Постановление №09/1343 о назначении административного наказания по делу об админист... от 12 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 042/04/14.3-144/2021

об административном правонарушении

«10» февраля 2021 г.                                                           г. Кемерово, ул. Ноградская, 5

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, <…>, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 042/04/14.3-144/2021, возбужденного протоколом от 28.01.2021 в отношении индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>, адрес: <…>) по факту совершения правонарушения ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии защитника ИП <…> – <…> (доверенность б/н от 05.02.2021),

УСТАНОВИЛА:

24.09.2020 Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по результатам рассмотрения дела № 042/05/24-594/2020 о нарушении законодательства о рекламе, вынесено решение о признании ИП <…> нарушившей требования пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Федерального закона  от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»  (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»), при размещении рекламы в феврале 2020 на стенде в кабине пассажирского лифта в жилом многоквартирном доме по адресу г. Кемерово, ул. Свободы 23Б, следующего содержания:

1) «Эвакуация КВЕСТЫ на 23 февраля и 8 марта ЛУЧШИЙ ВЫБОР <…> квест.кемерово.рф».

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»»  при анализе информации, содержащейся в рекламе, необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся. Необходимо учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства. Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Использование сведений о преимуществах оказываемых услуг не противоречит законодательству о рекламе, в случае если такое преимущество подтверждено документально.

Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений относительно самого рекламодателя может создать у потребителя неверное представление о его статусе, существе оказываемых им услуг и качестве товаров.

Таким образом, использование в рекламе обозначения «Лучший выбор» является нарушением пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку данная информация не подтверждена документально.

2) «Центр лазерной эпиляции «MJ Studio» Избавляем от нежелательных волос без боли и НАВСЕГДА 100% гарантия результата или вернем деньги…».

Из ответа ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» (исх. от 19.03.2020 № 46) следует, что реклама вышеуказанного содержания была размещена в соответствии с договором от 28.01.2020 № <…>, заключенного между ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» и ИП <…> для размещения в феврале 2020.

         Пунктом 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» установлено, что не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

  В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

  В указанной рекламе отсутствует предупреждение, предусмотренное частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

  В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7,  части 7 статьи 24 данного закона предусмотрена для рекламодателя.

   В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

   В данном случае рекламодателем является ИП <…>.

   Административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламораспространителем, рекламопроизводителем требований законодательства Российской Федерации о рекламе установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ и влечет наложение штрафа на физических лиц – от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

  Действия ИП <…> выразившиеся в нарушении требований пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе», подлежат квалификации как действия, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, согласно которой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 статьи 14.3 КоАП РФ, частью 4 статьи 14.3.1 статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, влечет наложение штрафа на должностных лиц от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

Время совершения ИП <…> административного правонарушения: 01.02.2020 – 29.02.2020.

Место совершения ИП <…> административного правонарушения: г. Кемерово, ул. Свободы, 23Б (на стенде в кабине пассажирского лифта).

14.10.2020 уведомлением о составлении протокола были назначены дата, время и место составления и подписания протокола об административном правонарушении на 17.11.2020 в 09 часов 00 минут. Уведомление было направлено в адрес ИП <…> заказным письмом с уведомлением о вручении.

17.11.2020 на составление и подписание протокола об административном правонарушении ИП <…>, не явилась, защитника не направила. Сведениями о надлежащем уведомлении ИП <…> о дате, времени и месте составления и подписания протокола Кемеровское УФАС России не располагало.

18.11.2020 уведомлением о составлении протокола были назначены дата, время и место составления и подписания протокола об административном правонарушении на 11.12.2020 в 08 часов 40 минут. Уведомление было направлено в адрес ИП <…> заказным письмом с уведомлением о вручении.

11.12.2020 на составление и подписание протокола об административном правонарушении ИП <…> не явилась, защитника не направила. Сведениями о надлежащем уведомлении ИП <…> о дате, времени и месте составления и подписания протокола Кемеровское УФАС России не располагало.

14.12.2020 уведомлением о составлении протокола были назначены дата, время и место составления и подписания на 28.01.2021 в 08 часов 40 минут. Уведомление было направлено в адрес ИП <…> заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

28.01.2021 состоялась процедура составления и подписания протокола № 042/04/14.3-144/2021 об административном правонарушении в присутствии защитника ИП <…> – <…> (доверенность б/н от 27.01.2021), который представил документы, подтверждающие внесение ИП <…> в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

28.01.2021  определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 042/04/14.3-144/2021 были назначены дата, время и место рассмотрения данного дела об административном правонарушении на 10.02.2021 в 10 часов 00 минут. Копии определения и протокола были направлены в адрес ИП <…> заказным письмом с уведомлением о вручении, а также вручены под расписку защитнику ИП <…> – <…> (расписка имеется в материалах дела). 

