Решение №08/5150 по жалобе от 16 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«14» мая 2019г.

Резолютивная часть решения оглашена «07» мая 2019г.                           г. Кемерово

Решение в полном объеме изготовлено «14» мая 2019г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя комиссии:

<…>.

заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии:

<…>.

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок;

 

<…>.

главного специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок,

 

при участии:

      - <…>. - представителя МБОУ Анжеро-Судженского городского округа «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных видом предметов имени Германа Панфилова», по доверенности;

      - <…>. - представителя МБОУ Анжеро-Судженского городского округа «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных видом предметов имени Германа Панфилова», по доверенности,

рассмотрев дело № 042/06/64-667/2019, возбужденное по признакам нарушения  заказчиком – МБОУ Анжеро-Судженского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных видов предметов имени Германа Панфилова» законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона № 0139300000419000026 «Капитальный ремонт МБОУ "СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов имени Германа Панфилова"», в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)  для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России  от 19.11.2014 № 727/14,

 

установила:

       

        25.04.2019г. и 26.04.2019г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили жалобы ИП <...> (вх. 2198Э от 26.04.2019г.), ООО «Новая Линия» (вх. № 2179Э от 25.04.2019г.), ООО «КоролСтрой» (вх. № 2197Э от 26.04.2019г.), ООО «СТРОЙРЕСУРС» (вх. № 2180Э от 25.04.2019г.), ООО «КС-Строй» (вх. № 2181Э от 25.04.2019г.) на действия заказчика – МБОУ Анжеро-Судженского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных видов предметов имени Германа Панфилова» при проведении электронного аукциона № 0139300000419000026 «Капитальный ремонт МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов имени Германа Панфилова».

         По мнению заявителей, аукционная документация не соответствует требованиям закона о контрактной системе.

         В процессе рассмотрения жалоб, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

20.03.2019г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ уполномоченным органом – Администрацией Анжеро-Судженского городского округа по заявке заказчика – МБОУ Анжеро-Судженского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных видов предметов имени Германа Панфилова» были размещены извещением о проведении электронного аукциона № 0139300000419000026 «Капитальный ремонт МБОУ "СОШ №3 с углубленным изучение отдельных предметов имени Германа Панфилова"» и аукционная документация.

Начальная (максимальная) цена контракта – 102 327 196 ,00 рублей.

Согласно требованиям части 6 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

В пункте 18 Информационной карты аукционной документации заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки:

18

Дополнительные требования к участникам электронного аукциона

Установлены дополнительные требования о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

       Перечень документов, которые должны быть представлены участниками в соответствии с Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99):

- Копия исполненного контракта (договора);

- Копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона о "Бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство), Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

- Копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых размещение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

 

 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (с изменениями вступившими в силу 02.04.2019г.) к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования о наличии за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять:

не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.

Поскольку заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ в противоречие Постановлению Правительства № 99, заказчиком нарушены требования части 6 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно требованиям части 7 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

В пункте 10.8 проекта контракта установлено следующее: «Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

Поскольку в пункте 10.8 проекта контракта установлена пеня за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, заказчиком нарушены требования части 7 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 110.2 ФЗ № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Пунктом 2 Постановления Правительства от 15.05.2017 № 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее - Постановление Правительства РФ № 570) установлены:

а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;

б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства РФ № 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;

в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.

Постановлением Правительства РФ № 570 утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.

В пункте 4.3.1 Проекта контракта заказчиком установлено следующее: «В течение 30 (тридцати) дней с даты подписания Контракта по согласованию с Заказчиком определить виды и объемы работ, предусмотренные Контрактом, которые он обязан выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту с учетом требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 21, ст. 3022, N 36, ст. 5458), согласно Приложению N 6 к Контракт».

Поскольку объектом закупки № 0139300000419000026 является капитальный ремонт, а не работы по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, установление требований, установленных Постановлением Правительства РФ № 570, является нарушением требований части 2 статьи 110.2 ФЗ № 44-ФЗ.

Вместе с тем, учитывая, что на участие в аукционе подано 3 (три) заявки, при этом сведений, подтверждающих, что нарушения пункта 1 части 2 статьи 33, части 7 статьи 34, части 6 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ повлекли нарушение прав или законных интересов третьих лиц на момент рассмотрения жалобы заявителем не представлено, Комиссия Кемеровского УФАС приходит к выводу, что указанные нарушения не повлияли на результат определения (подрядчика, исполнителя).

Кроме того, запросов на разъяснение положений аукционной документации по нарушениям  пункта 1 части 2 статьи 33, части 7 статьи 34, части 6 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ, в адрес заказчика не поступало.

Согласно требованиям пункта 2 части 13 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

В пункте 3.10 Проекта контракта заказчиком установлено следующее: «Сумма, подлежащая уплате Заказчиком Подрядчику, который является юридическим лицом или физическим лицом, в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, уменьшается на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой  Контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации Заказчиком».

Поскольку пункт 3.10 Проекта контракта содержит условие, предусмотренное пунктом 2 части 13 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ, в действиях заказчика отсутствует нарушении данной нормы.

Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Поскольку заказчиком в пунктах 24, 40, 44, 155, 262, 263, 319, 320, 387 и т.д. Технического задания аукционной документации указаны товарные знаки со словами "или эквивалент" без указания параметров эквивалентности, заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ необходимо использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Довод заявителей ООО «Новая Линия», ООО «КС-Строй» о том, что заказчиком в аукционной документации к товарам 29, 30 «Гипсокартонные листы», 103 «Пемза шлаковая» установлены характеристики, которые можно узнать только при испытании определенной партии товара после его производства, признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным, поскольку характеристики для товаров установлены в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ, в соответствии с ГОСТами, указанными в аукционной документации, и не обязывают участника закупки на момент подачи заявки иметь данный товар в наличии.

Довод заявителей ООО «Новая Линия», ООО «КС-Строй» о том, что заказчиком в аукционной документации позиции 29, 30 «Гипсокартонные листы» содержат подробное описание в соответствии с ГОСТ, признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным, поскольку характеристики для данных товаров установлены в соответствии с требованиями пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 30.04.2019 на участие в данном аукционе было подано 3 (три) заявки. Все заявки были допущены к участию в аукционе.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия  Кемеровского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП <...> на действия заказчика – МБОУ Анжеро-Судженского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных видов предметов имени Германа Панфилова» при проведении электронного аукциона № 0139300000419000026 «Капитальный ремонт МБОУ "СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов имени Германа Панфилова"» обоснованной.

2. Признать жалобу ООО «Новая Линия» на действия заказчика – МБОУ Анжеро-Судженского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных видов предметов имени Германа Панфилова» при проведении электронного аукциона № 0139300000419000026 «Капитальный ремонт МБОУ "СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов имени Германа Панфилова"» частично обоснованной (в части нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ).

3. Признать жалобу ООО «КоролСтрой» на действия заказчика – МБОУ Анжеро-Судженского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных видов предметов имени Германа Панфилова» при проведении электронного аукциона № 0139300000419000026 «Капитальный ремонт МБОУ "СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов имени Германа Панфилова"» обоснованной.

4. Признать жалобу ООО «СТРОЙРЕСУРС» на действия заказчика – МБОУ Анжеро-Судженского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных видов предметов имени Германа Панфилова» при проведении электронного аукциона № 0139300000419000026 «Капитальный ремонт МБОУ "СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов имени Германа Панфилова"» частично обоснованной (в части нарушения требований части 7 статьи 34, части 2 статьи 110.2 ФЗ № 44-ФЗ).

5. Признать жалобу ООО «КС-Строй» на действия заказчика – МБОУ Анжеро-Судженского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных видов предметов имени Германа Панфилова» при проведении электронного аукциона № 0139300000419000026 «Капитальный ремонт МБОУ "СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов имени Германа Панфилова"» частично обоснованной (в части нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ)

        6. Признать заказчика – МБОУ Анжеро-Судженского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных видов предметов имени Германа Панфилова» нарушившим требование пункта 1 части 2 статьи 33, части 7 статьи 34, части 2 статьи 110.2, части 6 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ.

        7. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

       8. Передать материалы дела № 042/06/64-667/2019 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель комиссии:

<…>.

Члены Комиссии:     

<…>.

 

<…>.

Связанные организации

Связанные организации не указаны