Решение б/н Решение по делу 93/А-15-2014 в отношении комитета образовани... от 16 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«13» февраля 2015 г.                                                                                        г. Кемерово

Резолютивная часть объявлена «30» января 2015 г.

Решение в полном объеме изготовлено «13» февраля 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:

Стельмах С.В. – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

Ланцман Л.И. – И.о. начальника отдела судебной и правовой работы;

 

Саврасов М.Г. – главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти;               

 

Горовых К.П. – ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти;

Ермаченко Н.И. – ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти.

При ведении протокола с использованием средств видеозаписи.

При участии:

- <…> – представителя комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка;

- <…> – представителя муниципального автономного учреждения «Ремонтно-эксплуатационное управление»;

- <…> – представителя муниципального автономного учреждения «Ремонтно-эксплуатационное управление»;  

- <…> – представителя ООО «Производственно-строительная компания «Радикал».

в отсутствие:

- представителей ООО «КузбассИдеалРемонт», физического лица <…> извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела    93/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства.

 

рассмотрев дело № 93/А-15-2014, возбужденное по признакам нарушения комитетом образования и науки администрации г. Новокузнецка (654080, г. Новокузнецк, ул. Кирова, 71) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

 

установила:

 

По результатам рассмотрения обращения физического лица <…> приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 05.11.2014 г. № 278 было возбуждено дело № 93/А-15-2014 г. по признакам нарушения комитетом образования и науки администрации г. Новокузнецка части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции, выразившегося в предоставлении преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, что привело к заключению без проведения торгов:

- договора № 4/12 от 03.09.2012 г. с ООО «Производственно-строительная компания «Радикал»;

- договора № 3/12 от 01.07.2012 г. с ООО «КузбассИдеалРемонт».

Определением от 07.11.2014 г. дело № 93/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 10.12.2014 г. на 11 часов 00 минут.    

24.11.2014 г. в адрес Кемеровского УФАС России от муниципального автономного учреждения «Ремонтно-эксплуатационное управление» (далее – МАУ «РЭУ») поступили письменные пояснения по изложенным в материалах дела № 93/А-15-2014 обстоятельствам.

Из представленных пояснений следует, что МАУ «РЭУ» возражало проводить работы по капитальному ремонту МБ ДОУ «Детский сад №76» в связи со следующим: 1) в Уставе МАУ «РЭУ» нет такого вида деятельности как капитальный ремонт; 2) отсутствует допуск СРО; 3) учреждение не имеет необходимых для такой работы специалистов, а именно: кровельщиков, фасадных альпинистов с допуском, монтажников ПВХ окон и дверей, монтажников металлоконструкций и т.д.

На возражение МАУ «РЭУ» комитетом образования и науки администрации города Новокузнецка был дан ответ о том, что на основании п. 3.7. Устава МАУ «РЭУ» для выполнения установленного Учредителем задания, Учреждение вправе привлекать сторонние организации. Кроме того МАУ «РЭУ» является автономным учреждением и под действие 94-ФЗ в 2012-2013 гг. не подпадало.

27.11.2014 г. в адрес Кемеровского УФАС России от комитета образования и науки администрации города Новокузнецка (далее – КОиН) поступили письменные пояснения по изложенным в материалах дела № 93/А-15-2014 обстоятельствам.

Из представленных пояснений следует, что в соответствии с п. 3.7 Устава МАУ «РЭУ» для выполнения установленного Учредителем задания Учреждение вправе привлекать сторонние организации.

В целях проведения конкурентных процедур, на основании Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и п. 5.18.9 Устава МАУ «РЭУ» были проведены заседания Наблюдательного совета, где из нескольких предложений были выбраны подрядчики для выполнения капитального ремонта МБ ДОУ «Детский сад № 76» и заключены договоры № 3/12 от 01.07.2012г. с ООО «КузбассИдеалРемонт» и № 4/12 от 03.09.2012г. с ООО «Производственно-строительная компания «Радикал».

Заключение договоров МАУ «РЭУ» с ООО «КузбассИдеалРемонт» и ООО «Производственно-строительная компания «Радикал» осуществлялось в рамках действующего законодательства, в том числе с проведением конкурентных процедур, в связи с чем нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-Ф3 «О защите конкуренции» со стороны комитета образования и науки администрации города Новокузнецка отсутствуют.

В назначенное в определении от 07.11.2014 г. время представители физического лица <…>, ООО «Производственно-строительная компания «Радикал», ООО «КузбассИдеалРемонт» на заседание Комиссии не явились.  

Сведениями о надлежащем уведомлении заинтересованных лиц – ООО «Производственно-строительная компания «Радикал», ООО «КузбассИдеалРемонт» о месте, дате и времени рассмотрения дела № 93/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства Кемеровское УФАС России  на момент рассмотрения дела не располагало.

Определением от 10.12.2014 г. дело № 93/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 30.01.2014 г. на 14 часов 00 минут.

            В назначенное в определении от 10.12.2014 г. об отложении рассмотрения дела № 93/А-15-2014 время представитель ООО «КузбассИдеалРемонт», извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 93/А-15-2014, не явился, направил ходатайство о рассмотрении данного дела в его отсутствие.

            Руководствуясь частью 2 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России посчитала возможным рассмотреть дело № 93/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства в отсутствие лица, участвующего в деле № 93/А-15-2014.

Изучив материалы дела № 93/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

Распоряжением Главы г. Новокузнецка от 09.07.2009 г. № 2097 создано МАУ «РЭУ».

В соответствии с Уставом МАУ «РЭУ», утв. председателем комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка, по согласованию с председателем комитета по управлению муниципальным имуществом г. Новокузнецка, функции учредителя МАУ «РЭУ» осуществляет КОиН.

МАУ «РЭУ» является юридическим лицом, созданным в форме муниципального автономного учреждения на базе муниципального имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.

Уставом определено, что МАУ «РЭУ» создано в целях организации и производства работ по техническому обслуживанию, содержанию, эксплуатации, текущему ремонту конструктивных элементов инженерного оборудования (в том числе котельных) и сетей зданий и сооружений объектов Учредителя.

26.10.2012 комитетом образования и науки администрации г. Новокузнецка был издан приказ № 2526 «Об утверждении муниципального задания».

Вышеуказанным приказом для МАУ «РЭУ» утверждено муниципальное задание на 2012 финансовый год и плановый период 2013-2015 гг.

29.12.2013 комитетом образования и науки администрации г. Новокузнецка был издан приказ № 2912 «Об утверждении муниципального задания».

Вышеуказанным приказом для МАУ «РЭУ» утверждено муниципальное задание на 2013 финансовый год и плановый период 2014-2016 гг.

Согласно данным приказам комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка МАУ «РЭУ», в соответствии с установленными муниципальными заданиями, необходимо выполнить работы, в том числе по капитальному ремонту МБ ДОУ «Детский сад № 76», расположенного по адресу: г. Новокузнецк, ул. М. Тореза, 117а.

            14.05.2012 между КОиН и МАУ «РЭУ» было заключено соглашение № А/29/2-2 о порядке и условиях предоставления субсидии муниципальному автономному учреждению.

            Предметом данного соглашения является порядок, объем и условия предоставления КОиН из средств бюджета города субсидий на иные цели - (Долгосрочная городская целевая программа «Детские сады 2010-2014»).   

Согласно пунктам 2.1.1, 2.1.2 Соглашения КОиН обязуется определять и предоставлять размер субсидии, в том числе на капитальный ремонт здания детского сада № 76 по ул. М.Тореза, 117 .

Установлено, что 01.06.2012 г. между МАУ «РЭУ» (Заказчик) и ООО «КузбассИдеалРемонт» (Подрядчик) был заключен договор № 3/12 на выполнение работ для муниципальных нужд.

Согласно условиям данного договора Подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту МБ ДОУ «Детский сад № 76», расположенного по адресу: г. Новокузнецк, ул. М. Тореза, 117а, а Заказчик оплатить оказываемые услуги. Стоимость услуг, оказываемых по настоящему договору, составляет 45 721 470 рублей.

Срок оказания услуг: с 01.06.2012 г. по 15.11.2012 г.

Также установлено, что 03.09.2012 г. между МАУ «РЭУ» (Заказчик) и ООО «Производственно-строительная компания «Радикал» (Подрядчик) был заключен договор № 4/12 на выполнение работ для муниципальных нужд.

Согласно условиям данного договора Подрядчик обязуется выполнить ремонт ж/б лотковой кровли МБ ДОУ «Детский сад № 76», расположенного по адресу: г. Новокузнецк, ул. М. Тореза, 117а, а Заказчик оплатить оказываемые услуги. Стоимость услуг, оказываемых по настоящему договору, составляет 1 340 946,11 рублей.

Торги на право заключения вышеуказанных договоров не проводились.

Таким образом, МАУ «РЭУ» работы, указанные в муниципальном задании, не выполнялись самостоятельно, а заключались соответствующие договоры с выбранными им хозяйствующими субъектами.

Денежные средства, выделенные МАУ «РЭУ», направлялись на оплату работ для муниципальных нужд.

Статьей 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Статьей 132 Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В силу статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131-ФЗ) вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения

Согласно части 2 статьи 1 ФЗ № 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. При этом собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Пунктом 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с пунктами 3, 14, 23  части 1  статьи 16 ФЗ № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся:

- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;

- организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа (пункт 3 части 1 статьи 17 ФЗ № 131-Ф3).

Кроме того, в соответствии с пунктом 9 части 1, частью 1.1 статьи 17 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения могут осуществлять и иные полномочия, установленные частью 1 статьи 17 указанного Федерального закона, иными федеральными законами.

В частности, согласно статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать расходные обязательства муниципального образования по решению вопросов местного значения.

При этом действующее законодательство не содержит положений, указывающих на то, что вопросы местного значения, равно как и полномочия органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в том числе и в области владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом путем проведения капитального ремонта, в муниципальных бюджетных дошкольных учреждениях образования в части либо в полном объеме могут быть переданы для исполнения муниципальным автономным учреждениям.

Согласно части 1 статье 31 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» (действовавшего в момент заключения договоров № 3/12 от 01.07.2012, № 4/12 от 03.09.2012, далее - Закон «Об образовании») к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;

3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

5) учет детей, подлежащих обучению в образовательных учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы, закрепление определенной территории муниципальных районов, городских округов за конкретным муниципальным образовательным учреждением.

Понятие организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования подразумевает под собой комплекс мероприятий, направленных, в том числе, на создание качественных, комфортных условий пребывания обучающихся (воспитанников) в образовательном учреждении.

Следовательно, капитальный ремонт объектов недвижимости, предназначенных для осуществления образовательного процесса, а также организация и проведение необходимых мероприятий по капитальному ремонту с целью его последующего использования для оказания услуг дошкольного образования (ремонт ж/б лотковой кровли, ремонтные работы и т.п.) является одной из составляющей частей, необходимой для решения вопросов местного значения в сфере образования.

Установлено, что КОиН является отраслевым органом администрации города Новокузнецка, входит в систему исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.

Основными задачами КОиН являются:

- осуществление управления в сфере образования города Новокузнецка в пределах компетенции, определенной действующим законодательством.

- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в подведомственных учреждениях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

- организация предоставления дополнительного образования детей в подведомственных учреждениях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации).

- осуществление иных задач в рамках компетенции, определенной действующим законодательством.

Из изложенного следует, что КОиН является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по организации общеобразовательного процесса на территории Новокузнецкого городского округа.

В соответствии с частью 2 статьи 18 ФЗ № 131-Ф3 финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Частью 2 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности принимаются соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Следовательно, все расходы, возникающие при строительстве объектов недвижимости, предназначенных для осуществления образовательного процесса, а также при организации и проведении необходимых мероприятий по строительству с целью его последующего использования для оказания услуг образования финансируются за счет бюджетных средств.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (действовавшего в момент заключения договоров № 3/12 от 01.07.2012, № 4/12 от 03.09.2012, далее – ФЗ  № 94 - ФЗ) установлено, что данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа).

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 21. 07. 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее ФЗ № 94-ФЗ) под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков

Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном ФЗ № 94-ФЗ, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 ФЗ № 94-ФЗ, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме (статья 5 ФЗ № 94-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ № 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

В связи с изложенным при заключении договоров на выполнение работ,  оказание услуг в целях обеспечения муниципальных нужд в обязательном порядке необходимо руководствоваться нормами ФЗ № 94-ФЗ, регулирующими размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, заключение государственного или муниципального контракта.

Частью 2 статьи 10 ФЗ № 94-ФЗ установлено, что во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Исключения из общего правила размещения заказа на выполнение работ,  оказание услуг в целях обеспечения муниципальных нужд путем проведения торгов установлены статьей 55  Закона о размещении заказов,  предусматривающей  случаи,  когда заказ может быть размещен у единственного поставщика (исполнителя,  подрядчика).
Кроме того,  частью 2  статьи 1  Закона о размещении заказов установлен ограниченный перечень случаев,  когда этот закон не применяется.  Настоящий Федеральный закон не применяется в случаях,  если такие услуги оказываются международными финансовыми организациями,  созданными в соответствии с международными договорами,  участником которых является Российская Федерация,  а также международными финансовыми организациями,  с которыми Российская Федерация заключила международные договоры.  Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

При этом согласно статье 8 указанного Закона участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Круг этих лиц не ограничен организационно-правовой формой, формой собственности, местом нахождения.

К полномочиям КОиН, как исполнительного органа местного самоуправления, относится решение вопроса местного значения – капитальный ремонт объектов недвижимости, предназначенных для осуществления образовательного процесса и решение вопросов по организации и проведению необходимых мероприятий по капитальному ремонту объекта недвижимости с целью его последующего использования в сфере образования.

Из приведенных выше норм следует, что самостоятельное решение КОиН определенного круга вопросов местного значения не предполагает делегирование решения этих вопросов иным лицам, а их реализация возможна органом местного самоуправления только в рамках ФЗ № 94-ФЗ.

Таким образом, реализация полномочий по капитальному ремонту объекта недвижимости, организации и проведению необходимых мероприятий по капитальному ремонту объекта недвижимости с целью его последующего использования для осуществления образовательного процесса возможна только путем проведения торгов, в которых могут принять участие любые хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в данной отрасли.

Неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц.

Учитывая изложенное, доводы представителя КОиН о проведении конкурентных процедур, на основании Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и п. 5.18.9 Устава МАУ «РЭУ» в соответствии с которым к компетенции Наблюдательного совета относится рассмотрение предложений руководителя о совершении крупных сделок не могут быть приняты Комиссией Кемеровского УФАС России.

Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка в нарушение действующего законодательства, а именно: частей 1 и 2 статьи 10 ФЗ № 94-ФЗ, осуществил выбор исполнителя муниципальных услуг, а именно: услуг по проведению  капитального ремонта в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, без проведения торгов, тем самым предоставив хозяйствующему субъекту МАУ «РЭУ» преимущества по отношению к другим хозяйствующим субъектам.

Доводы представителя МАУ «РЭУ» о том, что Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не распространяется на автономные учреждения в связи с чем муниципальное  автономное учреждение вправе самостоятельно, без согласований и проведения торгов, определять организацию, с которой будет заключен договор на выполнение работ (оказание услуг) в соответствии с утвержденным муниципальным заданием не могут быть приняты в силу следующего:

Согласно части 1 статьи 4 ФЗ № 94-ФЗ государственными (муниципальными) заказчиками выступают государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров (работ, услуг) независимо от источников финансового обеспечения их исполнения.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного Кодекса РФ получатель бюджетных средств - орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

Таким образом, автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств и не могут выступать государственными или муниципальными заказчиками и не подпадают под действие Закона о размещении заказов.

В этой связи выделение МАУ «РЭУ» бюджетных средств на оказание услуг по проведению  капитального ремонта МБ ДОУ «Детский сад № 76», расположенного по адресу: г. Новокузнецк, ул. М. Тореза, 117а, создает условия для их освоения в обход требований ФЗ № 94-ФЗ, что и нашло свое выражение в заключении между МАУ «РЭУ» и ООО «КузбассИдеалРемонт», ООО «Производственно-строительная компания «Радикал» соответствующих договоров без проведения публичных процедур, предусмотренных указанным законом.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон об автономных учреждениях) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах, установленных законом.

В соответствии со статьей 4 Закона об автономных учреждениях автономное учреждение осуществляет деятельность, ради которой оно создано в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями.

Статьей 6 Бюджетного Кодекса РФ установлено, что государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования в т.ч. к составу, качеству, объему оказания государственных (муниципальных) услуг.

В соответствии со статьей 69.1 Бюджетного Кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг относятся ассигнования на предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам.

Следовательно, автономное учреждение создается для выполнения работ и оказания услуг юридическим или физическим лицам. Выделение автономному учреждению бюджетных средств на закупку услуг для муниципальных нужд (в т.ч. на оказание услуг по проведению  капитального ремонта) не соответствует действующему законодательству и основным целям деятельности таких учреждений.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г.   № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Указанные действия комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка привели или могли привести к ненадлежащему расходованию бюджетных средств, что способствовало заключению договоров на оказание услуг по проведению капитального ремонта МБ ДОУ «Детский сад № 76», расположенного по адресу: г. Новокузнецк, ул. М. Тореза, 117а, без проведения торгов, а также к созданию для МАУ «РЭУ» возможности в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара (работ и услуг) на соответствующем товарном рынке.

В результате заключения 01.07.2012, 03.09.2012 договоров между МАУ «РЭУ» и ООО «КузбассИдеалРемонт», ООО «Производственно-строительная компания «Радикал» последние получили преимущества по отношению к другим хозяйствующим субъектам – организациям - потенциальным исполнителям указанных работ (услуг), которые были лишены возможности участвовать в размещении заказа на выполнение работ по капитальному ремонту МБ ДОУ «Детский сад № 76», расположенного по адресу:  г. Новокузнецк, ул. М. Тореза, 117а.

Федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрено право органов местного самоуправления устанавливать ограничения прав хозяйствующих субъектов на осуществление предпринимательской деятельности в указанных сферах деятельности 

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем (Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.11.2011 № 8799/11).

Действия (бездействие) комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка, выразившиеся в необоснованном ограничении осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов путем непроведения публичных процедур, что способствовало заключению договоров на оказание услуг по капитальному ремонту МБ ДОУ «Детский сад № 76», расположенного по адресу: г. Новокузнецк, ул. М. Тореза, 117а, с ООО «Производственно-строительная компания «Радикал», ООО «КузбассИдеалРемонт» без проведения торгов, привели либо могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и вступают в противоречие с требованиями части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с тем, что обязательства по договорам № 3/12, № 4/12 на выполнение работ для муниципальных нужд заключенным 03.09.2012 г. с ООО «Производственно-строительная компания «Радикал», 01.07.2012 г. с ООО «КузбассИдеалРемонт» исполнены, Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.   

Комиссией Кемеровского УФАС России основания для направления материалов в правоохранительные органы в ходе рассмотрения данного дела не установлены. 

   На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

           

РЕШИЛА:

 

Признать комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

            Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Кемеровской области в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

 

Председатель Комиссии:                                                              С.В. Стельмах

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                          Л.И. Ланцман

 

 

 

                                                                                                                  М.Г. Саврасов

 

 

 

                                                                                              К.П. Горовых

 

 

 

Отпуск, приказ от 03.02.2015 № 11-о              Н.И. Ермаченко

Связанные организации

Связанные организации не указаны