Решение №09/2874 по признакам нарушения законодательства о рекламе от 31 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
«23» марта 2021г. г. Кемерово
Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместителя председателя Комиссии: |
<…> - |
заместителя руководителя управления; |
Членов Комиссии: |
<…> - <…> - |
начальника отдела рекламы и недобросовестной конкуренции; ведущего специалиста – эксперта отдела рекламы и недобросовестной конкуренции, |
рассмотрев дело № 042/05/20-1726/2020, возбужденное в отношении Междуреченского государственного пассажирского автотранспортного предприятия Кузбасса (далее - Междуреченское ГПАТП Кузбасса, ОГРН 1034214004110, ИНН 4214019817, КПП 421401001, дата регистрации: 23.06.2003, юридический адрес: 652870, Кемеровская область-Кузбасс, г. Междуреченск, 110 подстанция территория, 0) о распространении рекламы, содержащей признаки нарушения части 5 статьи 20 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили материалы управления ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области (исх. от 20.10.2020 № 5/10823, вх. от 21.10.2020 № 7334э) о наличии признаков нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы на автобусе, создающей угрозу безопасности дорожного движения.
Из представленных материалов следует, что 19.10.2020 в г. Междуреченске произошло дорожно-транспортное происшествие с участием рейсового автобуса ПАЗ 320412, государственный регистрационный знак <…> (принадлежит и эксплуатируется Междуреченское ГПАТП Кузбасса) и легкового автомобиля NISSAN CEFIRO.
При изучении обстоятельств указанного происшествия были выявлены нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» в части размещения на транспортном средстве рекламы.
В представленных материалах содержатся фотографии автобуса, с нанесенной на заднее стекло рекламой следующего содержания: «asia Азия строй инвест Профнастил Черепица Евроштакетник Металлосайдинг г. Новокузнецк Кузнецкое шоссе 12 собственное производство Новинка!!! Металлосайдинг «брус», «бревно» (3843) 600-204, (3843) 601-570 в размер за сутки!». Данная реклама размещена на автобусе ПАЗ 320412, с государственным регистрационным знаком <…>, принадлежит и эксплуатируется Междуреченское ГПАТП Кузбасса.
В соответствии с частью 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.
22.10.2020 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/20-1726/2020 в отношении Междуреченское ГПАТП Кузбасса и назначено к рассмотрению на 08.12.2020 на 10 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес Междуреченское ГПАТП Кузбасса, а также в адрес управления ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта АО «почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеются в материалах дела).
08.12.2020 состоялось рассмотрение дела № 042/05/20-1726/2020 путем видеоконференцсвязи при участии представителя Междуреченского ГПАТП Кузбасса <…> по доверенности от 01.12.2020 № <…>, которая заявила устное ходатайство об ознакомлении с материалами дела.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств.
Определением от 08.12.2020 рассмотрение дела № 042/05/20-1726/2020 было отложено на 26.01.2021 в 11 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес Междуреченское ГПАТП Кузбасса, а также в адрес управления ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области заказными письмами с уведомлением о вручении.
26.01.2021 Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотрение дела № 042/05/20-1726/2020 отложить, в связи с отсутствием сведений о надлежащем уведомлении Междуреченского ГПАТП Кузбасса о дате, времени и месте рассмотрения данного дела, а также для получения дополнительных доказательств по делу.
Определением от 26.01.2021 рассмотрение дела № 042/05/20-1726/2020 было отложено на 23.03.2021 в 10 часов 00 минут. Копия определения об отложении рассмотрения данного дела была направлена в адрес Междуреченское ГПАТП Кузбасса, а также в адрес управления ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеются в материалах дела).
01.03.2021 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения Междуреченское ГПАТП Кузбасса (исх. от 24.02.2021 № М125), из которых следует, что в силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Между тем, исходя из материалов дела, административным органом протокол осмотра места совершения административного правонарушения в соответствии с требованиями статьи 27.8 КоАП РФ не составлялся.
При указанных обстоятельствах у Комиссии Кемеровского УФАС России нет оснований для рассмотрения дела (квалификации).
Также в материалы данного дела Междуреченское ГПАТП Кузбасса представило копию договора о размещении рекламы на транспортном средстве от 10.01.2019 № <…>.
23.03.2021 состоялось рассмотрение дела № 042/05/20-1726/2020 в отсутствие представителя Междуреченского ГПАТП Кузбасса, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.
Рассмотрев материалы дела, Комиссией Кемеровского УФАС России установлено следующее:
В соответствии с пунктом 1 Положения о территориальном органе федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по применению закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с абзацем «А» пункта 2 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила) дела возбуждаются и рассматриваются по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Абзацем «А» пункта 13 Правил установлено, что основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела является поступление из государственных органов и органов местного самоуправления заявлений о нарушении законодательства и материалов, указывающих на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили материалы Управления ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области (исх. от 20.10.2020 № 5/10823, вх. от 21.10.2020 № 7334э) о наличии признаков нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы на автобусе, создающей угрозу безопасности дорожного движения.
Из представленных материалов следует, что 19.10.2020 в г. Междуреченске произошло дорожно-транспортное происшествие с участием рейсового автобуса ПАЗ 320412, государственный регистрационный знак <…> (принадлежит и эксплуатируется Междуреченское ГПАТП Кузбасса) и легкового автомобиля NISSAN CEFIRO.
При изучении обстоятельств указанного происшествия были выявлены нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» в части размещения на транспортном средстве рекламы.
В представленных материалах содержатся фотографии автобуса, с нанесенной на заднее стекло рекламой следующего содержания: «asia Азия строй инвест Профнастил Черепица Евроштакетник Металлосайдинг г. Новокузнецк Кузнецкое шоссе 12 собственное производство Новинка!!! Металлосайдинг «брус», «бревно» (3843) 600-204, (3843) 601-570 в размер за сутки!». Данная реклама размещена на автобусе ПАЗ 320412, с государственным регистрационным знаком <…>, принадлежит и эксплуатируется Междуреченское ГПАТП Кузбасса.
Рассмотрев поступившее обращение, в соответствии с пунктом 20 вышеуказанных Правил, Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/20-1726/2020 о наличии признаков нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктом 2 Положения о федеральном государственном надзоре в области дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2013 № 716, федеральный надзор осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации (МВД России) и его территориальными органами.
Соответственно, оценка транспортного средства на предмет наличия на данном транспортном средстве элементов, создающих угрозу безопасности дорожного движения, входит в компетенцию МВД России и его территориальных органов.
Из представленных Управлением ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области материалов следует, что Требования к безопасности находящихся в эксплуатации транспортных средств установлены Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (далее по тексту - Технический регламент).
В соответствии с пунктом 1.4.12.2 Приложения № 4 к Техническому регламенту любое запасное окно должно: либо легко и быстро открываться изнутри и снаружи транспортного средства при помощи соответствующего приспособления, либо иметь легко разбиваемое предохранительное стекло.
В соответствии с пунктом 13.4 Приложения № 8 к Техническому регламенту, не допускается оборудование салона дополнительными элементами конструкций или создание иных препятствий, ограничивающих доступ к аварийным выходам.
Положениями ГОСТ 32565-2013 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия» определены основные технические требования к стеклам, применяемым в качестве остекления наземного транспорта; легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, эксплуатируемых во всех макроклиматических районах на суше.
В соответствии с Руководством по эксплуатации автобуса ПАЗ 320412, для аварийной эвакуации пассажиров в автобусе имеются запасные выходы: второе и четвертое окно левой боковины, окно задней стенки кузова, люки на крыше с механизмом аварийного привода и пассажирские двери, оборудованные устройством открываний дверей изнутри и снаружи. Окно в задней стенке кузова (легко разбиваемое предохранительное стекло – закаленное полированное стекло) в аварийной ситуации, при необходимости следует разбить молотком при любом способе его крепления в проеме
В связи с чем, нанесение любой пленки на стекло запасного окна влияет на характеристики стекла, в том числе светопропускание, прочность, травмобезопасность и является внесением изменений в конструкцию транспортного средства.
В соответствии с письмом ФАС России от 10.03.2011 № АК/8234 «О разъяснении статьи 20 Закона о рекламе», размещение рекламы на окнах транспортных средств общего пользования (автобусах, троллейбусах, трамваях) будет противоречить части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» в случае, если такая реклама будет ограничивать обзор, в том числе, пассажирам указанных транспортных средств.
В соответствии с частью 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.
На основании изложенного, реклама, нанесенная на заднее стекло автобуса марки ПАЗ 320412, государственный регистрационный номер <…>, содержит признаки нарушения части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе», поскольку ограничивает обзор пассажирам и ограничивает возможность использования данного стекла в качестве запасного выхода, поскольку данное стекло используется в качестве запасного выхода в случае аварии путем его разбивания.
Также в соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, участник дорожного движения – это лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
Также при рассмотрении данного дела Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что в соответствии с пунктом 2.1.2 договора о размещении рекламы на транспортном средстве от 10.01.2019 № 25МГТ19, размещение рекламы на транспорте должно соответствовать требованиям безопасности и правил дорожного движения.
В силу части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение части 5 статьи 20 указанного закона несет рекламораспространитель.
Под рекламораспространителем закон понимает лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 6 статьи 1 ФЗ «О рекламе»).
Таким образом, собственник автотранспортного средства ПАЗ 320412, государственный регистрационный номер <…> – Междуреченское ГПАТП Кузбасса в данном случае является рекламораспространителем.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать Междуреченское государственное пассажирское автотранспортное предприятие Кузбасса (ОГРН 1034214004110, ИНН 4214019817, КПП 421401001, дата регистрации: 23.06.2003, юридический адрес: 652870, Кемеровская область-Кузбасс, г. Междуреченск, 110 подстанция территория, 0) нарушившим требования части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы на заднем стекле автобуса ПАЗ 320412, государственный регистрационный номер <…>, создающей угрозу безопасности дорожного движения, поскольку ограничивает обзор пассажирам и ограничивает возможность использования данного стекла в качестве запасного выхода, поскольку данное стекло используется в качестве запасного выхода в случае аварии путем его разбивания.
2. Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме «31» марта 2021 года.
Решение, предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.