Решение б/н Решение по жалобе № 93/05-18.1-2016 от 7 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе № 93/05-18.1-2016

                                                           «05» июля 2016 г.                                                                                      г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков, утверждении порядка рассмотрения жалоб в составе:

 

Заместитель председателя комиссии:

Стельмах С.В. – заместитель руководителя Кемеровского УФАС России;

Члены комиссии

Наумова В.В. – начальник отдела ЖКХ, транспорта и связи;

Полякова Ю.А. – начальник отдела контроля органов власти;

Чубуков А.А. – начальник отдела судебной и правовой работы;

Гилева И.С. – главный специалист - эксперт отдела ЖКХ, транспорта и связи;

 

при ведении аудиозаписи заседания Комиссии,

при участии:

- <…> – генерального директора ООО «БазисИнвестСтрой»,

- <…> - представителя ООО «БазисИнвестСтрой» (доверенность от 23.05.2016 б/н),

- <…> – представителя ФБУ «Кемеровский ЦСМ» (доверенность от 04.07.2016 № 23/10-03/83),

рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» жалобу ООО «БазисИнвестСтрой» и материалы жалобы № 93/05-18.1-2016,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

27.06.2016 г. Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба ООО «БазисИнвестСтрой» на действия заказчика – Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Кемеровской области (далее – ФБУ «Кемеровский ЦСМ») при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на «Выполнение работ по строительству двухэтажной постройки к существующему трехэтажному административному зданию ФБУ «Кемеровский ЦСМ», извещение о проведении которого было опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) под   № 31603644105 (далее – Закупка).

По мнению заявителя, нарушения выразились в следующем:

- в документации об открытом конкурсе отсутствуют требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг (Приложение № 2 к документации);

- в документации об открытом конкурсе отсутствуют сведения о материалах, которые должны быть использованы в строительстве;

- в документации об открытом конкурсе отсутствует формула расчета рейтинга (Rci) критерия «Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников», и как следствие невозможность правильного расчета итогового рейтинга заявок Участников и неверное подведение итогов в открытом конкурсе Заказчиком;

- в документации об открытом конкурсе установлен субьективный критерий «Срок предоставления гарантии качества», при расчете которого используется минимальный срок гарантии, а максимальный срок гарантии не учитывается;

- документация об открытом конкурсе в бумажном виде не соответствует извещению об открытом конкурсе в части даты и время окончания подачи заявок и даты и время вскрытия конвертов.

Уведомлением Кемеровского УФАС России от 27.06.2016 г. № 055829 рассмотрение жалобы № 93/05-18.1-2016 было назначено на 05.07.2016 г. на 11 часов 00 минут. Данное уведомление было направлено электронной почтой в адрес ФБУ «Кемеровский ЦСМ» и ООО «БазисИнвестСтрой».

05.07.2016 г. на заседании Комиссии представитель ООО «БазисИнвестСтрой» поддержал доводы, изложенные в жалобе.  

05.07.2016 г. на заседании Комиссии представитель ФБУ «Кемеровский ЦСМ» пояснил следующее: в составе документации была размещена проектно-сметная документация, содержащая в себе исчерпывающую информацию о требуемых товарах. Документация содержит предельно четкие и точные формулировки относитльно расчета, как итогового, так и промежуточного рейтингов.

Подробно доводы ФБУ «Кемеровский ЦСМ» изложены в отзыве на жалобу (вх. № 4398 от 04.07.2016).

Изучив имеющиеся материалы жалобы № 93/05-18.1-2016 и заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

24.12.2015 г. начальником Финансово-экономического управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии утверждено Положение о закупке товаров, работ и услуг Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Кемеровской области» (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 10.1 Положения определены следующие способы закупки:

путем проведения торгов:

- конкурс,

- аукцион.

иные способы закупок:

- запрос предложений,

- запрос цен,

- закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя.

Порядок проведения открытого конкурса отражен в главе III Положения.

В соответствии с пунктом 16.2 Положения извещение о конкурсе должно содержать сведения, предусмотренные в пункте 11.2 настоящего Положения, а также может содержать иные сведения, требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением или разумными пожеланиями Заказчика.

Конкурсная документация должна содержать сведения, предусмотренные в пункте 11.3, статье 14 настоящего Положения, проект договора, а также может содержать иные сведения, требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением или разумными пожеланиями Заказчика (пункт 16.4 Положения).

Согласно пункту 16.5 Положения сведения, содержащиеся в конкурсной документации, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о конкурсе, должны конкретизировать и разъяснять положения извещения о конкурсе.

В соответствии с пунктом 11.3 Положения в документации о закупке должны быть указаны сведения, указанные в извещении о закупке в соответствии с частью 11.2 настоящей статьи Положения, а также:

  • установленные Заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика;
  • требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
  • требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
  • место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
  • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
  • форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
  • порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
  • порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
  • требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
  • формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
  • место и дата рассмотрения предложений (заявок) участников закупки и подведения итогов закупки;
  • критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (для закупок способом конкурса или запроса предложений);
  • порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Приказом и.о. директора ФБУ «Кемеровский ЦСМ» от 10.02.2014 № 53 «О закупочной комиссии» создана постоянно действующая Закупочная комиссия и утверждено Положение о Закупочной комиссии ФБУ «Кемеровский ЦСМ».

Директором ФБУ «Кемеровский ЦСМ» утверждена Документация об открытом конкурсе на выполнение работ по строительству двухэтажной пристройки к существующему трехэтажному административному зданию ФБУ «Кемеровский ЦСМ» (далее – Документация).

В соответствии с разделом 1 Документации работы по строительству двухэтажной пристройки к существующему трехэтажному административному зданию ФБУ «Кемеровский ЦСМ» должны быть выполнены в точном соответствии с объемом и требованиями, предъявляемыми к закупаемым товарам, работам, услугам, указанными в Рабочей документации Шифр 1802-15/КемПРО/ПЭМ.ПР-03 (приложение № 8 к документации об открытом конкурсе).

Разделом 8 Документации установлен гарантийный срок на работы и материалы не менее 36 месяцев с момента подписания акта приемки выполненных работ.

Согласно разделу 14 Документации Дата и время вскрытия конвертов с заявками: 01.06.2016 г. в 10:00. Участник открытого конкурса имеет право подать заявку на участие в открытом конкурсе, изменить свою заявку на участие в открытом конкурсе непосредственно перед началом процедуры вскрытия. Комиссия обязана уведомить всех присутствующих перед началом процедуры вскрытия о такой возможности. С момента вскрытия первого конверта участники не имеют права ни подавать, ни изменять поданные заявки.

Заказчик вправе осуществлять аудио- и видеозапись процедуры вскрытия (раздел 14 Документации).

В разделе 16 Документации прописаны критерии оценки и сопоставления заявок, место, дата и время, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе.

В соответствии с пунктом 3 раздела 16 Документации «Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников» для получения рейтинга заявок по критерию «Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация)» (Rсi) каждой заявке закупочной комиссией выставляется значение от 0 до 100 баллов с учетом нижеуказанных подкритериев. Значение определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии, присуждаемых заявке по критерию.

Оценка по указанному критерию проводится с учетом следующих подкритериев:

  • «опыт выполнения аналогичных работ»
  • «наличие штата сотрудников»
  • «наличие в собственности или в аренде основных фондов, оборудования, транспортных средств, необходимых для выполнения работ в соответствии с требованиями документации».

В качестве подтверждающих документов участниками могут быть предоставлены:

1) Подкритерий «опыт выполнения аналогичных работ»:
- заверенные копии исполненных за последние 3 (три) года до даты размещения извещения об открытом конкурсе 2 договоров (контрактов) на строительство и (или) реконструкцию, и (или) капитальный ремонт объектов капитального строительства с ценой каждого договора (контракта) не менее 30000000,00 руб. (Тридцати миллионов рублей 00 копеек) с обязательным приложением заверенных копий подписанных актов выполненных работ КС-2 и КС-3.

(Непредоставление заверенных копий 2 договоров (контрактов) с обязательным приложением заверенных копий подписанных актов выполненных работ КС-2 и КС-3 – 0 баллов; Предоставление заверенных копий 2 договоров (контрактов) и более с обязательным приложением заверенных копий подписанных актов выполненных работ КС-2 и КС-3 - 70 баллов. Максимальное количество баллов по подкритерию - 70 баллов).

2) Подкритерий «наличие штата сотрудников»:

- заверенные копии трудовых книжек и заверенные копии документов, подтверждающих квалификацию строительных специальностей каждого из сотрудников участника (дипломы о ВО, ДПО, свидетельства, и другие документы по строительным специальностям).

(Непредоставление копий на 3 сотрудников участника (ИТР) и 20 сотрудников участника (рабочие) – 0 баллов; Предоставление копий на 3 сотрудников участника (ИТР) и 20 сотрудников участника (рабочие) – 15 баллов. Максимальное количество баллов по подкритерию - 15 баллов).

3) Подкритерий «наличие в собственности или в аренде основных фондов, оборудования, транспортных средств, необходимых для выполнения работ в соответствии с требованиями документации»:

- заверенные копии инвентарных карточек на основные средства и необходимую спецтехнику или заверенные копии ПТС, или заверенные копии договоров аренды, пользования и др.

(Непредоставление копий документов на все необходимые основные средства и спецтехнику – 0 баллов; Предоставление копий документов на все необходимые основные средства и спецтехнику и более – 15 баллов. Максимальное количество баллов по подкритерию - 15 баллов).

Общая сумма баллов по данному критерию не может превышать 100 баллов.

11.05.2016 г. ФБУ «Кемеровский ЦСМ» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена информация о проведении открытого конкурса на право заключения договора на «Выполнение работ по строительству двухэтажной постройки к существующему трехэтажному административному зданию ФБУ «Кемеровский ЦСМ», включающая в себя извещение, документацию с проектом договора.

В разделе «Документация о закупке» размещены файлы Рабочей документации (приложение № 8 к Документации).

Дата и время окончания срока подачи заявок 31.05.2016 в 17:00.

Дата и время вскрытия конвертов 01.06.2016 в 10:00.

Дата и время рассмотрения заявок 09.06.2016 в 10:00.

Дата и время подведения итогов 14.06.2016 в 10:00.

Согласно протоколу № 39 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 01.06.2016 г. до окончания срока подачи заявок, указанного в извещении о проведении открытого конкурса, поступило 4 заявки в запечатанных конвертах от следующих участников:

  1. ООО «БазисИнвестСтрой».
  2. ООО «Опора и К».
  3. ООО «СМУ-108».
  4. ООО «Строительные технологии».

На основании результатов рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе «Выполнение работ по строительству двухэтажной пристройки к существующему трехэтажному административному зданию ФБУ «Кемеровский ЦСМ» все участники закупки допущены к участию в конкурсе (Протокол № 42 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 09.06.2016 г.).

Согласно Протоколу № 43 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе (подведение итогов конкурса) от 14.06.2016 г. результаты оценки приведены в Приложении № 1, являющемся неотъемлемой частью настоящего Протокола.

Победителем открытого конкурса признан участник, которому присвоен первый номер – ООО «Строительные технологии».

В соответствии с Приложением № 1 участнику ООО «БазисИнвестСтрой» присвоено 0 баллов по подкритериям:

-  «наличие штата сотрудников»;

- «наличие в собственности или в аренде основных средств».

По расчету итогового рейтинга ООО «БазисИнвестСтрой» присвоен четвертый номер.

26.06.2016 г. между ФБУ «Кемеровский ЦСМ» и ООО «Строительные технологии» заключен договор подряда.

Комиссией Кемеровского УФАС России были проанализированы протоколы, составленные в ходе проведения закупки, документация и заявки ООО «БазисИнвестСтрой» и установлено следующее:

  1. Доводы заявителя об отсутствие установленных Заказчиком требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика, не нашли своего подтверждения, так как в соответствии с разделом 1 Документации работы по строительству двухэтажной пристройки к существующему трехэтажному административному зданию ФБУ «Кемеровский ЦСМ» должны быть выполнены в точном соответствии с объемом и требованиями, предъявляемыми к закупаемым товарам, работам, услугам, указанными в Рабочей документации Шифр 1802-15/КемПРО/ПЭМ.ПР-03 (приложение № 8 к документации об открытом конкурсе).

На официальном сайте www.zakupki.gov.ru в разделе «Документация о закупке» размещены файлы Рабочей документации (приложение № 8 к Документации).

  1. Заявитель указывает, что в Документации отсутствует формула расчета рейтинга (Rci) критерия «Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников», и как следствие невозможность правильного расчета итогового рейтинга заявок Участников и неверное подведение итогов в открытом конкурсе Заказчиком.

Установлено, что оценка по указанному критерию проводится с учетом подкритериев: «опыт выполнения аналогичных работ»; «наличие штата сотрудников»; «наличие в собственности или в аренде основных фондов, оборудования, транспортных средств, необходимых для выполнения работ в соответствии с требованиями документации». По каждому подкритерию участники предоставляют подтверждающие документы.  В случае предоставления подтверждающих документов по каждому подкритерию выставляется максимальное количество баллов, в случае не предоставления подтверждающих документов – 0 баллов.

Заявка ООО «БазисИнвестСтрой» по подкритерию «наличие штата сотрудников» содержит штатную численность сотрудников предприятия: 11 сотрудников участника (ИТР) и 20 сотрудников участника (рабочие), с приложением копий трудовых книжек и копий документов, подтверждающих квалификацию.

Следовательно, по подкритерию «наличие штата сотрудников» ООО «БазисИнвестСтрой» должно было быть присвоено максимальное количество баллов по данному подкритерию – 15 баллов.

Между тем согласно Приложению № 1 к Протоколу № 43 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе (подведение итогов конкурса) от 14.06.2016 г. ООО «БазисИнвестСтрой» присвоено 0 баллов.

В соответствии с частью 6 статьи 3  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Таким образом, Закупочной комиссией ФБУ «Кемеровский ЦСМ» были нарушены требования части 6 статьи 3 Закона о закупках.

  1. Что касается довода заявителя, о том, что в Документации критерий «Срок предоставления гарантии качества» является субъективным, так как установлен минимальный срок предоставления гарантии и не установлен максимальный  срок, комиссия приходит к следующему:

В соответствии со статьей 756  Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) при предъявлении требований, связанных с ненадлежащим качеством результата работ, применяются правила, предусмотренные пунктами 1 - 5 статьи 724 настоящего Кодекса.

При этом предельный срок обнаружения недостатков, в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 724 настоящего Кодекса, составляет пять лет.

Согласно части 1 статьи 755 ГК РФ подрядчик, если иное не предусмотрено договором строительного подряда, гарантирует достижение объектом строительства указанных в технической документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором строительного подряда на протяжении гарантийного срока. Установленный законом гарантийный срок может быть увеличен соглашением сторон.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрен максимальный срок предоставления гарантии.

Следовательно, любой участник согласно требованиям документации мог предоставить тот объем гарантий, который был бы приемлем для него.

  1. Довод заявителя о несоответствии Документации извещению об открытом конкурсе в части даты и времени окончания подачи заявок является обоснованным.

Согласно извещению об открытом конкурсе дата и время окончания срока подачи заявок 31.05.2016 в 17:00.

Согласно разделу 14 Документации Дата и время вскрытия конвертов с заявками: 01.06.2016 г. в 10:00. Участник открытого конкурса имеет право подать заявку на участие в открытом конкурсе, изменить свою заявку на участие в открытом конкурсе непосредственно перед началом процедуры вскрытия.

Таким образом, согласно Документации участники имеют право подавать заявки до 01.06.2016 до 10:00.

Следовательно, в извещении об открытом конкурсе и в Документации имеется противоречие, относительно окончания даты и времени подачи заявок.

В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона о закупках извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.

Таким образом, ФБУ «Кемеровский ЦСМ» были нарушены требования части 8 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

Р Е Ш И Л А:

  1. Признать жалобу ООО «БазисИнвестСтрой» № 93/05-18.1-2016 на действия заказчика - ФБУ «Кемеровский ЦСМ» обоснованной.
  2. Признать заказчика - ФБУ «Кемеровский ЦСМ» нарушившим части 8 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011  № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Признать Закупочную комиссию ФБУ «Кемеровский ЦСМ» нарушившей часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011  № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  4. Предписание не выдавать.
  5. Передать материалы должностному лицу Кемеровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного дела.

 

Заместитель председателя комиссии:  

С.В. Стельмах

 

Члены комиссии

В.В. Наумова

 

Ю.А. Полякова

 

А.А. Чубуков

 

И.С. Гилева

 

 

Примечание. В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны