Решение №05/8466 по жалобе от 12 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе № 042/07/3-1562/2020

«08» октября  2020 г.                                            г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков, утверждении порядка рассмотрения жалоб (далее – Комиссия) в составе:

Заместителя председателя комиссии:

 

Членов комиссии

при ведении  аудиозаписи заседания Комиссии,

при участии:

- <…> - представителя ГАУЗ «Кузбасская клиническая больница имени С.В. Беляева» (доверенность № <…>  от  <…>),

рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Медико-Производственная Компания «Елец» и материалы жалобы  № 042/07/3-1562/2020,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

25.09.2020 г. Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба (вх. № 6607 э) Общества с ограниченной ответственностью «Медико-Производственная Компания «Елец» (далее – ООО «МПК «Елец», Заявитель) на действия заказчика – Государственного автономного учреждения здравоохранения «Кузбасская  клиническая больница имени С.В. Беляева» (далее – ГАУЗ «ККБ», Заказчик) при  организации и проведении запроса котировок в электронной форме на поставку изделий медицинского назначения. Извещение опубликовано на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) и электронной площадке ots-tender.ru (далее – ООО «ОТС-Тендер») http://otc.ru  17.09.2020 г. под № 32009501634 (далее – Закупка).

По мнению Заявителя, закупочная документация не соответствует требованиям действующего законодательства РФ, а именно, в разделе Извещения в части описания объекта закупки по позициям 8-14 «Требования к техническим характеристикам товара, работы, услуги» Заказчик неправомерно установил требование, что шприцы должны иметь индивидуальную потребительскую упаковку типа полибэг, что влечет необоснованное ограничения количества участников закупки.   

Уведомлением Кемеровского УФАС России от 29.09.2020 г. № 05/7997 рассмотрение жалобы № 042/07/3-1562/2020 было назначено на 06.10.2020 года в 14 часов 00 минут дистанционно с использованием системы видеоконференцсвязи. Данное уведомление было направлено посредством  электронной почты в адреса: ГАУЗ «ККБ», ООО «МПК «Елец» и ООО «ОТС-Тендер».

02.10.2020 г. в адрес Кемеровского УФАС России от заказчика - ГАУЗ  «ККБ» поступили возражения на жалобу ООО «МПК «Елец» с приложенными материалами, касающимися спорных вопросов по данному запросу котировок.

На заседание Комиссии по рассмотрению жалобы № 042/07/3-1562/2020 06.10.2020 г. представитель заявителя не явился. Ходатайств о рассмотрении данной жалобы с использованием системы видеоконференцсвязи или в отсутствие представителя заявителя в адрес Кемеровского УФАС России не поступало.

Поскольку уведомление о принятии жалобы к рассмотрению было направлено по адресу электронной почты заявителя, указанному в тексте жалобы, Комиссия считает возможным рассмотреть жалобу № 042/07/3-1562/2020 в отсутствие представителя заявителя.

На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы № 042/07/3-1562/2020      06.10.2020 г. представитель Заказчика поддержал доводы, ранее изложенные в  возражениях на жалобу ООО «МПК «Елец» и отметил своё несогласие с доводами данной жалобы. Представитель заказчика на заседании Комиссии указал, что упаковка шприцов однократного применения типа блистер является менее износостойкой, нежели упаковка шприцов типа полибэг и у неё чаще нарушается целостность в процессе перемещения по больнице. Данный факт установлен сотрудниками больницы в ходе практического использования упаковок шприцов  типа блистер.

По результатам заседания Комиссии 06.10.2020 г. по рассмотрению жалобы № 042/07/3-1562/2020 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы             ООО «МПК «Елец»  было принято решение: продлить срок принятия решения по данной жалобе до 15.10.2020 г. включительно.  Объявить перерыв в заседании Комиссии по рассматриваемой жалобе № 042/07/3-1562/2020  и назначить очередное заседание Комиссии на 08.10.2020 г. в 16 часов 30 минут, в целях получения дополнительной информации.

