Решение №11/10905 по делу от 26 октября 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«12» октября 2015 г.                                                                                           г. Кемерово

Резолютивная часть решения объявлена 12.10.2015 г.                       

Решение в полном объеме изготовлено «22» октября 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

<…> – руководитель управления;

Члены Комиссии:

<…> – начальник отдела контроля органов власти;

 

<…> – главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти;               

 

<…> – главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти.

     При ведении протокола с использованием средств аудиозаписи.

     При участии:

     - <…>, представителя ООО «Спейтранс-Трейд», доверенность б/н от 17.07.2015 г.,

рассмотрев дело № 51/А-16-2014, возбужденное по признакам нарушения администрацией Калтанского городского округа (652740, г. Калтан, ул. Мира, 53) и муниципальным бюджетным учреждением «Управление жилищно-коммунального и дорожного комплекса Калтанского городского округа (652740, г. Калтан, пер. Комсомольский, 10) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ № 135-ФЗ),

УСТАНОВИЛА:

     16.06.2014 г. по результатам рассмотрения заявления ООО «Спецтранс-Трейд» Приказом Кемеровского УФАС России № 131 возбуждено дело № 51/А-16-2014 по признакам нарушения администрацией Калтанского городского округа (далее – администрация г. Калтан) и муниципальным бюджетным учреждением «Управление жилищно-коммунального и дорожного комплекса Калтанского городского округа»  (далее – МБУ «УЖКиДК КГО») статьи 16 ФЗ № 135-ФЗ, выразившегося в заключении 14.08.2012 г. соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели исполнителям работ для муниципальных нужд Калтанского городского округа.

     Определением от 18.06.2014 г. дело № 51/А-16-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 30.07.2014г. на 10 часов 00 минут.

     23.07.2014 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области в адрес лиц, участвующих в деле, было направлено уведомление об изменении даты и времени рассмотрения дела, согласно которому дело № 51/А-16-2014 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 15.09.2014 г. на 11 часов 00 минут.

     Определением от 15.09.2014 г. рассмотрение дела № 51/А-16-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-17006/2014, которое  будет иметь значение для результатов рассмотрения данного дела о нарушении антимонопольного законодательства.

     14.09.02.2015 г. решение Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-17006/2014 вступило в законную силу.

     Определением от 16.09.2015 г. рассмотрение дела № 51/А-16-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было возобновлено, рассмотрение данного дела назначено на 12.10.2015 г. на 11 часов 00 минут.

     12.10.2015 г. в Кемеровское УФАС России поступило ходатайство от администрации   г. Калтан об отложении рассмотрения дела № 51/А-16-2014 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с тем, что Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации принята к рассмотрению кассационная жалоба по делу № А27-17006/2014  на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11.02.2015 г. и  постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.09.2015 г.

     Кемеровским УФАС России в удовлетворении указанного ходатайства было отказано.     

     На заседании комиссии, состоявшемся 12.10.2015 г., представитель ООО «Спецтранс-Трейд», поддержал доводы, изложенные в жалобе, пояснил, что в настоящее время администрация г. Калтан размещает муниципальные заказы на выполнение работ, указанных в соглашении от 14.08.2012 г.

     Изучив материалы дела № 51/А-16-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

     Пунктом 1 постановления № 193-П «Об утверждении порядка предоставления и использования субсидий из бюджета городского округа муниципальному бюджетному учреждению «Управление жилищно-коммунального и дорожного Комплекса Калтанского городского округа», принятого 14.08.2012 г.  администрацией Калтанского городского округа (далее – постановление № 193-П), утверждён порядок предоставления и использования субсидий из бюджета Калтанского городского округа МБУ «УЖКиДК КГО» на иные цели (далее – Порядок предоставления субсидий).

     Согласно приложению 2 Порядка предоставления субсидий в перечень мероприятий, на оплату которых предусматривалось выделение субсидий, вошли:

     - содержание автомобильных дорог на сумму 2 468 260 тысяч рублей (текущее содержание дорог с. Сарбола, п. Малиновка; текущее обслуживание грунтовых дорог в зимнее и летнее время с вывозом снежной массы на снегоотвал; ремонт грунтовых дорог частного сектора; разметка уличной сети 2 раза в год; установка дорожных знаков, замена устаревших знаков);

     - обслуживание уличного освещения на сумму 370 000 рублей (монтаж уличного освещения; монтаж новогодней иллюминации);

     - благоустройство и озеленение на сумму 2 055 500 рублей (устройство и разборка снежного городка; мероприятия по подготовке к зиме; содержание и ремонт ливневой канализации; зачистка малых рек; благоустройство и содержание колодцев; строительство склада ПГМ; устройство отвода воды ул. Заводская – ул. Комсомольская; удлинение дороги ул. Некрасова на 20 м; внеплановые работы).

     14.08.2012 г. между администрацией г. Калтан и МБУ «УЖКиДК КГО» было заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели, являющееся приложением 1 к порядку предоставления субсидий (далее – соглашение).  

     Пунктом 3 соглашения предусмотрены мероприятия и суммы, на которые должны расходоваться субсидии, аналогичные мероприятиям и суммам, указанным в приложении 2 к Порядку предоставления субсидий.

     В силу пункта 5 статьи 4 ФЗ № 135-ФЗ хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

      Установлено, что МБУ «УЖКиДК КГО» оказывает платные услуги, как организациям, так и физическим лицам. В подтверждение этого были представлены:

     - договор № 15/1 на вывоз жидких бытовых отходов от 01.09.2012 г., заключенный между МБУ «УЖКиДК КГО» и МБУ «Культурно-досуговый центр «Сюрприз»;

     - договор № 29 на вывоз жидких бытовых отходов от 25.10.2012 г., заключенный между МБУ «УЖКиДК КГО» и федеральным государственным бюджетным специальным учебно-воспитательным учреждением для детей и подростков с девиантным поведением «Специальное профессиональное училище № 1 закрытого типа г. Калтана», а также платёжные поручения, свидетельствующее об оплате услуг по данному договору на сумму 30 150 рублей за ноябрь и 24 120 рублей за декабрь 2012 г;

     - договор № 02у на предоставление автотранспортных услуг (КАМАЗ ас. бочка) от 25.01.2013 г., заключенный между МБУ «УЖКиДК КГО» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30 имени Н.Н. Колокольцова».

     В соответствии с пунктами 1.1. указанных выше договоров исполнитель (МБУ «УЖКиДК КГО») обязуется оказывать соответствующие услуги согласно калькуляции (Приложение № 1), а заказчик обязуется оплатить данные услуги.

      Кроме того, администрацией Калтанского городского округа 29.08.2012 г. и    21.01.2013 г. приняты постановления № 219-П и № 04-П соответственно, которыми были установлены цены на платные услуги МБУ «УЖКиДК КГО», что свидетельствует о том, что МБУ «УЖКиДК КГО» создавалось, в том числе, для оказания платных услуг.

     В соответствии с пунктом 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ учреждение вправе заниматься предпринимательской деятельностью.

     Бюджетное законодательство к неналоговым доходам бюджета в числе прочих относит и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями (пункт 3 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ).

     Таким образом, МБУ «УЖКиДК КГО» является хозяйствующим субъектом, поскольку осуществляет приносящую доход деятельность.

     В силу статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131-ФЗ) вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

     Пунктами 5, 25 части 1 статьи 16 ФЗ № 131-ФЗ к вопросам местного значения, в том числе, отнесены следующие:

     - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

     - организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).

     Согласно статье 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе, относятся следующие вопросы:

     1) осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;

     2) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

     В соответствии с пунктом 6 статьи 3 ФЗ № 257-ФЗ дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

     В соответствии с частью 1 статьи 17 ФЗ № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления по вопросам местного значения могут определяться и иными федеральными законами.

     При этом действующее законодательство не содержит положений, указывающих на то, что вопросы местного значения, равно как и полномочия органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в том числе и в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, организация благоустройства и озеленения территории городского округа, организация освещения улиц, в части либо в полном объеме могут быть переданы для исполнения муниципальным бюджетным учреждениям.

     Выполнение данных работ не входит в исключительную компетенцию органов местного самоуправления, а также подведомственных им учреждений.

     Указанные работы являются муниципальной нуждой, так как потребность в данных работах возникает у муниципальных образований. Действующее законодательство Российской Федерации не содержит каких-либо специальных требований к данной деятельности, равно как и требований к субъектам, которые должны (могут) ее осуществлять.

     Субсидии предоставляются МБУ «УЖКиДК КГО» из бюджета Калтанского городского округа в связи с выполнением работ по содержанию автомобильных дорог, обслуживанию уличного освещения, благоустройству и озеленению территории. Во исполнение условий соглашения администрация г. Калтана перечисляла учреждению денежные средства из местного бюджета, то есть фактически со стороны администрации г. Калтан выполнялся заказ на определенные виды работ, а учреждение обеспечивало оказание данных услуг (выполнение работ).

     В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в редакции, действующей по состоянию на 14.08.2012 г.) (далее – ФЗ № 94-ФЗ) под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

     Согласно статьи 5 ФЗ № 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

     Частью 2 статьи 10 ФЗ № 94-ФЗ установлено, что во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

     Из вышеизложенного следует, что МБУ «УЖКиДК КГО» уполномочено выполнять и оказывать услуги, относящиеся к потребностям муниципального образования городского округа, и являющиеся собственными полномочиями органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Работы, предусмотренные соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 14.08.2012 г. осуществлялись для муниципальных нужд Калтанского городского округа, расчёт за выполнение данных работ осуществлялся из муниципального бюджета Калтанского городского округа,  следовательно, исполнитель для производства данных работ должен был определяться в соответствии с требованиями ФЗ № 94-ФЗ.

     Согласно статье 16 ФЗ № 135-ФЗ запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

     Действия администрации г. Калтан и МБУ «УЖКиДК КГО» по заключению 14.08.2012г. соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов, предусмотренных частью 2 статьи 10  ФЗ № 94-ФЗ, для определения исполнителя работ для муниципальных нужд Калтанского городского округа, вступают в противоречие с требованиями статьи 16 ФЗ № 135-ФЗ.

     Удовлетворение потребностей муниципального образования посредством выделения администрацией Калтанского городского округа бюджетных средств МБУ «УЖКиДК КГО» без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов создает преимущества данному хозяйствующему субъекту, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к соответствующему товарному рынку, что в свою очередь свидетельствует об ограничении конкуренции. Потенциальные исполнители работ по содержанию автомобильных дорог, обслуживанию уличного освещения, благоустройству и озеленению территории должны быть публичным образом информированы о потребности муниципального образования и его намерении заключения такого соглашения.

     Следствием заключения указанного соглашения явилось (могло явиться) нарушение прав неопределенного круга хозяйствующих субъектов (потенциальных исполнителей данных работ), ограничение конкуренции на определенном товарном рынке, а также соперничества хозяйствующих субъектов за право обладать определенным правом.

     Статьей 41.1 ФЗ № 135-ФЗ установлено, что дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства – со дня окончания нарушения или его обнаружения.

     В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 48 ФЗ № 135-ФЗ Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае истечения срока давности, предусмотренного статьей 41.1 настоящего Федерального закона.

     Следовательно, срок заключения соглашения истек 14.08.2015 г. 

     Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о наличии оснований для прекращения рассмотрения дела № 51/А-16-2014, возбужденного в отношении  администрации г. Калтан и МБУ «УЖКиДК КГО» по признакам нарушения статьи 16 ФЗ № 135-ФЗ.

     На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 41.1, частью 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела № 51/А-16-2014 о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

     Производство по делу № 51/А-16-2014, возбужденному в отношении администрации Калтанского городского округа и муниципального бюджетного учреждения «Управление жилищно-коммунального и дорожного комплекса Калтанского городского округа» по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с истечением срока давности.

 

Председатель комиссии:

<…>

 

Члены Комиссии:

<…>

 

<…>

 

<…>

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны