Решение №09/2354 по признакам нарушения законодательства о рекламе от 7 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 042/05/28-105/2022

 

«31» марта 2022г.                                                                                         г.  Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

 

<…> -

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:                     

<…>-

начальника отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

 

<…>-

ведущего специалиста-эксперта отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 042/05/28-105/2022, возбужденное  в отношении индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>, адрес регистрации: <…>)  по признакам нарушения пункта 1 части 2, пунктов 1, 2  части 3 статьи 5, части 9 статьи 19, частей 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),                                                                                            

УСТАНОВИЛА:

В адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение управления городского развития администрации г. Кемерово (исх. от 27.12.2021 № 06-01-09 5449, вх. от 28.12.2021 № 5357) о наличии признаков нарушения требований ФЗ «О рекламе» в действиях ИП <…> при размещении самовольно установленных рекламных конструкций по адресу г. Кемерово,  пр. Ленина, 124, следующего содержания:

«КТЛ КомиссионТорг сеть комиссионных магазинов»;

«Самая дорогая оценка в городе»;

«Нужны деньги? Мы дадим! Берем все! Покупаем дорого! Продажа Обмен Залог  <…> Самая дорогая оценка в городе!».

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Частью 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Частью 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установлено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

Также в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

27.01.2022 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/28-105/2022 в отношении ИП <…> и назначено к рассмотрению на 01.03.2022 в 08 часов 30 минут. Копия данного определения была направлена в адрес лиц, участвующих в деле  заказными письмами с уведомлением о вручении.

01.03.2022 Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотрение дела № 042/05/28-105/2022 отложить в связи с отсутствием сведений о надлежащем уведомлении ИП <…> о дате, времени и месте рассмотрения данного дела, а также для получения дополнительных доказательств по делу.

Определением от 01.03.2022 рассмотрение дела № 042/05/28-105/2022 было отложено на 31.03.2022 в 08 часов 30 минут. Копия данного определения была направлена в адрес лиц, участвующих в деле заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеются в материалах дела).

31.03.2022 состоялось рассмотрение дела № 402/05/28-105/2022 в отсутствие лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила.

В адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение управления городского развития администрации г. Кемерово (исх. от 27.12.2021 № 06-01-09 5449, вх. от 28.12.2021 № 5357) о наличии признаков нарушения требований ФЗ «О рекламе» в действиях ИП <…> при размещении самовольно установленных рекламных конструкций по адресу г. Кемерово,  пр. Ленина, 124, следующего содержания:

«КТЛ КомиссионТорг сеть комиссионных магазинов»;

«Самая дорогая оценка в городе»;

«Нужны деньги? Мы дадим! Берем все! Покупаем дорого! Продажа Обмен Залог  <…> Самая дорогая оценка в городе!».

Из поступившего обращения следует, что лица, заинтересованные в получении разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в управление городского развития администрации г. Кемерово не обращались. Управлением 23.12.2021 ИП <…> было выдано предписание № 21/64 о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения.

Также 18.02.2022 в адрес Кемеровского УФАС Росси поступило обращение прокуратуры Ленинского района г. Кемерово (исх. от 10.02.202 № 7-4-2022, вх. от 18.02.2022 № 564) о рассмотрении обращения заместителя начальника СГУ Банка России <…> (исх. от 13.01.2022 № Т6-30/526) о наличии признаков нарушения требований ФЗ «О рекламе» в действиях ИП <…> при размещении аналогичной рекламы по адресу г. Кемерово, пр. Ленина, 124.

Поступившее обращение было приобщено к материалам данного дела.

Статьей 4 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Таким образом, правом заниматься профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских кредитов и займов наделен ограниченный круг лиц, к которому ИП <…> по своей организационно – правовой форме не относится.

Реклама «Нужны деньги? Мы дадим! Берем все! Покупаем дорого! Продажа Обмен Залог <…> Самая дорогая оценка в городе», содержит все признаки рекламы, доступна неопределенному кругу лиц, содержит слово «залог», что дает основание потребителю предполагать, что ИП <…> осуществляет данный вид деятельности.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Частью 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

ИП <…> не является финансовой организацией, наделенной правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.    

  Частью 1 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установлено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

  Частью 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установлено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В нарушение требований части 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» рекламная конструкция ИП <…> размещена без соответствующего разрешения органов местного самоуправления.

Пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

Также в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»»  при анализе информации, содержащейся в рекламе, судам необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся. Суды должны учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства. Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Использование сведений о преимуществах оказываемых услуг не противоречит законодательству о рекламе, в случае если такое преимущество подтверждено документально.

Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений относительно самого рекламодателя может создать у потребителя неверное представление о его статусе, существе оказываемых им услуг и качестве товаров.

Таким образом, использование в рекламе обозначения «Самая дорогая оценка в городе!» является нарушением пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку данная информация не подтверждена документально.

Частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований пункта 1 части 2, пунктов 1, 2 части 3 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28   ФЗ «О рекламе».

Частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что ответственность за нарушение требований, установленных частью 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно пункту 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В данном случае рекламодателем и рекламораспространителем является ИП <…>.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России,     

РЕШИЛА:

1.Признать ненадлежащей рекламу индивидуального предпринимателя <…> (адрес регистрации: <…>), размещенную по адресу г. Кемерово, пр. Ленина, 124, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2, пунктов 1, 2  части 3 статьи 5, части 9 статьи 19, частей 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать индивидуальному предпринимателю <…> (адрес регистрации: <…>) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному  должностному  лицу  Кемеровского УФАС России  для  возбуждения  дела  об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Оснований для передачи материалов дела № 042/05/28-105/2022 для  вынесения предписания о демонтаже рекламной конструкции в соответствии с частями 21, 21.1, 21.2, 21.3 статьи 19 ФЗ «О рекламе» в Управление городского развития Администрации г. Кемерово не усматривается.

5.  Передать материалы дела № 042/05/28-105/2022  для  возбуждения  дела  об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отдел МВД России по г. Кемерово.

Решение изготовлено в полном объеме «07»  апреля 2022 года.

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 37 ФЗ «О рекламе».

Связанные организации

Связанные организации не указаны