Решение б/н Решение по делу № 95/А-15-2014 от 26 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«20» марта 2015 г.                                                                                        г. Кемерово

Резолютивная часть объявлена «11» марта 2015 г.

Решение в полном объеме изготовлено «20» марта 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:

Кухарская Н.Е. – руководитель управления;

Члены Комиссии:

Полякова Ю.А. – начальник отдела контроля органов власти;

 

Саврасов М.Г. – главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти;               

 

Горовых К.П. – ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти;

Ермаченко Н.И. – ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти.

 

При участии:

- <…> – представителя управления городского развития администрации г. Кемерово.

в отсутствие:

- представителя государственного предприятия Кемеровской области «Редакция газеты «Кузбасс», физического лица <…>, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 95/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства.

рассмотрев дело № 95/А-15-2014, возбужденное по признакам нарушения управлением городского развития администрации г. Кемерово (650000,   г. Кемерово, пр. Советский, 54) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

установила:

 

По результатам рассмотрения поручения прокуратуры г. Кемерово приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 27.11.2014 г. № 289 было возбуждено дело № 95/А-15-2014 г. по признакам нарушения управлением городского развития администрации г. Кемерово части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции, выразившегося в неосуществлении демонтажа самовольно установленных государственным предприятием Кемеровской области «Редакция газеты «Кузбасс», ООО «Главное Проектно-конструкторское бюро Кузбасса» рекламных конструкций.

            Определением от 01.12.2014 г. дело № 95/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на  23.01.2015 г. на 10 часов 00 минут.    

В назначенное в определении от 01.12.2014 г. время представители государственного предприятия Кемеровской области «Редакция газеты «Кузбасс», физического лица <…>, извещенные надлежащим образом, на заседание Комиссии не явились.  

Сведениями о надлежащем уведомлении заинтересованного лица – ООО «Главное Проектно-конструкторское бюро Кузбасса» о месте, дате и времени рассмотрения дела № 95/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства Кемеровское УФАС России  на момент рассмотрения дела не располагало.

Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что в настоящее время ООО «Главное Проектно-конструкторское бюро Кузбасса» не является владельцем рекламной конструкции, расположенной по адресу:  г. Кемерово, ул. Тухачевского, 22а.

На основании вышеизложенного, а также с учетом того, что ООО «Главное Проектно-конструкторское бюро Кузбасса» не является владельцем рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Кемерово, ул. Тухачевского, 22а, Комиссия Кемеровского УФАС России пришло к выводу о нецелесообразности дальнейшего направления корреспонденции по делу № 95/А-15-2014 указанному лицу.          

Определением от 23.01.2015 г. дело № 95/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на  11.03.2013 г. на 10 часов 00 минут.

 

            В назначенное в определении от 23.01.2015 г. об отложении рассмотрения дела № 95/А-15-2014 время представители государственного предприятия Кемеровской области «Редакция газеты «Кузбасс» (далее – ГП КО «Редакция газеты «Кузбасс»), физического лица <…>, извещенные надлежащим образом, не явились.  

Руководствуясь частью 2 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России посчитала возможным рассмотреть дело № 95/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства в отсутствие лиц, участвующих в деле № 101/А-15-2014.

На заседании комиссии, состоявшемся 11.03.2015 г. представитель управления городского развития администрации г. Кемерово факт нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не признала, пояснила, что управлением городского развития администрации г. Кемерово предпринимаются все меры, предусмотренные Федеральным законом от 06.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в части полномочий по выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций, на территории городского округа и организации демонтажа таких конструкций.

Изучив материалы дела № 95/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

Согласно официальным письменным пояснениям управления городского развития администрации г. Кемерово, представленным в адрес Кемеровского УФАС России в процессе рассмотрения поручения прокуратуры г. Кемерово, торги на право заключения договоров на размещение (установку) рекламных конструкций, расположенных по адресу: г. Кемерово: пр. Молодежный, 2  (т.р.к. «Гринвич»); ул. Тухачевского, 22а (на здании); пр. Кузнецкий/ул. Автозаводская; ул. Сибиряков-Гвардейцев пересечение с пр. Кузнецкий;  пр. Химиков пересечение с пр. Ленинградский; пр. Октябрьский, 53 (Сбербанк);  пр. Ленина, 135, не проводились, договоры не заключались.

Разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций ГП КО «Редакция газеты «Кузбасс» не выдавались.

