Постановление №03/1066 о назначении административного наказания по делу об админист... от 4 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 042/04/9.21-779/2020 об административном правонарушении

«01» февраля 2021 г.                                                                    г. Кемерово, ул. Ноградская, 5

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области <…>, рассмотрев протокол и материалы дела № 042/04/9.21-779/2020 об административном правонарушении, возбужденного в отношении публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (660021, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, 144А; ОГРН 1052460054327, ИНН/КПП 2460069527/24601001, дата регистрации юридического лица 04.07.2005 г.) (до 24.08.2020 - ПАО «МРСК Сибири»), в лице филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Кузбассэнерго – РЭС» (650099, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Н. Островского, 11) (далее – ПАО «Россети Сибирь»), по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по результатам рассмотрения заявления <…> (далее также - Заявитель) (вх. № 1366 от 20.03.2020) о наличии в действиях ПАО «Россети Сибирь» признаков нарушения подпункта «б» п. 16, п. 19 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения), выразившихся в нарушении сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств жилого дома, находящегося по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий район, с. Таргай, кадастровый номер земельного участка <…> (далее — объект Заявителя), а также в возложении на Заявителя обязанностей по урегулированию отношений с третьими лицами, касающиеся вопросов строительства.

25.05.2020 определением о возбуждении дела об административном правонарушении № 042/04/9.21-779/2020 и проведении административного расследования (исх. № 03/4359 от 26.05.2020) Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области в отношении ПАО «Россети Сибирь» возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

В определении от 25.05.2020 указано, что законному представителю ПАО «Россети Сибирь» надлежит явиться 17.06.2020 в Кемеровское УФАС России для дачи объяснений по признакам нарушения Правил технологического присоединения, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении.

17.06.2020 в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство ПАО «Россети Сибирь» об отложении составления протокола на более позднюю дату в связи с невозможностью обеспечить явку защитника в связи с участием в судебном заседании в Арбитражном суде Кемеровской области. Данное ходатайство было удовлетворено.

17.06.2020 Определением о продлении срока административного расследования по делу 042/04/9.21-509/2020 (исх. № 03/3546-1) срок административного расследования был продлен до 25.07.2020.

В определении указано, что законному представителю ПАО «Россети Сибирь» надлежит явиться 22.07.2020 в Кемеровское УФАС России для дачи объяснений по признакам нарушения Правил технологического присоединения, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении.

В назначенное время 22.07.2020 на процедуру составления и подписания протокола законный представитель ПАО «Россети Сибирь», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, не явился, направив защитника – <…> (доверенность № 42/41 от 21.05.2020).

22.07.2020 в присутствии защитника ПАО «Россети Сибирь» <…> составлен и подписан протокол по делу № 042/04/9.21-779/2020 об административном правонарушении. Копия протокола вручена защитнику ПАО «Россети Сибирь» и направлена в адрес ПАО «Россети Сибирь» и Заявителя.                                                                                                                       

Определением от 22.07.2020 дело № 042/04/9.21-779/2020 об административном правонарушении было назначено к рассмотрению на 05.08.2020.

В назначенное время законный представитель ПАО «Россети Сибирь» на рассмотрение дела об административном правонарушении, не явился, защитника не направил, документы подтверждающие надлежащее извещение законного представителя ПАО «Россети Сибирь» у Кемеровского УФАС России отсутствовали.

Определением от 05.08.2020 срок рассмотрения дела № 042/04/9.21-779/2020 об административном правонарушении продлен до 05.09.2020, рассмотрение дела отложено на 04.09.2020.

В назначенное время 04.09.2020 на рассмотрение дела № 042/04/9.21-779/2020 об административном правонарушении законный представитель ПАО «Россети Сибирь», надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени на рассмотрение дела об административном правонарушении не явился, направив защитника <…> (доверенность №42/44 от 21.05.2020).

04.09.2020 до рассмотрения дела № 042/04/9.21-779/2020 в Кемеровское УФАС России поступило ходатайство от защитника заявителя об отложении рассмотрения дела №042/04/9.21-779/2020 для возможности ознакомится с дополнительными материалами. Данное ходатайство было удовлетворено.  

Кроме того, в результате анализа материалов дела должностным лицом Кемеровского УФАС России установлено, что для всестороннего, полного, объективного выяснения обстоятельств дела № 042/04/9.21-779/2020 об административном правонарушении необходимо получение дополнительных доказательств.

Определением от 04.09.2020 срок рассмотрения дела № 042/04/9.21-779/2020 об административном правонарушении продлен до 05.10.2020, рассмотрение дела отложено на 02.10.2020.

В назначенное время 02.10.2020 на рассмотрение дела № 042/04/9.21-779/2020 об административном правонарушении законный представитель ПАО «Россети Сибирь» и Заявитель, надлежащим образом извещенные о дате, месте и времени на рассмотрение дела об административном правонарушении не явились, направив защитников от ПАО «Россети Сибирь» - <…> (доверенность № 42/41 от 21.05.2020), от Заявителя- <…> (доверенность №42/13-н/42-2018-3-180 от 12.02.2018).

