Решение №05/531 по делу от 27 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 042/01/10-1852/2021

г. Кемерово

Резолютивная часть решения оглашена «24» января  2022                                                                                      

В полном объеме решение изготовлено «27» января 2022 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…>;

Члены комиссии:

<…>;

<…>;

При рассмотрении дела с использованием систем видеоконференцсвязи, при участии:

при участии:

- <…>;

- <…> - представителя ООО «Белгос» (доверенность от 10.01.2022 № 5);

- <…> - представителя ООО «Белгос» (доверенность от 10.01.2022 № 3),

рассмотрев дело  № 042/01/10-1852/2021, возбужденное по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Беловские городские очистные сооружения» (юридический адрес: 652600, г. Белово, ул. Кузбасская, 6;  ИНН 4202023230) (далее – ООО «Белгос») пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

28.09.2021 в адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение <…> о наличии в действия ООО «Беловские городские очистные сооружения» (далее – ООО «Белгос») признаков нарушения антимонопольного законодательства.

По мнению заявителя, нарушение со стороны ООО «Белгос» выразилось в выставлении <…> счетов за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх норматива.

28.10.2021 приказом Кемеровского УФАС России № 211 возбуждено дело № 042/01/10-1852/2021 по признакам нарушения ООО «Белгос» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила  № 644) порядка ценообразования, а именно: начислении ИП <…>, сдающей нежилое помещение в аренду, платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, с учетом того, что в отношении данного абонента не действуют нормативы состава сточных вод.

Определением от 08.11.2021 рассмотрение дела № 042/01/10-1852/2021 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 02.12.2021 г. на 14 часов 00 минут с использованием систем видеоконференцсвязи. Копии определения были направлены в адрес ООО «Белгос» и <…> заказными письмами по электронной почте.

02.12.2021 на заседании Комиссии <…> поддержала доводы, изложенные в заявлении.

02.12.2021 на заседании Комиссии представитель ООО «Белгос» пояснил, что взимание с <…> платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов ООО «Белгос» осуществляет на основании пункта 203 Правил № 644, так как помещение сдается в аренду автошколе, которая осуществляет деятельность сухопутного пассажирского транспорта.

02.12.2021 г. Комиссией Кемеровского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 042/01/10-1852/2021 было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Определением от 02.12.2021 г. рассмотрение дела № 042/01/10-1852/2021 было отложено на 24.01.2022 г. на 14 часов 00 мин., рассмотрение дела назначено с использованием систем видеоконференцсвязи. Копии определения были направлены в адрес ООО «Белгос» и <…> заказными письмами и по электронной почте.

13.01.2022 в адрес Кемеровского УФАС России от ООО «Белгос» поступили документы (копии договоров водоотведения абонентов, которым не начисляется повышенная плата за сброс загрязняющих веществ) и в качестве обоснования своей позиции по рассматриваемому Комиссией вопросу копия решения Верховного Суда РФ по делу № АКПИ21-224 от 29.04.2021 и Апелляционного определения Верховного Суда РФ по делу № АПЛ21-250 от 03.08.2021.

24.01.2022 на заседании Комиссии представители ООО «Белгос» поддержали позицию, изложенную ранее.

24.01.2022 <…> не согласилась с позицией ООО «Белгос», пояснила, что судебная практика на которую ссылается ООО «Белгос» касается оформления путевых листов и не относится к рассматриваемому делу. Нежилое помещение используется автошколой для оказанию образовательных услуг, там размещен класс для теоретических занятий. Кроме того, Антонова О.А. пояснила, что не является индивидуальным предпринимателем, не зарегистрирована как самозанятое физическое лицо, а сдает данное помещение как физическое лицо.

Изучив материалы дела № 042/01/10-1852/2021, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее:

На момент возбуждения дела № 042/01/10-1852/2021 Кемеровское УФАС России располагало сведениями, что 01.10.2006 между ООО «Белгос» и ИП <…> заключен договор о приеме и очистке сточных вод № 469 (далее – Договор № 469).

Согласно п. 1.1 Договора № 469 ООО «Белгос» обязуется принимать и очищать сточные воды в городскую систему канализации, определяемой израсходованной холодной и горячей водой, что в конечном итоге составит 10,0 куб.м. в месяц.

В январе 2021 <…> стало известно, что с 01.07.2020 г. ООО «Белгос» начисляет дополнительный сбор за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх норматива.

На основании Свидетельства о государственной регистрации права от 15.03.2013 № 42 АД 333223 <…> на праве собственности принадлежит нежилое помещение общей площадью 54,2 кв.м., 1 этаж, по адресу: г. Белово, пгт. Грамотеино, ул. Светлая, 4, пом. 17.

01.12.2017 между <…> и ЧОУ ДО автотехническая школа «За рулем» заключен договор аренды нежилого помещения № 998-а (далее – Договор аренды).

Согласно Договору аренды нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Белово, пгт. Грамотеино, ул. Светлая, д. 4, пом. 17, предоставляется арендатору под офис.

В обоснование взимания с <…> платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов ООО «Белгос» ссылается на пункт 203 Правил № 644, а именно:

- помещение фактически используется под автотехническую школу (категория объекты сухопутного транспорта), что подтверждается Договором аренды;

- среднесуточный объем сточных вод менее указанного в абзаце 1 пункта 124 Правил № 644 (менее 30 куб.м. в сутки);

- помещение не подключено к системе централизованного водоотведения;

- помещение нежилое встроенное в многоквартирном доме, не имеющее отдельного канализационного выпуска,  контрольных канализационных.

В обоснование своей позиции, что ЧОУ ДО автотехническая школа «За рулем» относится к категории «объекты сухопутного транспорта» ООО «Белгос» ссылается на решение Верховного Суда РФ по делу № АКПИ21-224 от 29.04.2021 и Апелляционное определение Верховного Суда РФ по делу № АПЛ21-250 от 03.08.2021.

Между тем, установлено:

В соответствии Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст группировка 49 «Деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта» включает в себя  перевозку пассажиров и грузов по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, а также транспортировку грузов по трубопроводам.

Код 49.3 Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта

Эта группировка включает:

- пассажирские перевозки наземным транспортом, кроме перевозок, осуществляемых железнодорожным транспортом

Эта группировка также включает:

- железнодорожный транспорт, если он является частью городских или пригородных транспортных систем.

Код 49.31 Деятельность сухопутного пассажирского транспорта: перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении.

Эта группировка включает:

- перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении по установленным маршрутам, подчиняющиеся расписанию, с посадкой и высадкой пассажиров на установленных в расписании остановках, а также в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок

Перевозки могут осуществляться автобусами, трамваями, троллейбусами, железнодорожным транспортом, метрополитеном и т.д.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ЧОУ ДО автотехническая школа «За рулем» является Обучение профессиональное Код 85.30.

Судебная практика, на которую ссылается ООО «Белгос»,  отражает обстоятельства конкретного дела, где речь идет о необходимости заполнения путевого листа автошколе.

Кемеровским УФАС России были направлены запросы в адрес организаций, осуществляемых деятельность по приему сточных вод (ОАО «СКЭК» и ООО «Водоканал» г. Новокузнецк).

Согласно предоставленных ответов, данные хозяйствующие субъекты не начисляют плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод автошколам, расположенным в нежилых помещениях многоквартирных домов, по причине отсутствия деятельности объекта, подходящей под пункт 167 и пункт 203 Правил № 644. Выставление платы по формуле пункта 203 Правил № 644 объектам, расположенным во встроенном нежилом помещении в многоквартирном доме, возможно при осуществлении фактической деятельности, перечисленной в пункте 167 Правил № 644, деятельность гостиниц, предприятия общественного питания, парикмахерские, салоны красоты и другое. Деятельность автошколы классифицируется как школа подготовки водителей автотранспортных средств и не подпадает под вышеуказанную категорию.

Оценив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия по рассмотрению дела № 042/01/10-1852/2021 приходит к следующим выводам:

Согласно пункту 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ  «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, в том числе: утверждение правил холодного водоснабжения и водоотведения, типового договора холодного водоснабжения, типового договора водоотведения.

