Предупреждение №11/4258 об отмене акта, который содержит признаки нарушения антимоно... от 22 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 1

об отмене акта, который содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства

«22» мая 2020 г.                      г. Кемерово

 

По результатам рассмотрения заявления ООО «ТеплоЭнергоСбыт» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области установлено следующее:

30.05.2019 Постановлением Администрации Топкинского муниципального района №422-п актуализирована схема теплоснабжения Топкинского муниципального района на 2020 год с перспективой до 2030 года и корректировки её на 2019 год.

Постановлением судьи Топкинского городского суда Кемеровской области от 14.08.2019 ООО «ТеплоЭнергоСбыт» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьёй 9.11 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного приостановления деятельности – запрете эксплуатации участков тепловой сети от улицы Революции (УТ 10-4) до улицы Луночарского (УТ 10-3), от улицы Революции (УТ 1-4) до улицы Революции, 5 - профилакторий «Кристалл», улица Топкинская (УТ -31/1) до улицы Топкинской, 40, на срок десять суток.

Учитывая вышеизложенное 16.08.2019 глава Топкинского муниципального района обратился к СНД Топкинского района с просьбой о созыве внеочередной сессии Совета народных депутатов для рассмотрения вопроса о согласовании переподключения жилых домов по вышеуказанным улицам к котельной №8 в связи с повторным отключением горячей воды у жителей города Топки.

21.08.2019 СНД Топкинского района принято решение № 217 «О перераспределении тепловой нагрузки», в соответствии с которым Администрации Топкинского муниципального района указано на необходимость согласовать перераспределение тепловой нагрузки в центральной части города от котельной №10 (ООО «ТеплоЭнергоСбыт») к сетям котельной №8 (МКП «Тепло»), а также  МКП «Тепло» провести ревизионные мероприятия на тепловой сети котельной №8 до жилых домов, расположенных по адресам: город Топки, улица Луначарского, 4 и Лермонтова, 2а и обеспечить подачу теплоносителя на данные адреса.

23.10.2019 администрацией Топкинского муниципального района вынесено постановление №825-п, в соответствии которым внесены изменения в схему теплоснабжения Топкинского муниципального района на 2020 год с перспективой до 2030 года и корректировки её на 2019 год.

Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – ФЗ № 190-ФЗ) установлено, что распределение тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в системе теплоснабжения между источниками тепловой энергии, поставляющими тепловую энергию в данной системе теплоснабжения, осуществляется уполномоченным органом путем внесения ежегодно изменений в схему теплоснабжения.

Система теплоснабжения представляет собой совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями. Для того чтобы возможности источника тепловой энергии соответствовали потребностям и тепловой нагрузке (количество тепловой энергии, которое может быть принято потребителем тепловой энергии за единицу времени) потребителей и технологический процесс происходил без сбоев, разрабатываются схемы теплоснабжения. Схема теплоснабжения - это документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения.

Полномочиями по утверждению и актуализации схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек наделены органы местного самоуправления (пункт 6 части 1 статьи 6, часть 3 статьи 23 ФЗ № 190-ФЗ).

В соответствии с частью 7 статьи 23 ФЗ № 190-ФЗ требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Порядок разработки схем теплоснабжения в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, должен обеспечивать открытость процедуры их разработки и утверждения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» настоящий документ устанавливает требования к составу схем теплоснабжения (актуализированных схем теплоснабжения) поселений, городских округов, городов федерального значения (далее - схемы теплоснабжения), разрабатываемых в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, обеспечения надёжного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, а также экономического стимулирования развития систем теплоснабжения и внедрения энергосберегающих технологий, с учётом особенностей правового регулирования, установленных Федеральным законом «О теплоснабжении» для ценовых зон теплоснабжения.

Согласно пункту 3 Порядка разработки, утверждения и актуализации схем теплоснабжения, являющихся частью указанных требований, схема теплоснабжения (актуализированная схема теплоснабжения) утверждается:

а) главой местной администрации городского поселения, главой местной администрации городского округа - в отношении городских поселений, городских округов с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек;

б) главой местной администрации муниципального района - в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района.

Пунктом 1.1. статьи 41 Устава Топкинского муниципального района, принятого решением Совета народных депутатов Топкинского муниципального района от 08.07.2016 № 364 (действовавшего  на момент вынесения постановления) (далее – Устав), установлено, что к компетенции администрации Топкинского муниципального района на территории сельских поселений, входящих в состав Топкинского муниципального района, относится осуществление полномочий по организации теплоснабжения, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

В соответствии с решением СНД Топкинского муниципального района от 22.01.2019 № 147 «О принятии к исполнению части полномочий по вопросам местного самоуправления» администрацией Топкинского муниципального района приняты к исполнению часть полномочий Топкинского городского поселения, в том числе связанные с организацией тепло-, водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, перераспределение распределение тепловой нагрузки между источниками теплоснабжения возможно на основании схемы теплоснабжения, утверждаемой главой администрации Топкинского муниципального района.

Согласно представленным пояснениям администрации Топкинского муниципального округа 23.10.2019 администрацией вынесено постановление №825-п, в соответствии которым были внесены изменения в схему теплоснабжения Топкинского городского поселения для исключения срыва отопительного сезона, по причине неосуществления ООО «ТеплоЭнергоСбыт» плановых ремонтных работ на тепловых сетях. Произошло распределение тепловой нагрузки в центральной части города от котельной №10 (ООО «ТеплоЭнергоСбыт») к сетям котельной №8 (МКП «Тепло») в отношении жилых домов, расположенных по адресам: город Топки, улица Луначарского, 4 и Лермонтова, 2а.

Пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» (далее – Постановление № 154) схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации.

Обеспечение открытости процедуры разработки и утверждения проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) осуществляется органами местного самоуправления, органами исполнительной власти городов федерального значения путем сбора замечаний и предложений к соответствующему проекту, а также организации публичных слушаний (пункт 20 Постановления № 154).

Схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации в отношении разделов и сведений, указанных в требованиях к схемам теплоснабжения.

В соответствии с подпунктом а) пункта 38 Постановления № 154 не позднее 1 июля года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения, за исключением случая актуализации схемы теплоснабжения в переходный период в ценовых зонах теплоснабжения, в установленном порядке: глава местной администрации городского поселения, глава местной администрации городского округа с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек, глава местной администрации муниципального района  утверждает актуализированную схему теплоснабжения.

Кроме того, как было указано ранее в силу ФЗ № 190-ФЗ распределение тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в системе теплоснабжения между источниками тепловой энергии, поставляющими тепловую энергию в данной системе теплоснабжения, осуществляется органом, уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, путем внесения ежегодно изменений в схему теплоснабжения.

Учитывая изложенное, администрация Топкинского муниципального района имела возможность внести изменения схему теплоснабжения Топкинского городского поселения (в рассматриваемой ситуации в части перераспределения тепловой нагрузки между источниками в период отопительного сезона) только с соблюдением приведенных порядка и сроков, установленных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012                 № 154, а также ФЗ № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а иной порядок законодательством не установлен.

Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 27.07.2010   № 190-ФЗ «О теплоснабжении» для распределения тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии все теплоснабжающие организации, владеющие источниками тепловой энергии в данной системе теплоснабжения, обязаны представить в орган, уполномоченный в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, заявку, содержащую сведения: о количестве тепловой энергии, которую теплоснабжающая организация обязуется поставлять потребителям и теплоснабжающим организациям в данной системе теплоснабжения; об объеме мощности источников тепловой энергии, которую теплоснабжающая организация обязуется поддерживать; и т.д.

Согласно статье 3 ФЗ № 135-ФЗ данный Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции.

Статья 4 ФЗ № 135-ФЗ определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Таким образом, по смыслу ФЗ № 135-ФЗ ООО «ТеплоЭнергоСбыт» и МКП «Тепло» являются конкурентами.

Согласно части 1 статьи 15 ФЗ № 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

По смыслу статьи 15 ФЗ № 135-ФЗ нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, и распространяется прежде всего на их акты и действия в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов. Орган местного самоуправления не вправе принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке.

В рассматриваемой ситуации при вынесении 23.10.2019 постановления № 825-п «О внесении изменений в постановление администрации Топкинского муниципального района от 30.05.2019 № 422-п «Об актуализации схемы теплоснабжения Топкинского муниципального района на 2020 год с перспективой до 2030 года и корректировки ее на 2019 год» администрацией Топкинского муниципального района были решены вопросы перераспределения тепловой нагрузки, изложены в новой (актуализированной) редакции схемы теплоснабжения ряда муниципальных образований, поставлены в зависимость перспективы деятельности на территории Топкинского городского поселения участника рынка теплоснабжения ООО «ТеплоЭнергоСбыт», в том числе возможность заключения данным хозяйствующим субъектом договоров с потребителями, определение объема поставляемого ресурса, реализация инвестиционных программ, необходимость вывода оборудования, сетей из эксплуатации и т.п.

Фактически принятие таких решений вопреки интересам определенной ресурсоснабжающей организации в пользу иной организации способно сделать ее деятельность невозможной.

Учитывая изложенное, Кемеровское УФАС России приходит к выводу, что в силу порядка и сроков, установленных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012  № 154, а также ФЗ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» администрация Топкинского муниципального района не имела возможности актуализировать схему теплоснабжения Топкинского муниципального района, Топкинского городского поселения, иной порядок перераспределения тепловой нагрузки между источниками теплоснабжения законодательством Российской Федерации не установлен, в связи с чем действия администрации Топкинского муниципального района (в настоящее время муниципального округа) по факту вынесения 23.10.2019 постановления № 825-п «О внесении изменений в постановление администрации Топкинского муниципального района от 30.05.2019 № 422-п «Об актуализации схемы теплоснабжения Топкинского муниципального района на 2020 год с перспективой до 2030 года и корректировки ее на 2019 год» подлежат квалификации как вступающие в противоречие с требованиями части 1 статьи 15 ФЗ № 135-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 ФЗ № 135-ФЗ принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области предупреждает о необходимости совершения администрацией Топкинского муниципального округа (правопреемником администрации Топкинского муниципального района) действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: необходимо в срок до 30 июня 2020 г. отменить постановление от 23.10.2019 № 825-п «О внесении изменений в постановление администрации Топкинского муниципального района от 30.05.2019 № 422-п «Об актуализации схемы теплоснабжения Топкинского муниципального района на 2020 год с перспективой до 2030 года и корректировки ее на 2019 год».

О выполнении предупреждения сообщить в Кемеровское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

Врио руководителя управления                                  <…>

Связанные организации

АДМИНИСТРАЦИЯ ТОПКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
ИНН 4229005447, ОГРН 1024201979537