02.10.2020 в результате рассмотрения дела № 042/04/9.21-779/2020 и анализа материалов дела должностным лицом Кемеровского УФАС России установлено, что для всестороннего, полного, объективного выяснения обстоятельств дела № 042/04/9.21-779/2020 об административном правонарушении необходимо получение дополнительных доказательств.

Определением от 02.10.2020 срок рассмотрения дела № 042/04/9.21-779/2020 об административном правонарушении продлен до 05.11.2020, рассмотрение дела отложено на 02.11.2020.

В назначенное время 02.11.2020 на рассмотрение дела № 042/04/9.21-779/2020 об административном правонарушении законный представитель ПАО «Россети Сибирь» и Заявитель, надлежащим образом извещенные о дате, месте и времени на рассмотрение дела об административном правонарушении не явились, направив защитников от ПАО «Россети Сибирь» - <…> (доверенность № 42/41 от 21.05.2020), от Заявителя- <…> (доверенность №42/13-н/42-2018-3-180 от 12.02.2018). Защитником заявителя заявлено устное ходатайство об истребовании документов у администрации Сосновского сельского поселения. Данное ходатайство удовлетворено.  

Кроме того, 02.11.2020 в результате рассмотрения дела № 042/04/9.21-779/2020 и анализа материалов дела должностным лицом Кемеровского УФАС России установлено, что для всестороннего, полного, объективного выяснения обстоятельств дела № 042/04/9.21-779/2020 об административном правонарушении необходимо получение дополнительных доказательств.

Определением от 02.11.2020 срок рассмотрения дела № 042/04/9.21-779/2020 об административном правонарушении продлен до 05.12.2020, рассмотрение дела отложено на 01.12.2020.

В назначенное время 01.12.2020 на рассмотрение дела № 042/04/9.21-779/2020 об административном правонарушении законный представитель ПАО «Россети Сибирь» и Заявитель, надлежащим образом извещенные о дате, месте и времени на рассмотрение дела об административном правонарушении не явились, направив защитников от ПАО «Россети Сибирь» - <…> (доверенность № 42/41 от 21.05.2020), от Заявителя- <…> (доверенность №42/13-н/42-2018-3-180 от 12.02.2018).

01.12.2020 в результате рассмотрения дела № 042/04/9.21-779/2020 и анализа материалов дела должностным лицом Кемеровского УФАС России установлено, что для всестороннего, полного, объективного выяснения обстоятельств дела № 042/04/9.21-779/2020 об административном правонарушении необходимо получение дополнительных доказательств.

Определением от 01.12.2020 срок рассмотрения дела № 042/04/9.21-779/2020 об административном правонарушении продлен до 05.01.2021, рассмотрение дела отложено на 30.12.2020.

30.12.2020 до рассмотрения дела № 042/04/9.21-779/2020 в Кемеровское УФАС России поступило ходатайство от защитника заявителя об отложении рассмотрения дела №042/04/9.21-779/2020 в связи с необходимостью предоставления дополнительных доказательств. Данное ходатайство было удовлетворено.

Определением от 30.12.2020 срок рассмотрения дела № 042/04/9.21-779/2020 об административном правонарушении продлен до 05.02.2021, рассмотрение дела отложено на 01.02.2021.

01.02.2021 на рассмотрение дела № 042/04/9.21-779/2020 об административном правонарушении законный представитель ПАО «Россети Сибирь» и Защитник надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения указанного дела, не явились, направив защитников: от ПАО «Россети Сибирь» – <…> (доверенность № 42/151 от 03.12.2020), от Заявителя - <…> (доверенность № 42/13-н/42-2018-3-180 от 12.02.2018).

Защитник ПАО «Россети Сибирь» вину общества не признала, указав на то, что у ПАО «Россети Сибирь» отсутствовала возможность подключения объекта Заявителя в связи с тем, что принадлежащий ему земельный участок находится внутри земельного участка, принадлежащего ООО «Партнёр», которой не дал согласие на установление сервитута для строительства линейных объектов, необходимых для осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта Заявителя. Кроме того, Защитник общества в доказательство невозможности подключения объекта Заявителя к электрическим сетям ПАО «Россети Сибирь» приобщила уведомление Департамента Лесного комплекса Кузбасса № 01-15/6606 от 18.12.2020 об отказе ПАО «Россети Сибирь» в размещении объектов капитального строительства (необходимых для подключения объекта Заявителя), в соответствии с п.2 ст.114 Лесного кодекса Российской Федерации.

Защитник Заявителя просила признать ПАО «Россети Сибирь» виновным в совершении административного правонарушения по делу № 042/04/9.21-779/2020.

Изучив материалы дела № 042/04/9.21-779/2020 об административном правонарушении, заслушав пояснения защитников ПАО «Россети Сибирь» и Заявителя должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области приходит к следующим выводам:

Из заявления <…> следует, что 15.03.2019 между ПАО «Россети Сибирь» и <…> был заключен договор об осуществлении технологического присоединения № 20.4200.108.19 (далее — Договор), согласно которому сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами, в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики с учетом следующих характеристик: максимальная мощность энергопринимающих устройств 15 кВт, категория надежности третья, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,4 кВт.

Заявитель обязуется оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями настоящего договора (п. 1 Договора).

В соответствие с п. 4 Договора технические условия являются неотъемлемой частью настоящего договора и приведены в приложении.

Согласно п. 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год с момента заключения настоящего договора.

В соответствии с п. 7 Технических условий № 800372043 (далее — Технические условия) точкой присоединения энергопринимающих устройств Заявителя является проектируемая линия электропередачи (ЛЭП) 0,4 кВ, ТП 10 кВ, линия 3/6/10 кВ от ф. 10-12-НК, ячейка ПС ф. 10-12-НК, ПС 35 кВ «Николаевская» (ПО ЮЭС).

В п. 10 Технических условий определено, что сетевая организация выполняет следующие мероприятия по технологическому присоединению:

п. 10.1 Организационные мероприятия:

п. 10.1.1 Подготовка технических условий на технологическое присоединение.

п. 10.1.2 Проверка выполнения технических условий со стороны Заявителя.

п. 10.1.3 Фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающего устройства Заявителя.

п. 10.2 Требования по проектированию, строительству новых и реконструкции существующих электрических сетей ПАО «Россети Сибирь» для электроснабжения объекта Заявителя: выполнить проектную документацию в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (далее – Постановление РФ № 87) и согласовать со всеми заинтересованными организациями в соответствии с действующим законодательством.

п. 10.2.1 Запроектировать и построить ТП 10 кВ. Тип и мощность силового трансформатора определить проектом.

п. 10.2.2 От ВЛ 10 кВ ф. 10-12-НК до проектируемой ТП 10 кВ (п. 10.2.1.) запроектировать и построить ЛЭП 10 кВ. Номер отпаечной опоры, способ прокладки ЛЭП, марку и сечение линии определить проектом.

п. 10.2.3 Определить проектом необходимость установки укоса и линейного разъединителя на отпаечной опоре ВЛ 10 кВ ф. 10-12-НК.

п. 10.2.4 От ТП 10 кВ (п. 10.2.1) до границ земельного участка Заявителя запроектировать и построить ЛЭП 0,4 кВ. Способ прокладки ЛЭП, марку и сечение линии определить проектом.

В п. 11 Технических условий определены мероприятия по технологическому присоединению, выполняемые Заявителем в границах принадлежащего ему земельного участка.

В дополнительных сведениях к Техническим условиям указано, что точка присоединения к электрическим сетям ПАО «Россети Сибирь» определена на момент заключения договора, является условной и окончательно фиксируется в документах о технологическом присоединении, что не требует внесения изменений в настоящие Технические условия.

Из материалов заявления следует, что в срок, предусмотренный п. 5 Договора, мероприятия по технологическому присоединения, указанные в п. 10 Технических условий не выполнило, в связи с чем выполнить технологическое присоединение не представляется возможным.

Нарушение сроков выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению явилось основанием для обращения Заявителя в антимонопольный орган.

Кроме того, Заявителем было также указано на то, что ПАО «Россети Сибирь» незаконно пыталось переложить на него выполнение мероприятий по технологическому присоединению за пределами принадлежащего земельного участка, в частности урегулирование с третьими лицами земельно-имущественных отношений по строительству объекта электросетевого хозяйства (ЛЭП) ПАО «Россети Сибирь».

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения.

Согласно п. 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее – заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

На основании п. 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

В соответствии с п. 7 Правил технологического присоединения настоящие Правила устанавливают следующую процедуру технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее – заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) 18(4) настоящих Правил не требуется;

д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено»). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);

е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению № 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

Договор об осуществлении технологического присоединения заключается между сетевой организацией и лицом, намеревающимся осуществить технологическое присоединение, на основании поданной заявки.

Согласно пп. «а» п. 16 Правил технологического присоединения договор должен содержать перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению.

В соответствии с пп. «б» п. 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 1 года для заявителей для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт и если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет более 300 метров в городах и поселках городского типа и более 500 метров в сельской местности.

Обязанность по неуклонному соблюдению Правил технологического присоединения, в том числе обязанности по совершению предписанных Правилами действий юридически возникает у сетевой организации с момента поступления заявки.

Согласно п. 16.1 Правил технологического присоединения заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.

Для целей настоящих Правил под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.

Согласно п. 16(3) Правил технологического присоединения (в редакции, действовавшей на момент заключения Договора) обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом:

заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

В соответствии с пп. «г» п. 10. Правил технологического присоединения к заявке прилагаются копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (для заявителей, планирующих осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, - копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства).

Из материалов заявления <…> следует, что Заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером <…>.

Согласно пп. «б» п. 18 Правил технологического присоединения мероприятия по технологическому присоединению включают в себя разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями.

На основании пп. «г» п. 18 Правил технологического присоединения мероприятия по технологическому присоединению включают в себя выполнение заявителем и сетевой организацией технических условий, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие устройств сетевой, противоаварийной и режимной автоматики, а также выполнение заявителем и сетевой организацией требований по созданию (модернизации) комплексов и устройств релейной защиты и автоматики в порядке, предусмотренном Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2018 № 937 «Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

В соответствии с п. 19 Правил технологического присоединения запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

27.01.2020 <…> в адрес ПАО «Россети Сибирь» было направлено письмо, в котором указал на то, что в соответствии с Договором Заявителем произведена оплата за выполнение мероприятий по технологическому присоединению, однако со стороны ПАО «Россети Сибирь» обязательства по Договору не выполнены. Более того никакие работы по осуществлению технологического присоединения вообще не ведутся.

Также Заявитель в данном письме указал, что в случае невыполнения ПАО «Россети Сибирь» мероприятий по Договору в срок до 14.03.2020 Заявитель вынужден будет обратиться в антимонопольный орган, а также принять меры по взысканию неустойки.

12.02.2020 ПАО «Россети Сибирь» направило в адрес Заявителя письмо (исх.№1.4/04.1/1214-исх.), в котором указало на то, что для технологического присоединения объекта Заявителя необходимо выполнить строительство линейного объекта с классом напряжения до 35 кВ: ВЛЗ 10 кВ от опоры № 29 ВЛЗ ф. 10-17-Л от ПС 35 кВ «Сосновская», КТП 10/0,4 кВ 250 кВА, ВЛИ 0,4 кВ от РУ 0,4 кВ в КТП.

В целях размещения вышеуказанных объектов ПАО «Россети Сибирь» необходимо в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации оформить права на земельные участки на которых должны будут располагаться данные объекты.

Строительство вышеуказанных объектов электросетевого хозяйства ПАО «Россети Сибирь» предполагается производить, в том числе на земельном участке с кадастровым номером <…>, принадлежащем на праве собственности ООО «Партнер» (регистрация права собственности от 13.11.2019).

Указанному правообладателю ПАО «Россети Сибирь» было направлено обращение о согласовании место положения части земельного участка и об установлении сервитута (письмо исх. № 1.4/04/12.435- исх. от 18.12.2019).

Ответ на данное письмо от ООО «Партнер» не получен, на телефонные звонки представители ООО «Партнер» не отвечают.

ПАО «Россети Сибирь» предложило Заявителю самостоятельно в порядке ч. 1 ст. 274 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) урегулировать правоотношения по установлению сервитута для строительства линейного объекта с классом напряжения до 35 кВ: ВЛЗ 10 кВ от опоры № 29 ВЛЗ ф. 10-17-Л от ПС 35 кВ «Сосновская», КТП 10/0,4 кВ 250 кВА, ВЛИ 0,4 кВ от РУ 0,4 кВ в КТП.

Также ПАО «Россети Сибирь» указало на то, что, в случае отказа ООО «Партнер» Заявитель имеет право обратиться в суд с иском об установлении сервитута для расположения объектов электросетевого хозяйства ПАО «Россети Сибирь».

Вместе с тем ПАО «Россети Сибирь» не было учтено следующие:

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона об электроэнергетике законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона об электроэнергетики по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).

Вместе с тем заключение и исполнение договора об осуществлении технологического присоединения регулируется Правилами технологического присоединения, нормы которых являются специальными в рассматриваемых правоотношениях по отношению к общим нормам гражданского законодательства.

Правилами технологического присоединения самостоятельно не определен порядок урегулирования отношений с иными лицами в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя, а также перечень конкретных мероприятий технического характера, которые необходимо выполнить сетевой организации.

Таким образом, сетевой организации предоставлена определенная свобода действий при выборе мероприятий по технологическому присоединению до границ земельного участка заявителя, в том числе право самостоятельно определить состав мероприятий по строительству объектов электросетевого хозяйства, выбор трассы расположения линейных объектов капитального строительства и др.

Пунктом 16(3) Правил технологического присоединения на ПАО «Россети Сибирь» возложена обязанность выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств до границы земельного участка, в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами.

Из системного толкования п. 3, п. 6, п. 16(1), п. 16(3) Правил технологического присоединения следует, что сетевая организация, в сроки, установленные в пп. «б» п. 16 Правил технологического присоединения, обязана выполнить все предусмотренные мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные в договоре, в том числе мероприятия по строительству объектов электросетевого хозяйства и, если необходимо, то путем урегулирования отношений с третьими лицами.

В связи с чем надлежащим исполнением обязанностей по договору будет являться результат, который позволяет выполнить технологическое присоединение энергопринимающих устройств.

При этом пп. «б» п. 16 Правил технологического присоединения в зависимости от энергопринимающих устройств, сложности процедуры технологического присоединения, в том числе от объема строительства, установлены соответствующие разумные сроки.

Порядок и сроки выполнения конкретных мероприятий по технологическому присоединению в пределах, установленных в пп. «б» п. 16 Правил технологического присоединения максимальных сроков, не установлены.

Таким образом, сетевая организация вправе на свое усмотрение и под свою ответственность приступить к выполнению мероприятий в любое время.

ПАО «Россети Сибирь» в соответствии с п. 1 Договора, приняло на себя обязательство урегулировать отношения с третьими лицами для осуществления технологического присоединения объекта Заявителя.

Вместе с тем из материалов заявления <…> следует, что в течение 1 года строительство объектов электросетевого хозяйства до земельного участка Заявителя не выполнило, правоотношения с третьими лицами, касающиеся вопросов строительства не урегулировало.

В силу ч 2 ст. 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (либо в порядке ст. 39.26 Земельного Кодекса Российской Федерации). При этом на основании п. 11 ст. 1, п. 2 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ этом для строительства линейных сооружений требуется получение разрешения строительства (т. е. данные объекты являются объектами капитального строительства).

Постановление РФ № 87 устанавливает требования по составу разделов проектной документации, утверждаемой заказчиком (застройщиком).

В соответствии с пп. «б» п. 34 Постановления РФ № 87 проектная документация должна содержать исходные данные и условия для подготовки проектной документации на линейный объект, указанные в пп. «б» п. 10 настоящего Положения, за исключением абзацев пятого, десятого и двенадцатого, а также реквизиты утвержденной в установленном порядке документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) или (до 31 декабря 2012 г.) исходные данные и условия, содержащиеся в градостроительном плане земельного участка. 

Согласно пп. «б» п. 10 Постановления РФ № 87 проектная документация должна содержать, в том числе: задание на проектирование – в случае подготовки проектной документации на основании договора: утвержденный и зарегистрированный в установленном порядке градостроительный план земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, документы об использовании земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, выданные в соответствии с федеральными законами уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, или уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, или уполномоченными органами местного самоуправления, технические условия, документы о согласовании отступлений от положений технических условий, разрешение на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства. 

Таким образом, ПАО «Россети Сибирь», выступающее в данных правоотношениях как заказчик (застройщик), обязано было заключить договор подряда со специализированной проектной организацией на разработку проектной документации для строительства объектов электросетевого хозяйства, указанных в п. 10 технических условий к Договору № 20.4200.2385.16, предоставив задание на проектирование, необходимые исходные данные, правоустанавливающие документы на земельные участки для размещения линейных объектов капитального строительства (либо выполнить разработку проектной документации своими силами, в случае членства общества в саморегулируемой организации (СРО) в области архитектурно-строительного проектирования и наличия разрешения на осуществление соответствующих проектных работ).

В связи с чем проектная документация на строительство линейного объекта с классом напряжения до 35 кВ: ВЛЗ 10 кВ от опоры № 29 ВЛЗ ф. 10-17-Л от ПС 35 кВ «Сосновская», КТП 10/0,4 кВ 250 кВА, ВЛИ 0,4 кВ от РУ 0,4 кВ в КТП по земельному участку <…>, принадлежащего с 13.11.2019 ООО «Партнер» без урегулирования земельно-имущественных отношений с собственником и без получения разрешения на строительство, юридически ничтожна.

Кроме того, законодательством о градостроительной деятельности Российской Федерации в ряде случаев предусмотрено получения положительного заключения государственной (негосударственной) экспертизы проектной документации, которое не может быть получено при наличии неурегулированных земельно-имущественных отношений с собственниками земельных участков, на которых предполагается строительство.

Довод ПАО «Россети Сибирь» о том, что Заявитель сам должен был урегулировать земельно-имущественные отношения по строительству ПАО «Россети Сибирь» линейного объекта с классом напряжения до 35 кВ: ВЛЗ 10 кВ от опоры № 29 ВЛЗ ф. 10-17-Л от ПС 35 кВ «Сосновская», КТП 10/0,4 кВ 250 кВА, ВЛИ 0,4 кВ от РУ 0,4 кВ в КТП, за пределами своего земельного участка не основан на нормах права, поскольку Заявитель не является субъектом градостроительных отношений (участником строительства) за пределами своего земельного участка.

Линейные объекты, возводимые в рамках технологического присоединения по Договору перейдут в собственность ПАО «Россети Сибирь», будут участвовать в тарифом регулировании и будут использоваться ПАО «Россети Сибирь» для оказанию услуг по передаче электрической энергии Заявителю и иным лицам.

В свою очередь, Заявитель не является лицом, использующим данные объекты, поскольку точкой поставки электрической энергии в силу прямого указания Правил недискриминационного доступа является место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в документах о технологическом присоединении.

ГК, РФ, ГрК РФ и ЗК РФ не устанавливают особого порядка урегулирования сетевой организацией правоотношений земельно-имущественных отношений с собственниками земельных участков при выполнении мероприятий по технологическому присоединению в порядке.

Таким образом, ПАО «Россети Сибирь» имело возможность урегулировать правоотношения, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства в целях присоединения объекта на соседних участках Заявителя любым из способов, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации (выкуп земельного участка либо его части, аренда, совместное использование и др.), а не только установление сервитута.

ПАО «Россети Сибирь» также не было ограничено в возможности предложить собственнику земельного участка урегулировать земельно-имущественные по строительству линейного объекта с классом напряжения до 35 кВ: ВЛЗ 10 кВ от опоры №29 ВЛЗ ф. 10-17-Л от ПС 35 кВ «Сосновская», КТП 10/0,4 кВ 250 кВА, ВЛИ 0,4 кВ от РУ 0,4 кВ в КТП, путем коммерчески выгодного предложения (выкуп части участка, аренда), тем более, что ПАО «Россети Сибирь» обращалось в ООО «Партнер» для строительства объектов, необходимых для технологического присоединения ряда земельных участков, а не только объектов Заявителя.

При этом действующим законодательством об электроэнергетике Российской Федерации предусмотрены правовые механизмы по компенсации понесенных расходов при тарифном регулировании деятельности по передаче электрической энергии.

Направление ПАО «Россети Сибирь» письма (исх. № 1.4/04/12.435-исх. от 18.12.2019) об установлении сервитута в адрес ООО «Партнер», а также отсутствие ответа от ООО «Партнер» не является доказательством того, что ПАО «Россети Сибирь» были приняты исчерпывающие меры для выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта Заявителя.

Кроме того, согласно ответу ООО «Партнер» от 25.11.2020 № б/н на определение об истребовании дополнительных материалов по делу № 042/04/9.21-779/2020 об административном правонарушении, обществом 10.01.2020 получено письмо ПАО «Россети Сибирь» от 18.12.2019 № 1.4/04.1./12435-исх. о согласовании размещения линейного объекта в том числе и на земельном участке с кадастровым номером: <…>, согласовании границы части земельного участка, необходимой для размещения этого объекта, и установлении сервитута на земельный участок на определенных условиях. Также в данном письме содержалось наличие приложений. Вместе с тем, в почтовом конверте ни одного из заявленных приложений не содержалось.

В связи с чем, ООО «Партнёр» направило в адрес ПАО «Россети Сибирь» письмо от 23.01.2020 № 17-450-15, в котором сообщило об отсутствии приложений к письму и предложило представить необходимы сведения для решения вопроса об установлении сервитута.

30.01.2020 ООО «Партнёр» получен пластиковый конверт с надписью «бандероль», однако в нем не было писем или каких-либо документов – а содержалось несколько чистых листов формата A4.

 19.08.2020 ООО «Партнёр» получено письмо ПАО «Россети Сибирь» от 20.07.2020 №1.4/04.1./6127-исх. В данном письме содержалась повторная просьба рассмотреть те же вопросы, что и в письме от 18.12.2019 № 1.4/04/12435-исх. К данному письму от 20.07.2020 были приложены те документы, которые изначально были указаны в качестве приложений к письму от 18.12.2019 года. В данном письме ПАО «Россети Сибирь» признало, что «необходимые документы по сервитуту» к первоначальному письму не прилагались – поскольку утверждает, что они были направлены «дополнительно».

Таким образом, ПАО «Россети Сибирь», помимо того, что приступило к согласованию вопросов строительства линейных объектов с ООО «Партнер» только в конце декабря 2019 г., т.е. через 9 месяцев после заключения Договора, еще и всячески затягивало урегулирование данного вопроса, не направляя в ООО «Партнёр» необходимые документы.

При этом ПАО «Россети Сибирь» могло урегулировать правоотношения по строительству объектов электросетевого хозяйства до 13.11.2019 с иным лицом, чем ООО «Партнер».

ПАО «Россети Сибирь» иные возможности технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации объекта Заявителя, расположенных по <…>, с.Таргай, минуя земельный участок с кадастровым номером <…>.

Расположенный между частными земельными участками внутриквартальный проезд, «ул. Дружбы» - ООО «Партнёр» не принадлежит.

Согласно ответу Администрации Сосновского сельского поселения от 11.11.2020 исх.№ 469 дороги по <…> с. Таргай Новокузнецкого муниципального района Кемеровской области – Кузбасса являются дорогами общего пользования.  

Как следует из материалов дела № 042/04/9.21-779/2020 по ул. <…>  с. Таргай уже проходит существующий объект электросетевого хозяйства – «ВЛИ-0,4 кВ с проводом СИП-2», и в процессе реконструкции ПАО «Россети Сибирь» планировало частично заменить, а частично оставить элементы этой линии электропередачи. То есть, ПАО «Россети Сибирь» имело планы не по прокладке через земельный участок ООО «Партнёр» новой линии электропередачи, а по реконструкции уже проложенной линии.

Также ПАО «Россети Сибирь» могло использовать вариант согласования прокладки (реконструкции) линии электропередачи с собственником земельного участка без установления какого-либо права или ограничения на часть земельного участка, используемую для такой прокладки (реконструкции). Этот вариант широко используется на практике.

ПАО «Россети Сибирь» могло предложить собственнику выделить и взять в аренду необходимую для прокладки (реконструкции) линии электропередачи часть земельного участка с кадастровым номером <…> без установления сервитута.

Вместе с тем, ПАО «Россети Сибирь» не использовало бóльшую часть из перечисленных возможностей. Кроме того, ПАО «Россети Сибирь» обратилось за установлением публичного сервитута спустя 4 месяца после истечения срока выполнения мероприятий по Договору с Заявителем, 24.07.2020 обратилось в Администрацию Новокузнецкого муниципального района с ходатайством об установлении публичного сервитута.

Таким образом, ПАО «Россети Сибирь» фактически бездействовало в срок, установленный пп. «б» п. 16 Правил технологического присоединения, и после его истечения не предприняло практически никаких действий (за исключением обращения в Администрацию Новокузнецкого сельского поселения с вышеуказанным ходатайством) для подключения объекта Заявителя по Договору.

