Решение №09/2874 по признакам нарушения законодательства о рекламе от 31 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«23» марта 2021г.                                                                                             г. Кемерово

Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

<…> -

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

<…> -

<…> -

начальника отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

ведущего специалиста – эксперта отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 042/05/20-1726/2020, возбужденное в отношении Междуреченского государственного пассажирского автотранспортного предприятия Кузбасса (далее - Междуреченское ГПАТП Кузбасса, ОГРН 1034214004110, ИНН 4214019817, КПП 421401001, дата регистрации: 23.06.2003, юридический адрес: 652870, Кемеровская область-Кузбасс, г. Междуреченск, 110 подстанция территория, 0) о распространении рекламы, содержащей признаки нарушения части 5 статьи 20  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

  В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили материалы управления ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области (исх. от 20.10.2020 № 5/10823, вх. от 21.10.2020 № 7334э) о наличии признаков нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы на автобусе, создающей угрозу безопасности дорожного движения.

Из представленных материалов следует, что 19.10.2020 в г. Междуреченске произошло дорожно-транспортное происшествие с участием рейсового автобуса ПАЗ 320412, государственный регистрационный знак <…> (принадлежит и эксплуатируется Междуреченское ГПАТП Кузбасса) и легкового автомобиля NISSAN CEFIRO.

При изучении обстоятельств указанного происшествия были выявлены нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» в части размещения на транспортном средстве рекламы.

В представленных материалах содержатся фотографии автобуса, с нанесенной на заднее стекло рекламой следующего содержания:  «asia Азия строй инвест Профнастил Черепица Евроштакетник Металлосайдинг г. Новокузнецк Кузнецкое шоссе 12 собственное производство Новинка!!! Металлосайдинг «брус», «бревно» (3843) 600-204,  (3843) 601-570 в размер за сутки!». Данная реклама размещена на автобусе ПАЗ 320412, с государственным регистрационным знаком <…>, принадлежит и эксплуатируется  Междуреченское ГПАТП Кузбасса.

В соответствии с частью 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.

22.10.2020 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/20-1726/2020 в отношении Междуреченское ГПАТП Кузбасса и назначено к рассмотрению на 08.12.2020 на 10 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес Междуреченское ГПАТП Кузбасса,                        а также в адрес управления ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта АО «почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеются в материалах дела).

08.12.2020 состоялось рассмотрение дела № 042/05/20-1726/2020 путем видеоконференцсвязи при участии представителя Междуреченского ГПАТП Кузбасса <…> по доверенности от 01.12.2020 № <…>, которая заявила устное ходатайство об ознакомлении с материалами дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств.

Определением от 08.12.2020 рассмотрение дела № 042/05/20-1726/2020 было отложено на 26.01.2021 в 11 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес Междуреченское ГПАТП Кузбасса, а также в адрес управления ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области заказными письмами с уведомлением о вручении.

26.01.2021 Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотрение дела № 042/05/20-1726/2020 отложить, в связи с отсутствием сведений о надлежащем уведомлении Междуреченского ГПАТП Кузбасса о дате, времени и месте рассмотрения данного дела, а также для получения дополнительных доказательств по делу.

Определением от 26.01.2021 рассмотрение дела № 042/05/20-1726/2020 было отложено на 23.03.2021 в 10 часов 00 минут. Копия определения об отложении рассмотрения данного дела была направлена в адрес Междуреченское ГПАТП Кузбасса, а также в адрес управления ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеются в материалах дела).

01.03.2021 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения Междуреченское ГПАТП Кузбасса (исх. от 24.02.2021 № М125), из которых следует, что в силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Между тем, исходя из материалов дела, административным органом протокол осмотра места совершения административного правонарушения в соответствии с требованиями статьи 27.8 КоАП РФ не составлялся.

При указанных обстоятельствах у Комиссии Кемеровского УФАС России нет оснований для рассмотрения дела (квалификации).

Также в материалы данного дела Междуреченское ГПАТП Кузбасса представило копию договора о размещении рекламы на транспортном средстве от 10.01.2019 № <…>.

23.03.2021 состоялось рассмотрение дела № 042/05/20-1726/2020 в отсутствие представителя Междуреченского ГПАТП Кузбасса, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссией Кемеровского УФАС России установлено следующее:

В соответствии с пунктом 1 Положения о территориальном органе  федеральной  антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, территориальный орган Федеральной антимонопольной службы  осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в  сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также  по применению закрытых  способов определения  поставщиков (подрядчиков, исполнителей).           

 В соответствии с абзацем «А» пункта 2 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила) дела возбуждаются и рассматриваются по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Абзацем «А» пункта 13 Правил установлено, что основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела является поступление из государственных органов и органов местного самоуправления заявлений о нарушении законодательства и материалов, указывающих на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили материалы Управления ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области (исх. от 20.10.2020 № 5/10823, вх. от 21.10.2020 № 7334э) о наличии признаков нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы на автобусе, создающей угрозу безопасности дорожного движения.

Из представленных материалов следует, что 19.10.2020 в г. Междуреченске произошло дорожно-транспортное происшествие с участием рейсового автобуса ПАЗ 320412, государственный регистрационный знак <…> (принадлежит и эксплуатируется Междуреченское ГПАТП Кузбасса) и легкового автомобиля NISSAN CEFIRO.

