Решение №09/6020 по обращению от 18 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 042/05/20-2008/2020

«08» июня  2021г.                                                                                               г. Кемерово

Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

<…> -

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

<…> <…>-

начальника отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

ведущего специалиста – эксперта отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 042/05/20-2008/2020, возбужденное в отношении <…> (далее – <…>, адрес: <…>) по признакам нарушения требований части 5 статьи 20 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение ОГИБДД Управления МВД России по г. Кемерово  (исх. от 27.11.2020 № 1/27-6372СЭД, вх. от 03.12.2020 № 5488) о наличии признаков нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы на транспортном средстве ПАЗ 32054, государственный регистрационный знак <…>, создающей угрозу безопасности дорожного движения.

Из представленных материалов следует, что 02.09.2020 в г. Кемерово произошло дорожно - транспортное происшествие с участием рейсового автобуса ПАЗ 32054, государственный регистрационный знак <…> и легкового автомобиля.

При изучении обстоятельств указанного происшествия были выявлены нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» в части размещения на транспортном средстве ПАЗ 32054, государственный регистрационный знак <…> рекламы, нанесенной на заднее стекло следующего содержания:

«Медлайн ФКС…ФГДС…Бесплатно по ДМС…».

Из представленного обращения следует, что автобус ПАЗ 32054, государственный регистрационный знак <…> принадлежит <…>.

        В соответствии с частью 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.

11.12.2020 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/20-2008/2020 в отношении <…> и назначено к рассмотрению на 27.01.2021 на 10 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес <…>, а также в адрес ОГИБДД Управления МВД России по г. Кемерово заказными письмами с уведомлением о вручении (возврат корреспонденции, направленной в адрес <…>, а также распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции заявителю имеются в материалах дела).

27.01.2021 Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотрение дела № 042/05/20-2008/2020 отложить для получения дополнительных доказательств по делу.

Определением от 27.01.201 рассмотрение дела № 042/05/20-2008/2020 было отложено на 24.03.20201 в 09 часов 30 минут. Копия данного определения была направлена в адрес <…>, а также в адрес ОГИБДД Управления МВД России по г. Кемерово заказными письмами с уведомлением о вручении.

24.03.2021 Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотрение дела № 042/05/20-2008/2020 отложить для получения дополнительных доказательств по делу.

Определением от 24.03.2021 рассмотрение дела № 042/05/20-2008/2020 было отложено на 26.04.2021 в 13 часов 30 мнут. Копия определения об отложении рассмотрения данного дела была направлена в адрес <…>, а также в адрес ОГИБДД Управления МВД России по г. Кемерово заказными письмами с уведомлением о вручении.

26.04.2021 Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотрение дела № 042/05/20-2008/2020 отложить в связи с отсутствием сведений о надлежащем уведомлении <…> о дате, времени и месте рассмотрения данного дела, а также для получения дополнительных доказательств по делу.

Определением от 26.04.2021 рассмотрение дела № 042/05/20-2008/2020 было отложено на 08.06.2021 в 09 часов 00 минут. Копия данного определения была направлена в адрес <…>, а также в адрес ОГИБДД Управления МВД России по г. Кемерово заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции заявителю, а также возврат почтовой корреспонденции, направленной в адрес <…> имеются в материалах дела).

08.06.2021 состоялось рассмотрение дела № 042/05/20-2008/2020 в отсутствие лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение ОГИБДД Управления МВД России по г. Кемерово  (исх. от 27.11.2020 № 1/27-6372СЭД, вх. от 03.12.2020 № 5488) о наличии признаков нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы на транспортном средстве ПАЗ 32054, государственный регистрационный знак <…>, создающей угрозу безопасности дорожного движения.

Из представленных материалов следует, что 02.09.2020 в г. Кемерово произошло дорожно – транспортное происшествие с участием рейсового автобуса ПАЗ 32054, государственный регистрационный знак <…> и легкового автомобиля.

При изучении обстоятельств указанного происшествия были выявлены нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» в части размещения на транспортном средстве ПАЗ 32054, государственный регистрационный знак М200ВО142 рекламы, нанесенной на заднее стекло следующего содержания:

«Медлайн ФКС…ФГДС…Бесплатно по ДМС…».

Из представленного обращения следует, что автобус ПАЗ 32054, государственный регистрационный знак <…> принадлежит <…>.

В соответствии с частью 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.

В соответствии с пунктом 2 Положения о федеральном государственном надзоре в области дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2013 № 716, федеральный надзор осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации (МВД России) и его территориальными органами.

