Решение №08/1892 по жалобе от 4 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«04» марта 2021 года

Резолютивная часть решения оглашена «01» марта 2021г.

Решение изготовлено в полном объеме «04» марта 2021г.                     г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя комиссии:

 

заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии:

 

главного специалиста-эксперта отдела  контроля в сфере закупок;

 

 

 

 

 

ведущего специалиста-эксперта отдела  контроля в сфере закупок;

 

При участии посредством ВКС:

     - <…>, <…>, <…> – представителей  ГКУ «Агентство по защите населения и территории Кузбасса» по доверенности;

       - <…> – представителя ООО «Гефест» по доверенности;

- <…> – представителя ООО «ЮЦТБ», 

рассмотрев дело № 042/06/31-267/2021, возбужденное по признакам нарушения  заказчиком – ГКУ «Агентство по защите населения и территории Кузбасса» законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона № 0139200000121000444 на «Поставку оборудования для модернизации региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Кемеровской области (РАСЦО КО), выполнение монтажных и пуско-наладочных работ», на основании Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России  от 19.11.2014 № 727/14,

установила:

20.02.2021г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили жалобы ООО «Гефест» (вх. № 1163Э от 20.02.2021г.) и ООО «ЮЦТБ» (вх. № 1158э от 20.02.2021г.) на действия заказчика – ГКУ «Агентство по защите населения и территории Кузбасса» при проведении электронного аукциона № 0139200000121000444 на «Поставку оборудования для модернизации региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Кемеровской области (РАСЦО КО), выполнение монтажных и пуско-наладочных работ».

 В процессе рассмотрения жалоб Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

10.02.2021г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ уполномоченным органом – Департаментом контрактной системы Кузбасса  были размещены извещение о проведении электронного аукциона № 0139200000121000444 на «Поставку оборудования для модернизации региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Кемеровской области (РАСЦО КО) выполнение монтажных и пуско-наладочных работ» и аукционная документация.

Начальная максимальная цена контракта – 68 956 161,00 рублей.

1. Довод заявителя ООО «Гефест» о том, что у заказчика в составе аукционной документации отсутствует проектно-сметная документация признан комиссией необоснованным на основании следующего: 

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Указанные выше сведения содержатся в аукционной документации.

Кроме того, объектом закупки является поставка оборудования для модернизации региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Кемеровской области (РАСЦО КО) выполнение монтажных и пуско-наладочных работ,

таким образом предмет закупки не имеет отношения к  объекту капитального строительства, к его капитальному ремонту, реконструкции или строительству.

Также установлено, что ссылка на проектно-сметную документацию имеется исключительно в перечне документов, приложенных к техническому  заданию.

Однако указания на проектно-сметную документацию как на составляющую часть аукционной документации в документации по закупке № 0139200000121000444 на «Поставку оборудования для модернизации региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Кемеровской области (РАСЦО КО) выполнение монтажных и пуско-наладочных работ» отсутствуют. Таким образом проектно-сметная документация в настоящей ситуации  размещению в ЕИС не подлежала.

2. Заявитель ООО «Гефест» в своей жалобе указывает на то, что заказчиком нарушены правила описание закупки, то есть не применены условные обозначения и терминология. 

Согласно статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

С учетом пояснений заказчика установлено, что данной закупкой не предусмотрено выполнение работ по созданию комплексной системы экстренного оповещения населения (КСЭОН) об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Кемеровской области.

Действующая РАСЦО Кемеровской области введена в строй 29 июля 1991 года решением Кемеровского облисполкома от 29.07.1991 года № 315 и подлежит реконструкции (модернизации) данной закупкой.

При проведении модернизации РАСЦО муниципальные образования получат новые возможности использования оборудования «старого парка» с поставляемым в рамках электронного аукциона. Закупаемый программно-аппаратный комплекс позволит модернизировать процесс запуска оконечных устройств в муниципальных образованиях и будет управлять, в том числе существующем парком РАСЦО. 

Таким образом, согласно п. 2 ст. 257 НК РФ в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям первоначальная стоимость основных средств изменится. Что не противоречит ч.1 ст. 33 Федерального закона №44-ФЗ в части применения обозначений и терминологии, предусмотренных действующим законодательством.

Проектные решения не создают преимущественных условий для организации разработчика проектных решений.

Доказательств, указывающих на то, что заказчик нарушил положения Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно п.2 ч.1 ст.33 №44-ФЗ, и тем самым ограничил количество участников закупки, заявителем ООО «Гефест» в комиссию Кемеровского УФАС не представлено, нарушений данной правовой нормы комиссией не установлено. 

3. Довод заявителя ООО «Гефест» о том, что заказчик неправомерно указывает на необходимость поставки оборудования стандарта GSM комиссией Кемеровского УФАС признан необоснованным с учетом следующего: 

Оборудование стандарта GSM 4G с поддержкой GPRS, EDGE, UMTS (3G), HSPA+(3G), LTE (4G), закупаемое и устанавливаемое в рамках данной закупки, предназначено для организации резервного канала связи, в случае выхода из строя основного канала, а также для рассылки СМС сообщений. Основным каналом связи предусмотрен канал наземной цифровой связи с применением технологии Ethernet (IEEE 802.1), предоставляемых операторами цифровой связи, с использованием защищенной сети IP-VPN 3 уровня эталонной модели взаимосвязи открытых систем (IP MPLS VPN L3).

Таким образом в соответствии с технологией VPN будет обеспечена защищенная сеть передачи информации оповещения между оборудованием РАСЦО Кемеровской области, как по основному, так и по резервному каналам связи. Наличие резервного канала обеспечивает надежность работы.

Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу, что в действиях заказчика отсутствуют признаки нарушения положений пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ №44-ФЗ.

4. В своей жалобе заявитель ООО «Гефест» указывает на то, что заказчик при описании объекта закупки указывает требование, а именно «Совместимость с действующим РАСЦО Кузбасса программным комплексом оповещения П-166 ИТК ОС АРМ ОД без применения дополнительного оборудования» что не соответствует требованиям ФЗ № 44-ФЗ.

Исследовав материалы жалобы, пояснения заказчика комиссия Кемеровского УФАС установила: согласно п.5. Положения о системах оповещения населения, утверждённого Приказом МЧС РФ и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2020 года №578/365, все системы оповещения должны программно и технически сопрягаться, также при сопряжении систем оповещения населения должен использоваться единый протокол обмена информацией.

При этом утвержденного стандартного протокола не имеется, в положении также отсутствует ссылка на протокол либо документ, который определяет конкретный протокол в качестве единого. Так как на сети Кузбасса уже установлено и функционирует оборудование П166 ИТК ОС АРМ ОД, вновь устанавливаемое оборудование должно сопрягаться с установленным ранее. Поскольку в случае несопряжения  система оповещения не будет функционировать. Требование заказчиком о сопряжении поставляемого оборудования с имеющимся уже у Заказчика обоснованно и не противоречит ч. 1 ст. 33 Федерального закона №44-ФЗ.

Таким образом, заказчик не ограничивает других исполнителей в части предлагаемых технических решений при соблюдении условия сопряжения систем.

Также заявитель указывает на то, что заказчиком созданы преимущественные условия для организации ООО «ИНКОМ».

Вместе с тем, доказательств того, что были созданы определенные  преимущества для какого-либо из участников  при проведении электронного аукциона № 0139200000121000444 на «Поставку оборудования для модернизации региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Кемеровской области (РАСЦО КО) выполнение монтажных и пуско-наладочных работ» заявителем ООО «Гефест» в комиссию Кемеровского УФАС не предоставлено.

5. Довод заявителя ООО «Гефест» о том, что заказчиком предъявлены требования к трудовым ресурсам является необоснованным с учетом следующего:

Согласно ст.8 Федерального закона от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны должны поддерживаться в состоянии постоянной готовности. За нарушение законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций виновные несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.

Из пояснений заказчика следует, что требование о наличии лицензионных соглашений либо письменного подтверждения производителя П-166 ИТК ОС либо полномочий специалиста по выполнению конкретного перечня работ  либо сертификата о присвоении квалификации «специалист по настройке и техническому сопровождению программного обеспечения и оборудования П-166 ИТК ОС»  обосновано необходимостью выполнения работ по донастройке действующих в РАСЦО Кемеровской области  пунктов управления оповещением на базе П-166 ИТК ОС АРМ ОД, принятых в промышленную эксплуатацию, для обеспечения управления  оборудованием, поставляемым в рамках данной закупки.

Установлено, что заказчик не предъявляет требования о нахождении данных работников в штате Исполнителя, соответствующие требования к участникам закупки о предоставлении в заявках документов, подтверждающих наличие у них  трудовых ресурсов, в аукционной документации также не содержатся.

6. Довод заявителей ООО «Гефест» и ООО ЮЦТБ» о том, что заказчиком неправомерно предъявлены требования о предоставлении в составе вторых частей заявок Копии лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является обоснованным с учетом следующего: 

Установлено что заказчиком в п.14 информационной карты содержатся указания на необходимость предоставления при подаче заявок при проведении закупки № 0139200000121000444 на «Поставку оборудования для модернизации региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Кемеровской области (РАСЦО КО) выполнение монтажных и пуско-наладочных работ» копии лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Вместе с тем в комиссию Кемеровского УФАС России заказчик не предоставил ни устных ни письменных пояснений о том, какие именно сведения, содержащие государственную тайну, могут быть раскрыты при осуществлении подрядчиком работ по результатам закупки  № 0139200000121000444 на «Поставку оборудования для модернизации региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Кемеровской области (РАСЦО КО) выполнение монтажных и пуско-наладочных работ».

Таким образом заказчик не представил доказательства необходимости наличия у лица, выполняющего монтажные и пуско-наладочные работы, лицензии ФСБ на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Соответствующее обоснование отсутствует также и в аукционной документации и в извещении по закупке № 0139200000121000444 на «Поставку оборудования для модернизации региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Кемеровской области (РАСЦО КО) выполнение монтажных и пуско-наладочных работ».

Также установлено, что проект контракта, планируемого к заключению по результатам закупки № 0139200000121000444 на «Поставку оборудования для модернизации региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Кемеровской области (РАСЦО КО) выполнение монтажных и пуско-наладочных работ», не содержит указания на то, что соответствующие работы должны быть выполнены стороной по контракту лично, следовательно, с учетом требований статьи 706 ГК РФ, участник закупки при исполнении контакта вправе привлечь к выполнению работ субподрядчика.  В связи с этим требование о наличии непосредственно у участника закупки лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является неправомерным.

В случае же указания в проекте контракта на то, что работы, предусмотренные аукционной документацией и контрактом, участник закупки должен выполнить лично, заказчик не ограничен в праве требовать предоставления во вторых частях заявок копии соответствующей лицензии, при условии, что деятельность, которую необходимо осуществить стороне по контракту, подлежит лицензированию.

Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок,  Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона, следовательно заказчиком ГКУ «Агентство по защите населения и территории Кузбасса»  нарушена данная правовая норма.

7. Заявитель ООО «Гефест» также указывает на то, что заказчик не установил запрет на иностранное программное обеспечение для создания РАСЦО Кемеровской области.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае невозможности соблюдения запрета на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, заказчик обязан обосновать невозможность применения указанного запрета. В составе аукционной документации прикреплено обоснование невозможности соблюдения вышеуказанного запрета, которое подготовлено в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236).

В закупке предусмотрено приобретение программного обеспечения (ПО), совместимого с «Windows 7, Windows Server 2008 R2, Windows Server 2012, в связи с тем, что в настоящее время на сети региональной системы оповещения существует оборудование, которое работает на ПО «Windows 7, Windows Server 2008 R2, Windows Server 2012». При этом заказчик не указывает на товарный знак закупаемого ПО и дает возможность поставки любого совместимого ПО.

Планируемое к закупке ПО Radmin для удаленного администрирования компьютеров, производство компании ООО "Фаматек Трейд", Россия отсутствует в реестре в реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (http://reestr.minsvyaz.ru). Установлено, что заказчик разместил обоснование невозможности соблюдения запрета по Постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 г. № 1236.

Таким образом, комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что заказчиком соблюдены требования Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 г. № 1236.

Руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», комиссия Кемеровского УФАС России 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Гефест» на действия заказчика – ГКУ «Агентство по защите населения и территории Кузбасса» при проведении электронного аукциона      № 0139200000121000444 на «Поставку оборудования для модернизации региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Кемеровской области (РАСЦО КО), выполнение монтажных и пуско-наладочных работ» частично обоснованной.

Признать жалобу ООО «ЮЦТБ» на действия заказчика – ГКУ «Агентство по защите населения и территории Кузбасса» при проведении электронного аукциона      № 0139200000121000444 на «Поставку оборудования для модернизации региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Кемеровской области (РАСЦО КО), выполнение монтажных и пуско-наладочных работ» обоснованной.

2. Признать заказчика - ГКУ «Агентство по защите населения и территории Кузбасса» нарушившей требования части 6 статьи 31 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.  

  4. Передать материалы дела № 042/06/31-267/2021 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

5. Передать материалы жалобы ООО «Гефест» в соответствующее структурное подразделение Кемеровского УФАС России для рассмотрения на предмет соблюдения требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Председатель комиссии:      <…>                                            

Члены  комиссии:   <…>                                                           

                                                                                               

                                                                                             

 

 

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГЕФЕСТ"
ИНН 7841073176, ОГРН 1187847107381
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АГЕНТСТВО ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ КУЗБАССА"
ИНН 4205115313, ОГРН 1064205122410
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЮЖНЫЙ ЦЕНТР ТЕХНОЛОГИЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
ИНН 2310164980, ОГРН 1122310006763