Об объявлении перерыва в заседании и назначении очередного заседания Комиссии дистанционным путем с использованием системы видеоконференцсвязи, представители Заказчика, Заявителя и ЭТП ООО «РТС-Тендер» были уведомлены посредством направления на адреса их электронной почты, уведомления Кемеровского УФАС России от 06.10.2020 г. № 05/8272 о продлении срока рассмотрения жалобы.

В адрес Кемеровского УФАС России 08.06.2020 г. от ГАУЗ  «ККБ» поступили дополнения к возражению на жалобу ООО «МПК «Елец» с приложением подтверждающих документов, касающиеся спорных вопросов по данной закупке  (вх. № 4662).

На заседание Комиссии по рассмотрению жалобы № 042/07/3-1562/2020 08.10.2020 г. представитель заявителя не явился. Ходатайств в адрес Кемеровского УФАС России о рассмотрении данной жалобы в отсутствие представителя заявителя или с использованием системы видеоконференцсвязи не поступало.

Поскольку уведомление о продлении срока рассмотрения жалобы было направлено по адресу электронной почты заявителя, указанному в тексте жалобы, то Комиссия считает возможным рассмотреть жалобу № 042/07/3-1562/2020 в отсутствие представителя заявителя.

В заседании Комиссии 08.10.2020 г. по рассмотрению жалобы № 042/07/3-1562/2020 представитель Заказчика указал, что, по мнению персонала медицинского учреждения тип упаковки шприцов – полибэг является предпочтительным по отношению к типу упаковки шприцов блистер в силу своей износостойкости. В регистрационных удостоверениях на медицинские изделия тип упаковки не указывается. Ценовая категория упаковки типа полибэг дороже, чем упаковки блистер.

Кроме того, представитель Заказчика отметил, что упаковка не является технической характеристикой товара, а относится к его потребительским свойствам.

По состоянию на 08.10.2020 г. договор на поставку изделий медицинского назначения между ГАУЗ «ККБ» и победителем закупки не заключен.

Подробно доводы Заказчика закупки изложены в возражениях на жалобу ООО «МПК «Елец» (вх. №  4553  от  02.10.2020).

Изучив имеющиеся материалы жалобы № 042/07/3-1562/2020 Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

Проведение запроса котировок в электронной форме на поставку изделий медицинского назначения, назначено в соответствии с планом закупки товаров, работ, услуг заказчика на 2020 год, утвержденным главным врачом ГАУЗ КО «КОКБ» и размещенным на Официальном сайте под № 1473, что подтверждается скриншотом с данного сайта.

Приказом главного врача ГАУЗ КО «КОКБ» от 07.05.2019 г. № 149/0 «Об утверждении нового состава комиссии по осуществлению закупок для нужд ГАУЗ КО «КОКБ» создана единая закупочная комиссия для осуществления закупочной деятельности по размещению заказов и проведению процедур закупок для нужд вышеуказанного хозяйствующего субъекта (далее – Закупочная комиссия), с изменениями приказ от 09.07.2020 г. № 433/0.

При проведении закупочной деятельности Заказчик руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГАУЗ КО «КОКБ», утвержденным Наблюдательным советом ГАУЗ КО «КОКБ», протокол от 08.11.2018 г. № б/н  (далее – Положение о закупках), которое разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Порядок и условия осуществления процедуры закупки продукции   посредством запроса котировок в электронной форме регулируются  разделом 5 Положения о закупках.

В соответствии с пунктом 4 подраздела 1 раздела 5 Положения о закупках при проведении запроса котировок в электронной форме Заказчик не составляет Документацию о закупке.

Согласно пункту 5 подраздела 1 раздела 5 Положения о закупках Заказчик размещает в ЕИС  извещение о проведении запроса котировок в электронной форме (далее – Извещение). 

17.09.2020 г. заказчиком - ГАУЗ «ККБ» на Официальном сайте было размещено извещение № 2351-09-20-ЗКЭФ (32009501634) о проведении закупки способом запроса котировок в электронной форме на поставку изделий медицинского назначения.  

В соответствии с Извещением, опубликованным на Официальном сайте:

- дата начала срока подачи заявок на участие в закупке: 17.09.2020 г.;

- дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке:  25.09.2020   05:00 (время московское);

- дата и время рассмотрения предложений участников закупки: 25.09.2020 10:00 (время московское);

- дата подведения итогов закупки: 25.09.2020 10:00 (время московское).

Согласно извещению начальная (максимальная) цена договора составляла  6 814 627,80 руб., включая НДС.  

В соответствии с протоколом от 25.09.2020 № 2351-09-20-ЗКЭФ (32009501634) рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку изделий медицинского назначения для нужд ГАУЗ «ККБ» (итоговый протокол), на момент окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок (25.09.2020 г. 05:00 время Московское) была подана 1 (одна) заявка, а именно: заявка № 1586878 ООО «КРИОЛ».

Как следует из вышеуказанного протокола, закупочная комиссия приняла решение о заключении договора с ООО «КРИОЛ» с ценой договора 6 713 245,00 руб., включая НДС.

 По состоянию на 08.10.2020 г. договор на поставку изделий медицинского назначений между ГАУЗ «ККБ» и победителем запроса котировок ООО «КРИОЛ»    не заключен.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках  в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе:  требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об охране здоровья граждан) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

В части 4 статьи 38 Закона об охране здоровья граждан определено, что на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти,

В соответствии с частью 8 Закона об охране здоровья граждан в целях государственной регистрации медицинских изделий в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, проводятся оценка соответствия в форме технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний и экспертиза качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, а также испытания в целях утверждения типа средств измерений (в отношении медицинских изделий, относящихся к средствам измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, перечень которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).

Пунктом 3 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 г. № 1416 (далее – Правила регистрации медицинских изделий) установлено, что Государственная регистрация медицинских изделий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (далее - регистрирующий орган).

В силу пункта 4 Правил регистрации медицинских изделий "безопасность медицинского изделия" - отсутствие недопустимого риска причинения вреда жизни, здоровью человека и окружающей среде при использовании медицинского изделия по назначению в условиях, предусмотренных производителем (изготовителем). "Эффективность медицинского изделия" - совокупность свойств и характеристик медицинского изделия, обеспечивающих достижение целей предназначения, установленных производителем (изготовителем) и подтвержденного практикой клинического применения.

Согласно пункту 6 Правил регистрации медицинских изделий документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом.

Качество, эффективность, безопасность медицинского изделия, в том числе шприцов инъекционных однократного применения, определяются и доказываются в процессе регистрации медицинского изделия.  Следовательно, сам факт наличия государственной регистрации медицинского изделия означает его соответствие всем требованиям качества, эффективности и безопасности данного медицинского изделия.

Следует отметить, что в настоящее время на территории Российской Федерации зарегистрировано более 500 медицинских шприцев в различных упаковках, включая упаковки типов полибэг и блистер.

Все медицинские шприцы, зарегистрированные на территории Российской Федерации, являются качественными, эффективными и безопасными вне зависимости от типа их упаковки.

Комиссией выявлено, что действующее законодательство допускает упаковку шприцов инъекционных однократного применения различных типов в том числе, упаковки полибэг и блистер.

Следует отметить, что взаимозаменяемые медицинские шприцы в упаковке "полибэг" и медицинские шприцы в упаковке "блистер" (либо иной упаковке, обеспечивающей качество, эффективность и безопасность непосредственно медицинского изделия) относятся к одному товарному рынку.

Таким образом, указание государственными и муниципальными заказчиками на необходимость поставки медицинских шприцев в строго определенной упаковке без возможности поставки медицинских шприцев в эквивалентной упаковке может иметь признаки ограничения конкуренции и приводить к сокращению количества участников закупки.

Вышеуказанный вывод согласуется с правовой позицией указанной в письме ФАС России от 13.04.2017 №  ИА/24716/17.