В соответствии с пунктом 13.1 статьи 2 Закона о водоснабжении нормативы состава сточных вод - устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации).

На основании пункта 9.1 части 1 статьи 6 Закона о водоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся установление нормативов состава сточных вод.

Постановлением Администрации Беловского городского округа от 03.12.2014 № 334-п с учетом изменений, внесенных Постановлением Администрации Беловского городского округа от 28.09.2020 № 2612-п установлены нормативы состава сточных вод для абонентов, сбрасывающих хозяйственно-бытовые сточные воды в канализационную сеть города Белово.

В соответствии с пунктами 8.1, 8.2 части 11 статьи 7 Закона о водоснабжении горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод; порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов, порядок уменьшения для абонентов платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в случае реализации абонентами планов снижения сбросов.

Согласно части 1 статьи 14 Закона о водоснабжении по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.

В соответствии с частью 2 статьи 30.1 Закона о водоснабжении нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, рассчитываются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 30.2 Закона о водоснабжении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. В отношении загрязняющих веществ, сброшенных в централизованную систему водоотведения, внесение абонентами платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты не осуществляется.

Действующие Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644).

Согласно пункту 167 Правил № 644 в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод.

Положение, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, не распространяется:

на объекты абонентов, являющиеся жилыми домами, многоквартирными домами (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда;

на иные объекты абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил (менее 30 куб.м. сутки) (за исключением объектов абонентов, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов).

В соответствии с пунктом 194 Правил № 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

Таким образом, взимание платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод возможно только в отношении объектов абонентов, для которых установлены нормативы состава сточных вод.

Согласно пункту 203 Правил № 644 для объектов абонентов (при наличии любого из условий):

- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод, с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил (менее 30 куб.м. сутки), используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;

- с  которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

- для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов;

расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле:

Пнорм. сост. = 2 x Т x Qпр1, где:

Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);

Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ЧОУ ДО автотехническая школа «За рулем» является Обучение профессиональное Код 85.30.

Таким образом, помещение, принадлежащее <…>, расположенное по адресу: пгт. Граматеино, ул. Светлая, 4, пом. 17, не используется под вид деятельности, перечисленный в абзаце 4 пункта 167 Правил № 644.

Среднесуточный сброс сточных вод с вышеуказанного объекта менее 30 куб.м. в сутки (подтверждается Договором № 469 и ответом ООО «Белгос»)

Следовательно, на абонента <…>, сдающей нежилое помещение в аренду ЧОУ ДО автотехническая школа «За рулем», действия пункта 167 Правил № 644 не распространяются, то есть не устанавливаются нормативы состава сточных вод и как следствие не правомерно со стороны ООО «Белгос» начисление платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

Данный вывод согласуется с пунктом 4 письма ФАС России от 07.04.2021 № МШ/27138/21.

ООО «Белгос» - организация канализационного хозяйства, на обслуживании данного предприятия находятся  канализационные сети города Белово  Кемеровской области - Кузбасса.

На основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц установлено, что основным видом деятельности ООО «БЕЛГОС» является сбор и обработка сточных вод.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности субъектов естественных монополий относится водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

Из вышеуказанного следует, что ООО «БЕЛГОС» является субъектом естественной монополии.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции   доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В пункте 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции даны определения: хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В связи с тем, что <…> не зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, не зарегистрирована как самозанятое физическое лицо и не осуществляет профессиональную деятельность, приносящую доход, а только сдает в аренду принадлежащее ей на праве собственности нежилое помещение, то отсутствует ущемление интересов <…> в сфере предпринимательской деятельности.

Следовательно, положения статьи 10 Закона о защите конкуренции не применяются к правоотношениям возникшим между <…> и ООО «Белгос».

Таким образом, в действиях ООО «Белгос» отсутствуют нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании вышеизложенного руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела 042/01/10-1852/2021 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях общества с ограниченной ответственностью «Беловские городские очистные сооружения» (юридический адрес: 652600, г. Белово, ул. Кузбасская, 6;  ИНН 4202023230).

Председатель Комиссии:                                                              <…>

Члены Комиссии:                                                                             <…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны