Решение №08/3559 по результатам рассмотрения жалобы от 29 марта 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«26» марта 2019г. г. Кемерово

Резолютивная часть решения оглашена «21» марта 2019г.

Решение в полном объеме изготовлено «26» марта 2019г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя комиссии:

<…> -

руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии:

<…> -

начальника отдела контроля в сфере закупок;

 

<…> -

главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,

при участии:

- <…> - представителя Муниципального предприятия города Кемерово «Городское управление капитального строительства», по доверенности,

рассмотрев дело № 042/06/44-369/2019, возбужденное по признакам нарушения заказчиком – Муниципальным предприятием города Кемерово «Городское управление капитального строительства» законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона № 0539600007319000001 Выполнение работ: "Строительство автодороги по пр. Московскому от улицы Терешковой до бульвара Строителей микрорайона №15А Центрального района г. Кемерово" (II и III этапы), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с п.п «б» п.2 ч.3 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

15.03.2019г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО «КС-Строй» (вх. 1317Э от 15.03.2019г.) на действия заказчика – Муниципального предприятия города Кемерово «Городское управление капитального строительства» при проведении электронного аукциона № 0539600007319000001 Выполнение работ: "Строительство автодороги по пр. Московскому от улицы Терешковой до бульвара Строителей микрорайона №15А Центрального района г. Кемерово" (II и III этапы).

По мнению заявителя, аукционная документация не соответствует требованиям закона о контрактной системе.

В процессе рассмотрения жалобы Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

26.02.2019г. в Единой информационной системе в сфере закупок заказчиком – Муниципальным предприятием города Кемерово «Городское управление капитального строительства» были размещены извещение при проведении электронного аукциона № 0539600007319000001 Выполнение работ: "Строительство автодороги по пр. Московскому от улицы Терешковой до бульвара Строителей микрорайона №15А Центрального района г. Кемерово" (II и III этапы) и аукционная документация.

Начальная (максимальная) цена контракта - 214 012 048 ,00 рублей.

Согласно требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ необходимо использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В Техническом задании аукционной документации (Приложении № 4) заказчиком установлены требования к материалам, используемым при выполнении работ:

6

Бетон

Бетон плотной структуры средней плотностью более 2000 до 2500 кг/м3 включительно на цементном вяжущем и плотном мелком заполнителе. Класс прочности бетона на осевое растяжение Вtb не менее 1.6. В соответствии с ГОСТ 26633-2015.

 

7

Асфальтобетон

С размером зерен не белее 40 мм; величина остаточной пористости не менее 5,0% не более 10 %. В соответствии с ГОСТ 9128-2013.

 

8

Асфальтобетон

С размером зерен не белее 10 мм; величина остаточной пористости не менее 2,5% не более 5,0%. В соответствии с ГОСТ 9128-2013.

 

Согласно пункту 3.3 ГОСТ 26633-2015 бетон мелкозернистый: Бетон плотной структуры средней плотностью более 2000 до 2500 кг/м3 включительно на цементном вяжущем и плотном мелком заполнителе.

Согласно пункту 4.3.1 ГОСТ 26633-2015 по показателям качества бетоны подразделяют на классы прочности на растяжение: Btb1,6.

Согласно пункту 4.1.3 ГОСТ 9128-2013 смеси и асфальтобетоны в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен подразделяют на:

- крупнозернистые с размером зерен до 40 мм

- песчаные " " " " 10 ".

Согласно пункту 4.1.4 ГОСТ 9128-2013 асфальтобетоны в зависимости от величины остаточной пористости подразделяют на:

- плотные " " " св. 2,5% " 5,0%;

- пористые " " " " 5,0% " 10,0%.

Комиссией Кемеровского УФАС России были проанализированы ГОСТ 26633-2015 и ГОСТ 9128-2013 и установлено, что заказчиком были установлены требования к материалам в соответствии с данными ГОСТАМИ, следовательно, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ.

Также Комиссией Кемеровского УФАС России была проведена внеплановая проверка и установлено:

Довод заявителя ООО «Лима» о том, что устанавливая требования к товарам заказчик не исполняет рекомендации, установленные Распоряжением Правительства РФ № 117-р, признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным на основании следующего:

Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 1 ФЗ № 44-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг.