В подпунктах (позициях) 8-14 пункта 8 Извещения «Описание объекта закупки» среди  требований к техническим характеристикам товара, работы, услуги указано требование к упаковке шприцов инъекционных однократного применения, а именно: «Индивидуальная потребительская упаковка – полибэг должна обеспечивать сохранность стерильности и легкость вскрытия без образования "бахромы", отражает полную информацию о продукте: № партии, дату окончания срока годности, данные о производителе. Стерилизация газовая – оксидом этилена».

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В процессе рассмотрения жалобы № 042/07/3-1562/2020 Заказчиком в подтверждение своего выбора в пользу упаковок шприцов инъекционных типа полибэг и установления в подпунктах (позициях) 8-14 пункта 8 Извещения требования к техническим характеристикам товара в виде индивидуальной потребительской упаковки – полибэг были представлены:

- регистрационные удостоверения от 28.01.2009 № ФСЗ 2009/03552 и от 05.09.2011 № ФСЗ 2011/09587 на медицинские изделия (шприцы одноразовые стерильные);

- декларации от 06.11.2018 г. и от 13.01.2020 г. о соответствии  шприцов одноразовых стерильных требованиям ГОСТ;

- коммерческие предложения ООО «Медцентр» и ООО «КРИОЛ» от 01.09.2020 г., ООО «БИОЛАЙФ» от 02.09.2020 г.;

- заявки на 2-ое полугодие 2020 года  с перечнем товаров медицинского назначения;

- служебная записка от 30.06.2020 г.

В результате анализа вышеперечисленных материалов и сведений Комиссия выявила, что регистрационные удостоверения, декларации о соответствии товара, коммерческие предложения не содержат какой - либо информации об упаковке товара и её типе. 

Заявки на 2-ое полугодие 2020 года не могут быть приняты в качестве подтверждающих документов, т.к. в них отсутствуют идентифицирующие признаки, а именно: наименования документа, соответствующие реквизиты     заявок, даты и номера регистрации, адресаты заявок, Ф.И.О., должности, даты написания и т.п., т.е. заявки не могут быть приняты во внимание Комиссией как документы подтверждающие позицию Заказчика.

Следовательно, вышеуказанные материалы и сведения не подтверждают выбор Заказчиком типа индивидуальной потребительской упаковки шприцов инъекционных – полибэг в разделе описания объекта закупки в подпунктах (позициях) 8-14 «Требования к техническим характеристикам товара, работы, услуги» в рамках проведения запроса котировок в электронной форме на поставку изделий медицинского назначения № 2351-09-20-ЗКЭФ.

На основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу, что Заказчик в  подпунктах (позициях) 8-14 пункта 8 Извещения «Описание объекта закупки» среди требований к техническим характеристикам товара, работы, услуги неправомерно установил требование к упаковке шприцов инъекционных однократного применения в виде индивидуальной потребительской упаковки – полибэг, что может привести к ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки и противоречит  требованиям пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, довод заявителя о противоречии закупочной документации Заказчика действующему законодательству, в части установления в Извещении по позициям 8-14 при описании объекта закупки требования в виде индивидуальной потребительской упаковки шприцов типа полибэг, является обоснованным.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьей 18.1   Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О  защите конкуренции»,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «МПК «Елец» на действия заказчика ГАУЗ  «ККБ» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме № 2351-09-20-ЗКЭФ на право заключения договора на поставку изделий медицинского назначения (извещение   № 32009501634),  обоснованной.

2. Признать Заказчика нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать предписание заказчику ГАУЗ «ККБ» об аннулировании запроса котировок в электронной форме № 2351-09-20-ЗКЭФ на право заключения договора на поставку изделий медицинского назначения (32009501634).

4. Передать должностному лицу материалы жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении  Заказчика - ГАУЗ «ККБ».

 

Заместитель председатель  комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

                                 

 

 

 

 

 

Примечание. В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "МЕДИКО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ "ЕЛЕЦ"
ИНН 4821016488, ОГРН 1054800150525
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "КУЗБАССКАЯ ОБЛАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА ИМЕНИ С.В. БЕЛЯЕВА"
ИНН 4200000502, ОГРН 1024200678941