Решение №09/10570 по делу от 10 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«02» декабря 2020г.                     г. Кемерово

 

Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Заместителя председателя Комиссии:

 

 

<…> -

 

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

<…> -

 

 

<…> -

 

 

 

 

начальника отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

ведущего специалиста – эксперта отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 042/05/20-747/2020, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>, адрес: <…>) о распространении рекламы, содержащей признаки нарушения части 5 статьи 20 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту –  ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

 В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили материалы ГУ МВД России по Кемеровской области (исх. от 17.03.2020 № 5/2736, вх. от 23.03.2020 № 1391) о наличии признаков нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы на автобусах, создающей угрозу безопасности дорожного движения.

  Из материалов следует, что 12.03.2020 в г. Новокузнецке сотрудниками Госавтоинспекции в рамках проведения профилактических мероприятий на пассажирском транспорте были выявлены факты нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе».

 В представленных материалах содержатся фотографии автобуса, с нанесенной на заднее стекло рекламой следующего содержания:

«Прокат Ремонт Электро Бензо Инструмента 705-507 точим цепи, рубанки и рейсмусы» реклама размещена на автобусе ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…>, принадлежит ИП <…>.

В соответствии с частью 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.

20.05.2020 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/20-747/2020 в отношении ИП <…> и назначено к рассмотрению на 21.07.2020 на 10 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <…>,  а также в адрес Управления ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеются в материалах дела).

16.07.2020 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения представителя по доверенности ИП <…> – <…> (доверенность б/н от 23.03.2020), из которых следует, что между ИП <…> и ИП <…> (далее – ИП <…>) заключен договор от 10.01.2016. Пунктом 1.1 данного договора установлено, что ИП <…> предоставляет ИП <…> право на размещение рекламы на бортах и внутри принадлежащих ИП <…> автобусов марки ПАЗ (в том числе автобуса ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…>), именуемую в дальнейшем «Рекламная площадь». Пунктом 1.2 договора установлено, что рекламная площадь является собственностью ИП <…>.

В связи с тем, что предметом указанного договора являлось размещение рекламы на бортах и внутри автобуса, размещение рекламы на стеклах транспортного средства не предполагалось, ввиду чего каких – либо оплат за размещение рекламы на стеклах транспортного средства получено не было.

Из представленных в материалы данного дела фотографий рекламы не представляется возможным установить обстоятельства нарушения, вменяемого ИП <…>. Не доказан факт того, кому именно из участников дорожного движения реклама закрывает обзор. Фотографии не свидетельствуют об ограничении обзора участникам дорожного движения, поскольку не содержат сведений об уровне светопропускания стекол, замеров светопропускания заднего стекла с наклеенной пленкой не проводилось, каких – либо специальных экспертиз, разъяснений экспертов по данному факту не проводилось. Следовательно, в данном случае отсутствует событие правонарушения.

Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090, установлен Перечень неисправностей автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация. В силу пункта 7.3 данного перечня запрещается эксплуатация транспортных средств, на которых установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.

Согласно 2.2.4 ГОСТа 5727-88 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» светопропускание ветровых стекол автотранспорта и трамваев должно быть не менее 75%, прочих стекол – не менее 70%. Светопропускание затеняющих полос в области выше зоны В для легковых машин и стекол указано в приложении 3. Ветровые теплопоглощающие стекла не должны искажать правильное восприятие белого, желтого, красного,  зеленого и голубого цветов.

Аналогичные требования закреплены в пункте 4.7.3 ГОСТа Р 51709-2001, в соответствии с которым не допускается наличие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя.

Требования по безопасности, изложенные в 2.2.1, 2.2.3 – 2.2.6, 2.2.7.3 – 2.2.7.10, 2.2.8.1, 2.2.8.2, раздела 3 ГОСТа 5727 – 88, являются обязательными для группы однородной продукции «стекло безопасное для наземного транспорта» и подлежат включению во все виды документации, по которой она изготавливается.

В пункте 5 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720, определено, что «обзорность» - конструктивное свойство транспортного средства, характеризующее объективную возможность и условия восприятия водителем визуальной информации, необходимой для безопасного и эффективного управления транспортным средством; «передняя обзорность» - обзорность через переднее и боковые окна кабины при направлении линии взора с места водителя параллельно средней продольной плоскости транспортного средства.

Пунктом 3.5.2 приложения № 5 к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720, предусмотрено, что светопропускание ветрового стекла, передних боковых стекол и стекол передних дверей (при наличии) должно составлять не менее 70%.

В отношении задних и задних боковых стекол требований по светопропускаемости Техническим регламентом не установлено.

Следовательно, законодательно урегулировано требование по уровню светопропускания только в отношении стекол переднего обзора водителя.

21.07.2020 состоялось рассмотрение дела в отсутствие ИП <…>, а также представителя ГУ МВД России по Кемеровской области уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств, а также для привлечения к рассмотрению данного дела индивидуального предпринимателя <…> (<…>) в качестве лица, располагающего сведениями относительно распространения спорной рекламы.

Определением от 21.07.2020 рассмотрение дела № 042/05/20-747/2020 было отложено на 25.08.2020 в 10 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <…>, а также в адрес ГУ МВД России по Кемеровской области заказными письмами с уведомлением о вручении.

20.08.2020 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ГУ МВД России по Кемеровской области (исх. от 20.08.2020 № 5/8739, вх. от 20.08.2020 № 5762э), из которых следует, что в соответствии с пунктом 1.4.12.2 Приложения № 4 к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877, любое запасное окно должно: либо легко и быстро открываться изнутри и снаружи транспортного средства при помощи соответствующего приспособления; либо иметь легко разбиваемое предохранительное стекло. Последнее положение исключает возможность использования слоистого стекла или стекала изготовленного из пластического материала. Вблизи каждого запасного окна должно быть установлено приспособление, легко доступное для лиц, находящихся в транспортном средстве, с тем, чтобы можно было разбить каждое окно.

В соответствии с Руководством по эксплуатации автобуса ПАЗ 32053 и его модификаций № 32053-3902010РЭ, для аварийной эвакуации пассажиров в автобусе имеются запасные выходы: первое и четвертое окна левой боковины с выдергивающимися шнурами; легкоразбиваемое окно в задней стенке кузова, люк на крыше с механизмом аварийного открывания и, при однодверном варианте, задняя запасная дверь боковины, а также пассажирская дверь, оборудованная устройством открытия дверей изнутри и снаружи.

Положениями ГОСТ 32565-2013 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия» определены основные технические требования к стеклам, применяемым в качестве остекления наземного транспорта; легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, эксплуатируемых во всех макроклиматических районах на суше.

В связи с чем, нанесение любой пленки на стекло запасного окна влияет на характеристики стекла, в том числе светопропускание, прочность, травмобезопасность и является внесением изменений в конструкцию транспортного средства.

Учитывая изложенное, эксплуатация автобуса марки ПАЗ с нанесенной на поверхность стекла окна, расположенного в задней части кузова автобуса и одновременно являющегося запасным окном (аварийным выходом), дополнительных пленок, в том числе с информацией рекламного характера, не соответствует требованиям указанного пункта Технического регламента.

В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, участник дорожного движения – это лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Также из представленных письменных пояснений следует, что Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720, ГОСТ Р 51709 – 2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки», ГОСТ 5727 – 88 «Межгосударственный стандарт. Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия» утратили силу с 19.02.2015, 01.02.2018 и 01.01.2015 соответственно.

25.08.2020 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения представителя ИП <…> – <…> (доверенность б/н от 03.06.2020), в соответствии с которыми ИП <…> в данном случае не является рекламораспространителем.

25.08.2020 на рассмотрение дела № 042/05/20-747/2020 ИП <…>, ИП <…>, представитель заявителя не явились. Сведениями о надлежащем уведомлении ИП <…> о дате, времени и месте рассмотрения данного дела Кемеровское УФАС России не располагало.

Определением от 25.08.2020 рассмотрение дела № 042/05/20-747/2020 было отложено на 15.10.2020 в 11 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <…>,ИП <…>, а также в адрес ГУ МВД России по Кемеровской области заказными письмами с уведомлением о вручении.

15.10.2020 на рассмотрение дела № 042/05/20-747/2020 ИП <…>,ИП <…>, представитель заявителя не явились. Сведениями о надлежащем уведомлении ИП <…> о дате, времени и месте рассмотрения данного дела Кемеровское УФАС России не располагало.

Определением от 15.10.2020 рассмотрение дела № 042/0520-747/2020 было отложено на 02.12.2020 в 11 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <…>, ИП <…>, а также в адрес ГУ МВД России по Кемеровской области заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции ИП <…>, заявителю, а также с пометкой «возврат отправителю из-за истечения срока хранения» корреспонденции, направленной в адрес ИП <…> имеются в материалах дела).

02.12.2020 состоялось рассмотрение дела № 042/05/20-747/2020 в отсутствие ИП <…>, ИП <…>, представителя заявителя, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее.

  В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили материалы ГУ МВД России по Кемеровской области (исх. от 17.03.2020 № 5/2736, вх. от 23.03.2020 № 1391) о наличии признаков нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы на автобусах, создающей угрозу безопасности дорожного движения.

Из материалов следует, что 12.03.2020 в г. Новокузнецке сотрудниками Госавтоинспекции в рамках проведения профилактических мероприятий на пассажирском транспорте были выявлены факты нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе».

В представленных материалах содержатся фотографии автобуса, с нанесенной на заднее стекло рекламой следующего содержания:

«Прокат Ремонт Электро Бензо Инструмента 705-507 точим цепи, рубанки и рейсмусы» реклама размещена на автобусе ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…>, принадлежит ИП <…>.

В соответствии с пунктом 2 Положения о федеральном государственном надзоре в области дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2013 № 716, федеральный надзор осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации (МВД России) и его территориальными органами.

Соответственно, оценка транспортного средства на предмет наличия на данном транспортном средстве элементов, создающих угрозу безопасности дорожного движения, входит в компетенцию МВД России и его территориальных органов.

Указанное в материалах данного дела транспортное средство ПАЗ 32054 выпускается ООО «ПАЗ» и относится к транспортным средствам категории М3 согласно классификации, установленной Приложением №1 к Техническому регламенту.

В соответствии с Руководством по эксплуатации автобуса ПАЗ 32053 и его модификаций № 32053-3902010РЭ, для аварийной эвакуации пассажиров в автобусе имеются запасные выходы: первое и четвертое окна левой боковины с выдергивающимися шнурами; легкоразбиваемое окно в задней стенке кузова, люк на крыше с механизмом аварийного открывания и, при однодверном варианте, задняя запасная дверь боковины, а также пассажирская дверь, оборудованная устройством открытия дверей изнутри и снаружи.

В соответствии с пунктом 13.1 раздела 13 «Дополнительные требования к транспортным средствам категорий М2 и М3» Приложения №8 к Техническому регламенту аварийные выходы и устройства приведения их в действие должны быть работоспособны.

В соответствии с пунктом 1.4.12.2 Приложения № 4 к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877, любое запасное окно должно: либо легко и быстро открываться изнутри и снаружи транспортного средства при помощи соответствующего приспособления; либо иметь легко разбиваемое предохранительное стекло. Последнее положение исключает возможность использования слоистого стекла или стекала изготовленного из пластического материала. Вблизи каждого запасного окна должно быть установлено приспособление, легко доступное для лиц, находящихся в транспортном средстве, с тем, чтобы можно было разбить каждое окно.

Положениями ГОСТ 32565-2013 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия» определены основные технические требования к стеклам, применяемым в качестве остекления наземного транспорта; легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, эксплуатируемых во всех макроклиматических районах на суше.

В связи с чем, нанесение любой пленки на стекло запасного окна влияет на характеристики стекла, в том числе светопропускание, прочность, травмобезопасность и является внесением изменений в конструкцию транспортного средства.

В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, участник дорожного движения – это лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

В соответствии с письмом ФАС России от 10.03.2011 № АК/8234 «О разъяснении статьи 20 Закона о рекламе», размещение рекламы на окнах транспортных средств общего пользования (автобусах, троллейбусах, трамваях) будет противоречить части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» в случае, если такая реклама будет ограничивать обзор, в том числе, пассажирам указанных транспортных средств.

Учитывая изложенное, эксплуатация автобуса марки ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…>, с нанесенной на поверхность стекла окна, расположенного в задней части кузова автобуса и одновременно являющегося запасным окном (аварийным выходом), дополнительных пленок, в том числе с информацией рекламного характера, не соответствует требованиям указанного пункта Технического регламента, а также содержит признаки нарушения части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе», поскольку ограничивает обзор пассажирам и ограничивает возможность использования данного стекла в качестве запасного выхода, поскольку данное стекло используется в качестве запасного выхода в случае аварии путем его разбивания (данная позиция также подтверждается Постановлением Арбитражного суда Западно – Сибирского округа от 18.04.2019 по делу № А27-14211/2018).

В силу части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение части 5 статьи 20 указанного закона несет рекламораспространитель.

Под рекламораспространителем закон понимает лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 6 статьи 1 ФЗ «О рекламе»).

Из ответа ГУ МВД России по Кемеровской области (исх. от 10.07.2020 № 5/7211), следует, что автобус марки ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…> принадлежит ИП <…>.

В материалы данного дела представителем по доверенности ИП <…> представлена копия договора от 10.01.2016, в соответствии с которым ИП <…> предоставляет ИП <…> право на размещение рекламы на бортах и внутри принадлежащих ИП <…> автобусов марки ПАЗ.

Вместе с тем, Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что в соответствии с пунктом 2.2.2 указанного договора ИП <…> обязуется отказать ИП <…> в размещении рекламных материалов в случае, если информация, содержащаяся в данных материалах не соответствует ФЗ «О рекламе» и рекламной деятельности.

Доказательств отказа в размещении рекламы на заднем стекле автобуса марки ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…>, ИП <…> в адрес Кемеровского УФАС России не представлено.

Таким образом, собственник автотранспортного средства ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…> – ИП <…> в данном случае является рекламораспространителем.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Кемеровского УФАС России,      

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать индивидуального предпринимателя <…> (адрес: <…>) нарушившим требования части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы на заднем стекле автобуса ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер Р895ВУ142, создающей угрозу безопасности дорожного движения.

2. Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу  Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «10» декабря 2020 года.

 Решение, предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны