее - Договор № 1-12/ЧГ) на части территории Кемеровского городского округа. Согласно п.3.2 договора № 1-12/ЧГ Региональный оператор (ООО «Чистый Город Кемерово») по согласованию с Оператором (ООО «Чистый город») в ходе исполнения договора вправе изменить предусмотренный договором объем услуги при изменении потребности в услуге, на оказание которой заключен договор. При этом по соглашению Сторон допускается изменение цены договора пропорционально дополнительному объему услуги исходя из установленной цены единицы услуги. Согласно п.10.8 Договора № 1-12/ЧГ стороны вправе, по взаимному соглашению, изменять условия договора в связи с необходимостью увеличения объема оказываемых услуг, порядка расчетов по договору и в иных случаях, не противоречащих действующему законодательству РФ. В связи с изложенным 19.04.2023 между ООО «Чистый Город Кемерово» и ООО «Чистый город» подписано дополнительное соглашение о внесении изменений в Договор № 1-12/ЧГ, в том числе в части территории обслуживания и объема оказываемых услуг.

Согласно подпункту «ж» пункта 5 Правил № 1133 при проведении аукциона на организатора аукциона не распространяются положения ФЗ № 44-ФЗ, регламентирующие изменение и расторжение контракта.

Учитывая вышеизложенное, на регионального оператора, как организатора торгов по определению операторов по транспортированию ТКО и формированию цены на транспортирование ТКО в зоне своей деятельности, не распространяются требования ФЗ № 44-ФЗ в случае изменения и расторжения договоров, заключенных на торгах в порядке, предусмотренном Правилами № 1133.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ФЗ № 223-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Следовательно, закупки по выбору операторов по транспортированию ТКО и формированию цены на транспортирование ТКО в зоне своей деятельности, в случае расторжения ранее заключенных соответствующих договоров, ООО «Чистый Город Кемерово» обязано проводить в соответствии с требованиями ФЗ № 223-ФЗ.

01.12.2022 ООО «Чистый Город Кемерово» в ЕИС опубликована редакция 6 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «Чистый Город Кемерово» в (далее – Положение о закупке), действующее при заключении 19.04.2023 между ООО «Чистый Город Кемерово» и ООО «Чистый город» дополнительного соглашения о внесении изменений в Договор № 1-12/ЧГ.

В силу пунктов 1.3.1 и 1.3.3 Положения о закупке закупки могут быть конкурентными и неконкурентными. Неконкурентной признается закупка, осуществленная у единственного поставщика.

Согласно подпунктам 5, 26, 49 пункта 8.1 Положения о закупке заказчик (ООО «Чистый Город Кемерово») вправе осуществлять закупку у единственного поставщика в случаях если:

заключаются договоры на оказание услуг, в том числе, по обращению с твердыми коммунальными отходами;

приобретаются услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов;

предыдущий договор в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по такому договору расторгнут и временные затраты на проведение повторной процедуры закупки невозможны. При этом договор заключается на тех же условиях, что и расторгнутый договор. В случае, если до расторжения договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем) были частично исполнены обязательства по договору, новый договор заключается на неисполненную часть договора и с пропорционально уменьшенной ценой договора.

Учитывая вышеизложенное Комиссией не выявлено нарушений требований ФЗ № 223-ФЗ при заключении 19.04.2023 дополнительного соглашения о внесении изменений в Договор № 1-12/ЧГ, поскольку ООО «Чистый Город Кемерово» действовало в соответствии с требованиями Положения о закупке.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Как указано выше Законом № 89-ФЗ предусмотрена обязанность регионального оператора обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории конкретной зоны деятельности в соответствии с региональной программой и территориальной схемой в области обращения с отходами.

Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО регулируются Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), разделом I(1) которых урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Пунктом 5 Правил № 1156 предусмотрено заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО только с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления.

Таким образом, физические и юридические лица не имеют возможности заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с иными хозяйствующими субъектами, кроме как с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления.

Учитывая вышеизложенное, региональный оператор является лицом, оказывающим решающее влияние на общие условия рынка услуг по обращению с ТКО и (или) способным устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам на установленной территории деятельности, в связи с чем ООО «Чистый Город Кемерово» занимает доминирующее положение на рынке обращения ТКО на территории Кемеровской области – Кузбасса в зоне деятельности «Север», на которой является региональным оператором обращения с ТКО.

В силу пункта 9 части 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Учитывая вышеизложенное, поскольку: ООО «Чистый Город Кемерово» определены территории на которых образуется не менее 50 % ТКО (по массе отходов), образующихся в зоне его деятельности, в период с 01.01.2021 по 31.12.2023; на регионального оператора не распространяются требования ФЗ № 44-ФЗ при определении операторов по транспортированию ТКО и формировании цены на транспортирование ТКО в зоне его деятельности по результатам досрочного расторжения соответствующих договоров, заключенных в соответствии с требованиями Правил № 1133; не выявлено нарушений при заключении 19.04.2023 между ООО «Чистый Город Кемерово» и ООО «Чистый город» дополнительного соглашения о внесении изменений в Договор № 1-12/ЧГ, нарушение требований пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в действиях ООО «Чистый Город Кемерово» отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 ФЗ № 135-ФЗ, Комиссия

РЕШИЛА:

прекратить рассмотрение дела № 042/01/10-932/2023 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ООО «Чистый Город Кемерово» ИНН 4205284801.

 

 

 

Председатель Комиссии:

<...>

 

Члены Комиссии:

<...>

 

<...>

 

 

<...>


 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

ООО «Чистый город Кемерово»
ИНН 4205284801, ОГРН 1144205004987
ООО "МП САХ"
ИНН 4205234705, ОГРН 1114205044073