Определение №ТМ/7457/23 Определение о продлении рассмотрения дела № 042/05/5-921/202... от 14 августа 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Определение о продлении срока рассмотрения дела № 042/05/5-921/2023
Индивидуальному предпринимателю <...> <...> |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
О ПРОДЛЕНИИ СРОКА РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА № 042/05/5-921/2023
«11» августа 2023 г. г. Кемерово
Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместителя председателя Комиссии: |
<...> - |
ВрИО руководителя управления |
Членов Комиссии: |
<...> -
<...> - |
старшим специалистом 1 разряда отдела рекламы и недобросовестной конкуренции
главным специалистом – экспертом отдела рекламы и недобросовестной конкуренции
|
|
|
|
рассмотрев дело № 042/05/5-921/2023, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя <...> (адрес: <...>, далее – ИП <...>) при распространении рекламы посредством распространения рекламных листовок (извещений), содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили заявления (исх. от 26.06.2023 б/н, вх. от 26.06.2023 № 5843-ЭП/23, исх. от 03.07.2023 б/н, вх. от 03.07.2023 № 6129-ЭП/23) о наличии признаков нарушения требований Федерального закона ФЗ «О рекламе»).
Из заявлений следует, что на территории г. Новокузнецка в подъездах многоквартирных жилых домов, распространяются рекламные листовки (извещения), следующего содержания:
«Предупреждаем Вас, что согласно Федеральному закону от 26.06.2008г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и Постановлению правительства РФ от 06.06.2011 № 354, индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления.
Во избежание начисления платы за потребление по общему нормативу, а также в целях соблюдения Закона, Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения поверки приборов учета воды по телефону: <...>».
В случае невыполнения п.60 Постановления Правительства № 354 произойдет увеличение оплаты за коммунальные услуги на 50 процентов, т.е. расчет будет производиться по нормативу с повышающим коэффициентом 1,5.»
Антимонопольный орган в соответствии с предоставленными ФЗ «О рекламе» полномочиями осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе и проводит проверки рекламы на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации.
Кемеровским УФАС России был проанализирован сайт https://www.spravportal.ru/services/who-calls/num/73843561366, содержащий справочную информацию о номерах телефонов и отзывов пользователей, составлен Акт осмотра сайта от 05.07.2022, и установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Информация, указанная в рассматриваемом извещении, является рекламой, так как распространена при помощи рекламных листовок, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.
Из содержания текста рекламной информации, содержащегося в рассматриваемых извещениях следует, что объектом рекламирования являются услуги по проведению поверки приборов учета воды организацией «ЖилСервис Новокузнецк».
Из имеющихся у Кемеровского УФАС России сведений, поступивших от ПАО «Мобильные ТелеСистемы» следует, что абонентский номер <...> принадлежит ИП <...>, ОГРНИП 314100106300057 (договор об оказании услуг связи от 21.10.2022 № 6275063).
Целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить. Закон не предъявляет требования указать всю существенную информацию, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге).
В соответствии с пунктами 2, 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара, об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
Использование в рассматриваемом извещении следующих слов и словосочетаний: «индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку», «во избежание начисления платы за потребление по общему нормативу…, Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения поверки…», «работы по поверке будут проводиться с 19.06.2023 по 10.07.2023г. (с 05.06.2023 по 30.06.2023г.)» создает у потребителей впечатление об обязательности приобретения данной услуги именно у «ЖилСервис Новокузнецк».
Кроме того, форма изложения рекламной информации в виде извещения со штрих-кодом может быть воспринята потребителями как обязательное к исполнению распоряжение снабжающей организации к совершению действий по поверке приборов учета воды в указанные в листовке (извещении) сроки, а также обязательности приобретения данной услуги у «ЖилСервис Новокузнецк».
Ссылки в рекламе на нормативно-правовые акты, а также утверждение об обязательности поверки приборов учета вводят потребителей в заблуждение, создают впечатление о проведении данных работ определенной организацией и необходимости обращения в «ЖилСервис Новокузнецк» для соблюдения требований действующего законодательства.
В рассматриваемых рекламных листовках (извещениях) указано, что поверка будет проводиться с 19.06.2023 по 10.07.2023г. (с 05.06.2023 по 30.06.2023г.). Такое указание в рекламе создает у потребителей впечатление о плановости проведения работ. В действительности не установлено, что работы являются плановыми, проводятся в соответствии с графиком.
Таким образом, в рекламных листовках (извещениях) усматриваются признаки нарушения пунктов 2, 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку они содержат недостоверные сведения относительно характеристик и условий потребления данной услуги гражданами, а также недостоверные сведения относительно возможности приобретения данных услуг в определенное время.
В силу пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит недостоверные сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
Рассматриваемая реклама содержит недостоверные сведения относительно лица, оказывающего услуги, поскольку фактически услуги рекламирует и представляет ИП <...>, сведений о регистрации юридических лиц с наименованием «ЖилСервис Новокузнецк» на территории г.Новокузнецка в ЕГРЮЛ не содержится.
Кроме того, наименование «ЖилСервис Новокузнецк» создает впечатление о возможности приобретения услуг только у данного хозяйствующего субъекта. У потребителей создается впечатление о том, что «ЖилСервис Новокузнецк» является некой муниципальной организацией обслуживания объектов ЖКХ, а также указывает на преимущество перед другими хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по поверке приборов учета, тогда как в действительности данного преимущества не существует.
Таким образом, спорная реклама также содержит недостоверные сведения относительно наименования лица, оказывающего услугу, что вступает в противоречие с требованиями пункта 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 6 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктами 2, 3, 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несёт рекламодатель.
В данном случае рекламодателем является ИП Калачев И.Д.
13.07.2023 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/5-921/2023 в отношении ИП <...> и назначено к рассмотрению на 15.08.2023 на 09 часов 00 минут. Копия данного определения была направлена в адрес ИП <...>.
С учетом пункта 31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее - Правил), срок рассмотрения данного дела истекает 13.08.2023.
Руководствуясь пунктом 31 вышеуказанных Правил, Комиссия Кемеровского УФАС России,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Продлить срок рассмотрения дела № 042/05/18-453/2023 до 13.10.2023.
ВрИО руководителя управления |
<...> |
Старший специалист 1 разряда
отдела рекламы и недобросовестной
конкуренции <...>
Главный специалист – эксперт
отдела рекламы и недобросовестной
конкуренции <...>