Заключение №05/9886 об обстоятельствах дела от 23 ноября 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 042/01/10-1048/2020

 

«19» ноября 2020 г. 

               г. Кемерово, ул. Ноградская, д.5

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела № 042/01/10-1048/2020 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…>;

Члены Комиссии:

<…>;

 

<…>;

рассмотрев с использованием систем видеоконференцсвязи дело № 042/01/10-1048/2020, возбужденное по признакам нарушения ООО «Водоканал» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии директора ООО «Водоканал» <…> и <…> – представителя ООО «Водоканал», действующей на основании доверенности, <…> – представителя ООО «КЭнК», действующей на основании доверенности,  руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

По результатам рассмотрения заявления ООО «КЭнК» о наличии в действиях ООО «Водоканал» признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом Кемеровского УФАС России № 96 от 07.07.2020 возбуждено дело № 042/01/10-1048/2020 по признакам нарушения ООО «Водоканал» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов ООО «КЭнК», путем уклонения от опломбирования прибора учета и как следствие осуществление коммерческого учета воды расчетным способом.

Кемеровским УФАС России было установлено:

ООО «КЭнК» является собственником объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Калтан, ул. Совхозная, 14 (далее – Объект), который в установленном порядке присоединен к централизованной системе водоснабжения г. Калтан, что подтверждается ранее заключенным с МУП «Управляющая Компания Жилищно-Коммунального хозяйства» договором водоснабжения № 26 от    01.02.2019 г.

Постановлениями администрации Калтанского городского округа от 14.08.2019 № 208-п и от 14.08.2019 № 209-п с 01.08.2019 г. ООО «Водоканал» наделено статусом гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Калтанского городского округа.

С 01.08.2019 г. организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории Калтанского городского округа, является ООО «Водоканал». 

Постановлением РЭК КО от 30.08.2019 № 237 ООО «Водоканал» на период с 30.08.2019 г. по 31.12.2023 г. утверждены долгосрочные параметры регулирования тарифов на питьевую воду и водоотведение и установлены одноставочные тарифы на питьевую воду и водоотведение.

Объект в целях коммерческого учета воды оборудован, в том числе, прибором учета СВК 15-3-2 № 1013084544000 (далее – Прибор учета), введенным в эксплуатацию 10.06.2014 г. (акт МУП «УК ЖКХ» о приемке в эксплуатацию установленных приборов учета холодной воды от 10.06.2014 г.).

Письмом от 10.04.2020 г. № КА-Ис-12-295 ООО «КЭнК» обратилось в ООО «Водоканал» с просьбой произвести опломбировку данного Прибора учета в связи с окончанием срока поверки 13.04.2020 г.

14.04.2020 г. письмом (исх. № 555) ООО «Водоканал» сообщило о необходимости предоставить следующие документы:

- технические условия на проектирование узла учета холодного водоснабжения;

- проектную документацию на узел учета.

17.04.2020 г. ООО «КЭнК» письмом (исх. № КА-Ис-12-309) уведомило ООО «Водоканал» о проведении 17.04.2020 очередной поверки данного Прибора учета (свидетельство о поверке № 14149 от 17.04.2020), приложив данное свидетельство о поверке и акт о приемке в эксплуатацию установленных приборов учета холодной воды от 10.06.2014 г.

29.04.2020 г. ООО «Водоканал» письмом (исх. 788) повторно потребовало от ООО «КЭнК» предоставить копию проектной документации на узел учета холодного водоснабжения, указав, что при заключении договора данный документ не был представлен.

На возражения относительно данного требования, изложенные в письме ООО «КЭнК» от 07.05.2020 г. № КА-ИС-08-352, ООО «Водоканал» письмом от 19.05.2020 (исх. № 868) сообщило о том, что ООО «КЭнК» представило ООО «Водоканал» при заключении договора документы не в полном объеме, а именно: не представлена копия проектной документации на узел учета холодного водоснабжения, которая должна содержать указания на место размещения узла учета, схему установки прибора учета и иных компонентов узла учета к сетям водоснабжения, сведения о типе используемого прибора учета и сведения, подтверждающие его соответствие законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Кроме того, в данном письме ООО «Водоканал» сообщило о том, что прибор учета холодного водоснабжения СВК 15-3-2 № 1013084544000 не является коммерческим и не может использоваться ООО «Водоканал» для коммерческого учета водоснабжения, в связи с чем на основании пункта 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776 (далее – Правила № 776), с 01.05.2020 г. расчет холодного водоснабжения для ООО «КЭнК» будет определяться по пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полном сечении в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду.

При этом в адрес ООО «КЭнК» поступила счет-фактура на оплату услуг водоснабжения и водоотведения в отношении Объекта за апрель 2020 г., в которой стоимость услуг рассчитана «по среднему» (в связи с не непредставлением проектной документации).

При этом ранее, письмом (исх. № 161 от 07.08.2019) ООО «Водоканал» указывало перечень документов, необходимых для заключения договора холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе: техническая документация на установленные приборы учета (паспорт (при наличии свидетельства о поверке) на счетчики холодного водоснабжения, а также заверенные подписью уполномоченного лица показания холодного и горячего водоснабжения на июль 2019 г.).

Проектная документация на узел учета холодного водоснабжения, которая должна содержать указания на место размещения узла учета, схему установки прибора учета и иных компонентов узла учета к сетям водоснабжения, в данном перечне отсутствовала.

28.08.2019 на основании письма ООО «Водоканал» от 07.08.2019 г. (исх. № 161) представило ООО «Водоканал» в том числе и документы на используемые в целях учета объема потребления холодной воды приборы учета.

За август - декабрь 2019 г. и январь – март 2020 г. ООО «Водоканал» принимало для расчета за услуги холодного водоснабжения и водоотведения показания прибора учета.

В рамках рассмотрения настоящего дела и в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции был подготовлен аналитический отчет по результатам исследования состояния конкурентной среды на рынке услуг водоснабжения в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства по делу № 042/01/10-1048/2020. По результатам исследования состояния конкурентной среды на рынке услуг водоснабжения было установлено:

  1. Временной интервал исследования определен периодом с 01.08.2019 по 01.08.2020, так как постановлениями Калтанского городского округа от 14.08.2019 № 208-п «Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения» и от 14.08.2019 № 209-п «Об определении гарантирующей организации в сфере водоотведения» с 01.08.2019 ООО «Водоканал» наделено статусом гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и в сфере водоотведения на территории Калтанского городского округа.
  2. Продуктовыми границами рынка является услуга водоснабжения и водоотведения.
  3. Географическими границами товарного рынка являются границы Калтанского городского округа, так как постановлениями Калтанского городского округа от 14.08.2019 № 208-п «Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения» и от 14.08.2019 № 209-п «Об определении гарантирующей организации в сфере водоотведения» с 01.08.2019 ООО «Водоканал» наделено статусом гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и в сфере водоотведения на территории Калтанского городского округа.
  4. Согласно статья 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности субъектов естественных монополий относится водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ООО «Водоканал», являясь субъектами естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг водоснабжения и водоотведения в пределах географических границ, определенных территорией Калтанского городского округа.

В соответствии с пунктом 16 Правил № 776 применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется, в том числе в случаях:

- через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета или демонтажа прибора учета до проведения допуска прибора учета к эксплуатации либо поверки без демонтажа прибора учета;

- при отсутствии у абонента приборов учета воды, допущенных к эксплуатации в установленном порядке, в случае, если в течение 60 дней со дня получения от организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, уведомления о необходимости установки приборов учета или после даты, определенной в договорах водоснабжения, едином договоре водоснабжения и водоотведения, приборы учета воды не установлены;

- при неисправности прибора учета в случаях, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 49 настоящих Правил.

Согласно подпунктам, б) и в) пункта 49 Правил № 776 узел учета считается вышедшим из строя (неисправным) в случаях:

- наличия признаков несанкционированного вмешательства в работу прибора учета (узла учета), определяемых представителем организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, на основе фотоматериалов или путем проверки пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета (узла учета), указанных в акте о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета (узла учета);

- повреждения приборов учета и (или) других элементов узла учета вследствие неисполнения абонентом или транзитной организацией требований к эксплуатации узла учета (прибора учета) или к помещению, где расположен узел учета, в том числе к температурному режиму.

На основании части 1 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

Согласно части 3 статьи 13 Закона о водоснабжении договор водоснабжения является публичным договором.

В соответствии с пунктом 8 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644),  основанием для заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения является заявка абонента на заключение такого договора, подписанная абонентом или уполномоченным им лицом, действующим от имени абонента на основании доверенности (далее - заявка абонента), либо предложение о заключении договора от организации водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организации после выбора такой организации).

В числе документов, прилагаемых абонентом к заявке на заключение договора, предусмотренных пунктом 17 Правил № 644, проектная документация на узел учета холодного водоснабжения не указана.

Согласно подпункту д) пункта 17 Правил № 644 (в редакции, действовавших в период возникновения правоотношений между ООО «Водоканал» и ООО «КЭнК») к заявке абонента прилагается в том числе, копии технической документации на установленные приборы учета воды, сточных вод, подтверждающей соответствие таких приборов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, сведения о показаниях приборов учета на дату заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения либо на дату возникновения права абонента на объект, а также проекты установки (монтажа) приборов учета. Требование о предоставлении таких сведений не распространяется на абонентов, среднесуточный объем потребления воды которыми не превышает 0,1 куб. метров в час, а также на абонентов, для которых установка приборов учета сточных вод не является обязательной (за исключением случаев, если договор, заключаемый с таким абонентом, предусматривает расчеты по показаниям прибора учета).

Как следует из письма ООО «Водоканал» от 19.05.2020 (исх. № 869), направленного в адрес ООО «КЭнК», среднемесячный объем потребления воды по Объекту (мастерские) составляет 32,55 куб.м., то есть (из расчета 30 дней в месяц и 24 часа в сутки) составляет 0,045 куб.м./час.

Следовательно, на основании подпункта д) пункта 17 Правил № 644 предоставление вышеуказанных документов для ООО «КЭнК» при заключении договора водоснабжения является не обязательным.

Пунктом 8 Правил № 776 установлено, что установка, эксплуатация, поверка, ремонт и замена узлов учета осуществляются в следующем порядке:

а) получение технических условий на проектирование узла учета;

б) проектирование узла учета и монтаж узла учета для вновь допускаемых к эксплуатации узлов учета, включая установку приборов учета;

в) допуск к эксплуатации узла учета;

г) эксплуатация узла учета, включая снятие показаний приборов учета о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах и иных показаний, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), а также ведение учета о количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета узла учета;

д) поверка, ремонт и замена (при необходимости) приборов учета.

Согласно пункту 28 Правил № 776 в случаях установки узлов учета на объектах капитального строительства, не указанных в пункте 8(1) настоящих Правил, проектирование узла учета осуществляется на основании технических условий на проектирование узла учета. Результатом проектирования узла учета является проектная документация на оборудование узла учета. Абонент или транзитная организация вправе привлечь к подготовке проектной документации на оборудование узла учета юридические или физические лица.

В соответствии с пунктом 34 Правил № 776 допуск смонтированного узла учета к эксплуатации осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, не позднее 15 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на допуск узла учета к эксплуатации (далее - заявка).

В случае если объект абонента не присоединен непосредственно к водопроводным и (или) канализационным сетям организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, копия заявки, направленной в организацию, осуществляющую водоснабжение и (или) водоотведение, направляется для сведения в транзитную организацию, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой присоединен объект абонента.

Из пунктов 8, 28 и 34 Правил № 776 следует, что проектирование узла учета осуществляется в случаях установки вновь смонтированных и допускаемых к эксплуатации узлов учета на объектах капитального строительства.

Принадлежащий ООО «КЭнК» прибор учета является ранее установленным, ранее (10.06.2014 г.) прошел процедуру допуска к эксплуатации, эксплуатировался ООО «КЭнК», использовался для коммерческого учета потребляемой холодной воды по договору водоснабжения от 01.02.2019 № 226, заключенному с МУП «УК ЖКХ», 17.04.2020 вновь проведена поверки данного прибора учета. Следовательно, повторная подготовка проектной документации на узел учета по данному Объекту не должна производиться.

В соответствии с подпунктом 11 статьи 2 Закона о водоснабжении коммерческий учет воды и сточных вод (далее также - коммерческий учет) - определение количества поданной (полученной) за определенный период воды, принятых (отведенных) сточных вод с помощью средств измерений (далее - приборы учета) или расчетным способом.

На основании части 2 статьи 20 Закона о водоснабжении коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 20 Закона о водоснабжении коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных настоящей статьей, расчетным способом.

В соответствии с частью 10 статьи 20 Закона о водоснабжении осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается в следующих случаях:

1) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

2) в случае неисправности прибора учета;

3) при нарушении в течение более шести месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющихся собственностью абонента, организации, которые эксплуатируют водопроводные, канализационные сети, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом такой организации о временном прекращении потребления воды.

Согласно пункту 23 Правил № 776 к неисправности прибора учета относится, в том числе демонтаж прибора учета в связи с его поверкой.

В данном случае демонтаж прибора учета не проводился, что подтверждается Свидетельством о поверке № 14149 от 17.04.2020 г., в адресе проведения поверки указано; ул. Совхозная, 14 (пристроенное здание (кирпичный склад, мастерские), кроме того указано наличие пломбы.

В целях коммерческого учета воды Объект оборудован прибором учета СВК 15-3-2 № 1013084544000, который введен в эксплуатацию 10.06.2014 (акт МУП «УК ЖКХ» о приемке в эксплуатацию установленных приборов учета холодной воды от 10.06.2014 г.) и прошел очередную поверку 17.04.2020 г. (Свидетельством о поверке № 14149 от 17.04.2020 г.).

Следовательно, основания для осуществления коммерческого учета воды по указанному объекту расчетным способом предусмотренные частью 10 статьи 20 Закона о водоснабжении, отсутствуют.

Согласно части 5 статьи 20 Закона о водоснабжении приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Пунктом 51 Правил № 776 предусмотрено, что установка пломб на прибор учета, входящий в состав узла учета, после ремонта и (или) замены прибора учета, его поверки проводится организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение.

Доводы ООО «Водоканал» о том, что при заключении договора холодного водоснабжения и водоотведения ООО «КЭнК» не была предоставлена проектная документация на узел учета и поверка приборов учета сопряжена с их демонтажом и монтажом, в связи с чем, ООО «Водоканал» запросило у ООО «КЭнК» копию проектной документации на узел учета, расположенный на Объекте, для осуществления допуска узла учета холодного водоснабжения к эксплуатации, после проведенной очередной поверки прибора Комиссия считает несостоятельным исходя из следующего:

Правилами № 644 не предусмотрено предоставление проектной документации на узел учета холодного водоснабжения при заключении договора холодного водоснабжения и водоотведения.

Кроме того, в письме (исх. № 161 от 07.08.2019) ООО «Водоканал», в котором указан перечень документов, необходимых для заключения договора холодного водоснабжения и водоотведения, проектная документация на узел учета холодного водоснабжения, не указана.

Демонтаж прибора учета на Объекте не проводился, что подтверждается Свидетельством о поверке № 14149 от 17.04.2020 г., в адресе проведения поверки указано; ул. Совхозная, 14 (пристроенное здание (кирпичный склад, мастерские).  

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Действия ООО «Водоканал», а именно: уклонение от опломбирования прибора учета, требование о предоставлении документов (копий проектной документации на узел учета холодного водоснабжения), непредусмотренных законодательством в сфере холодного водоснабжения и как следствие осуществление коммерческого учета воды расчетным способом, ущемляют интересы ООО «КЭнК».

В силу части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

 

Председатель Комиссии:

<…>

Члены Комиссии:

<…>

<…>

 

 

 

Связанные организации

ООО «КЭнК»
ИНН 4205109750, ОГРН 1064205113136