Решение №03/2764 по жалобе от 29 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по жалобе № 042/07/3-412/2021

Резолютивная часть решения оглашена «24» марта 2021г.                                   г. Кемерово

Решение в полном объеме изготовлено «29» марта 2021г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

<…>

Членов Комиссии:

<…>

 

<…>

 

<…>

в присутствии представителей (по доверенности):

от ООО «Актив Проект»: <…>, <…>,

от ООО «Теплоэнергоремонт»: <…>, <…>, <…>,

рассмотрев в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу Общества с ограниченной ответственностью «АктивПроект» (153023, г. Иваново, ул. Революционная, д.20Б, пом.1007; ИНН: 3702541990 (далее также – ООО «АктивПроект», Заявитель) и материалы по жалобе № 042/07/3-412/2021,

У С Т А Н О В И Л А:

Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба ООО «АктивПроект» (далее также  – Заявитель) от 15.01.2021 № 343 (вх.№ 1650э от 16.03.2021) на действия заказчика – ООО «Теплоэнергоремонт» (ИНН: 4223117458; ОГРН: 1174205006909) (далее – ООО «ТЭР», Заказчик) при осуществлении закупки, путем проведения запроса цен на «Оказание услуг по техническому обследованию зданий котельных» (Закупка № ТЭР-032-03-21-ЗКП), размещенной в информационно-телекомуникационной сети «Интернет» по адресу: http//zakupki.gov.ru, Извещение № 32110049153 (далее – Закупка).

Аналогичная жалоба от ООО «АктивПроект» поступила также в Кемеровское УФАС России 26.03.2021 (вх. № 1323).

По мнению заявителя, Заказчиком закупки нарушены требования ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), а также ст. 17 Закона о защите конкуренции поскольку закупочная документация составлена с нарушениями законодательства Российской Федерации, а именно отсутствует требование о предоставлении участниками закупки выписки саморегулируемой организации  (далее также – СРО) в области инженерных изысканий.

Уведомлением от 19.03.2021 № 03/2433 рассмотрение жалобы №042/07/3-412/2021 было назначено на 24.03.2021. Данное уведомление было направлено по электронной почте в адрес Заявителя и Заказчика.

24.03.2021 представители ООО «АктивПроект» поддержали доводы жалобы, представители ООО «ТЭР» просили признать жалобу ООО «АктивПроект» необоснованной, направив письменные возражения от 23.03.2021.

Согласно указанным возражениям целью осуществления обжалуемой закупки является оценка технического состояния конструкций котельных для определения возможности их дальнейшей эксплуатации, а не для проведения строительства или реконструкции данных объектов, в связи с чем отсутствовали основания для запроса у участников закупки выписки саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.

24.03.2021 в ходе рассмотрения жалобы № 042/07/3-412/2021 дистанционно с использованием системы видеоконференцсвязи, изучив имеющиеся материалы закупки, заслушав доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия установила следующее:

ООО «ТЭР» осуществляя регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, относится к организациям, указанным в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках, которые обязаны руководствоваться нормами данного закона при проведении закупочных процедур.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (в том числе субъектов естественных монополий) (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

В соответствии со ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Решением единственного участника ООО «ТЭР» № 16 от 29.01.2021 утверждено Положение «О закупке товаров, работ, услуг для нужд общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергоремонт») (далее – Положение о закупках), которое было размещено на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru). 

Согласно п. 11.1.1 Положения о закупках, запрос цен – иной конкурентный способ закупки, проводимый не в электронной форме, при котором победителем открытого запроса цен признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое содержит наиболее низкую цену договора или цену единиц товара, работ, услуг, в случае, если оценка осуществляется по критерию цена единиц товаров, работ, услуг.

Не допускается предъявлять к участникам закупки, товарам, работам, услугам, условиям исполнения договора требования, не предусмотренные документацией о закупке, а также оценивать и сопоставлять заявки на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке (извещении о проведении запроса котировок) (п.11.1.4 Положения о закупке)

03.03.2021 Заказчиком закупки на официальном сайте было размещено извещение о проведении запроса цен № ТЭР-032-03-21-ЗКП «Оказание услуг по техническому обследованию зданий котельных».

В отношении указанной закупки, разработана и утверждена Закупочная документация (Закупка № ТЭР-032-03-21-ЗКП) (далее – Закупочная документация).

Согласно п. 4 Закупочной документации исполнитель обязуется оказывать услуги в соответствии с техническим заданием.

Заказчиком в Закупочной документации не было указано требование к участникам закупочной процедуры об их членстве в СРО, выполняющих инженерные изыскания.

Разделом «Объекты исследования» Технического задания к объектам исследования отнесены кровля, стены.

В Техническом задании указано, что целью закупки является техническое обследование зданий котельных.

Согласно п. 6 Технического задания при выполнении технического обследования, исполнитель должен провести:

а) Подготовительные работы (анализ изыскательской, проектной, исполнительной, эксплуатационной документации);

б) Обмерные работы;

в) Оценку соответствия фактических параметров строительных конструкций требованиям проекта, выявление отклонений, дефектов;

г) Определение фактических нагрузок на несущие конструкции;

д) Оценку состояния фундаментов с отрывкой шурфов с применением механизированных средств, обратной засыпкой непросадочным грунтом и послойным уплотнением мест отрывки с восстановлением разрушенных участков покрытия пола, отмостки, асфальта или плодородного слоя;

е) Определение пространственного положения строительных конструкций;

ж) Определение степени влияния на конструкции гидрологических, аэрологических и атмосферных воздействий;

з) Оценку взрывоустойчивости объектов;

и) Изучение химической агрессивности производственной среды;

к) Определение степени коррозии арматуры и металлических элементов строительных конструкций;

л) Ультразвуковую  толщинометрию металлоконструкций;

м) Выявление повреждений конструктивных элементов с составлением ведомости дефектов и повреждений, указание мест расположения дефектов на схемах и определение категории их технического состояния;

н) Фотофиксацию дефектов и повреждений;

о) Проверочные расчеты на прочность.

По окончании проведения всех исследований Исполнитель должен:

- сделать выводы с оценкой технического состояния конструкций здания (сооружения) в целом и определение возможности дальнейшей эксплуатации, включающий определение остаточного ресурса (срока службы) с отражением установленного срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта;

- разработать рекомендации и мероприятия, выполняемых в процессе эксплуатации зданий (сооружений), с учетом обеспечения эксплуатационной надежности.

На основании анализа результатов обследования технического состояния объекта, Исполнитель оформляет технический отчет на каждый объект в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.

Согласно п. 15 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) «инженерные изыскания» - изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования».

В силу ч. 5.2 ст. 48 ГрК РФ договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.

В силу ч. 1 ст. 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

Согласно ч. 2 ст. 47 ГрК РФ работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Частью 2 ст. 48 ГрК РФ предусмотрено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Исходя из приведенных норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, исполнитель должен являться одновременно членом СРО проектировщиков и изыскателей, если договором подряда на подготовку проектной документации предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий и указанные инженерные изыскания выполняются лично исполнителем.

Постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 №20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» (далее – Постановление № 20) утвержден перечень видов инженерных изысканий, а именно:

I. Основные виды инженерных изысканий

1. Инженерно-геодезические изыскания

2. Инженерно-геологические изыскания

3. Инженерно-гидрометеорологические изыскания

4. Инженерно-экологические изыскания

5. Инженерно-геотехнические изыскания

II. Специальные виды инженерных изысканий

1. Геотехнические исследования

2. Обследования состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций

3. Поиск и разведка подземных вод для целей водоснабжения

4. Локальный мониторинг компонентов окружающей среды

5. Разведка грунтовых строительных материалов

6. Локальные обследования загрязнения грунтов и грунтовых вод

При сопоставлении указанного перечня с предметом закупки и его описанием следует вывод, что техническое обследование состояния здания не является одним из видов инженерных изысканий, а услуги, указанные в описании объекта закупки, в том числе, такие как «обмерные работы», «определение фактических нагрузок» также не могут быть признаны инженерными изысканиями.

Письмо Минстроя России № 38887-ЛС/02 от 20.09.2018, Постановление № 20, ст. 47 ГрК РФ распространяется на обследование строительных конструкций зданий и сооружений для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Таким образом, установление требования к участникам закупки о наличии лицензии, членства в СРО необходимо, если выполнение работ, оказание услуг является самостоятельным объектом закупки.

Ссылка Заявителя на письмо Минстроя России № 38887-ЛС/02 от 20.09.2018 не может быть принята во внимание, так как содержание письма определяет правоотношения, связанные с договором подряда на выполнение инженерных изысканий.

Между тем, предметом закупки является оказание услуг по техническому обследованию зданий.

Как следует из п. 1 Закупочной документации и п. 3 Приложения № 3 к Закупочной документации (далее - Техническое задание), качество оказываемых услуг должно соответствовать:

- «СП 13-102-2003. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» (принят Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 № 153);

- «ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» (введен в действие Приказом Росстандарта от 27.12.2012 № 1984-ст);

- «ГОСТ Р ИСО 16809-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Контроль неразрушающий. Контроль ультразвуковой. Измерение толщины» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 04.06.2015 № 555-ст);

- Приказ Минтруда России от 16.11.2020 № 782н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте».

Согласно п. 1.1 «СП 13-102-2003. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», утвержденным Постановлением Госстроя Российской Федерации от 21.08.2003 № 153, они предназначены для применения при обследовании строительных конструкций зданий и сооружений жилищного, общественного, административно-бытового и производственного назначения с целью определения их технического состояния, а также могут быть использованы при разрешении вопросов о пригодности жилых домов для проживания в них. Правила регламентируют процедуру проведения обследования строительных конструкций, определяют принципиальную схему и состав работ, позволяющих объективно оценить техническое состояние, фактическую несущую способность конструкций и, в случае необходимости, принять обоснованные технические решения по ремонтно-восстановительным мероприятиям или способам усилений.

ГОСТ Р ИСО 16809-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Контроль неразрушающий. Контроль ультразвуковой. Измерение толщины», утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 04.06.2015 № 555-ст настоящий стандарт устанавливает принципы ультразвукового измерения толщины металлических и неметаллических материалов на основе измерения времени прохождения ультразвуковых импульсов.

 Правила по охране труда при работе на высоте, утвержденные Приказом Минтруда России от 16.11.2020 № 782н устанавливают государственные нормативные требования по охране труда и регулируют порядок действий работодателя и работника при организации и проведении работ на высоте.

В силу положений п. 3.3 Раздела 3 ГОСТ-31937-2011 комплексное обследование технического состояния здания (сооружения) включает в себя комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров грунтов основания, строительных конструкций, инженерного обеспечения (оборудования, трубопроводов, электрических сетей и др.), характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование технического состояния здания (сооружения), теплотехнических и акустических свойств конструкций, систем инженерного обеспечения объекта, за исключением технологического оборудования.

Пунктом 5.1.3 ГОСТ-31937-2011 предусмотрено, что при обследовании технического состояния зданий и сооружений объектами исследования являются:

- грунты основания, фундаменты, ростверки и фундаментные балки;

- стены, колонны, столбы;

- перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны и др.);

- балконы, эркеры, лестницы, подкрановые балки и фермы;

- связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжения конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания.

Следовательно, выполнение работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций является лишь одним из видов работ, выполнение которых необходимо при комплексном обследовании технического состояния зданий.

Техническим заданием не предполагалось обследование грунтов оснований зданий и сооружений. Указанное не предусмотрено и в разделе «объекты исследования».

Учитывая, что объектами исследования не являлись грунты основания, исполнение договора по результатам закупки не предполагает проведение инженерных изысканий, членства в СРО выполняющих инженерные изыскания не требуется.

Кроме того, как следует из пояснений Заказчика, целью проведения работ является оценка возможности дальнейшей безаварийной эксплуатации котельных в соответствии с требованием п. 3.3.9. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, согласно которым строительные конструкции производственных зданий и сооружений для тепловых энергоустановок подвергаются один раз в 5 лет техническому освидетельствованию специализированной организацией по перечню, утвержденному руководителем организации и согласованному проектной организацией.

Проведение Закупки не предполагает заключение договора, предметом которого является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Исполнение договора по результатам закупки не предполагало проведение инженерных изысканий и, следовательно, не требовало членства в СРО, выполняющих инженерные изыскания.

На основании изложенного, не включение Заказчиком при размещении закупки на оказание услуг по обследованию технического состояния зданий требования о наличии у участника закупки членства в СРО в области инженерных изысканий, не противоречит требованиям ст. 3 Закона о закупках, и ст. 17 Закона о защите конкуренции.

В вязи с чем, довод Заявителя о необходимости установления в Закупочной документации требования выписки СРО, выполняющих инженерные изыскания, является несостоятельным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 18.1 и 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «АктивПроект» на действия ООО «Теплоэнергоремонт» по проведению запроса цен на «Оказание услуг по техническому обследованию зданий котельных» (Закупка № ТЭР-032-03-21-ЗКП) (извещение № 32110049153) необоснованной.

 

Заместитель председателя Комиссии              <…>                                                                                                                                    

Члены Комиссии:             <…>

 

В соответствии со статьёй 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТЕПЛОЭНЕРГОРЕМОНТ"
ИНН 4223117458, ОГРН 1174205006909
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АКТИВПРОЕКТ"
ИНН 3702541990, ОГРН 1073702043172