Решение №05/4930 по жалобе от 20 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе № 042/07/3-776/2021

«19» мая 2021 г.                                              г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков, утверждении порядка рассмотрения жалоб (далее – Комиссия) в составе:

при рассмотрении жалобы с использованием систем видеоконференцсвязи, при участии:

- <…>– представителя ФГБОУ ВО КемГМУ (доверенность от 11.05.2021 № 17);

- <…> - представителя ФГБОУ ВО КемГМУ (доверенность от 11.05.2021 № 16),

рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «Арт-Инвест» и материалы жалобы  № 042/07/3-776/2021,

У С Т А Н О В И Л А:

Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба                                        ООО «Арт-Инвест» на действия заказчика  Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный медицинский университет» (далее – Заказчик, ФГБОУ ВО КемГМУ) при организации и проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту фасадов здания медицинской академии, извещение опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru под № 32110215466 (далее – Закупка).

По мнению Заявителя, в Документации установлены завышенные требования в части наличия у Участника аукциона членства СРО, однако членство СРО индивидуальным предпринимателям, учреждениям, юридическим лицам в перечисленных случаях в ч. 2.1, 2.2 ст. 52 ГК РФ не требуется.

Также заказчик предъявляет завышенные требования к материалу.

При организации и проведении данного аукциона Заказчик нарушил принцип равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Уведомлением Кемеровского УФАС России от 12.05.2021 № 05/4553 рассмотрение жалобы № 042/07/3-776/2021 с использованием систем видеоконференцсвязи было назначено на 19.05.2021 г. на 14 часов 30 минут. Данное уведомление на основании части 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» направлено на адреса электронной почты лиц, участвующих в рассмотрении жалобы.

17.05.2021 в адрес Кемеровского УФАС России поступили возражения ФГБОУ ВО КемГМУ (исх. № 854).

В связи с тем, что Заявитель надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, Комиссия решила рассмотреть данную жалобу в отсутствие представителей Заявителя.

19.05.2021 представитель Заказчика на заседание Комиссии пояснили, что с доводами жалобы не согласны. Подробно доводы на жалобу изложены в письменном отзыве (вх. 2214 от 17.05.2021).

Изучив имеющиеся материалы жалобы № 042/07/3-776/2021, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

При проведении закупочной деятельности Заказчик руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – Положение), которое разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее -  Закон о закупках).

21.04.2021 (в текущей редакции 30.04.2021) федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Кемеровский государственный медицинский университет» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена информация о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту фасадов здания медицинской академии, включающая извещение, Документацию, проект договора.

29.04.2021 утверждена Документация об открытом аукционе в электронной форме (аукцион в электронной форме) на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту фасадов здания медицинской академии (редакция от 30.04.2021 года) (далее – Документация).

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.

Исключением из указанного выше требования являются случаи, указанные в части 2.1, 2.2 статьи 52 ГрК РФ.

Согласно ч. 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Согласно ч. 2.2 статьи 52 ГрК РФ не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства:

1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;

4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц;

5) лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, указанных в пунктах 1 - 3 части 17 статьи 51 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 5.1.1 Документации Заказчиком установлены следующее требования к участникам закупки:

Наличие у Участника Аукциона членства саморегулируемой организации (далее – СРО), основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства). Членство в СРО не требуется индивидуальным предпринимателям, предприятиям, учреждениям, юридическим лицам в случаях, перечисленных в части 2.1, части 2.2 статьи 52. Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Участник Аукциона – член СРО, должен быть зарегистрирован в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована СРО, членом которой он является, за исключением случаев, указанных в пункте 1), пункте 2) части 3 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004  № 190-ФЗ.

То есть вышеуказанные требования установлены в полном соответствии с требованиям ГрК РФ.

Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 55.16 ГрК РФ СРО в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 ГрК РФ

Саморегулируемая организация в случаях, установленных ГрК РФ, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 ГрК РФ. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов в случаях, предусмотренных статьей 60.1 ГрК РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 55.16 ГрК РФ не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации, а также освобождение члена саморегулируемой организации, подавшего заявление о намерении принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда. Не допускается уплата взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации в рассрочку или иным способом, исключающим единовременную уплату указанного взноса (взносов), а также уплата взноса (взносов) третьими лицами, не являющимися членами такой саморегулируемой организации, за исключением случая, предусмотренного частью 16 статьи 55.16 ГрК РФ.

В соответствии с пункте 5.1.1 Документации установлено следующее требование к участникам закупки:

СРО, в которой состоит Участник Аукциона, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Совокупный размер обязательств Участника Аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов заключения договоров, не должен превышать предельный размер обязательств, исходя из которого, таким Участником был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (уровень ответственности Участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств).

Уровень ответственности Участника Аукциона в соответствующем компенсационном фонде не может быть меньше, чем его предложение о цене договора.

То есть требование Заказчика установлено в полном соответствии с ГрК РФ, соответственно, довод Заявителя о там, что Заказчик предъявляет завышенные требования к участникам аукциона, Комиссия Кемеровского УФАС России считает необоснованным.

 

  Довод Заявителя о там, что Заказчик предъявляет завышенные требования к материалу, которые подрядчик должен использовать при выполнении работ, Комиссия Кемеровского УФАС России считает необоснованным на основании следующего:

 В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках и подпунктом 1 пункта 1.8.2. Положения о закупках, в Документации о закупке обязательно указываются в том числе:

- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные Заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика;

- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

- требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, их количественных и качественных характеристик.

Закон о закупках и Положение о закупках не содержит запрета на установление заказчиком требований к конкретным значениям показателей товаров, которые используется для выполнения работ, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе.

В соответствии с требованиями пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о Закупках и условиями, изложенными в Документации все указания в Техническом задании и приложениях к нему на марки, товарные знаки или фирменные наименования читаются со словами «или эквивалент». Аналогичные условия содержатся в проектной документации 115-2021/1-АР.

В Документации также отсутствует требование о наличии материалов у участника закупки на момент подачи заявки.

С целью установления параметров эквивалентности товаров, используемых при выполнении работ, в соответствии с письмом Минфина России от 06.11.2020  № 24-02-06/96872, а также с целью своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в работах с необходимыми показателями качества и надежности, Заказчиком была разработана и размещена в составе аукционной документации Форма № 2 – Техническое предложение.

Форма № 2 содержит Таблицу 1 в которой изложены требования к конкретным значениям показателей материалов, планируемых к использованию при выполнении работ.

Таблица № 1 содержит требования к характеристикам 7 (семи) основных материалов. Общее количество показателей – 32, из них показателей, которые не могут изменяться – 20.

Для формирования Технического предложения, участнику необходимо указать конкретные значения 12 (двенадцати) показателей, что не может являться задачей, требующей от участника значительных временных, трудовых каких-либо иных ресурсов.

Форма № 2 также содержит подробную инструкцию по ее заполнению, в которой детально описан порядок заполнения технического предложения, в том числе комментарии Заказчика в отношении значения каждого показателя.

Кроме того, форма Таблицы 1 Технического предложения составлена таким образом, что участнику для ее заполнения нет необходимости копировать текст, содержащийся в иных документах, содержащихся в Документации.

Заявитель в своей Жалобе не указывает какие именно завышенные требования к материалам, по его мнению, установил Заказчик, не приводит доводов, документов и сведений, которые могут позволить прийти к таким выводам.

Комиссия Кемеровского УФАС России приходи к выводу, что Документация сформирована Заказчиком с целью своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика, в соответствии с требованиями Закона о закупках и Положения о закупках, не содержит избыточных и/или неправомерных требований к участникам закупки и/или к составу заявки на участие в закупке и не нарушает  ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «Арт-Инвест» на действия Заказчика Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный медицинский университет» (извещение  № 32110215466) необоснованной.

Примечание. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ" МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНН 4206007720, ОГРН 1024200713514