Решение №09/1380 по делу от 15 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«02» февраля 2021г.                                                                           г.  Кемерово

 

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

 

<…> -

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:                     

<…> -

начальника отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

 

<…>-

ведущего специалиста-эксперта отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 042/05/5-2093/2020, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Техносистема» (далее - ООО «Техносистема», юридический адрес: 649002, г. Горно - Алтайск, пр. Коммунистический, 109/6 № 2, блок - секция Д, оф.2, ОГРН 1140411003347, Дата присвоения ОГРН 28.10.2014, ИНН 0411170288, КПП 041101001) о размещении рекламы, содержащей признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление <…> (вх. от 26.10.2020 № 7461э) о наличии признаков нарушения требований ФЗ «О рекламе».

Из заявления следует, что в эфире радиостанции «Апекс Радио» распространяется реклама следующего содержания:

«Первомастер строительный центр pervomaster.ru Кондомское шоссе, 3. Покупай там, где покупают 90% профессионалов». По  мнению заявления в данном случае в рекламе содержатся признаки нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Из ответа заявителя следует, что рекламный ролик магазина «Первомастер» распространялся в эфире радиостанции «Апекс – Радио» 09.11.2020 в период с 12:15 до 12:20.

22.12.2020 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/5-2093/2020 в отношении ООО «Техносистема» и назначено к рассмотрению на 02.02.2021 на 10 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «Техносистема» заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

25.01.2021 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ООО «Техносистема» (исх. от 22.01.2021 № 64), из которых следует, что в тексте рекламы ООО «Техносистема» отсутствуют признаки недостоверности, из текста рекламы не следует однозначный вывод о том, что СЦ «Первомастер» значительно лучше, чем иные подобные магазины, сравнение в данном случае не осуществлялось.

В целях реализации товаров на рынок профессиональных строителей, между ООО «Техносистема» и ООО «Симплекс» заключен агентский договор от 30.12.2005 № 02/05.12-004.

В свою очередь ООО «Симплекс» производит реализацию приобретенного товара через СЦ «Первомастер», в котором товары приобретают как потребители – граждане, так и профессиональные строители, такие как ООО «Строй-Сфера», ООО «СтройСити+», ООО «Стройкомплекс», ООО «Ремспецстрой»,  ООО «СК Вертикаль».

В контексте данной рекламы профессионалы – это компании, занимающиеся ремонтом и строительством и получающие прибыль от такой деятельности.

В настоящее время все рекламные ролики сняты с трансляции, период их размещения согласно приложению № 53 от 01.11.2020 к договору на изготовление и размещение рекламных материалов от 03.09.2018 № 01/18.09-007 составлял  г. Новокузнецк 01.11.2020 – 24.11.2020, г. Кемерово 01.11.2020 – 19.11.2020.

02.02.2021 состоялось рассмотрение дела № 042/05/5-2093/2020 в отсутствие представителя ООО «Техносистема», уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление <…> (вх. от 26.10.2020 № 7461э) о наличии признаков нарушения требований ФЗ «О рекламе».

Из заявления следует, что в эфире радиостанции «Апекс Радио» распространяется реклама следующего содержания:

«Первомастер строительный центр pervomaster.ru Кондомское шоссе, 3. Покупай там, где покупают 90% профессионалов». По  мнению заявления в данном случае в рекламе содержатся признаки нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Из ответа заявителя следует, что рекламный ролик магазина «Первомастер» распространялся в эфире радиостанции «Апекс – Радио» 09.11.2020 в период с 12:15 до 12:20.

ООО «Апекс – Регион» представило в адрес Кемеровского УФАС России аудиозапись рекламного ролика следующего содержания:

«В строительном центре «Первомастер до 01 декабря 2020 года шуруповерт аккумуляторный «Бош» 17 вольт 2 ампер-часа всего 9690 рублей. Первомастер покупай там, где покупают 90% профессионалов. Все товары вы можете приобрести по карте рассрочки Халва. Услугу предоставляет ПАО «Совкомбанк» Подробности уточняйте в магазине Первомастер».

Из письменных пояснений ООО «Апекс – Регион» (исх. от 18.12.2020 № 158) следует, что указанный ролик размещался на основании договора на оказание рекламных услуг от 03.09.2018 № <…>, заключенного с ООО «Техносистема», а также приложения от 01.11.2020 № <…>, в период с 01.11.2020 по 24.11.2020. Согласование текста (макета) рекламных роликов путем подписания сторонами документа на бумажном или электронном носителе сторонами не производилось. Все рекламные ролики магазина «Первомастер» были предоставлены ООО «Техносистема».

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» вводят ограничительные требования к рекламе, в которой делаются сравнения. При сравнении с другим товаром в рекламе не должны приводиться не обладающие достоверностью, сомнительные и искаженные сведения о качествах или свойствах, выгодно отличающих один товар от другого, о превосходстве одного товара над другими товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, о выгодах или возможностях, которые товар имеет по сравнению с другими.

Из данного положения вытекает, что допускается сравнительная реклама, носящая правдивый характер. Сравнение может носить характер позитивный (когда свой продукт так же хорош, как и чужой) и негативный (когда свой товар превозносится по сравнению с конкурирующим продуктом). Однако непременным условием соответствия такого сравнения закону должна быть истинность приводимых сведений о собственных товарах и о чужих товарах. Если сравнительная реклама способна вызвать неверные представления у потребителей по поводу предлагаемого товара, она будет рассматриваться как ненадлежащая. Необходимо, чтобы потребитель был правильно информирован и объективно имел право свободного (осознанного) выбора предлагаемых товаров и услуг.

Реклама с использованием слов «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный» и иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве, преимуществе товара, услуг, предоставляемых хозяйствующим субъектом, над услугами, оказываемыми иными субъектами рынка, не соответствующая действительности, признается недостоверной.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»»  при анализе информации, содержащейся в рекламе, судам необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся. Суды должны учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства. Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.

Согласно пункту 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного преставления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим, использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один» должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением должна считаться недостоверной, как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Отсутствие в рекламе сравнительных слов «лучший», «первый», и прочих, в самом тексте рекламы, имеющей утвердительный характер, не лишает ее общего сравнительного смысла, поскольку фраза «Покупай там, где покупают 90% профессионалов» воспринимается потребителем как то, что строительный центр «Первомастер» имеет преимущество перед другими строительными магазинами.

Следовательно, использование в рекламе ООО «Техносистема» словосочетания «Покупай там, где покупают  90% профессионалов» направлено на привлечение внимания к строительному центру «Первомастер», указывает на то, что данный центр является лидирующим, первым по числу покупателей. Данная рекламная информация приводится в качестве сравнительной с другими строительными магазинами, предлагающими аналогичные товары (услуги).

 При этом в тексте рекламе отсутствует подтверждение того, что в строительном центре «Первомастер» покупают 90% профессионалов.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе»  ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

В данном случае рекламодателем является ООО «Техносистема».  

  Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России,      

РЕШИЛА:

1.Признать Общество  с ограниченной «Техносистема» (юридический адрес: 649002, г. Горно - Алтайск, пр. Коммунистический, 109/6 № 2, блок - секция Д, оф.2, ОГРН 1140411003347, Дата присвоения ОГРН 28.10.2014, ИНН 0411170288, КПП 041101001) нарушившим требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы в эфире радиостанции «Апекс Радио».

2. Предписание не выдавать в связи с окончанием размещения рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному  должностному  лицу  Кемеровского УФАС России  для  возбуждения  дела  об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме «15»  февраля 2021 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТЕХНОСИСТЕМА"
ИНН 0411170288, ОГРН 1140411003347