При изучении обстоятельств указанного происшествия были выявлены нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» в части размещения на транспортном средстве рекламы.

В представленных материалах содержатся фотографии автобуса, с нанесенной на заднее стекло рекламой следующего содержания:  «asia Азия строй инвест Профнастил Черепица Евроштакетник Металлосайдинг г. Новокузнецк Кузнецкое шоссе 12 собственное производство Новинка!!! Металлосайдинг «брус», «бревно» (3843) 600-204,  (3843) 601-570 в размер за сутки!». Данная реклама размещена на автобусе ПАЗ 320412, с государственным регистрационным знаком <…>, принадлежит и эксплуатируется  Междуреченское ГПАТП Кузбасса.

Рассмотрев поступившее обращение, в соответствии с пунктом 20 вышеуказанных Правил, Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/20-1726/2020 о наличии признаков нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 2 Положения о федеральном государственном надзоре в области дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2013 № 716, федеральный надзор осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации (МВД России) и его территориальными органами.

Соответственно, оценка транспортного средства на предмет наличия на данном транспортном средстве элементов, создающих угрозу безопасности дорожного движения, входит в компетенцию МВД России и его территориальных органов.

Из представленных Управлением ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области материалов следует, что Требования к безопасности находящихся в эксплуатации транспортных средств установлены Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (далее по тексту - Технический регламент).

В соответствии с пунктом 1.4.12.2 Приложения № 4 к Техническому регламенту любое запасное окно должно: либо легко и быстро открываться изнутри и снаружи транспортного средства при помощи соответствующего приспособления, либо иметь легко разбиваемое предохранительное стекло.

В соответствии с пунктом 13.4 Приложения № 8 к Техническому регламенту, не допускается оборудование салона дополнительными элементами конструкций или создание иных препятствий, ограничивающих доступ к аварийным выходам.

Положениями ГОСТ 32565-2013 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия» определены основные технические требования к стеклам, применяемым в качестве остекления наземного транспорта; легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, эксплуатируемых во всех макроклиматических районах на суше.

В соответствии с Руководством по эксплуатации автобуса ПАЗ 320412, для аварийной эвакуации пассажиров в автобусе имеются запасные выходы: второе и четвертое окно левой боковины, окно задней стенки кузова, люки на крыше с механизмом аварийного привода и пассажирские двери, оборудованные устройством открываний дверей изнутри и снаружи. Окно в задней стенке кузова (легко разбиваемое предохранительное стекло – закаленное полированное стекло) в аварийной ситуации, при необходимости следует разбить молотком при любом способе его крепления в проеме

В связи с чем, нанесение любой пленки на стекло запасного окна влияет на характеристики стекла, в том числе светопропускание, прочность, травмобезопасность и является внесением изменений в конструкцию транспортного средства.

В соответствии с письмом ФАС России от 10.03.2011 № АК/8234 «О разъяснении статьи 20 Закона о рекламе», размещение рекламы на окнах транспортных средств общего пользования (автобусах, троллейбусах, трамваях) будет противоречить части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» в случае, если такая реклама будет ограничивать обзор, в том числе, пассажирам указанных транспортных средств.

В соответствии с частью 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.

На основании изложенного, реклама, нанесенная на заднее стекло автобуса марки ПАЗ 320412, государственный регистрационный номер <…>, содержит признаки нарушения части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе», поскольку ограничивает обзор пассажирам и ограничивает возможность использования данного стекла в качестве запасного выхода, поскольку данное стекло используется в качестве запасного выхода в случае аварии путем его разбивания.

Также в соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, участник дорожного движения – это лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Также при рассмотрении данного дела Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что в соответствии с пунктом 2.1.2 договора о размещении рекламы на транспортном средстве от 10.01.2019 № 25МГТ19, размещение рекламы на транспорте должно соответствовать требованиям безопасности и правил дорожного движения.

В силу части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение части 5 статьи 20 указанного закона несет рекламораспространитель.

Под рекламораспространителем закон понимает лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 6 статьи 1 ФЗ «О рекламе»).

Таким образом, собственник автотранспортного средства ПАЗ 320412, государственный регистрационный номер <…> – Междуреченское ГПАТП Кузбасса в данном случае является рекламораспространителем.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России,      

РЕШИЛА:

1. Признать Междуреченское государственное пассажирское автотранспортное предприятие Кузбасса (ОГРН 1034214004110, ИНН 4214019817, КПП 421401001, дата регистрации: 23.06.2003, юридический адрес: 652870, Кемеровская область-Кузбасс, г. Междуреченск, 110 подстанция территория, 0) нарушившим требования части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы на заднем стекле автобуса ПАЗ 320412, государственный регистрационный номер <…>, создающей угрозу безопасности дорожного движения, поскольку ограничивает обзор пассажирам и ограничивает возможность использования данного стекла в качестве запасного выхода, поскольку данное стекло используется в качестве запасного выхода в случае аварии путем его разбивания.

2. Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу  Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            Решение изготовлено в полном объеме «31» марта 2021 года.

        Решение, предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.

Связанные организации

МЕЖДУРЕЧЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАССАЖИРСКОЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КУЗБАССА
ИНН 4214019817, ОГРН 1034214004110