Довод ПАО «Россети Сибирь» о том, что у Общества отсутствует возможность подключения объекта заявителя к электрическим сетям ПАО «Россети Сибирь» в связи с отказом Департамента Лесного комплекса Кузбасса (уведомление № 01-15/6606 от 18.12.2020) в размещении ПАО «Россети Сибирь» объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером <…> (необходимых для подключения объекта Заявителя), в соответствии с п. 2 ст. 114 Лесного кодекса Российской Федерации отклоняется ввиду следующего.

В соответствии с Приказом Департамента Лесного комплекса Кемеровской области от 15.01.2015 № 01-06/38 земельный участок с кадастровым номером <…> разделен из состава лесного фонда с образованием земельного участка площадью 34 кв.м, имеющий местоположение: Кемеровская область, Новокузнецкое лесничество, Пригородное участковое лесничество, урочище «Сельское», квартал 32, выделы 12, 13. Вид разрешенного использования образованного земельного участка установлен»: «Эксплуатация линейного объекта».

Кроме того, на данном земельном участке уже располагаются линейные объекты    ПАО «Россети Сибирь», построенные в рамках технологического присоединения ДНП «Родничок» по договору об осуществлении технологического присоединения №20.42.185.12 от 17.01.2012. Также существование линий на земельном участке с кадастровым номером <…> подтверждается в т.ч. актом разграничения эксплуатационной ответственности № 443 ОС от 02.06.2015, подписанным между ПАО «Россети Сибирь» и ф.л. <…>.

Также довод ПАО «Россети Сибирь» о наличии надлежащего технологического присоединения объекта Заявителя опосредовано через электросетевое хозяйство ДНП «Родничок» к сетям ПАО «Россети Сибирь» в рамках рассмотрения дела №042/04/9.21-779/2020 не нашел своего документального подтверждения.

Довод ПАО «Россети Сибирь» о том, что за установлением сервитута в   ООО «Партнер» следовало обратиться самому Заявителю в порядке ч. 1 ст. 274 ГК РФ, а также что у ПАО «Россети Сибирь» отсутствует возможность установления сервитута, подлежит отклонению.

Действующее законодательство, в том числе ст. 274 ГК РФ, направленная на защиту прав лица, не являющегося собственником участка, в отношении которого испрашивается установление сервитута, рассматриваемая в системной взаимосвязи с иными положениями гражданского и земельного законодательства, предусматривает необходимые правовые механизмы для эффективной защиты прав собственников земельных участков.

Обращаясь с требованием об установлении сервитута, истец должен доказать необходимость установления сервитута и невозможность использования принадлежащей ему недвижимости без установления права ограниченного пользования чужим имуществом (ст. 9, 65 АПК РФ).

Заявитель не является лицом, которое осуществляет использование (ограниченное) земельного участка ООО «Партнер», с учетом того, что в соответствии с Правилами технологического присоединения лицом, обязанным выполнить мероприятия по технологическому присоединению по Договору до границ земельного участка Заявителя является ПАО «Россети Сибирь», то у Заявителя отсутствуют основания для обращения в суд о понуждении к установлению сервитута.

Из материалов дела № 042/04/9.21-779/2020 следует, что ПАО «Россети Сибирь» попыталось урегулировать отношения путем установления сервитута, но потом изменило позицию и возложило данную обязанность на Заявителя, для которого урегулирование правоотношений с ООО «Партнер» по установлению сервитута, в том числе совершение действий по судебному понуждению, является существенным обременением и нарушает п.19 Правил технологического присоединения.

В связи с изложенным ПАО «Россети Сибирь» нарушены пп. «б» п. 16, п. 19 Правил технологического присоединения.

Ответственность за нарушение Правил технологического присоединения установлена ст. 9.21 КоАП РФ.

Ранее ПАО «Россети Сибирь» было привлечено к административной ответственности за нарушение Правил технологического присоединения (Постановление по делу № 526/03-АДМ-2018 от 12.04.2019, вступившее в законную силу 23.08.2019, дело № А27-10912/2019).

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ образует состав правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Исходя из положений ч. 2 ст. 4.3 КоАП РФ, повторным признается совершение однородного административного правонарушения в период, когда лицо было подвергнуто административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) ПАО «Россети Сибирь» признаков совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, а именно нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Объектом правонарушения являются охраняемые законодательством Российской Федерации права и интересы <…>.

Субъектом правонарушения является ПАО «Россети Сибирь».

Время совершения административного правонарушения:

- 12.02.2020 (п.19 Правил технологического присоединения);

- 16.03.2020 (пп.б п.16 Правил технологического присоединения).

Место совершения административного правонарушения: г. Кемерово, ул.Н.Островского, д. 11.

Потерпевшим лицом является <…>.

Срок давности привлечения к административной ответственности ПАО «Россети Сибирь», установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства об электроэнергетике, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из смысла данной нормы, юридическое лицо не подлежит ответственности в том случае, если будет доказано, что соблюдение норм и правил было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые данное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от его требовалась.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае у ПАО «Россети Сибирь» имелась возможность для соблюдения предусмотренных законом требований при осуществлении деятельности, тем не менее, данным хозяйствующим субъектом всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства Российской Федерации предпринято не было.

ПАО «Россети Сибирь» документально не подтвердило наличие чрезвычайных обстоятельств, не позволивших выполнить требования Правил технологического присоединения, а также то, что обществом были предприняты все необходимые и возможные меры к неукоснительному и точному исполнению требований законодательства Российской Федерации.

Рассматриваемое правонарушение, совершенное ПАО «Россети Сибирь», является формальным, в связи с этим представляет угрозу охраняемым общественным отношениям независимо от наступления каких-либо негативных материальных последствий.

Вместе с тем, совершенное ПАО «Россети Сибирь» правонарушение, безусловно, нарушает права и законные интересы Заявителя, не позволяет достичь поставленных целей, для достижения которых Заявитель обращался в сетевую организацию.

Основанием для освобождения от ответственности, могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

ПАО «Россети Сибирь» являясь субъектом естественных монополий, ответственным за осуществление мероприятий по технологическому присоединению заявителей, должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований.

Оценивая наличие возможности для предотвращения совершения правонарушения, должностное лицо Кемеровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии доказательств того, что ПАО «Россети Сибирь» были предприняты все зависящие от общества меры по соблюдению установленных Правилами технологического присоединения сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта Заявителя к объектам электросетевого хозяйства ПАО «Россети Сибирь».

На основании вышеизложенного, в действиях ПАО «Россети Сибирь» имеется состав административного правонарушения по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в связи с нарушением им Правил технологического присоединения, выразившимся в нарушении сроков технологического присоединения объекта Заявителя к электрическим сетям, а также в возложении на Заявителя обязанности по урегулированию отношений с третьими лицами по строительству линейных объектов за пределами своего земельного участка, не предусмотренной Правилами технологического присоединения.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Существенная угроза охраняемым общественным интересам в данном случае заключается, в несоблюдении ПАО «Россети Сибирь» публично-правовых обязанностей, возникающих у него при осуществлении деятельности на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии.

Кроме того, публичный статус ПАО «Россети Сибирь» как организации, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии, предопределяет повышенные требования законодательства к деятельности данного хозяйствующего субъекта, поскольку любые, не основанные на нормах права действия данной организации, нарушают права потребителей электрической энергии.

ПАО «Россети Сибирь» в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ.

Таким образом, у должностного лица Кемеровского УФАС России отсутствуют основания для применения к ПАО «Россети Сибирь» ст. 2.9 КоАП РФ.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ перечислен перечень закрепленных смягчающих вину обстоятельств, включая добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного органом, осуществляющим контроль (надзор).

При этом ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Должностным лицом Кемеровского УФАС России обстоятельств, смягчающее вину ПАО «Россети Сибирь» не установлено.

Вместе с тем, должностным лицом Кемеровского УФАС России установлено одно отягчающие административную ответственность обстоятельство, а именно повторное совершение ПАО «Россети Сибирь» действий по нарушению Правил технологического присоединение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ (Постановление по делу № 042/04/9.21-1022/2019 от 30.08.2019, вступившее в законную силу 11.12.2019 (А27-22231/2019).

Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его  последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут  назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Вместе с тем оснований для применении к ПАО «Россети Сибирь» ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в деле № 042/04/9.21-779/2020 об административном правонарушении не установлено.

Признаков чрезмерного ограничения экономической свободы ПАО «Россети Сибирь» не имеется.

Оценивая собранные по делу доказательства, должностное лицо Кемеровского УФАС России находит вину ПАО «Россети Сибирь» доказанной, а действия верно квалифицированными по 2. 1 ст. 9.21 КоАП РФ как нарушение пп. «б» п. 16, п. 19 Правил технологического присоединения и назначает административное наказание ПАО «Россети Сибирь» в пределах санкции, определенной ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 23.48, ч. 1 ст. 29.9, а также ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области,

ПОСТАНОВИЛА:

Признать публичное акционерное общество «Россети Сибирь» (660021, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, 144А; ОГРН 1052460054327, ИНН/КПП 2460069527/24601001, дата регистрации юридического лица 04.07.2005 г.), в лице филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Кузбассэнерго – РЭС» (650099, Кемеровская область, г.Кемерово, ул. Н. Островского, 11) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст.9.21 КоАП РФ, и назначить обществу наказание в виде административного штрафа в размере 700 000 (шестьсот пятьдесят тысяч) рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в федеральный бюджет.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

Единый казначейский счет 40102810745370000032

ОТДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВО БАНКА РОССИИ//УФК по Кемеровской области - Кузбассу г. Кемерово

Корреспондентский счет (номер казначейского счета) 03100643000000013900

БИК             013207212

ИНН            4207012419

КПП            420501001

ОКТМО      32701000

КБК             161 116 01091 01 0021 140

УИН            16100500000000849520

Назначение платежа: административный штраф за нарушение антимонопольного законодательства по делу № 042/04/9.21-779/2020.

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу (3842) 36-77-83.

Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с п. 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ, а также ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное Постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель руководителя управления                                                                <…>

Связанные организации

ПАО "МРСК Сибири"
ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327