Решение №09/1069 по делу от 5 февраля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
«30» января 2020г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместителя председателя Комиссии: |
<…> - |
заместителя руководителя управления; |
Членов Комиссии: |
<…> - |
начальника отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков; |
|
<…>- |
специалиста-эксперта отдела рекламы и недобросовестной конкуренции и финансовых рынков, |
рассмотрев дело № 042/05/5-2272/2019, возбужденное в отношении <…> (далее – <…>, адрес регистрации: <…>) о распространении рекламы, содержащей признаки нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступил материал КУСП № 18523 от 18.11.2019 Управления МВД России по г. Кемерово (вх. от 22.11.2019 № 7016), а также обращение Прокуратуры г. Кемерово (вх. от 11.12.2019 № 7374) о рассмотрении заявления <…> о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы на заднем стекле автомобиля марки LADA 211440 с государственным регистрационным номером <…> следующего содержания:
- «ЗАКАЗНЫЕ УБИЙСТВА тараканов, клопов и др. насекомых <…>».
Частью 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
20.12.2019 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/5-2272/2019 в отношении <…> и назначено к рассмотрению на 30.01.2020 в 10 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес <…>, а также в адрес Управления МВД России по г. Кемерово заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеются в материалах дела).
28.01.2020 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения <…> (исх. б/н от 27.01.2020), из которых следует, что спорная реклама была размещена по незнанию того, что это будет являться нарушением требований ФЗ «О рекламе». В настоящее время реклама демонтирована, что подтверждается копией договора купли – продажи транспортного средства от 03.12.2019, а также фотографиями автомобиля.
Также <…> заявил ходатайство о рассмотрении данного дела в его отсутствие, в связи с нахождением за пределами г. Кемерово.
30.01.2020 состоялось рассмотрение дела № 042/05/5-2272/2019 в отсутствие <…>, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила.
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступил материал КУСП № 18523 от 18.11.2019 Управления МВД России по г. Кемерово (вх. от 22.11.2019 № 7016), а также обращение Прокуратуры г. Кемерово (вх. от 11.12.2019 № 7374) о рассмотрении заявления <…> о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы на заднем стекле автомобиля марки LADA 211440 с государственным регистрационным номером <…> следующего содержания:
- «ЗАКАЗНЫЕ УБИЙСТВА тараканов, клопов и др. насекомых <…>».
25.11.2019 спорная реклама была рассмотрена на заседании Экспертного совета по рекламе при Кемеровском УФАС России, в рамках рассмотрения которого Членам экспертного совета по рекламе (присутствовало 12 человек) был задан следующий вопрос:
-Как Вы считаете, содержится ли в данной рекламе непристойный и оскорбительный образ, сравнение, выражение?
Решение членов экспертного совета по рекламе (да – 2 чел.; нет – 10 чел.; свой вариант – 0).
В связи с изложенным, Кемеровским УФАС России было принято решение о направлении запроса в адрес кафедры русского языка КемГУ о даче заключения на основе социологического исследования и опроса по факту распространения указанной рекламы.
16.12.2019 в адрес Кемеровского УФАС России поступило заключение специалиста № 05/2019 от 16.12.2019, в соответствии с которым кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка Кемеровского государственного университета, прошедшая повышение квалификации по программе «Судебная лингвистическая экспертиза: аналитико-экспертная деятельность филолога – практика» провела лингвистическое исследование согласно запросу Кемеровского УФАС России от 26.11.2019 № 09/11996.
Место производства исследования: г. Кемерово, ул. Красная, 6, 5 корпус, аудитория 212.
Время производства исследования: 10.12.2019 – 16.12.2019.
Методы исследования: контекстуальный анализ спорного рекламного текста.
Лингвосоциологический опрос, участниками которого стали граждане разного пола, возраста (достигшие 18 лет) и профессии, общее число которых составило 100 человек.
На разрешение специалиста поставлен следующий вопрос: содержатся ли в данной рекламе непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения?
Результаты проведенного опроса показали, что большинство граждан (76%) воспринимают рекламный текст «ЗАКАЗНЫЕ УБИЙСТВА тараканов, клопов» как неэтичный, поскольку он вызывает негативные ассоциации, связанные с преступной деятельностью, что противоречит принятым в обществе нормам общения между людьми.
Из материалов КУСП № 18523 от 18.11.2019 Управления МВД России по г. Кемерово следует, что автомобиль марки LADA 211440 с государственным регистрационным номером <…> принадлежит на праве частной собственности <…>.
Частью 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
В нарушение данной правовой нормы большинство граждан (76%) воспринимают рекламный текст «ЗАКАЗНЫЕ УБИЙСТВА тараканов, клопов» как неэтичный, поскольку он вызывает негативные ассоциации, связанные с преступной деятельностью, что противоречит принятым в обществе нормам общения между людьми.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несёт рекламодатель.
В данном случае рекламодателем является <…>.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Признать <…> (адрес регистрации: <…>) нарушившим требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» при распространении неэтичной рекламы, вызывающей негативные ассоциации, связанные с преступной деятельностью, что противоречит принятым в обществе нормам общения между людьми.
2. Предписание не выдавать в связи с устранением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме «05» февраля 2020 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.