Распоряжением Правительства № 117-р от 31.01.2019г. утверждена Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах.

Раздел VII. «Совершенствование системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» Распоряжения Правительства № 117-р от 31.01.2019г. предусматривает внесение системных изменений в ФЗ № 44-ФЗ с целью оптимизации процедур закупок начиная с 2019 года по 2024 год.

Указание в Распоряжении Правительства № 117-р на то, что установление положений об указании в заявке на участие в закупке работ по строительству только согласия на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с проектной документацией, предусматривает применение в случае внесения изменений в ФЗ № 44-ФЗ.

На дату рассмотрения жалобы ООО «Лима» (14.03.2019г.) требования к содержанию первой части заявки установлены частью 3 статьи 66 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно требованиям пункта 3 части 3 статьи 21 ФЗ № 44-ФЗ в план-график включаются дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований.

Согласно требованиям пункта 3 части 3 статьи 21 ФЗ № 44-ФЗ в план-график включаются дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований.

Согласно требованиям части 2 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В плане-графике заказчиком указано следующее:

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг

Требование к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ).

Часть 1 постановления Правительства РФ от 04.02.2015 г. №99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера».

В Информационной карте аукционной документации заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки:

Дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99:

наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используется следующая группа работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.

В извещении о проведении электронного аукциона заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки: «В соответствии с частью 1 постановления Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера: Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. < *> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используется следующая группа работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства».

В соответствии с пунктом 2 Приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 при закупке работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу, что ссылки в плане-графике на часть 1 Постановления Правительства РФ № 99 от 04.02.2015г. является достаточным, поскольку данное Постановление № 99 устанавливает дополнительные требования к участникам закупки в части наличии опыта исполнения контракта.

Таким образом, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований пункта 3 части 3 статьи 21 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно части 4 статьи 23 ФЗ №44-ФЗ наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Заказчиком в плане-графике указан код ОКПД2 42.11.20.000.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 №145 (далее - Постановление Правительства РФ № 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).

Согласно пункту 9 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупки предусмотренной планом-графиком закупок, который утвержден до наступления даты начала обязательного применения соответствующей позиции каталога, заказчик вправе руководствоваться пунктом 7 указанных правил, а именно:

В случае планирования и осуществления закупки товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Вместе с тем, согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе в сфере закупок Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд содержит позицию с наименованием товара, работы, услуги «Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, в том числе проходящих по улицам населенных пунктов, и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов», код позиции КТРУ 42.11.20.000-00000002, дата начала обязательного применения позиции каталога – 01.07.2019.

Исходя из вышеизложенного, комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу, что Заказчик в Плане-графике правомерно указал код ОКПД2 42.11.20.000, а довод заявителя ООО «Монолитстроймонтаж» о том, что заказчик обязан был использовать код позиции КТРУ не нашел своего подтверждения.

Согласно части 5 статьи 110.2 44-ФЗ контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.

Согласно части 6 статьи 110.2 44-ФЗ объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.

Комиссией Кемеровского УФАС России был проанализирован Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 05 июня 2018 года № 336/пр «Об утверждении методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ» и установлено, что установленные заказчиком требования в приложении №3 «График выполнения строительно-монтажных работ» соответствуют указанным в Приказе требованиям.

Также установлено, что в проекте контракта заказчиком установлено в приложении №4 «График оплаты выполненных по контракту работ» выполнение работ одним этапом.

Таким образом, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований части 5 статьи 110.2 ФЗ № 44-ФЗ.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», комиссия Кемеровского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «КС-Строй» на действия заказчика – Муниципального предприятия города Кемерово «Городское управление капитального строительства» при проведении электронного аукциона № 0539600007319000001 Выполнение работ: "Строительство автодороги по пр. Московскому от улицы Терешковой до бульвара Строителей микрорайона №15А Центрального района г. Кемерово" (II и III этапы) необоснованной.

2. Производство по делу № 042/06/44-369/2019 прекратить.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Председатель комиссии: <…>

Члены комиссии:             <…>

                                       <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны