Решение б/н Решение по делу № 99/А-15-2012 в отношении комитета по управ... от 2 июня 2013 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
«31» января 2013 г. г. Кемерово
Резолютивная часть решения объявлена 18.01.2013 г.
Решение в полном объеме изготовлено «31» января 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: |
Кухарская Н.Е. – руководитель управления; |
Члены Комиссии: | Саврасов М.Г. – главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы; Юканкин Д.С. – ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы; Александрова Л.А. – ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы; |
| Куколева К.П. – ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы. |
в отсутствие:
- комитета по управлению муниципальным имуществом Гурьевского муниципального района извещенного надлежащим образом;
- ООО «Кузбасская энергосетевая компания» извещенного надлежащим образом.
рассмотрев дело № 99/А-15-2012, возбужденное по признакам нарушения комитетом по управлению муниципальным имуществом Гурьевского муниципального района (<…>) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
На основании обращения ООО «Кузбасская энергосетевая компания» филиал «Энергосеть г. Гурьевск» (далее по тексту – ООО «КЭнК») о наличии в действиях комитета по управлению муниципальным имуществом Гурьевского муниципального района (далее по тексту КУМИ Гурьевского района) признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Кемеровским УФАС России была проведена соответствующая проверка.
По результатам проведенной Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области проверки приказом от 02.10.2012 г. № 253 по признакам нарушения КУМИ Гурьевского района пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» было возбуждено дело № 99/А-15-2012 г., создана Комиссия по рассмотрению дела № 99/А-15-2012 г. о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением от 05.10.2012 г. дело № 99/А-15-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 22.10.2012 г. на 15 часов 00 минут.
На заседании комиссии, состоявшемся 22.10.2012 г., представитель КУМИ Гурьевского района не признала факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», также пояснила, что ООО «КЭнК» было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что комиссия по рассмотрению вопросов отчуждения земельных участков на территории Гурьевского муниципального района не расценивает опоры линии электропередач, как объекты недвижимого имущества.
22.10.2012 г. Комиссией Кемеровского УФАС России рассмотрение дела № 99/А-15-2012 о нарушении КУМИ Гурьевского района антимонопольного законодательства было отложено до 03.12.2012 г. до 14 часов 00 минут в связи с необходимостью получения дополнительной информации, необходимой для полного и всестороннего рассмотрения дела № 99/А-15-2012.
Письмом от 29.11.2012 г. № 11/11924, Кемеровское УФАС довело до сведения КУМИ Гурьевского района, ООО «КЭнК» информацию о том, что рассмотрение дела 99/А-15-2012 о нарушении антимонопольного законодательства состоится 18.01.2013 г. в 14 ч. 00 м.
В заседание Комиссии, состоявшееся 18.01.2013, КУМИ Гурьевского района, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела (уведомление о вручении от 05.12.2012 г.), представителей не направил.
В назначенное в письме от 29.11.2012 время представители ООО «КЭнК», извещенные надлежащим образом не явились, направив ходатайство о рассмотрении дела № 99/А-15-2012 о нарушении антимонопольного законодательства в отсутствие представителя, а также о прекращении рассмотрения дела № 99/-15-2012 в связи с добровольным устранением КУМИ Гурьевского района нарушения антимонопольного законодательства.
Изучив материалы дела № 116/А-17.1-2012 о нарушении антимонопольного законодательства, комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:
Постановлением администрации Гурьевского муниципального района от 01.06.2011 № 809, ООО «КЭнК» на период строительства объекта: «Сооружение линейное электротехническое: линия электропередач 0,4 кВ от ТП-73 до границ земельного участка торгового центра» по адресу: <…> был предоставлен в аренду земельный участок площадью 1300 кв.м. (под воздушную линию 1120 кв.м. (140Х8) и под кабельную линию 180 кв.м.
02.06.2011 г. на основании постановления администрации Гурьевского муниципального района от 01.06.2011 № 809 между КУМИ Гурьевского района и ООО «КЭнК» был заключен договор аренды, находящегося в государственной собственности, земельного участка <…>, согласно которому ООО «КЭнК» предоставлен в аренду земельный участок, расположенный по адресу: <…> для использования в целях линейного электротехнического сооружения ЛЭП-0,4 кВ. Срок действия данного договора установлен сторонами с 02.06.2011 г. по 31.12.2011 г.
10.11.2011 г. ООО «КЭнК» в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области было зарегистрировано право собственности на линейно электротехническое сооружение: линия электропередач 0,4 кВ, расположенное по адресу: <…>.
Дополнительным соглашением от 05.12.2011 г. № 239 к договору аренды земельного участка № 227/в-65 от 02.06.2011 г. срок действия данного договора аренды земельного участка, установлен сторонами с 03.01.2012 г. по 31.12.2012 г.
26.12.2011 г. ООО «КЭнК» обратилось в КУМИ Гурьевского района с заявлением о приватизации, находящегося в государственной собственности, земельного участка, расположенного по адресу: <…> общей площадью 18 кв.м. (кадастровый номер <...> :23:0403005:1235), на котором расположено указанное выше сооружение.
Письмом № 76 от 19.03.2012 г. КУМИ Гурьевского района сообщил ООО «КЭнК» об отказе в продаже испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что не расценивает опоры линии электропередач, как объекты недвижимого имущества.
03.05.2012 г. ООО «КЭнК» повторно обратилось в КУМИ Гурьевского района с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположено, принадлежащее ООО «КЭнК» на праве собственности, сооружение (линия электропередач 0,4 кВ, расположенная по адресу: <…>.
В связи с тем, что по состоянию на 16.07.2012 г. соответствующий ответ от КУМИ Гурьевского района, а также проект договора купли-продажи земельного участка в адрес ООО «КЭнК» не поступил, ООО «КЭнК» обратилось в Кемеровское УФАС России.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с пунктом 4 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением Земельного кодекса Российской Федерации», рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено, что собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Установлено, что ООО «КЭнК» оказывает услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям на территории Гурьевского района.
Пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, (далее - Правила технологического присоединения) установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно пункту 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя; если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них.
Как следует из положений пунктов 7 и 18 Правил технологического присоединения, технологическое присоединение включает в себя выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором, в том числе, выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией и осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям - комплекса технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств).
Согласно подп. «б» пункта 25 Правил технологического присоединения технические условия могут включать в себя требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электроэнергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств.
При этом, сетевая организация исполняет обязательства по выполнению мероприятий по технологическому присоединению (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя (пункт 16.3 Правил технологического присоединения).
В соответствии с пунктом 1.2.6 «Правил устройства электроустановок ПУЭ. Главы 1.1, 1.2, 1.7, 1.9, 7.5, 7.6, 7.10» (утв. приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 №204) (7-ое издание) электрическая сеть - совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящая из подстанций, распределительных устройств, токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, работающих на определенной территории.
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрадК РФ) установлено, что линии электропередачи являются сооружениями (линейными объектами).
Часть 1 статьи 51 ГрадК РФ предусматривает необходимость выдачи разрешения на строительство в случае строительства линейного объекта. Условием выдачи уполномоченным органом разрешения на строительство является, в том числе, представление застройщиком правоустанавливающего документа на земельный участок (пункт 1 части 7 статьи 51 ГрадК РФ).
Таким образом, технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям включает в себя осуществление сетевой организацией строительство новых и реконструкцию существующих линий электропередачи (для обеспечения физического соединения (контакта) существующего объекта электросетевого хозяйства сетевой организации и объектов (энергопринимающих устройств) заявителя), что, в свою очередь, невозможно без использования земельных участков для целей, в том числе, реконструкции существующей линии электропередачи.
Законодательство Российской Федерации допускает использование земельного участка (в том числе, для целей строительства и реконструкции сооружений) только при наличии предусмотренного законом и оформленного в соответствии с законом права на земельный участок, на котором расположен соответствующий объект недвижимости, - права собственности или права аренды (статьи 40, 41 ЗК РФ, пункт 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»). Выбор права, на котором используется земельный участок, осуществляется собственником сооружения (статья 36 ЗК РФ).
Договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 02.06.2011 г. № 227, заключенный между ООО «КЭнК» и КУМИ Гурьевского района (о предоставлении земельного участка площадью 1300 кв.м., расположенного по адресу: <…>) заключен на основании постановления администрации Гурьевского района от 01.06.2011 № 809, в соответствии с которым указанный земельный участок предоставлен на период строительства объекта «Сооружение линейное электротехническое: линия электропередач 0,4 кВ от ТП-73 до границ земельного участка торгового центра» по адресу: Кемеровская область, <…>.
Строительство вышеуказанного объекта завершено 04.08.2011 г., что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию № 29 от 04.08.2011г., выданным администрацией Гурьевского городского поселения.
Установлено, что земельный участок под существующий (построенный) объект (ЛЭП-0,4 кВ от ТП-73) был сформирован 04.08.2011 г. в виде 6 контуров, общей площадью 18 кв.м. и поставлен на государственный кадастровый учет 26.08.2011 с кадастровым номером 42:23:0403005:1235.
При этом информация о наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, указанном в договоре аренды от 02.06.2011 № 227 (площадью 1300 кв.м., расположенного по адресу: <…> отсутствует.
Следовательно, договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 02.06.2011 № 227 не является правоустанавливающим документом на земельный участок, предоставляющим ООО «КЭнК» право использовать его для эксплуатации и реконструкции линии электропередачи, в том числе, в целях обеспечения физического соединения (контакта) линии электропередачи с энергопринимающими устройствами владельцев энергопринимающих устройств - потенциальных заявителей при оказании услуг по осуществлению технологического присоединения таких энергопринимающих устройств к электрической сети.
Таким образом, единственным земельным участком, права на который могут быть оформлены в установленном законом порядке в целях эксплуатации и реконструкции (в том числе, для технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрической сети) находящейся в собственности ООО «КЭнК» ЛЭП-0,4 кВ, является земельный участок с кадастровым номером 42:23:0403005:1235, площадью 18 кв.м, расположенный по адресу: <…>.
В противоречие с действующим законодательством, а именно: со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации КУМИ Гурьевского района необоснованно отказал ООО «КЭнК» как собственнику сооружения линейного электротехнического: линия электропередач 0,4 кВ, расположенного по адресу: <…>, в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 42:23:0403005:1235 площадью 18 кв.м. расположенного по адресу: <…>, в собственность.
Пунктом 2 частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Учитывая установленную статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность органа местного самоуправления рассмотреть поступившее заявление о предоставлении земельного участка в собственность и принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования, КУМИ Гурьевского района надлежало рассмотреть заявление ООО «КЭнК» и принять соответствующее решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка.
В связи с этим бездействие КУМИ Гурьевского района, которое выразилось в нерассмотрении по существу заявления ООО «Кузбасская энергосетевая компания» филиал «Энергосеть г. Гурьевск» (от 03.05.2012 г. № 01-11-02/477) о предоставлении в собственность земельного участка расположенного по адресу: <…>, общей площадью 18 кв.м. (кадастровый номер <...> :23:0403005:1235), и непринятии решения в установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации срок, ограничивает возможность ООО «КЭнК» осуществлять мероприятия на рынке оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям.
Указанное бездействие КУМИ Гурьевского района, выразившееся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ООО «Кузбасская энергосетевая компания» филиал «Энергосеть г. Гурьевск», нарушает права и законные интересы данного хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской деятельности, и вступает в противоречие с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Доводы представителя КУМИ Гурьевского района о том, что опоры линии электропередач не относятся к объектам недвижимого имущества не могут быть приняты Комиссией Кемеровского УФАС России во внимание в силу следующего:
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Как следует из проектной документации на сооружение линейное электротехническое: линия электропередач 0,4 кВ, расположенное по адресу: <…>, монтируется на железобетонных опорах, по которым подвешиваются провода.
Из акта освидетельствования скрытых работ следует, что железобетонные опоры воздушной линии электропередачи в количестве 6 штук при монтаже воздушной линии заглублены в землю на расстояние 2 м.
По окончании монтажа объект «Линия электропередачи 0,4 кВ» был введен в эксплуатацию 04.08.2011 г. (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № 29).
Из анализа изложенных документов следует вывод, что объект «Линия электропередачи 0,4 кВ» конструктивно прочно связан с землей и его перемещение без несоразмерного ущерба назначению объекта невозможно.
Так, в отличие от движимых вещей воздушные линии электропередачи создаются как электротехнический объект в строго определенном месте на основании рабочей проектной документации, разработанной в соответствии с Правилами устройства электроустановок утв. Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.05.2003 г. № 187.
Согласно указанным Правилам проектирование опор, фундаментов и оснований должно производиться с учетом характера местности, физико-механических свойств грунта, климатических и иных условий, от которых зависят оказываемые на конструкцию нагрузки и воздействия.
Из изложенного следует, что демонтаж воздушной линии электропередачи и ее последующий монтаж на новом месте повлечет уничтожение прежнего объекта собственности, поскольку воздушная линия электропередачи по своим конструктивным и техническим свойствам является объектом, прочно связанным с местом своего размещения и не может быть механически перемещена и смонтирована в ином месте.
Создание на новом месте воздушной линии электропередачи будет являться не восстановлением прежнего объекта, а созданием нового объекта с разработкой новой проектной документации, производством монтажных работ и оформлением новой приемо-сдаточной документации в объеме, предусмотренной строительными нормами и правилами.
Исходя из критериев, указанных в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также анализа технических и конструктивных свойств сооружения линейного электротехнического: линии электропередач 0,4 кВ, расположенного по адресу: г. Гурьевск, от ул. Ленина, 91а, до ул. Партизанская, 29, следует, что линии электропередач являются объектом недвижимости.
Вместе с тем 16.01.2013 г. ООО «КЭнК» в адрес Кемеровского УФАС России представлены документы, свидетельствующие о прекращении КУМИ Гурьевского района нарушения антимонопольного законодательства, а именно: договор купли-продажи земельного участка расположенного по адресу: <…> общей площадью 18 кв.м. для размещения объектов энергетики.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
РЕШИЛА:
1. Признать комитет по управлению муниципальным имуществом Гурьевского муниципального района нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Производство по делу № 99/А-15-2012 о нарушении комитетом по управлению муниципальным имуществом Гурьевского муниципального района пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Кемеровской области в течение трех месяцев с момента вынесения решения.
Председатель Комиссии: Н.Е. Кухарская
Члены Комиссии: М.Г. Саврасов
К.П. Куколева
Д.С. Юканкин
Л.А. Александрова