Решение №ТМ/3827/24 Решение о прекращении рассмотрения дела № 042/01/10-453/2024 от 6 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Руководителю ООО «Феникс»

654027, г. Новокузнецк, пр. Металлургов, д.21, помещ. 4, 5, 7

 

 

Руководителю ООО «Экологические технологии»

654027, г. Новокузнецк, пр-д Коммунаров, д.2

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 042/01/10-453/2024

 

г. Кемерово, ул. Ноградская, д.5

Резолютивная часть решения оглашена «02» мая 2024 г.

В полном объеме решение изготовлено «06» мая 2024 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (Кемеровское УФАС России) по рассмотрению настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

<...> – начальник отдела ЖКХ, транспорта и связи;

 

<...> – главный специалист-эксперт отдела ЖКХ, транспорта и связи;

<...> – главный специалист-эксперт отдела ЖКХ, транспорта и связи,

при участии:

<...> - представителя ООО «Экологические технологии» по доверенности;

<...> - законного представителя ООО «Феникс»;

<...> - представителя ООО «Феникс» по доверенности,

рассмотрев дело № 042/01/10-453/2024, возбужденное по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Феникс» ИНН 4211016110 (654027, г. Новокузнецк, пр. Металлургов, д.21, помещ. 4, 5, 7) (далее - ООО «Феникс»; Ответчик) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ФЗ № 135-ФЗ),

УСТАНОВИЛА:

по результатам рассмотрения заявления ООО «Экологические технологии» (ООО «ЭкоТек»; Заявитель) приказом Кемеровского УФАС России № 22/24 от 27.03.2024, возбуждено дело № 042/01/10-453/2024 по признакам нарушения ООО «Феникс» пункта 4 части 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ, выразившегося в необоснованном отказе ООО «ЭкоТек» в принятии в период с 28.11.2023 по 17.12.2023 (за исключением периода с 6-7 декабря 2023) твердых коммунальных отходов (ТКО) для размещения на полигоне отходов.

Определением от 01.04.2024 рассмотрение дела № 042/01/10-453/2024 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 02.05.2024 на 15 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, д.5.

18.04.2024 от Заявителя поступило уведомление, содержащее сведения о лице, которое примет участие в рассмотрении дела от ООО «ЭкоТек», об адресах ООО «ЭкоТек», а также просьбу учесть обстоятельства, смягчающие административную ответственность, выразившиеся в добровольном прекращении противоправного поведения Ответчиком в отношении ООО «ЭкоТек».

27.04.2024 от Ответчика поступило уведомление, содержащее сведения о лицах, которые примут участие в рассмотрении дела со стороны ООО «Феникс», а также контактные данные Ответчика.

02.05.2024 от Ответчика поступили пояснения от 19.04.2024 по обстоятельствам дела, с приложенными материалами, согласно которым ООО «Феникс» вменяемое правонарушение не признает, считает, что действовал в соответствии с законодательством, а отказ Заявителю в приеме ТКО на полигон отходов вызван наличием возгораний отходов на полигоне, что подтверждается, в том числе, письмами Территориального управления по работе с населенными пунктами п. Карагайлинский исх. № 21 от 18.04.2024, а также договорами на оказание услуг специальной и грузовой техники от 27.11.2023, № 7/11/2023 на оказание услуг от 27.11.2023, согласно которым Ответчиком были привлечены для устранения возгораний отходов на полигоне и их последствий, бульдозер Shantui SD16, КамАЗ, погрузчик Lovol FL936H.

02.05.2024 с участием представителей Заявителя и Ответчика состоялось рассмотрение настоящего дела, на котором представители лиц, участвующих в деле поддержали ранее представленные доводы и пояснения. Законный представитель Ответчика пояснил, что договоры, приложенные к пояснениям от 19.04.2024, заключены не просто для осуществления обычной деятельности на полигоне отходов, а для привлечения дополнительно спец. техники именно для ликвидации возгораний на полигоне и их последствий, поскольку имеющейся у Ответчика техники было не достаточно, либо она вышла из строя на соответствующие даты возгораний.

Изучив материалы дела № 042/01/10-453/2024 о нарушении антимонопольного законодательства, выслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия установила следующее:

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах):

обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов, в том числе отходов недропользования (за исключением объектов хранения вскрышных и вмещающих горных пород, которые подлежат использованию в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-I «О недрах»), и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;

сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;

транспортирование отходов - перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах;

накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;

твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

оператор по обращению с ТКО - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО;

региональный оператор по обращению с ТКО (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

ООО «ЭкоТек» является региональным оператором по обращению с ТКО на территории зоны «Юг» Кемеровской области на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Юг» Кемеровской области от 27.10.2017.

Территориальная схема обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, Кемеровской области утверждена постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 № 367 (далее - Территориальная схема).

Согласно постановлению Правительства РФ от 22.09.2018 № 1130, Территориальная схема содержит схему потоков отходов.

В соответствии со схемой потоков отходов, ТКО из Киселевского городского округа, Бурлаковского, Каменно-Ключевского, Краснобродского, Кузбасского, Трудармейского территориальных управлений должны поступать на полигон ТКО, эксплуатируемый ООО «Феникс» ИНН 4211016110.

В силу статьи 4.1 Закона об отходах отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Установлено, что ООО «Феникс» Федеральной службой по надзору в сфере природопользования выдана бессрочная лицензия № 042 00217 от 15.02.2016 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, согласно которой ООО «Феникс» вправе выполнять работы (оказывать услуги по сбору, транспортированию и размещению отходов IV класса опасности. Согласно приложению к указанной лицензии, ООО «Феникс» может выполнять работы по сбору, транспортированию и размещению мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), а также работы по размещению: отходов из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные); смет с территории предприятия малоопасный; мусор от сноса и разборки зданий несортированный; золошлаковая смесь от сжигания углей малоопасная; отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ. Место осуществление деятельности указано как: Кемеровская область, г. Киселевск, п. Карагайлинский, ул. Большевистская, 16/3-25 (Кемеровская область, полигон ТБО, п. Карагайлинский).

На основании изложенного между ООО «ЭкоТек» и ООО «Феникс» заключен договор № 229-22/эт оказания услуг по обращению с ТКО (сбор и размещение) от 27.12.2022 (далее – Договор № 229-22/эт), согласно пункту 1.1 которого Исполнитель (ООО «Феникс») обязуется в течение срока действия договора по заданию Регионального оператора (ООО «ЭкоТек») оказать услуги по обращению с ТКО, а именно: сбор и размещение отходов на объекте размещения отходов, принадлежащем Исполнителю, расположенном по адресу: Кемеровская область, пгт Карагайлинский, полигон ТБО, на условиях договора, а Региональный оператор обязуется принять и оплатить услуги Исполнителя по установленным тарифам. Согласно разделу 7 указанного договора срок его действия с 01.01.2023 по 31.12.2023 включительно.

Периодичность вывоза ТКО из мест накопления ТКО установлена требованиями санитарного (СанПиН 2.1.3684-21) и жилищного (ПП №354) законодательства и определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха: от плюс 5 °С и выше - не более 1 суток; от плюс 4 °С и ниже - не более 3 суток.

С 28.11.2023 ООО «Феникс» приостановило прием ТКО на полигоне ТКО, за исключением периода с 6-7 декабря 2023. Прием ТКО возобновился только с 18.12.2023.

При этом с 28.11.2023 ООО «Феникс» направляло в адрес Заявителя уведомления о приостановлении приема ТКО на полигоне в связи с воспламенением отходов, локализацией очагов возгорания и устранением последствий с помощью спец. техники, а именно: 28.11.2023 (о приостановлении приема ТКО в этот день, в связи с незначительным воспламенением), 29.11.2023 (о приостановлении приема ТКО с 29.11.2023 по 30.11.2023), 01.12.2023 (приостановление приема ТКО с 01.12.2023 по 04.12.2023 в связи с устранением последствий возгорания отходов с помощью спец. техники), 04.12.2023 (о приостановлении приема ТКО с 04.12.2023 по 05.12.2023, в связи с устранением последствий возгорания отходов с помощью спец. техники), 11.12.2023 (о приостановлении приема ТКО 11.12.2023, в связи с возобновлением очагов возгорания, а также невозможности устранить возгорание с помощью спец. техники, поскольку она не запускается в следствии низких температур), 12.12.2023 (о приостановлении приема ТКО 12.12.2023 и 13.12.2023, в связи с возобновлением очагов возгорания, а также невозможности устранить возгорание с помощью спец. техники, поскольку она не запускается в следствии низких температур), 13.12.2023 (о приостановлении приема ТКО 14.12.2023 и 15.12.2023, в связи с периодичным появлением очагов возгорания, а также невозможности устранить возгорание с помощью спец. техники, поскольку она не запускается в следствии низких температур), 15.12.2023 (о возобновлении работы спец. техники на полигоне и предполагаемом начале приема ТКО с 19.12.2023), 17.12.2023 (о возобновлении приема ТКО с 18.12.2023).

Вместе с тем Заявитель указал, что работником ООО «ЭкоТек» 11.12.2023 был совершен выезд на полигон ООО «Феникс», в ходе которого возгораний на полигоне не обнаружено.

В связи с вышеизложенными действиями ООО «Феникс» Заявитель вынужден был перенаправить транспортирование ТКО на полигон ООО «Чистый город».

ООО «Феникс» представлены пояснения от 30.11.2023 адресованные Карагайлинской сельской администрацию и МЧС по Кемеровской области, о предпринятых ООО «Феникс» первых мерах, в связи со сложившейся ситуацией на полигоне ТКО, связанной с возникновением 28.11.2023 очага возгорания, в том числе, запроса о помощи в МЧС; в «УДЖНП» г. Прокопьевска; Территориальном Управлении г. Прокопьевска (отказано в помощи); к частным лицам г. Прокопьевска (спец. техника); на фабрику Терентьевская; к ООО «Прогресс» (топливо); к ООО «Шахта Спиридоновская» (бульдозер). Вместе с тем доказательств направления данных пояснений в адрес указанных органов не представлено.

В качестве доказательств наличия факта возгорания ООО «Феникс» представлен договор на оказание услуг специальной и грузовой техники от 27.11.2023, заключенный между ООО «Феникс» и ООО «Прогресс» сроком действия с даты подписания до 31.12.2024 (далее – Договор спец. техники), согласно пункту 1.1 которого Исполнитель (ООО «Прогресс») обязуется на основании заявок Заказчика (ООО «Феникс») предоставлять специальную и грузовую технику с водителем и своими силами оказывать услуги по ее управлению, эксплуатации и техническому обслуживанию, а Заказчик обязуется принять и оплатить услуги. Согласно пункту 1.2 и приложению № 1 к данному договору стороны согласовали предоставление бульдозера SHANTUI SD16, стоимостью 3 200 руб./час с учетом ГСМ (с НДС). Согласно представленным ООО «Феникс» сведениям бульдозер работал на полигоне ООО «Феникс» со 02.12.2023 по 04.12.2023, 15.12.2023 по 6,5 часов, 20.12.2023 6 часов.

Вместе с тем Договор спец. техники не содержит сведений о том, что он заключен для устранения возгорания отходов и его последствий, а с учетом специфики деятельности ООО «Феникс» на полигоне отходов в любом случае требуется работа бульдозера. Учитывая срок заключения Договора спец. техники, а также факт продолжения оказания услуг по Договору спец. техники после 18.12.2023 - возобновления приема ТКО (работа бульдозера 20.12.2023), Договор спец. техники был заключен ООО «Феникс» в связи с учетом специфики деятельности ООО «Феникс» на полигоне отходов и обычной потребностью работы на полигоне ТКО бульдозера.

Таким образом, по состоянию на 27.03.2024 ООО «Феникс» не представлено доказательств наличия возгорания на принадлежащем ему полигоне отходов, в связи с чем антимонопольный орган посчитал отказ ООО «Феникс» в период с 28.11.2023 по 17.12.2023 (за исключением периода с 6-7 декабря 2023) в принятии ТКО от ООО «ЭкоТек» необоснованным.

В силу пункта 10 статьи 24.6 Закона об отходах операторы по обращению с ТКО, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с ТКО, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения ТКО, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать ТКО, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

Учитывая вышеизложенное, поскольку полигон отходов, на котором ООО «Феникс» осуществляет деятельность по размещению ТКО включен в Территориальную схему, а именно в соответствии со схемой потоков отходов, ТКО из Киселевского городского округа, Бурлаковского, Каменно-Ключевского, Краснобродского, Кузбасского, Трудармейского территориальных управлений должны поступать на полигон отходов ООО «Феникс», в силу пункта 10 статьи 24.6 Закона об отходах у ООО «ЭкоТек», как регионального оператора Кемеровской области – Кузбасса по обращению с отходами, возникает обязанность по транспортированию ТКО с указанных территорий на полигон ООО «Феникс», а у ООО «Феникс» возникает обязанность приема и размещения таких ТКО.

Таким образом, ООО «ЭкоТек» в силу требований законодательства, не имеет возможности заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО в части их размещения с территорий Киселевского городского округа, Бурлаковского, Каменно-Ключевского, Краснобродского, Кузбасского, Трудармейского территориальных управлений с иным хозяйствующим субъектом, кроме как с ООО «Феникс».

В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, ООО «Феникс» занимает доминирующее положение по отношению к ООО «ЭкоТек», поскольку ООО «Феникс» имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке обращения ТКО на территории Киселевского городского округа, Бурлаковского, Каменно-Ключевского, Краснобродского, Кузбасского, Трудармейского территориальных управлений Кузбасса, в связи с тем, что ООО «ЭкоТек», в силу требований законодательства, не имеет возможности заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО в части их размещения с указанных территорий, с иным хозяйствующим субъектом, кроме как с ООО «Феникс».

Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, поскольку по состоянию на 27.03.2024 Ответчиком не представлены доказательства о наличии возгорания отходов на полигоне, Кемеровское УФАС России посчитало действия ООО «Феникс», выразившиеся в необоснованном отказе ООО «ЭкоТек» в период с 28.11.2023 по 17.12.2023 (за исключением периода с 6-7 декабря 2023) в принятии ТКО от ООО «ЭкоТек», вступающими в противоречие с требованиями пункта 4 части 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ, в связи с чем было возбуждено настоящее дело.

Вместе с тем 02.05.2024 ООО «Феникс» представлены письма Территориального управления по работе с населенными пунктами п. Карагайлинский исх. № 21 от 18.04.2024, согласно которым управление подтверждает факт возгорания на территории полигона Ответчика с 28.11.2023 по 04.12.2023 и с 08.12.2023 по 17.12.2023, а также указало о том, что данная ситуация была на контроле у администрации Киселевского городского округа до полного устранения очагов возгорания и задымления.

Учитывая вышеизложенное Комиссия считает подтвержденным со стороны Ответчика наличие в период с 28.11.2023 по 17.12.2023 (за исключением периода с 6-7 декабря 2023) очагов возгорания и задымления отходов на территории принадлежащего ему полигона, в связи с чем у ООО «Феникс» отсутствовала возможность принимать ТКО от Заявителя, следовательно, в данных действиях Ответчика признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 ФЗ № 135-ФЗ, Комиссия

РЕШИЛА:

прекратить рассмотрение дела № 042/01/10-453/2024 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ООО «Феникс» ИНН 4211016110.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

<...>

Члены Комиссии:

 

<...>

 

 

<...>

 

 

<...>

 

 

 

2024-4985

 

 

Связанные организации

ООО "Феникс"
ИНН 4211016110, ОГРН 1044211000701
ООО "ЭкоТек"
ИНН 4217127183, ОГРН 1104217005892