Решение №03/2028 по жалобе от 10 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № 042/07/3-268/2021
«04» марта 2021 г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе: <…>
в присутствии представителя заказчика ООО «Сибирская тепловая компания» <…> (по доверенности),
рассмотрев в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу ООО «ТрансМеталлГрупп «Южный Урал» и материалы по жалобе № 042/07/3-268/2021,
У С Т А Н О В И Л А:
Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба ООО «ТрансМеталлГрупп «Южный Урал» (далее – ООО «ТМГ «ЮУ», Заявитель) от 19.02.2021 б/н (вх. № 1151э от 20.02.2021) на действия заказчика - ООО «Сибирская тепловая компания» (далее – ООО «СТК», Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку трубы стальной бесшовной горячедеформированной в ассортименте ГОСТ 8732-78, ГОСТ 8731-74, извещение о проведении которого было опубликовано 04.02.2021 под № 32109957971 в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: https://zakupki.gov.ru (далее – Закупка).
По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно отклонил заявку ООО «ТМГ «ЮУ», а также в закупочной документации установил неясные требования к предоставлению документов, тем самым нарушив требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о защите конкуренции), Закона о защите конкуренции.
Уведомлением от 24.02.2021 № 03/1623 рассмотрение жалобы ООО «ТМГ «ЮУ» было назначено на 04.03.2021 в 14.30 в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи. Данное уведомление было направлено по электронной почте в адрес Заказчика и Заявителя.
Кемеровское УФАС России письмом исх. № 03/1829 от 02.03.2021, направленным в адрес Заявителя и Заказчика, сообщило, что рассмотрение жалобы ООО «ТМГ «ЮУ» перенесено с 14.30 на 10.00 04.03.2021 в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.
04.03.2021 на рассмотрение Комиссией жалобы № 042/07/3-268/2021 представитель ООО «ТМГ «ЮУ», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения жалобы № 05/03-18.1-2019, не явился.
Представитель Заказчика просил признать жалобу ООО «ТМГ «ЮУ» необоснованной, направив письменные возражения (исх. № 125 от 01.03.2021).
Изучив имеющиеся материалы закупки, заслушав доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, Комиссия установила следующее:
Заказчик, осуществляя регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения, относится к организациям, указанным в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках, которые обязаны руководствоваться нормами данного закона при проведении закупочных процедур.
Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (в том числе субъектов естественных монополий) (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).
В соответствии со ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с вышеуказанными требованиями Закона о закупках протоколом внеочередного общего собрания участников ООО «СТК» № 6 от 21.12.2018 утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг ООО «СТК» (далее - Положение), которое было размещено на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru).
04.02.2021 под № 32109957971 ООО «СТК» в ЕИС было размещено извещение об осуществлении закупки по запросу предложений (в электронной форме) на право заключения договора на поставку трубы стальной бесшовной горячедеформированной в ассортименте ГОСТ 8732-78, ГОСТ 8731-74 и Документация о закупке (далее – Документация о закупке).
Согласно пп. 9.10.1 Положения и п. 10 Документации о закупке сведения об участнике, подавшем заявку, должны содержать в т.ч. следующие документы:
- банковская карточка (п. 9.10.1.9 Положения и п. 10 Документации о закупке);
- документ, подтверждающий право Участника на использование имущества; с помощью которого выполняется работа, оказывается услуга, реализуется товар (договор купли-продажи, договор лизинга, договор аренды, акты приема-передачи имущества и т.д.); (п. 9.10.1.16 Положения и п. 10 Документации о закупке).
Согласно п. 9.11 Положения о закупках перечень документов, предоставляемых Участником закупки в составе заявки, определяется Заказчиком, исходя из вышеуказанного перечня, в зависимости от предмета проводимой закупки.
Заявка должна содержать все сведения и документы, установленные Заказчиком в Документации о закупке с учётом п. 9.10 Положения.
Несоответствие требованиям к Участникам, установленным Обществом в Документации о закупке, является основанием для отказа в признании Участником (п. 6.3. Положения о закупках).
В соответствии с извещением о проведении закупки, документацией о закупки: дата размещения извещения на Официальном сайте - 04.02.2021; начальная (максимальная) цена договора - 2 661 923,00 руб. с НДС; дата окончания подачи заявок - 17.02.2021; дата и время подведения итогов - 17.02.2021.
Согласно протоколу от 17.02.2021 № 190 на участие в Закупке поданы три заявки: ООО «ПКФ «УТПК», ОАО «Сибирские ресурсы», ООО «ТМГ «ЮУ». Все заявки признаны не соответствующими требованиям закупочной документации. Закупка признана несостоявшейся в связи с чем принято решение об осуществлении закупки у единственного поставщика.
Основанием отклонения всех заявок послужило не представления документа, подтверждающего право Участника на использование имущества; с помощью которого выполняется работа, оказывается услуга, реализуется товар (договор купли-продажи, договор лизинга, договор аренды, акты приема-передачи имущества и т.д.) (п. 10 Документации о закупке), а именно ООО ПКФ «УТПУ», не представлены документы на склад и транспорт, ОАО «Сибирские ресурсы» и ООО «ТМГ «ЮУ» на транспорт. Также основанием отклонения заявки ООО «ТМГ «ЮУ» явилось не предоставление банковской карточки.
Вместе с тем, необходимо отметить, что все вышеуказанные заявки содержали документы на право владения нежилых помещений.
Таким образом, отсутствие в п. 10 Документации о закупке конкретизации о том, на какое именно имущество необходимо предоставить документ о праве владения привело к отклонению всех заявок.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Согласно закупочной документации Заказчиком установлено обязательное требование о представлении в составе заявки участника документ, подтверждающий право Участника на использование имущества; с помощью которого выполняется работа, оказывается услуга, реализуется товар (договор купли-продажи, договор лизинга, договор аренды, акты приема-передачи имущества и т.д.).
Вместе с тем, ООО «СТК» в Документации о закупке не установлен конкретный перечень имущества, на которые участнику закупки необходимо представить документы о праве владения.
Кроме того, учитывая, что Закупка осуществлялась на поставку труб, отклонение за не предоставления документов на право владения транспортных средств и складских помещений не правомерно и ограничивает в праве потенциальных участников, занимающихся реализацией данного товара, заключения договоров на доставку и хранение с иными организациями.
Таким образом, установление неизмеряемых требований в Документации не позволяет участникам закупки сформировать заявку в полном соответствии требованиям Документации о закупке, что противоречит п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и нарушает требования ч. 1 ст. 2, п. 10 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.
Также отсутствие в Документации о закупке расшифровки, что предоставляет собой документ «банковская карточка» приводит к неясности, что и в какой форме необходимо представить потенциальному участнику.
Пояснения ООО «СТК» о том, что ООО «ПКФ «УТПК», ОАО «Сибирские ресурсы» смогли предоставить данный документ в виде карточки с образцами подписи и оттиском печати не может быть принят во внимание, поскольку в этих же пояснениях ООО «СТК» указывает, что могла быть представлена пластиковая карточка. При этом пластиковая карточка не является документом и принадлежит тому лицу, которому выдана.
Из пояснений ООО «СТК» следует, что обществу в качестве документа «банковская карточка» необходимо было предоставить карточку с образцами подписей и оттиска печати общества. Вместе с тем, карточка с образцами подписей и оттиска печати общества оформляется на бланке формы № 0401026 по ОКУД (Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93), установленной Приложением 1 к Инструкции ЦБ РФ №28-И от 14.09.2006.
Учитывая изложенное, с целью исключения двоякого толкования документа под названием «банковская карточка» Заказчику необходимо было в Документации о закупке установить конкретные требования по предоставлению документа по вышеуказанной форме.
П. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно п. 10 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям.
В нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 10 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках заказчиком в Документации о закупке не конкретизирован документ, который необходимо представить участнику понимаемый под «банковской карточкой» (по конкретной форме).
В отсутствие в документации требования об обязательном предоставлении конкретной формы документа «банковская карточка» отклонение заявки ООО «ТМГ «ЮУ» по мотиву непредставления банковской карточки неосновательно, с учетом того, что банковские реквизиты были указаны в заявке.
Учитывая изложенное, действия ООО «СТК», выразившиеся в установлении в Документации о закупке избыточных требований к предоставлению документов, не относящихся к предмету закупки, а именно документов о праве владения транспортными средствами и складскими помещениями, а также не раскрытия в Документации о закупке понятия «банковская карточка» нарушают ч.1 ст. 2, п. 2, п. 4 ч. 1 ст. 3, п. 10 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.
Решая вопрос о выдачи ООО «СТК» предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения запроса предложений, в соответствии с полномочиями, предусмотренными п. 31 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия считает необходимым в целях устранения нарушения порядка организации и проведения торгов выдать ООО «СТК» предписание об аннулировании закупки внесении изменений в Документацию о закупке и внесении изменений в извещение о продлении сроков подачи заявок на участие в запросе предложения в соответствии с требованиями ч. 23 ст. 3.2 Закона о закупках.
По сведениям ООО «СТК» договор поставки на поставку трубы стальной бесшовной горячедеформированной в ассортименте ГОСТ 8732-78, ГОСТ 8731-74 не заключен.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 18.1 и 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Кемеровского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО «ТрансМеталлГрупп «Южный Урал» на действия ООО «Сибирская тепловая компания» при осуществлении закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку трубы стальной бесшовной горячедеформированной в ассортименте ГОСТ 8732-78, ГОСТ 8731-74, извещение о проведении которого было опубликовано 04.02.2021 (Извещение №32109957971) обоснованной.
- Признать ООО «Сибирская тепловая компания» нарушившим ч.1 ст. 2, п. 2, п. 4 ч.1 ст. 3, п. 10 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
3. В соответствии с п. 31 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдать ООО «Сибирская тепловая компания» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение выявленных нарушений порядка организации и проведения торгов, путем аннулирования Закупки.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии: <…>
Примечание. В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и предписание Комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.