Решение №05/10716 по жалобе от 11 ноября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFР Е Ш Е Н И Е
по жалобе № 042/10/18.1-1894/2021
«08» ноября 2021 г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков, утверждении порядка рассмотрения жалоб (далее – Комиссия Кемеровского УФАС России) в составе:
при рассмотрении жалобы с использованием систем видеоконференцсвязи, при участии:
- <…>– представителя Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» (доверенность от 29.10.2021 № б/н);
рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу АО «Щербинский лифтостроительный завод» и материалы жалобы № 042/07/3-1894/2021,
У С Т А Н О В И Л А:
Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба АО «Щербинский лифтостроительный завод» на действия заказчика Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» (далее – Фонд, Заказчик) при организации и проведении следующих аукционов в электронной форме на выполнение работ и (или) оказание услуг по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (ремонт (замена, модернизация) лифтов), извещения были опубликованы на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru под № 203950000012101246, № 203950000012101248, № 203950000012101250, № 203950000012101252.
По мнению Заявителя, Заказчик разместил извещения о вышеуказанных аукционах с нарушением срока подачи заявок, что противоречит п. 128 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615.
Уведомлением Кемеровского УФАС России от 27.10.2021 № 05/10360 рассмотрение жалобы № 042/07/3-1894/2021 с использованием систем видеоконференцсвязи было назначено на 08.11.2021 г. на 15 часов 00 минут. Данное уведомление на основании части 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» направлено на адреса электронной почты лиц, участвующих в рассмотрении жалобы.
29.10.2021 в адрес Кемеровского УФАС России поступили возражения Фонда по доводам жалобы (вх. 4634). Согласно возражений Фонд признает, что неверно истолковал изменения, упустив из вида п.2 постановления Правительства РФ от 29.09.2021 № 1643. Заявитель заявку на участие в вышеуказанных аукционах не подавал, в реестре квалифицированных подрядных организаций не включен, соответственно, отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы.
В связи с тем, что Заявитель надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, Комиссия решила рассмотреть данную жалобу в отсутствие представителей Заявителя.
08.09.2021 представитель Фонда на заседание Комиссии пояснил, что с доводами жалобы не согласны.
Изучив имеющиеся материалы жалобы № 042/07/3-1894/2021, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:
Согласно ч. 1.1 ст. 180 Жилищного Кодекса Российской Федерации Закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 4 ст. 182 Жилищного Кодекса Российской Федерации установлено, что Законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены случаи, при которых функции технического заказчика услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут осуществляться органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) и (или) муниципальными бюджетными и казенными учреждениями (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе - государственными бюджетными и казенными учреждениями, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются муниципальными бюджетными и казенными учреждениями) на основании соответствующего договора, заключенного с региональным оператором.
В соответствии с п. 1.3 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.10.2013 № 458 (ред. от 30.09.2021) «Об утверждении государственной программы Кемеровской области - Кузбасса «Жилищно-коммунальный и дорожный комплекс, энергосбережение и повышение энергоэффективности Кузбасса» на 2014 - 2027 годы» в целях реализации программ в Кемеровской области - Кузбассе создан региональный оператор - некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта», учредителем которого является Министерство жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса.
Региональный оператор, осуществляет закупки товаров, работ, услуг в соответствии с частью 1.1 статьи 180 и частью 5 статьи 182 Жилищного кодекса РФ.
Порядок привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (вместе с «Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме»), утв. Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 (далее - постановление Правительства РФ № 615).
При проведении закупочной деятельности Заказчик руководствуется постановлением Правительства РФ № 615.
Документация об электронных аукционах подготовлена в соответствии с Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ № 615.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Кемеровского УФАС России установлено следующее:
В соответствии с п. 103 постановлением Правительства РФ № 615 установлено, что участник, включенный в реестр квалифицированных подрядных организаций в соответствующем субъекте Российской Федерации и предоставивший обеспечение заявки на участие в электронном аукционе, вправе участвовать в электронных аукционах, проводимых в данном субъекте Российской Федерации, по соответствующим предмету электронного аукциона и начальной (максимальной) цене договора.
В данный реестр включены три хозяйствующих субъекта: АО «Кемероволифтсервис», ООО «Запсиблифт», ООО «Кузнецклифт».
АО «Щербинский лифтостроительный завод» не включен в реестр квалифицированных подрядных организаций по выполнению работ и (или) оказание услуг по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (ремонт (замена, модернизация) лифтов).
В соответствии с п. 235 постановлением Правительства РФ № 615 установлено, что любой участник предварительного отбора, электронного аукциона имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации, действия (бездействие) заказчика, органа по ведению реестра, комиссии по проведению предварительного отбора, ее членов, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, оператора электронной площадки при организации и проведении закупки, при осуществлении закупки у единственной подрядной организации, заключении договоров о проведении капитального ремонта по их результатам.
АО «Щербинский лифтостроительный завод» заявки на участие в вышеуказанных аукционах не подавало.
С учетом выше изложенного, Комиссия Кемеровского УФАС Росси приходит к выводу, что АО «Щербинский лифтостроительный завод» не является лицом, чьи права и законные интересы могут быть нарушены на основании ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
С учетом того, что Заказчик разместил извещения о вышеуказанных аукционах с нарушением срока подачи заявок, а именно: извещение об аукционах опубликованы: 18.10.2021, дата окончания подачи заявок: 25.10.2021, соответственно, срок размещения извещений о проведении электронных аукционов составил менее чем за 20 дней до окончания срока подачи заявок на участие в электронных аукционах, что противоречит п. 128 постановления Правительства РФ № 615.
В соответствии с п. 128 постановления Правительства РФ № 615 извещение о проведении электронного аукциона размещается на сайте оператора электронной площадки не менее чем за 20 дней до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе. В день размещения извещения о проведении электронного аукциона заказчик обязан направить подрядным организациям, включенным в реестр квалифицированных подрядных организаций, приглашение принять участие в электронном аукционе, которое направляется в форме электронного документа через оператора электронной площадки и содержит информацию о предмете и установленном заказчиком идентификационном номере (номерах) электронного аукциона.
Согласно п. 139 постановления Правительства РФ № 615 в случае нарушения требований, установленных пунктами 135 – 138 настоящего Положения, положения документации об электронном аукционе могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном разделом V настоящего Положения, а также электронный аукцион может быть признан недействительным в судебном порядке.
В соответствии с п. 135 постановления Правительства РФ № 615 документация об электронном аукционе, помимо сведений, указанных в извещении о проведении электронного аукциона, содержит в том числе: порядок, дату начала срока подачи заявок на участие в электронном аукционе. При этом днем начала срока подачи заявок является день, следующий за днем размещения на официальном сайте и сайте оператора электронной площадки извещения о проведении электронного аукциона.
Нарушение сроков подачи заявок Фонд не опровергает.
Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что по результатам вышеуказанных аукционов была подана 1 заявка от участника ООО «Кузнецклифт», соответственно, аукционы признаны несостоявшимися и снижение начальной (максимальная) цены договора не произошло.
Основной задачей проведения конкурентных процедур является повышение эффективности, результативности привлечения подрядных организаций и эффективного использования денежных средств региональным оператором, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах и средств государственной поддержки на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствии п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган самостоятельно определяет способ устранения выявленных нарушений в зависимости от их характера.
Комиссия Кемеровского УФАС России посчитала, что допущенные Фондом нарушения существенно повлияли на результаты торгов. Соответственно, с учетом разумности и вероятности причинения третьим лицам ущерба, а также обеспечения баланса прав заинтересованных сторон Комиссия Кемеровского УФАС России решила выдать предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка и организации торгов.
Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьей 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», постановлением Правительства РФ № 615,
Р Е Ш И Л А:
- Признать жалобу АО «Щербинский лифтостроительный завод» на действия Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» обоснованной.
- Признать некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» нарушившим пункт 128 постановления Правительства РФ № 615.
- Выдать предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка и организации торгов, а именно: аннулировать электронные аукционы под № 203950000012101246, № 203950000012101248, № 203950000012101250, № 203950000012101252.
- Передать материалы жалобы должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.