Рекламные конструкции, расположенные по адресу: г. Кемерово: пр. Молодежный, 2 (т.р.к. «Гринвич»); пр. Кузнецкий/ул. Автозаводская; ул. Сибиряков-Гвардейцев пересечение с пр. Кузнецкий; пр. Химиков пересечение с пр. Ленинградский; пр. Октябрьский, 53 (Сбербанк); пр. Ленина, 135, ул. Тухачевского, 22а, размещены без разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», и без соблюдения процедуры торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, установленной вышеуказанным законом.

Также из представленных управлением городского развития администрации г. Кемерово письменных пояснений следует, что 13.10.2014 г. администрацией   г. Кемерово владельцу рекламных конструкций, расположенных по адресу:   г. Кемерово: пр. Молодежный, 2 (т.р.к. «Гринвич»); пр. Кузнецкий/  ул. Автозаводская; ул. Сибиряков-Гвардейцев пересечение с пр. Кузнецкий;  пр. Химиков пересечение с пр. Ленинградский; пр. Октябрьский, 53 (Сбербанк);       пр. Ленина, 135, – ГП КО «Редакция газеты «Кузбасс» было направлено предписание о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения.      

16.07.2014 г. администрацией г. Кемерово владельцу рекламной конструкции расположенной по адресу: г. Кемерово: ул. Тухачевского, 22а – ООО «ГПКБ Кузбасса» было направлено предписание о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения.     

В соответствии с вышеуказанными предписаниями ГП КО «Редакция газеты «Кузбасс», ООО «ГПКБ Кузбасса» предписывается осуществить демонтаж самовольно установленных рекламных конструкций, расположенных по адресу: г. Кемерово, пр. Молодежный, 2 (т.р.к. «Гринвич»); пр. Кузнецкий/   ул. Автозаводская; ул. Сибиряков-Гвардейцев пересечение с пр. Кузнецкий;  пр. Химиков пересечение с пр. Ленинградский; пр. Октябрьский, 53 (Сбербанк);  пр. Ленина, 135, ул. Тухачевского, 22а, в течение месяца со дня выдачи настоящего предписания, а также удалить информацию, размещенную на таких рекламных конструкциях, в течение трех дней со дня выдачи настоящего предписания, с приведением территории в первоначальное состояние. Об исполнении предписания письменно уведомить Управление городского развития администрации   г. Кемерово.

В процессе рассмотрения дела № 95/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было установлено, что в настоящее время ООО «Главное Проектно-конструкторское бюро Кузбасса» не является владельцем рекламной конструкции, расположенной по адресу:  г. Кемерово, ул. Тухачевского, 22а.

Установлено, что 01.08.2014 г. между собственником здания по  ул. Тухачевского, 22а – ЗАО «Кемеровоспецводстрой» и ГП КО «Редакция газеты «Кузбасс» был заключен договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.   

Поскольку был выявлен новый владелец рекламных конструкций, размещенных на здании по вышеуказанному адресу, управлением городского развития администрации г. Кемерово в адрес ГП КО «Редакция газеты «Кузбасс» было вынесено предписание № 14/216 от 08.12.2014 о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения.       

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г.  № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Частью 2 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы.

В соответствии с частью 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

Согласно части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.      

Таким образом, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции может быть осуществлено только по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения такого договора.

Частью 5.6 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что аукцион или конкурс на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, которое находится в государственной или муниципальной собственности и на котором на основании договора между соответственно органом государственной власти, органом местного самоуправления и владельцем рекламной конструкции установлена рекламная конструкция, проводится по истечении срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

При этом исходя из содержания части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Следовательно, установка и эксплуатация рекламной конструкции возможна только при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выданного органом местного самоуправления.

 В соответствии с пунктом 10 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Согласно пункту 21 статьи 19 Закона о рекламе владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.

Пунктом 21.2 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

            Учитывая изложенное, Федеральным законом «О рекламе» установлен порядок демонтажа рекламной конструкции, в соответствии с которым орган местного самоуправления выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику рекламной конструкции, в случае если данное лицо не исполняет указанное предписание, предписание о демонтаже рекламной конструкции выдается собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, в случае если данным лицом предписание также не исполняется, демонтаж рекламной конструкции осуществляет орган местного самоуправления за счет средств местного бюджета.

Согласно пункту 3.35 Положения об управлении городского развития администрации г. Кемерово утвержденного постановлением администрации  г. Кемерово от 23.04.2010 № 32 (далее - Положение) для решения поставленных задач Управление осуществляет оказание муниципальной услуги по выдаче от имени администрации города Кемерово разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Кемерово, аннулированию таких разрешений, выдаче от имени администрации города Кемерово предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории города Кемерово.

Пунктом 3.38 Положения установлено, что управление городского развития администрации г. Кемерово осуществляет организацию работы по размещению рекламных конструкций на территории города, выявление фактов самовольной установки рекламных конструкций.

Пунктом 3.39 Положения предусмотрено, что управление городского развития администрации г. Кемерово осуществляет организацию демонтажа рекламных конструкций в соответствии с действующим законодательством.

Из изложенного следует, что управление городского развития администрации г. Кемерово является отраслевым структурным подразделением администрации г. Кемерово наделенным полномочиями, в том числе по выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории города Кемерово, выявлению фактов самовольной установки рекламных конструкций, а также организации демонтажа рекламных конструкций.

            В процессе рассмотрения дела № 95/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства управление городского развития администрации г. Кемерово не предоставило доказательств, подтверждающих факт демонтажа самовольно установленных ГП КО «Редакция газеты «Кузбасс» рекламных конструкций, расположенных по адресу: г. Кемерово, пр. Молодежный, 2 (т.р.к. «Гринвич»); пр. Кузнецкий/ул. Автозаводская; ул. Сибиряков-Гвардейцев пересечение с пр. Кузнецкий; пр. Химиков пересечение с пр. Ленинградский;  пр. Октябрьский, 53 (Сбербанк);  пр. Ленина, 135, ул. Тухачевского, 22а.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г.   № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять  действия  (бездействие),  которые  приводят  или  могут  привести  к недопущению,     ограничению,     устранению     конкуренции,     за    исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

   Учитывая, установленную пунктом 21.2 статьи 19 Закона о рекламе, обязанность управления городского развития администрации г. Кемерово, как отраслевого структурного подразделения администрации г. Кемерово надлежало осуществить демонтаж самовольно установленных ГП КО «Редакция газеты «Кузбасс» рекламных конструкций, расположенных по адресу: г. Кемерово,   пр. Молодежный, 2 (т.р.к. «Гринвич»); пр. Кузнецкий/ул. Автозаводская;  ул. Сибиряков-Гвардейцев пересечение с пр. Кузнецкий; пр. Химиков пересечение с пр. Ленинградский; пр. Октябрьский, 53 (Сбербанк);  пр. Ленина, 135, ул. Тухачевского, 22а.

   Неосуществление указанных действий (отказ управления городского развития администрации г. Кемерово осуществить демонтаж) привело к самовольному размещению рекламных конструкций на территории г. Кемерово. Более того, управление городского развития администрации г. Кемерово не использовало те правовые механизмы воздействия, которые позволяют ему пресекать нарушения положений законодательства о рекламе посредством осуществления демонтажа конструкций.

Следствием названного бездействия уполномоченного органа местного самоуправления явился факт предоставления хозяйствующим субъектам, установивших рекламные конструкции без разрешения, преимущественного положения в предпринимательской деятельности, что недопустимо в соответствии с антимонопольным законодательством.

Таким образом, ввиду ненадлежащего контроля со стороны управления городского развития администрации г. Кемерово за установкой рекламных конструкций имело место размещение рекламных конструкций хозяйствующими субъектами без соблюдения установленных законодателем процедур, а именно: без получения соответствующего разрешения, что способствует нарушению антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе, ущемляя тем самым интересы других хозяйствующих субъектов – потенциальных участников данного рынка, следовательно, приводящее к недопущению, ограничению, устранению конкуренции по отношению к другим хозяйствующим субъектам на данном товарном рынке.

   Бездействие управления городского развития администрации г. Кемерово, выразившееся в неосуществлении демонтажа самовольно установленных рекламных конструкций, привело к самовольному размещению рекламных конструкций на территории г. Кемерово, создало возможность ГП КО «Редакция газеты «Кузбасс», воздействовать в одностороннем порядке на общие условия размещения наружной рекламы на территории г. Кемерово, что привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на данном товарном рынке, вступает в противоречие с требованиями части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

   На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частями 1-4 статьи 41, статьями 48 и 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ  «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

           

РЕШИЛА:

 

1. Признать управление городского развития администрации г. Кемерово нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать управлению городского развития администрации г. Кемерово предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

            Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Кемеровской области в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

 

Председатель Комиссии:                                                              Н.Е. Кухарская

 

 

Члены Комиссии:                                                                          Ю.А. Полякова

 

 

                                                                                              М.Г. Саврасов

 

 

                                                                                              К.П. Горовых  

 

 

                                                                                                      Н.И. Ермаченко                                                                                                              

Связанные организации

Связанные организации не указаны