10.02.2021 в адрес Кемеровского УФАС России поступило заявление о признании незаконным решения антимонопольного органа, направленное ИП <…> в Арбитражный суд Кемеровской области (исх. б/н, б/д). В соответствии с данным заявлением, ИП <…> не согласна с вынесенным Комиссией Кемеровского УФАС России решением по делу № 042/05/24-594/2020, по результатам рассмотрения которого возбуждено данное дело об административном правонарушении исходя из следующего:

В рекламном макете было указано об услугах Центра лазерной эпиляции «MJ Studio». Комиссией Кемеровского УФАС России не был учтен факт того, что услуга по эпиляции может быть как косметологической (медицинской), так и косметической (немедицинской), Комиссией не установлено фактов относительно того, что ИП <…> при оказании услуги «эпиляция» осуществляет какое – либо медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию; используемое ИП <…> оборудование (аппарат 1S PRO)  не является медицинской техникой, а является аппаратом для удаления волос, что подтверждается сертификатом соответствии № TC RU C-RU.АЖ22.В.01505, согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве» № 77.24.19.П0077597 от 17.11.2019, аппарат позволяет проводить процедуры удаления волос в учреждениях, работающих без медицинской лицензии, согласно заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии во Владимирской области» № 3916 (рег. № 8932 от 14.01.2019),  оборудование может быть использовано для работы в сфере косметических услуг, согласно техническому паспорту допускается использование аппарата лицами без медицинского образования.

Кроме того, Комиссией не были запрошены документы, каким оборудованием производится процедура.

ИП <…> считает, что указанные выводы сделаны без учета положений законодательства об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, определяющих понятие и особенности оказания медицинских услуг.

Действительно, проведение эпиляции включено в Номенклатуру медицинских услуг, утвержденную Приказом Минздрава от 13.10.2017 № 804н (код услуги А14.01.013). Вместе с тем, одно данное обстоятельство не указывает на то, что в любом случае услуга эпиляции относится к медицинским услугам.

В Решении Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2019 № АКПИ19-639 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующей номенклатуры медицинских услуг, утв. Приказом Минздрава России от 13.10.2019 № 804н» указано следующее: «Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 № 14-ст принят и введен в действие Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), включающую услугу персональную прочую с кодом 96.02.19.112 «Услуги по косметическому комплексному уходу за кожей тела, удалению волос с помощью косметических средств».

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности парфюмерно – косметической продукции (ТР ТС 009/2011), утвержденного решением Таможенного союза от 23.09.2011 № 799, и пунктом 10 приложения № 12 к нему, парфюмерно – косметическая продукция для депиляции подлежит государственной регистрации.

Таким образом, в организациях, не имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, могут оказываться услуги по восковой, механической коррекции волосяного покрова проблемных зон, шугаринга с использованием парфюмерно – косметических средств немедицинским персоналом, а в медицинских организациях могут оказываться услуги по эпиляции с использованием лекарственных средств и медицинских изделий медицинскими работниками.

Также в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2019 указано, что отнесение услуги по проведению эпиляции (код услуги А14.01.013) к медицинским и включение ее в Номенклатуру направлено на обеспечение таких основных принципов охраны здоровья, как приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, ее доступность и качество медицинской помощи.

Исключение указанной услуги из Номенклатуры приведет к нарушению права граждан на охрану здоровья (статья 18 ФЗ № 323 – ФЗ), которое обеспечивается, в том числе, оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

Приведенная правовая позиция подразумевает, что услуга эпиляции может быть медицинской и немедицинской.

Доказательства того, что применение аппарата 1S PRO обусловлено оказанием медицинской услуги, а именно, направлено на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию, в материалах дела не представлены.

Пункт 7 Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии  от 12.11.2018 № 25 «О критериях отнесения продукции к медицинским изделиям в рамках Евразийского экономического союза» приводит примеры продукции, которая не относится к медицинским изделиям, а именно: инструменты, материалы и продукция, предназначенная производителем для косметических процедур (татуажа, маникюра, педикюра, пирсинга, эпиляции и т.д.).

В рассматриваемом случае Комиссией не представлено доказательств того, что оказываемые ИП <…> услуги с учетом вышеприведенного толкования норм материального права являются медицинскими. Сама по себе констатация факта того, что эпиляция поименована в Номенклатуре медицинских услуг, с учетом вышеприведенных положений, таким доказательством не является.

10.02.2021 состоялось рассмотрение дела № 042/04/14.3-144/2021 в присутствии защитника ИП <…> – <…>.

Изучив материалы дела, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области приходит к следующим выводам.

   В рамках рассмотрения дела № 042/05/24-594/2020 Комиссией Кемеровского УФАС России было установлено, что в феврале 2020 ИП <…> на стенде в кабине пассажирского лифта в жилом многоквартирном доме по адресу г. Кемерово, ул. Свободы 23Б, размещалась  реклама о предоставлении услуг лазерной эпиляции  следующего содержания: «Центр лазерной эпиляции «MJ Studio» Избавляем от нежелательных волос без боли и НАВСЕГДА 100% гарантия результата или вернем деньги…».

Медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

 Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

 Медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. При этом под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Выполнение медицинских услуг осуществляется только медицинскими работниками.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» утверждена Номенклатура медицинских услуг, представляющая собой перечень медицинских услуг. Перечень медицинских услуг разделен на два класса: «A» и «B», построенные по иерархическому принципу. Класс «A» включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение. Класс «B» включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. В соответствии с данным приказом вид деятельности «косметология» относится к медицинской специальности, включен в класс раздела «В» код 008 – дерматовенерология и косметология.

В соответствии с пунктом 2 Порядка оказания медицинской помощи по профилю «Косметология», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 № 381н (далее - Порядок) медицинская помощь по профилю «Косметология» включает комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц).

Согласно пункту 4 Порядка медицинская помощь по профилю «косметология» оказывается врачом-косметологом в организациях, структурных подразделениях, осуществляющих свою деятельность в соответствии с приложениями № 1 - 18 к настоящему Порядку.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» вид деятельности «проведение эпиляции» (код A14.01.013) отнесен к медицинской деятельности.

В соответствии с пунктом 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99 – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

ИП <…> в своем заявлении не отрицает факт того, что проведение эпиляции включено в Номенклатуру медицинских услуг. Также ИП <…> ссылается на решение Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2019 № АНПИ19-639.

Вместе с тем, заместителем руководителя управления установлено, что в соответствии с Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2019 № АНПИ19-639 процедура коррекции волосяного покрова, вне зависимости от метода, требует соблюдения правил асептики и антисептики в связи с возможностью нарушения целостности кожного покрова во время проведения манипуляции. Нарушение целостности кожи (эрозии, ссадины, раны), сахарный диабет, аллергические реакции на парфюмерно-косметическую продукцию для эпиляции, наличие злокачественных новообразований кожи в зоне обработки в анамнезе и наличие вирусных и воспалительных заболеваний кожи в стадии обострения в зоне обработки относятся к противопоказаниям проведения процедуры эпиляции.

Из изложенного следует, что отнесение услуги по проведению эпиляции (код услуги - A14.01.013) к медицинским и включение ее в Номенклатуру направлено на обеспечение таких основных принципов охраны здоровья, как приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, ее доступность и качество медицинской помощи (пункты 2 и 6 статьи 4 Федерального закона № 323-ФЗ).

Исключение указанной услуги из Номенклатуры приведет к нарушению права граждан на охрану здоровья (статья 18 Федерального закона № 323-ФЗ), которое обеспечивается в том числе оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

Какие-либо нормативные правовые акты, имеющие более высокую юридическую силу и содержащие иную номенклатуру медицинских услуг, отсутствуют.

Также, на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (http://www.roszdravnadzor.ru/news/19319) изложено следующее:

Применение фотоэпиляторов подразумевает под собой использование методов светового воздействия (интенсивный импульсный свет, лазерное излучение и т.д.), что оказывает непосредственное воздействие на организм человека и, соответственно, относится к медицинским изделиям. Согласно действующему законодательству, на территории Российской Федерации разрешается обращение только зарегистрированных медицинских изделий: в  процессе процедуры регистрации подтверждается их эффективность, качество  и безопасность.

Из изложенного следует, что процедуру лазерной эпиляции можно оказывать только в учреждениях с медицинской лицензией. Речь идет об эпиляции, которую выполняют с помощью специального оборудования, то есть это электроэпиляция, фотоэпиляция, лазерная эпиляция. Стандарты оснащения и порядок оказания медицинской помощи по профилю «косметология» утверждены и доступно изложен в приказе Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 г. № 381н. В салонах красоты без лицензии можно проводить восковую эпиляцию, шугаринг и механическое удаление волос (выдергивание) немедицинским персоналом. 

Следовательно, в рекламе указано на осуществление медицинского вида деятельности – проведение лазерной эпиляции без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Из ответа Управления лицензирования медико – фармацевтических видов деятельности Кузбасса (исх. от 06.03.2020 № 04-12/178) следует, что в Едином реестре лицензий по состоянию на 06.03.2020 отсутствуют сведения о наличии действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной ИП <…>.

ИП <…> в рамках рассмотрения дела № 042/05/24-594/2020 не представлено доказательств того, что при проведении услуги лазерной эпиляции ИП <…> используется прибор, который не является медицинским изделием.

В адрес Кемеровского УФАС России 24.07.2020 поступали письменные пояснения ИП <…>, вместе с тем, в поступивших документах отсутствуют пояснения ИП <…> относительно предоставления услуг лазерной эпиляции.

В соответствии с пояснениями Управления лицензирования медико – фармацевтических видов деятельности Кемеровской области (исх. от 22.01.2020 № 04-11/34), включение услуги в Номенклатуру медицинских услуг направлено на обеспечение таких основных принципов охраны здоровья, как приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, ее доступность и качество медицинской помощи, и не связано с оборудованием (аппаратами, приборами, инструментами), используемыми для ее оказания.

Согласно Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю «косметология», утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.04.2012 № 381н, услуги по депиляции проводятся в манипуляционном кабинете, лазерное воздействие на покровные ткани осуществляется в кабинете аппаратных методов лечения в косметологии.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ» медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппарата, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановление, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.

Лазерные установки, применяемые для лазерной эпиляции, являются медицинскими изделиями и подлежат обязательной государственной регистрации, что подтверждается письмами Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 09.11.2018 № 02И-2651/18, от 29.05.2019 № 01И-1336/19,  от 02.10.2019 № 01И-2391/19.

Исходя из изложенного, для проведения лазерной эпиляции с использованием  диодных лазерных установок, необходимо получение лицензии на осуществление медицинской деятельности.

В связи с изложенным, действия ИП <…> выразившиеся в нарушении требований пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе», подлежат квалификации как действия, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, согласно которой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 статьи 14.3 КоАП РФ, частью 4 статьи 14.3.1 статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, влечет наложение штрафа на должностных лиц от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из смысла данной нормы, лицо не подлежит ответственности в том случае, если будет доказано, что соблюдение норм и правил было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые данное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.   

ИП <…> документально не подтвердила наличие чрезвычайных событий и обстоятельств, не позволивших распространить рекламу с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рекламе.

ИП <…> при совершении правонарушения не предвидела возможности наступления негативных последствий своих противоправных действий, хотя должна была и могла их предвидеть, исходя из правил разумности и добросовестности.

Таким образом, у ИП <…> имелась возможность для соблюдения предусмотренных законом требований, тем не менее, данным лицом всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства Российской Федерации предпринято не было.

Следовательно, действия ИП <…> выразившиеся в нарушении требований пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе», следует признать виновными. 

Факт совершения административного правонарушения ИП <…> подтверждается протоколом № 042/04/14.3-144/2021 от 28.01.2021 об административном правонарушении.

Срок давности привлечения ИП <…> к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства о рекламе, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

В данном случае (по вмененному составу правонарушения) существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в неисполнении ИП <…> своих публично - правовых обязанностей, что посягает на установленный законодательством РФ порядок в области распространения рекламы.

Основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью допущенного правонарушения не усматриваются.

При рассмотрении данного дела  заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области были учтены характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

В части 1 статьи 4.2 КоАП РФ  перечислен перечень закрепленных смягчающих вину обстоятельств, включая добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;  добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим контроль (надзор).

При этом, пунктом 2 статьи 4.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заместитель руководителя управления пришла к выводу о наличии иных смягчающих вину обстоятельств, таких как факт совершения административного правонарушения ИП <…> впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ИП <…> за совершение административного правонарушения не установлено (ст. 4.3 КоАП РФ).

Согласно части 1 данной статьи являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

 В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно Единому реестру субъектов малого предпринимательства, размещенного на официальном сайте rsmp.nalog.ru ИП <…> имеет статус микропредприятия.  

Вместе с тем, ИП <…> разместила рекламу о предоставлении услуги лазерной эпиляции, которая относится к медицинской деятельности, с отсутствием соответствующей лицензии, в связи с чем, создается угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, следовательно, часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ в данном случае не может быть применена.

  Оценивая собранные по делу доказательства, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области находит вину ИП <…>, доказанной, а действия верно квалифицированными по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и назначает административное наказание ИП <…> в пределах санкции, определенной частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.   

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

                                      

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать индивидуального предпринимателя <…> (адрес: <…>) виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

2. Назначить индивидуальному предпринимателю <…> (адрес: <…>) штраф в размере 4 (четырех) тысяч рублей.

Административный штраф за нарушение законодательства о рекламе необходимо перечислить по следующим реквизитам:

Единый казначейский счет 40102810745370000032

ОТДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВО БАНКА РОССИИ//УФК по Кемеровской области - Кузбассу г. Кемерово

Корреспондентский счет (номер казначейского счета) 03100643000000013900

БИК                       013207212

          Код бюджетной  классификации (КБК) 161 1 16 01141 01 0003 140

ИНН                      4207012419

КПП                      420501001

ОКТМО                32701000

          УИН 16100500000000855563

Назначение платежа: денежное взыскание (штраф) за нарушение законодательства РФ о рекламе (дело № 042/04/14.3-144/2021).

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.    

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Закона Российской Федерации от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня вступления в законную силу.

 В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.    

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны