Решение б/н Решение по жалобам №№ 95/05-18.1-2016, 99/05-18.1-2016, 100/... от 15 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по жалобам №№ 95/05-18.1-2016, 99/05-18.1-2016, 100/05-18.1-2016

«12» июля 2016 г.                                                                                                              г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

Ланцман Л.И. – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

 

Полякова Ю.А. – начальник отдела контроля органов власти;

 

Чубуков А.А. – начальник отдела судебной и правовой работы;

Ананьева Г.Н. – главный специалист-эксперт отдела топливно-энергетического комплекса;

 

Гилева И.С. – главный специалист-эксперт отдела ЖКХ, транспорта и связи,

при ведении протокола с использованием аудиозаписи,

при участии:

<…> – представителя ГУ «Кузбасспассажиравтотранс» (доверенность от 11.07.2016 № К-9-24Д);

<…> - представителя ГУ «Кузбасспассажиравтотранс» (доверенность от 11.07.2016 № К-9-22Д);

<…> – представителя ООО «Строительные технологии» (доверенность от 24.06.2016 б/н), представителя «Комплексмонтажстрой» (доверенность от 05.07.2016 № 0507/1-Д),

рассмотрев в порядке, установленном статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ № 135-ФЗ), жалобы ООО «Строительные технологии», ООО «Комплексмонтажстрой» и материалы по жалобам № 95/05-18.1-2016, № 99/05-18.1-2016, № 100/05-18.1-2016,

УСТАНОВИЛА:

01.07.2016 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее – Кемеровское УФАС России) поступила жалоба ООО «Строительные технологии» (Заявитель) на действия заказчика – государственного учреждения «Кузбасспассажиравтотранс» (далее – Заказчик; ГУ «Кузбасспассажиравтотранс») при организации и проведении открытых аукционов в электронной форме и запросов цен в электронной форме на выполнение работ по ремонту системы отопления Кемеровского и Новокузнецкого автовокзалов, извещение о проведении которых были опубликованы 17.05.2016 г. и 14.06.2016 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) под № № 31603661780, 31603663361, 31603773058, 31603773064 (далее – Закупки).

По мнению Заявителя, нарушения при организации и проведении Закупок выразились в следующем:

- сведения, опубликованные на торговой площадке и в прикрепленном документе разнятся в части информации о признании ООО «Строительные технологии» победителем, а именно: на торговой площадке, где проводились электронные аукционы №№ 31603661780 и 31603663361, ООО «Строительные технологии» признано победителем, факт признания Общества победителем не отражен в документе, прикрепленном на сайте zakupki.gov.ru;

- не верно выбран способ Закупок – запрос цен в электронной форме № 31603773058 и № 31603773064.

05.07.2016 г. в Кемеровское УФАС России поступили жалобы ООО «Комплексмонтажстрой» (Заявитель) на действия заказчика – ГУ «Кузбасспассажиравтотранс» при организации и проведении запросов цен в электронной форме на выполнение работ по ремонту системы отопления Кемеровского и Новокузнецкого автовокзалов, извещения о проведении которых были опубликованы 14.06.2016 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) под № 31603773058 и № 31603773064 (далее – Закупки).

По мнению Заявителя, нарушения при организации и проведении Закупок выразились в следующем:

- не верно выбран способ Закупок – запрос цен в электронной форме № 31603773058;

- в пункте 27 Документации и пункте 7.5.11 Положения не устанавливается, что именно является «негативным опытом сотрудничества» и какими документами подтверждается;

- в пункте 27 Документации и пункте 7.5.11 Положения указано, что Заказчик имеет право отклонить заявку ценовое предложение к которой, снижено более чем на 30 %, что противоречит принципам статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011  № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

- в пункте 27 Документации сказано, что закупочная комиссия имеет право отклонить заявку участника при предоставлении сертификатов с истекшим сроком действия, при этом не указывается, какие именно сертификаты должны быть предоставлены в составе заявки;

- пункт 21 Документации содержит сведения о том, что контракт может быть заключен на следующий день после опубликования протокола с результатами закупки, что не дает участникам закупки возможности обжаловать в административном порядке действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Уведомлениями от 06.07.2016 № 05/6073 и № 05/6080 рассмотрение жалоб                                        ООО «Строительные технологии» и ООО «Комплексмонтажстрой» было назначено на 12.07.2016 г. на 14 часов 00 минут. Данные уведомления на основании части 11 статьи 18.1 ФЗ № 135-ФЗ направлено на адреса электронной почты лиц, участвующих в рассмотрении жалобы.

12.07.2016 г. на заседании Комиссии по рассмотрению жалоб № № 95/05-18.1-2016, 99/05-18.1-2016, 100/05-18.1-2016 представитель ООО «Строительные технологии»,  ООО «Комплексмонтажстрой» поддержал доводы, изложенные в жалобах.

12.07.2016 г. на заседании Комиссии представители ГУ «Кузбасспассажиравтотранс» пояснили следующее: в соответствии с п. 12.115 Регламента работы электронной площадки «ОТС-TENDER» АО «ОТС» (далее – Регламент) по наступлении времени окончания аукционного торга Организатор закупки имеет возможность сформировать в ЭТП системный протокол хода аукциона, содержащий список всех Участников закупки и их лучших ставок. Участники закупки упорядочены в списке в зависимости от размера объявленных такими Участниками ставок. На основании п. 12.15.1 Регламента при проведении аукциона на понижение первое место присваивается Участнику закупки, объявившего наименьшую ставку. В соответствии с пунктом 12.15.3 Регламента в случае если организатором закупки предусмотрен порядок определения победителя, отличный от порядка автоматического определения победителя в ЭТП, Организатору закупки необходимо определить победителя в протоколе результатов Закупки, руководствуясь собственным порядком.

Способ закупки – запрос цен выбран в соответствии с пунктом 7.4.1 Положения.

Подробно доводы ГУ «КПАТ» изложены в возражениях на жалобы (вх.                   № 4625 от 11.07.2016).

Изучив имеющиеся материалы жалоб № № 95/05-18.1-2016, 99/05-18.1-2016, 100/05-18.1-2016 и заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалоб, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

Приказом Департамента транспорта и связи Кемеровской области от 24.12.2014                     № 01-06-661 «Об утверждении Положения о закупке товаров, работ, услуг государственным учреждением «Кузбасспассажиравтотранс» с учетом изменений, внесенных приказами от 22.01.2015 № 01-06-24, от 20.06.2016 № 01-06-150 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг государственным учреждением «Кузбасспассажиравтотранс» (далее – Положение).

В разделе 1 Положения прописаны термины и определения.

Согласно пункту 1.15 Положения продукция – товары, работы, услуги.

Согласно пункту 4.1 Положения приобретение товаров, работ, услуг осуществляется Заказчиком следующими способами:

  1. конкурс, в том числе в электронной форме;
  2. аукцион, в электронной форме;
  3. запрос цен, в том числе в электронной форме;
  4. запрос предложений, в том числе в электронной форме;
  5. прямая закупка (закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя).

Особенности проведения аукциона (электронного аукциона) приведены в части 7.3 Положения.

Особенности проведения запроса цен отражены в части 7.5 Положения.

Согласно пункту 7.5.1 Положения запрос цен – это способ закупки, который может проводиться при наличии следующих условий:

  1. закупка продукции производится по конкретным заявкам Заказчика и при закупке способом запроса цен участник может предложить продукцию, характеристики которой в случае предложения эквивалента, абсолютно соответствуют параметрам и пределам эквивалентности, установленным закупочной документацией;
  2. для продукции есть функционирующий рынок;
  3. критерием оценки является только цена.

В соответствии с пунктом 7.5.6 Положения заявка на участие в запросе цен должна содержать сведения, установленные в пункте 7.2.2.2 Положения о закупке, а также сведения о цене договора, включая сведения о цене единицы продукции.

Согласно пункту 7.2.2.2 Положения заявка на участие в конкурсе должна содержать:

1) сведения и документы об участнике закупки, подавшем такую заявку, а также о лицах, выступающих на стороне участника закупки:

а) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона;

б) полученную не ранее чем за три месяца до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении конкурса выписку из единого государственного реестра юридических лиц или заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за три месяца до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении конкурса выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за три месяца до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении закупки;

в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника закупки и лица, выступающего на стороне участника закупки без доверенности (далее для целей настоящего раздела - руководитель). В случае, если от имени юридического лица действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе должна содержать также соответствующую доверенность, заверенную печатью и подписанную руководителем юридического лица или уполномоченным этим руководителем лицом, либо заверенную копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;

г) копии учредительных документов (для юридических лиц);

д) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника закупки поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, обеспечения исполнения договора являются крупной сделкой;

2) предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора, о цене единицы продукции;

3) копии документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к такой продукции (копии сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, санитарно-эпидемиологических заключений, регистрационных удостоверений и т.п.).

4) документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки и лица, выступающего на стороне участника закупки, установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе:

а) копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки и лица, выступающего на стороне участника закупки, обязательным требованиям, установленным пунктом 5.1 Положения о закупке;

б) документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, если в конкурсной документации установлены квалификационные требования к участникам закупки;

в) документы, подтверждающие обеспечение заявки на участие в конкурсе, в случае, если в конкурсной документации содержится указание на требование обеспечения такой заявки.

На основании пункта 7.5.11 Положения закупочная комиссия имеет право отклонить заявку участника по следующим основаниям:

  • Отсутствие в заявке сведений, указанных в п. 7.2.2.2 настоящего Положения;
  • Наличие сведений об Участнике в реестре недобросовестных поставщиков;
  • Несоответствие заявки требованиям документации (непредставления документов, перечень которых определен документацией, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об Участнике, существенного нарушения по форме предоставления документов, несоответствия в части предмета закупки или превышения цены, указанной в заявке, над начальной (максимальной) ценой, указанной в документации);
  • При наличии документально подтвержденного негативного опыта сотрудничества Заказчика, его структурных подразделений с данным Участником либо аффилированными с ним юридическими и физическими лицами;
  • Расхождение бумажного и электронного варианта заявки; для закупок в электронной форме: расхождение сведений, отраженных на ЭТП и сведений в прикрепленных файлах заявки такого участника;
  • Поступления более одной й заявки или наличия более чем одного предложения в заявке от одного Участника в рамках одного предложения (лота);
  • Несоответствие характеристик продукции, предлагаемой Участником, характеристикам продукции, содержащимся в документации о закупке, в случае, если такое несоответствие позволяет опасаться неполучения Заказчиком необходимой продукции;
  • При изменении условий Заказчика, являющихся критериями оценки (демпинговые цены, условия), на:

- 30% и более для выполнения работ / оказания услуг;

- 40% и более для поставки товаров.

Порядок заключения и исполнения договора прописан в разделе 8 Положения.

Согласно пункту 8.2 Положения Договор по итогам закупки заключается в течение 20 календарных дней, в случае если на указанный период выпадают выходные и праздничные дни, то заключение договора осуществляется в срок 10 рабочих дней.

На основании пункта 8.3 Положения договор по итогам закупки может быть заключен на следующий день после опубликования протокола с результатами закупки.

17.05.2016 г. на Официальном сайте размещены извещения №№ 31603661780, 31603663361 о проведении открытых аукционов в электронной форме на выполнение работ по ремонту системы отопления Кемеровского и Новокузнецкого автовокзалов соответственно, а также закупочная документация.

Согласно указанным извещениям:

наименование и адрес электронной площадки в сети Интернет – OTC-tender, tender.otc.ru;

начальная (максимальная) цена договора – 3 517 320,03 рублей (Кемеровский автовокзал), 2 904 996,63 рублей (Новокузнецкий автовокзал);

дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) – 07.06.2016 г. в 10:00;

дата окончания срока рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) – 10.06.2016 г.;

дата и время проведения аукциона (по местному времени заказчика) – 14.06.2016 г. в 10:00 (Кемеровский автовокзал), в 14:00 (Новокузнецкий автовокзал).

В соответствии с протоколом от 14.06.2016 г. подведения итогов по электронному аукциону выполнение работ по ремонту системы отопления Кемеровского автовокзала № ГУ-086-16-ЭА от 17.05.2016 и протоколом от 14.06.2016 г. подведения итогов по электронному аукциону выполнение работ по ремонту системы отопления Кемеровского автовокзала № ГУ-086-16-ЭА от 17.05.2016 закупочная комиссия Заказчика рассмотрела ценовые предложения ООО «Строительные технологии» 3 499 733,43 руб. (Кемеровский автовокзал), 2 890 471,65 руб. (Новокузнецкий автовокзал) и решила признать аукционы несостоявшимися, в связи с тем, что в указанных электронных аукционах участвовал только один участник.

14.06.2016 г. на Официальном сайте опубликованы извещения о проведении запросов цен в электронной форме №№ 31603773058, 31603773064 на выполнение работ по ремонту системы отопления Кемеровского и Новокузнецкого автовокзалов соответственно, а также закупочная документация.

Согласно указанным извещениям:

наименование и адрес электронной площадки в сети Интернет – OTC-tender, tender.otc.ru;

начальная (максимальная) цена договора – 3 517 320,03 рублей (Кемеровский автовокзал), 2 904 996,63 рублей (Новокузнецкий автовокзал);

дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) – 21.06.2016 г. в 10:00;

дата и время рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) – 23.06.2016 г. в 14:00;

дата и время подведения итогов (по местному времени заказчика) – 23.06.2016 г. в 14:00.

На основании решения Кемеровского УФАС России от 24.06.2016 г., вынесенного по результатам рассмотрения жалоб ООО «Строительные технологии» №№ 87/05-18.1-2016 – 90/05-18.1-2016 ГУ «Кузбасспассажиравтотранс» было выдано предписание:

  • внести изменения в закупочную документацию запросов цен в электронной форме №№ 31603773058, 31603773064 об исключении требований о наличии у участников данных закупок, допусков СРО к работам по теплоизоляции трубопроводов; по устройство и демонтаж системы отопления; по устройство электрических и иных сетей управления системами жизнеобеспечения зданий и сооружений;
  • продлить срок приёма заявок на участие в закупках в форме запросов цен в электронной форме №№ 31603773058, 31603773064 не менее чем на три календарных дня.

 Генеральным директором ГУ «Кузбасспассажиравтотранс» утверждена документация на проведение процедуры запроса цен в электронной форме № ГУ-099-16-ЭЗЦ от 14.06.2016 г. выполнение работ по ремонту системы отопления Кемеровского автовокзала редакция от 30.06.2016 и документация на проведение процедуры запроса цен в электронной форме № ГУ-100-16-ЭЗЦ от 14.06.2016 г. выполнение работ по ремонту системы отопления Новокузнецкого автовокзала редакция от 30.06.2016 (далее – Документация).

В соответствии с пунктом 21 Документации     рассмотрение ценовых предложений осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока подачи заявок. Победителем признается Поставщик, чье предложение соответствует условиям документации запроса цен и содержит лучшие ценовые условия.

Рассмотрение и оценка заявок (сравнение цен) осуществляется в соответствии с порядком формирования цены, установленным в настоящей документации и проекте контракта. Таким образом, если заявка участника подана без НДС, а порядок формирования цены, в соответствии с настоящей документацией и проектом контракта, включает в себя НДС, то при оценке и сопоставлении заявок, заказчик прибавляет к предложению участника сумму НДС.

Участнику, признанному победителем, направляется контракт, содержащийся в документации и по цене, предложенной таким Участником в ценовом предложении, который заключается в течение 20 календарных дней, в случае если на указанный период выпадают выходные и праздничные дни, то заключение контракта осуществляется в срок 10 рабочих дней. Контракт может быть заключен на следующий день после опубликования протокола с результатами закупки. У Заказчика есть возможность, по согласованию с участником закупки, изменить существенные условия контракта, а также возможность одностороннего отказа от заключения контракта.

Контракт может быть направлен в бумажной либо электронной форме по согласованию с Поставщиком. В случае, если Поставщик, которому был направлен проект контракта, в течение пяти рабочих дней не направил Заказчику подписанный им контракт, он считается уклонившимся от заключения контракта.

Согласно пункту 26 Документации в составе заявки участника необходимы следующие документы:

- Заполненный бланк заявки / ценового предложения (в формате PDF или JPEG);

- Заполненное Приложение № 1 (в формате PDF или JPEG);

- Заполненное Приложение № 2 (в формате PDF или JPEG);

- Заверенная копия учредительных документов участника закупки;

- Полученную не ранее чем за три месяца до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса цен выписку из единого государственного реестра юридических лиц или заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за три месяца до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса цен выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за три месяца до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении закупки;

- Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника закупки и лица, выступающего на стороне участника закупки без доверенности (далее для целей настоящего раздела - руководитель). В случае, если от имени юридического лица действует иное лицо, заявка на участие в процедуре закупки должна содержать также соответствующую доверенность, заверенную печатью и подписанную руководителем юридического лица или уполномоченным этим руководителем лицом, либо заверенную копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в запросе цен должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица.

На основании пункта 27 Документации закупочная комиссия имеет право отклонить заявку участника по следующим основаниям:

  • Отсутствие в заявке сведений, указанных в п. 7.2.2.2 Положения о закупке Заказчика;
  • Наличие сведений об Участнике в реестре недобросовестных поставщиков;
  • Несоответствие заявки требованиям документации (непредставления документов, перечень которых определен документацией, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об Участнике, существенного нарушения по форме предоставления документов, несоответствия в части предмета закупки, технических характеристик или превышения цены, указанной в заявке, над начальной (максимальной) ценой, указанной в документации);
  • Предоставление сертификатов с истекшим сроком действия;
  • При наличии документально подтвержденного негативного опыта сотрудничества Заказчика, его структурных подразделений с данным Участником либо аффилированными с ним юридическими и физическими лицами;
  • Поступления более одной  заявки или наличия более чем одного предложения в заявке от одного Участника в рамках одного предложения (лота);
  • Несоответствие характеристик продукции, предлагаемой Участником, характеристикам продукции, содержащимся в документации о закупке, в случае, если такое несоответствие позволяет опасаться неполучения Заказчиком желаемой продукции;
  • При изменении условий Заказчика, являющихся критериями оценки (демпинговые цены, условия), на:
  • - 30% и более для выполнения работ / оказания услуг;
  • - 40% и более для поставки товаров.

30.06.2016 г. на Официальном сайте опубликованы изменения закупочной документации запросов цен в электронной форме №№ 31603773058, 31603773064 на выполнение работ по ремонту системы отопления Кемеровского и Новокузнецкого автовокзалов и продлены сроки окончания подачи заявок и подведения итогов.

дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) – 05.07.2016 г. в 10:00;

дата и время рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) – 07.07.2016 г. в 14:00;

дата и время подведения итогов (по местному времени заказчика) – 07.07.2016 г. в 14:00.

Оценив вышеизложенное, Комиссия приходит к следующим выводам:

  1. Довод ООО «Строительные технологии» относительно того, что сведения, опубликованные на торговой площадке и в прикрепленном документе на сайте zakupki.gov.ru,  разнятся в части информации о признании Общества победителем, Комиссия Кемеровского УФАС России считает необоснованным на основании следующего:

 Оператор электронной площадки обеспечивает техническую поддержку при проведении закупочных процедур в соответствии с Регламентом работы электронной площадки «ОТС-TENDER» АО «ОТС», утвержденным Регламентом генерального директора АО «ОТС» от 31.03.2016 № 03 (далее – Регламент).

В  соответствии с пунктом 12.15 Регламента по наступлении времени окончания аукционного торга организатор закупки имеет возможность сформировать в ЭТП системный протокол хода аукциона, содержащий список всех Участников закупки и их лучших ставок. Участники закупки упорядочены в списке в зависимости от размера объявленных такими Участниками ставок.

На основании пункта 12.15.1 Регламента при проведении аукциона на понижение первое место присваивается Участнику закупки, объявившему наименьшую ставку. Далее места присваиваются Участникам закупки последовательно по степени увеличения объявленных такими Участниками закупки ставок. Последнее место присваивается Участнику закупки, объявившему наибольшую ставку.

В соответствии с пунктом 12.15.3 Регламента в случае, если Организатором закупки предусмотрен порядок определения победителя, отличный от порядка автоматического определения победителя в ЭТП, Организатору закупки необходимо определить победителя в протоколе результатов Закупки, руководствуясь собственным порядком.

В рассматриваемом случае ГУ «Кузбасспассажиравтотранс» руководствовалось Положением.

Оценка действий ГУ «Кузбасспассажиравтотранс» о признании аукционов несостоявшимися и не признании ООО «Строительные технологии» победителем дана в решении Кемеровского УФАС России от 24.06.2016 по жалобам №№ 87/05-18.1-2016 – 90/05-18.1-2016.

  1. Довод заявителей о том, что заказчиком неверно выбран способ Закупок – запрос цен в электронной форме № 31603773058 и № 31603773064 Комиссия считает обоснованным исходя из следующего:

Согласно пункту 7.5.1 Положения запрос цен – это способ закупки, который может проводиться при наличии следующих условий:

  1. закупка продукции производится по конкретным заявкам Заказчика и при закупке способом запроса цен участник может предложить продукцию, характеристики которой в случае предложения эквивалента, абсолютно соответствуют параметрам и пределам эквивалентности, установленным закупочной документацией;
  2. для продукции есть функционирующий рынок;
  3. критерием оценки является только цена.

Из конструкции данного пункта следует, что, данные условия должны выполняться в совокупности.

Таким образом, способ закупки – запрос цен – возможен при предоставлении возможности для участника предложить эквивалент, соответствующий параметрам и пределам эквивалентности, установленном закупочной документацией.

Однако закупочная документация не содержит сведений о том, что участники могут предложить эквивалент закупаемой продукции, также отсутствуют какие-либо параметры и пределы эквивалентности.

Следовательно, при закупке товаров, работ, услуг, где невозможно допустить предоставление эквивалентной продукции, выбирать способ закупки – запрос цен нельзя. 

Таким образом, выбрав способ закупки – запрос цен заказчик нарушил требования пункта 7.5.1 Положения.

  1. Довод ООО «Комплексмонтажстрой» о том, что в Документации и в Положении не указано, что является «негативным опытом сотрудничества» и какими именно документами должно подтверждаться Комиссии считает обоснованным.

В соответствии с пунктом 7.5.11 Положения и пунктом 27 Документации закупочная комиссия имеет право отклонить заявку участника при наличии документально подтвержденного негативного опыта сотрудничества Заказчика, его структурных подразделений с данным участником либо аффилированными с ним юридическими и физическими лицами.

При этом в Положении и Документации отсутствуют критерии определения негативного опыта.

Согласно пунктам 2, 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Учитывая вышеизложенное, действия заказчика, выразившиеся в утверждении Документации с неизмеряемымими требованиями к участнику, а именно: отсутствие негативного опыта сотрудничества (при наличии такого опыта заявка может быть отклонена), вступают в противоречие  с пунктами 2, 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках и могли бы привести к сокращению количества хозяйствующих субъектов, участвующих в закупках, поскольку отсутствие в Документации данной информации позволяет закупочной комиссии произвольно, по своему усмотрению интерпритировать, указанные понятия при отклонении заявки участника.

  1. Довод ООО «Комплексмонтажстрой» относительно того, что требования пункта 27 Документации и пункта 7.5.11 Положения «Заказчик имеет право отклонить заявку, ценовое предложение к которой, снижено более чем на 30 %»  противоречат принципам статьи 3 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия считает необоснованным, исходя из следующего:

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Законом о закупках не установлен запрет на отклонение заявок, ценовое предложение к которым, снижено более чем на 30 %.

Данное требование, установленное Положением, не противоречит принципам части 1 статьи 3 Закона о закупках, так как применяется в равной степени ко всем участникам закупки.

Начальная максимальная цена устанавливается заказчиком на основании локального сметного расчета, в котором учитываются все затраты (работы, материал и т.д.).

Чтобы предусмотреть механизм защиты от действий недобросовестных участников закупки в случае необоснованного снижения цены контракта такими участниками, заказчик установил право отклонить заявку, ценовое предложение к которой, снижено более чем на 30 %.

  1. Довод ООО «Комплексмонтажстрой» о том, что закупочная комиссия имеет право отклонить заявку участника при предоставлении сертификатов с истекшим сроком действия и при этом в Документации не указывается, какие именно сертификаты должны быть предоставлены не нашел своего подтверждения.

Пункт 26 Документации содержит исчерпывающий перечень документов, который участник должен предоставить в составе заявки. При этом пункт 26 Документации не содержит требования наличия сертификатов.

  1. В жалобах ООО «Комплексмонтажстрой» указывает, что пункт 21 Документации содержит сведения о том, что контракт может быть заключен на следующий день после опубликования протокола с результатами закупки, что не дает участникам закупки возможности обжаловать в административном порядке действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

При этом Комиссий Кемеровского ФАС России  установлено, что в пункте 8.3 Положения установлено, что договор по итогам закупки может быть заключен на следующий день после опубликования протокола с результатами закупки.

Таким образом, договор может быть заключен в срок менее 10 дней.

В соответствии с частью 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом

Согласно части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «Закон о защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, допускается не позднее 10 дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

Антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 настоящей статьи (часть 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

При  рассмотрении  жалобы  по  существу  комиссия  антимонопольного  органа рассматривает  обжалуемые  действия  (бездействие)  организатора  торгов,  оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае,  если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение  с  учетом  всех  выявленных нарушений  (часть  17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции). 

По  результатам  рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной,  либо  в  случае  установления  иных  не  являющихся  предметом  обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23  этого Федерального закона  (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Пунктом  3.1  части  1  статьи  23  Закона  о защите конкуренции  установлено,  что  антимонопольный  орган  выдает  организатору  торгов,  конкурсной  или  аукционной  комиссии, продавцу  государственного  или  муниципального  имущества,  организатору  продажи обязательные  для  исполнения  предписания  о  совершении  действий,  направленных  на устранение  нарушений  порядка  организации,  проведения  торгов,  продажи  государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в  случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Таким  образом,  антимонопольный  орган  наделен  правом  рассмотрения  в  указанном порядке жалоб, в том числе на действия организатора торгов и выдачи соответствующих  решений  и  предписаний.  Рассмотрение  таких  жалоб  осуществляется  антимонопольным органом в порядке реализации полномочий, предоставленных ему  Законом  о защите конкуренции и в целях защиты охраняемых этим законом правоотношений. При этом, рассмотрению  антимонопольным  органом  подлежат  лишь  жалобы,  поданные  в  установленный законом срок.

Таким образом, при заключении договора в срок менее 10 дней со дня  подведения итогов торгов иные участники торгов, чьи права могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов будут лишены возможности обратиться в антимонопольный орган в сроки, установленные законом о Защите конкуренции.

Кроме того, Комиссия антимонопольного органа будет лишена возможности выдачи предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

 Оценивая вышеизложенное, руководствуясь статьей 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 ФЗ № 135-ФЗ, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

  1. Признать жалобы ООО «Строительные технологии» и ООО «Комплексмонтажстрой» обоснованными.
  2. Признать государственное учреждение «Кузбасспассажиравтотранс» нарушившим требования пункта 7.5.1 Положения, пункты 2, 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», часть 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «Закон о защите конкуренции».
  3. Выдать государственному учреждению «Кузбасспассажиравтотранс» предписание о совершении действий, направленных на устранение выявленных нарушений порядка организации и проведения торгов, а именно:

- аннулировать запросы цен в электронной форме №№ 31603773058, 31603773064 на выполнение работ по ремонту системы отопления Кемеровского и Новокузнецкого автовокзалов;

- внести в Положение о закупке товаров, работ, услуг государственным учреждением «Кузбасспассажиравтотранс» изменения в части, касающейся сроков заключения договора по итогам торгов, а именно: установить, что договор может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на официальном сайте, со дня такого размещения.

4. Передать материалы должностному лицу Кемеровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного дела.

 

 

Заместитель Председателя Комиссии:

Л.И. Ланцман

 

Члены Комиссии:

Ю.А. Полякова

 

 

А.А. Чубуков

 

 

Г.Н. Ананьева

 

 

И.С. Гилева

 

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны