Решение №08/2844 по жалобе от 31 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«31» марта 2021 года

Резолютивная часть решения оглашена «26» марта 2021г.

Решение изготовлено в полном объеме «31» марта 2021г.                         г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя комиссии:

 

заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии:    

 

начальника отдела контроля в сфере закупок;

 

 

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок;

 

 

    При участии посредством ВКС:

- <…>, <…> – представителей ИП <…> (по доверенностям); 

- <…> – представителя ГКУ «Центр занятости населения города Кемерово» (по доверенности);

рассмотрев  дело № 042/06/33-438/2020, возбужденное по признакам нарушения заказчиком – ГКУ Центр занятости населения г. Кемерово требований ФЗ № 44-ФЗ при проведении открытого конкурса № 0139200000121000676 на «Оказание образовательных услуг по профессиональному обучению граждан профессии «Специалист по маникюру», на основании  Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

22.03.2021г.  в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ИП <…> (вх. 1803э от 22.03.2021) на действия заказчика – ГКУ Центр занятости населения г. Кемерово при проведении открытого конкурса № 0139200000121000676 на «Оказание образовательных услуг по профессиональному обучению граждан профессии «Специалист по маникюру».

По мнению заявителя,  конкурсная документация противоречит требованиям закона о контрактной системе.

В процессе рассмотрения жалобы, при проведении внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

16.02.2021г. в единой информационной системе в сфере закупок уполномоченным органом – Департаментом контрактной системы Кузбасса были размещены извещение о проведении открытого конкурса  № 0139200000121000676 на «Оказание образовательных услуг по профессиональному обучению граждан профессии «Специалист по маникюру» и конкурсная документация.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 54.4 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно:

документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);

В пункте 22 Информационной карты конкурсной документации заказчиком установлено следующее:

22

Перечень документов, которые должны быть представлены участниками в соответствии со статьей 14, пунктом 1 части 1 статьи 31, пунктом 2 части 6 статьи 54.4 закона № 44-ФЗ:

- !Копия лицензии на осуществление образовательной деятельности по виду образования: профессиональное обучение,

Пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011  № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

В соответствии с частью 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

В соответствии с ч. 2 ст. 91 Закона об образовании соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

В соответствии с частью 3 статьи 32 Федерального закона от 29.12.2012г. «273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. Физические лица, которые в соответствии с трудовым законодательством не допускаются к педагогической деятельности или отстраняются от работы, не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с частью 1 статьи 32 ФЗ № 273-ФЗ индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников.

В части 5 статьи 32 ФЗ № 273-ФЗ указано, что при осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности с привлечением педагогических работников им также предоставляется информация о лицензии на осуществление образовательной деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 91 ФЗ № 273-ФЗ соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу, что образовательная деятельность индивидуальных предпринимателей, осуществляемая ими без привлечения педагогических работников, не лицензируется.

Из пояснений заказчика следует, что требование о наличие копии лицензии на осуществление образовательной деятельности в составе заявки требовалось у участников закупки, которые имеют возможность получить и предоставить данную лицензию.

Таким образом, заказчиком в конкурсной документации установлено общее требование, так как образовательная деятельность, как вид деятельности, подлежит обязательному лицензированию. Однако данная формулировка не препятствует индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность без привлечения педагогических работников, принимать участие в закупке, так как отсутствие лицензии при соблюдении условий, предусмотренных ФЗ №44-ФЗ,  не является основанием для отклонения заявки. 

Таким образом, в действиях заказчика по факту установления требований о наличии в составе заявки лицензии на осуществление образовательной деятельности по виду образования: профессиональное обучение,  отсутствует нарушение ФЗ №44-ФЗ.

Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что ИП <…> не направлял заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме на оказание образовательных услуг по профессиональному обучению граждан профессии «Специалист по маникюру».

Также заявитель указывает на то, что проект контракта, размещенный в составе конкурсной документации, не соответствует требованиям законодательства об образовании РФ, в том числе положениям Постановления Правительства РФ от 15.09.2020 №1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».

Заказчик поясняет, что в жалобе неверно применено понятие обучающийся, поскольку обучающийся - это физическое лицо, осваивающее образовательную программу (часть 2 статьи 15 Закона об образовании).

Примерные формы договоров об образовании по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, дополнительным общеобразовательным программам утверждаются Министерством просвещения Российской Федерации, где действительно применяется понятие «обучающийся», однако в рассмотренном случае должны быть слушатели - лица, осваивающие программы профессионального обучения (пункт 8 части 1 статьи 33 Закона об образовании).

Кроме того, комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что обязанности и ответственность слушателя содержатся в техническом задании к проекту контракта, являющемуся, неотъемлемой его частью, прописано, что:

 «11.3. Обеспечить каждого слушателя необходимыми раздаточными материалами, учебно-методическими пособиями, материалами, оборудованием, инструментами для учебного процесса.

11.8. По результатам итоговой аттестации выдать гражданам документ установленного образца».

Таким образом, требования к участникам закупки, составу документов, представляемых в заявке, а также положения проекта контракта установлены и сформулированы  заказчиком с соблюдением требований  ФЗ № 44-ФЗ.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г.    № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», комиссия Кемеровского УФАС России 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП <…>  на действия заказчика – ГКУ Центр занятости населения г. Кемерово при проведении электронного аукциона № 0139200000121000676 на «Оказание образовательных услуг по профессиональному обучению граждан профессии «Специалист по маникюру» необоснованной.

2. Производство по делу № 042/06/33-438/2021 прекратить.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.  

 

Председатель комиссии:                                                          

  

Члены  комиссии:                                                         

Связанные организации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА КЕМЕРОВО
ИНН 4205014499, ОГРН 1024200712535