Решение №03/10478 по жалобе от 29 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по жалобе № 042/07/3-1880/2021

Резолютивная часть решения оглашена «28» октября 2021                                     г. Кемерово

Решение в полном объеме изготовлено «29» октября 2021

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков, утверждения порядка рассмотрения жалоб (далее - Комиссия) в составе: <…>

в присутствии представителей: ООО «Универсалстрой 42» и ООО «ЭнергоТранзит»,

рассмотрев в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Универсалстрой 42» (630068, г. Новосибирск, ул. Твардовского, д.22/б, оф. 799; ИНН: 4205236999) (далее также –  ООО «Универсалстрой 42», Заявитель) и материалы по жалобе № 042/07/3-1880/2021,

У С Т А Н О В И Л А:

Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба ООО «Универсалстрой 42» исх. № б/н от 20.10.2021 (вх. № 7327э от 21.10.2021) на действия заказчика – Общество с ограниченной ответственностью «ЭнергоТранзит» (654006, Кемеровская область-Кузбасс, г. Новокузнецк, ул. Орджоникидзе, д. 12, оф.7; ИНН: 5406603432, ОГРН: 165476072233) (далее также – Заказчик, ООО «ЭнергоТранзит») при осуществлении закупки путём проведения запроса предложений на поставку металлопроката для обеспечения технологического процесса, текущего обслуживания и ликвидации аварий на тепловых сетях от Западно-Сибирской ТЭЦ, Центральной ТЭЦ и ЦТП ООО «ЭнергоТранзит» в 2021-2023 г., извещение о проведении которого было опубликовано 11.10.2021 под №32110714091 (далее – Закупка) в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http//zakupki.gov.ru (далее – ЕИС).

По мнению заявителя, Заказчиком закупки нарушены требования Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), выразившиеся в отсутствии в Документации точных характеристик товара, необходимого Заказчику, а также не размещении разъяснений положений Документации по запросу Заявителя в установленный срок.

Уведомлением от 25.10.2021 № 03/10331 рассмотрение жалобы ООО «Универсалстрой 42» было назначено на 28.10.2021. Данное уведомление было направлено по электронной почте в адрес Заказчика и Заявителя.

28.10.2021 представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе № 042/07/3-1880/2021. Представители Заказчика просили признать жалобу не обоснованной, направив возражения.

Комиссия в ходе рассмотрения жалобы № 042/07/3-1880/2021 дистанционно с использованием системы видеоконференцсвязи, изучив имеющиеся материалы закупки, заслушав доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, установила следующее:

ООО «ЭнергоТранзит» осуществляя регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, относится к организациям, указанным в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках, которые обязаны руководствоваться нормами данного закона при проведении закупочных процедур.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (в том числе субъектов естественных монополий) (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ и услуг ООО «ЭнергоТранзит», утвержденным протоколом внеочередного общего собрания участников ООО «ЭнергоТранзит» № 13 от 21.07.2021 (далее – Положение о закупке), размещенным в ЕИС. 

11.10.2021 Заказчиком в ЕИС было размещено извещение и документация об осуществлении закупки путем проведения запроса предложение на поставку металлопроката для обеспечения технологического процесса, текущего обслуживания и ликвидации аварий на тепловых сетях от Западно-Сибирской ТЭЦ, Центральной ТЭЦ и ЦТП ООО «ЭнергоТранзит» в 2021-2023 г. (Лот № 8) (далее – Документация о закупке).

Согласно Положению о закупках запрос предложений – способ осуществления закупок, заключающийся в процедуре исследования рыночных предложений и выбора поставщика, при которой комиссия по размещению заказа по результатам рассмотрения предложений поставщиков на основании критериев и порядка оценки, установленных в тексте запроса предложений, определяет участника запроса предложений, предложившего лучшие условия для исполнения контракта.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках).

На основании п. 1 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен указать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

В соответствии с п. 4.4.1 Положения о закупке документация процедуры закупки должна содержать установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.

В п. 3 Документации о закупке указано,  что  требования  к  качеству, техническим  характеристикам товара указаны в Приложении № 1 к документации о закупке.

Вместе с тем, в приложении № 1 к Документации о закупке представлено наименование требуемого товара, без конкретных характеристик.

Так, например:

- по позициям 13-23 (лист) отсутствуют вид производства товара (горячекатаный, холоднокатаный, просечно-вытяжной), не указаны размеры листа. Также листовой металлопрокат классифицируется по таким характеристикам: точность проката – повышенная (маркировка «А») и нормальная («Б»); плоскостность – нормальная («ПН»), высокая («ПВ») и особо высокая («ПО»); тип кромки – обрезная («О») и необрезная («НО»); форма выпуска – в рулонах и листах;

- по позициям № 31-96 (труба) не указаны марка (кипящая, полуспокойная и спокойная), класс стали (1-6 класс), вид трубы (оцинкованные, профильные, бесшовные, водогазопроводные, электросварные), профиль сечения (круглые, квадратные, овальные, каплевидные). Кроме того, по позициям 34, 36, 42, 52, 54, 57, 60, 63, 66, 71, 73, 76, 78, 82, 84, 88, 92 отсутствует наименование товара, хотя указано необходимое количество. 

Отсутствие точных характеристик, в т.ч. ГОСТов, требуемого к поставке товара, приводит к невозможности у потенциального участника сформировать свое предложение.

В соответствии с п. 10 Документации о закупке оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений, участников, допущенных к проведению запроса предложений, осуществляется закупочной комиссией по лучшей совокупности условий исполнения договора в соответствии с критериями, установленными в настоящей документации.

По результатам оценки заявок на участие в запросе предложений закупочная комиссия ранжирует заявки (присваивает места) по степени уменьшения привлекательности заявок, начиная с самой привлекательной и заканчивая наименее привлекательной. При предложении одинаковых условий несколькими участниками закупки, победителем в проведении запроса предложений признается участник закупки, заявка которого поступила ранее заявок других участников закупки. Победителем запроса предложений признается участник, заявке на участие которого присвоено первое место.

В п. 3 Документации о закупке установлен неценовой критерий оценки и сопоставления заявок на участие в закупке «Срок поставки товара», значимостью 10 баллов.

При этом 10 баллов присваивается заявке срок поставки партии товара, по которой минимальный; 10-0 баллов - пропорциональное распределение, в зависимости от  срока, среди всех участников по отношению к минимальному сроку поставки партии товара:

Бi = 10 – i + 1, где

Бi – количество баллов конкретного претендента по критерию срока поставки партии товара.

i - на основании результатов сопоставления заявок каждой Заявке присваивается порядковый номер по мере увеличения сроков поставки партии товара, но не более 10.

Первый номер присваивается Заявке с минимальным сроком поставки партии товара. Если две и более Заявок содержат одинаковые предложения по сроку, то меньший (лучший) порядковый номер присваивается Заявке, которая поступила раньше.

Заявкам, срок поставки, партии товара которых по счету является 11 и выше от предложенного минимального срока, количество баллов по критерию срока поставки партии товара устанавливается 0 (ноль).

Вместе с тем, в порядке оценки, установленном в Документации о закупке, не указана единица измерения срока (периода) поставки в годах, кварталах, месяцах, неделях, днях, часах. Кроме того, не указаны сроки поставки товара (минимальный и максимальный), на которые следует ориентироваться потенциальному участнику, формируя свое предложение.

Указанные действия (бездействия) Заказчика приводят к ограничению конкуренции, что подтверждается поступлением заявки на участие в оспариваемой закупке только от одного участника.  

Таким образом, ООО «ЭнергоТранзит», не указав в Извещении и Документации о закупке конкретных функциональных характеристик (потребительских свойств), технических и качественных характеристик, а также эксплуатационных характеристик предмета закупки, не раскрыв порядок оценки участника закупки по критерию «срок поставки товара», нарушило требования п. 1, п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках.

Согласно ч. 2, ч. 3 ст. 3.2 Закона о закупках, п. 7.1. Положения о закупке, а также п.5 Документации о закупке любой участник закупки вправе в срок не позднее, чем за 3 (три) дня до окончания подачи заявок на участие в закупке, направить в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, Заказчику запрос о разъяснении положений Документации о закупке. Данный запрос подписывается руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), либо лицом, уполномоченным по доверенности (с приложением копии данной доверенности).

Разъяснения положений Документации о закупке размещаются Заказчиком в единой информационной системе не позднее, чем в течение 3 (трех) дней со дня поступления указанного запроса.

Как следует из материалов жалобы № 042/07/3-1880/2021, Заявитель 17.10.2021 направил на адрес электронной почты Заказчика, указанный в извещении запрос о разъяснении Документации о закупке, что подтверждается направленным Заявителем в Комиссию принт-скрином экрана, подтверждающим отправку письма.

Срок окончания подачи заявок согласно извещению о Закупке - 21.10.2021. Таким образом, Заявителем соблюден срок на направление запроса о разъяснении Документации о закупке.

Вместе с тем, ООО «ЭнергоТранзит» разъяснения на указанный запрос Заявителя, путем размещения в ЕИС, в установленные сроки не разместило. Доводы Заказчика о том, что вышеуказанный запрос Заявителя не был получен, поскольку письмо Заявителя ушло в «спам», не могут быть приняты во внимание, поскольку Заказчик несет все риски неполучения писем, отправленных по электронной почте, указанной в ЕИС.

В связи с чем действия Заказчика также нарушают требований ч. 2, ч. 3 ст. 3.2 Закона о закупках.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о признании жалобы Заявителя обоснованной.

Решая вопрос о выдачи Заказчику предписания о совершении действий, направленных на устранение Заказчиком нарушений порядка проведения запроса предложений, в соответствии с полномочиями, предусмотренными п. 31 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия считает необходимым в целях устранения нарушения порядка организации и проведения торгов выдать ООО «ЭнергоТранзит», предписание об аннулировании Закупки.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 18.1 и 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «Универсалстрой 42» на действия ООО «ЭнергоТранзит» при осуществлении закупки путем проведения запроса предложений на поставку металлопроката для обеспечения технологического процесса, текущего обслуживания и ликвидации аварий на тепловых сетях от Западно-Сибирской ТЭЦ, Центральной ТЭЦ и ЦТП ООО «ЭнергоТранзит» в 2021-2023 г., извещение о проведении которого было опубликовано 11.10.2021 под № 32110714091, обоснованной.

  1. Признать ООО «ЭнергоТранзит» нарушившим п. 1, п. 2 ч. 1 п. 1 ч. 6.1 ст. 3, ч. 2,  ч.3 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  2. В соответствии с п. 31 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдать ООО «ЭнергоТранзит» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение выявленных нарушений порядка организации и проведения торгов, путем аннулирования Закупки.
  3. Передать материалы жалобы № 042/07/3-1880/2021 должностному лицу Кемеровского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства.

Председатель Комиссии                                                                                         <…>

Члены Комиссии:                                                                                                    <…>

В соответствии со статьёй 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭНЕРГОТРАНЗИТ"
ИНН 5406603432, ОГРН 1165476072233
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "УНИВЕРСАЛСТРОЙ 42"
ИНН 4205236999, ОГРН 1124205001381