Соответственно, оценка транспортного средства на предмет наличия на данном транспортном средстве элементов, создающих угрозу безопасности дорожного движения, входит в компетенцию МВД России и его территориальных органов.

Указанное в материалах данного дела транспортное средство ПАЗ 32054 выпускается ООО «ПАЗ» и относится к транспортным средствам категории М3 согласно классификации, установленной Приложением №1 к Техническому регламенту.

В соответствии с Руководством по эксплуатации автобуса ПАЗ 32053 и его модификаций № 32053-3902010РЭ, для аварийной эвакуации пассажиров в автобусе имеются запасные выходы: первое и четвертое окна левой боковины с выдергивающимися шнурами; легкоразбиваемое окно в задней стенке кузова, люк на крыше с механизмом аварийного открывания и, при однодверном варианте, задняя запасная дверь боковины, а также пассажирская дверь, оборудованная устройством открытия дверей изнутри и снаружи.

В соответствии с пунктом 13.1 раздела 13 «Дополнительные требования к транспортным средствам категорий М2 и М3» Приложения №8 к Техническому регламенту аварийные выходы и устройства приведения их в действие должны быть работоспособны.

В соответствии с пунктом 1.4.12.2 Приложения № 4 к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877, любое запасное окно должно: либо легко и быстро открываться изнутри и снаружи транспортного средства при помощи соответствующего приспособления; либо иметь легко разбиваемое предохранительное стекло. Последнее положение исключает возможность использования слоистого стекла или стекала изготовленного из пластического материала. Вблизи каждого запасного окна должно быть установлено приспособление, легко доступное для лиц, находящихся в транспортном средстве, с тем, чтобы можно было разбить каждое окно.

Положениями ГОСТ 32565-2013 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия» определены основные технические требования к стеклам, применяемым в качестве остекления наземного транспорта; легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, эксплуатируемых во всех макроклиматических районах на суше.

В связи с чем, нанесение любой пленки на стекло запасного окна влияет на характеристики стекла, в том числе светопропускание, прочность, травмобезопасность и является внесением изменений в конструкцию транспортного средства.

В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, участник дорожного движения – это лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

В соответствии с письмом ФАС России от 10.03.2011 № АК/8234 «О разъяснении статьи 20 Закона о рекламе», размещение рекламы на окнах транспортных средств общего пользования (автобусах, троллейбусах, трамваях) будет противоречить части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» в случае, если такая реклама будет ограничивать обзор, в том числе, пассажирам указанных транспортных средств.

Подтверждением наличия угрозы безопасности дорожного движения является также письмо изготовителя автобусов ПАЗ – ООО «ПАЗ» от 13.04.2018 № 018-004-5/82, в котором указывается о недопустимости нанесения дополнительных покрытий на аварийные стекла, поскольку это ограничивает способ их открывания при аварии, так как для обеспечения аварийного выхода требуется разбить стекла.

         Необходимо отметить, что завод – изготовитель при производстве транспортного средства, учитывая его конструктивные особенности, производит транспортное средство с учетом необходимости обеспечения безопасности и имеет право давать соответствующие разъяснения.

Учитывая изложенное, эксплуатация автобуса марки ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…>, с нанесенной на поверхность стекла окна, расположенного в задней части кузова автобуса и одновременно являющегося запасным окном (аварийным выходом), дополнительной пленки, в том числе с информацией рекламного характера, не соответствует требованиям указанного пункта Технического регламента, а также содержит признаки нарушения части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе», поскольку ограничивает обзор пассажирам и ограничивает возможность использования данного стекла в качестве запасного выхода, поскольку данное стекло используется в качестве запасного выхода в случае аварии путем его разбивания.

В силу части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение части 5 статьи 20 указанного закона несет рекламораспространитель.

Под рекламораспространителем закон понимает лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 6 статьи 1 ФЗ «О рекламе»).

Рекламораспространителем в данном случае является <…> как собственник транспортного средства.       Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России,      

РЕШИЛА:

1.Признать ненадлежащей рекламу <…> (адрес: <…>), размещенную  на заднем стекле автобуса ПАЗ 32054,  государственный регистрационный номер М200ВО142, поскольку в ней нарушены требования части 5  статьи 20 ФЗ «О рекламе».

2.Выдать <…> (адрес: <…>) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу  Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «18 июня 2021 года.

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 37 ФЗ «О рекламе».

Связанные организации

Связанные организации не указаны