Определение №09/8797 о прекращении производства по делу от 20 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № 042/05/28-1099/2020

«13» октября 2020г.                                        г. Кемерово

 

Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

Членов Комиссии:

 

 

<…> -

<…> -    

 

<…>-

 

 

 

 

заместителя руководителя  управления;

начальника  отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

ведущего специалиста - эксперта отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 042/05/28-1099/2020, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью микрокредитная компания «Арифметика» (далее – ООО МКК «Арифметика», юридический адрес: 630110, г. Новосибирск, ул. Б. Хмельницкого, д. 58, каб. 205, ОГРН 1165476123559, дата присвоения ОГРН 24.06.2016, ИНН 5410059568, КПП 541001001) о распространении рекламы, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение КУМИ г. Юрги (исх. от 20.05.2020 № 01-12/929, вх. от 29.05.2020 № 2444) о наличии признаков нарушения требований ФЗ «О рекламе». К обращению приложены фотографии конструкций с рекламой следующего содержания:

 «Льготный заем пенсионерам 0,65% в день…Служба быстрых займов…» (рекламная конструкция размещена по адресу г. Юрга, ул. Машиностроителей, 41).

15.07.2020 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/28-1099/2020 в отношении ООО МКК «Арифметика» и назначено к рассмотрению на 20.08.2020 в 10 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО МКК «Арифметика» заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП «почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

18.08.2020 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ООО МКК «Арифметика» (исх. от 17.08.2020 б/н), из которых следует, что ООО МКК «Арифметика» не является рекламодателем, рекламораспространителем, рекламопроизводителем рекламы вышеуказанного содержания.

ООО МКК «Арифметика» осуществляет деятельность на территории г. Юрги посредством офиса обслуживания, расположенного по адресу г. Юрга,  ул. Строительная, 16, в помещении магазина «WESTFALIKA».

По адресу г. Юрга, ул. Машиностроительная, 41, находится офис ООО МКК «Центрофинанс Групп». В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте ООО МКК «Центрофинанс Групп», компания выдает пенсионные микрозаймы с процентной ставкой 0,65% в день, что соответствует информации, указанной в спорной рекламе.

20.08.2020 состоялось рассмотрение дела № 042/05/28-1099/2020 путем видеоконференцсвязи при участии представителя ООО МКК «Арифметика» <…> (доверенность от 01.01.2020 № Д/А-17/200101), который поддержал представленные письменные пояснения.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила, что в соответствии с Актом осмотра места размещения наружной рекламы от 30.04.2020, представленным КУМИ г. Юрги,  деятельность по адресу  г. Юрга, ул. Машиностроителей, 41, осуществляет ООО МКК «Центрофинанс Групп».

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя ООО МКК «Арифметика», Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для замены ненадлежащего ответчика (ООО МКК «Арифметика») надлежащим (ООО МКК «Центрофинанс Групп», юридический адрес: 164500, г. Северодвинск, ул. К. Маркса, д. 46, оф. 500, ОГРН 1132932001674, дата присвоения ОГРН 03.07.2013, ИНН 2902076410,  КПП 290201001), а также для получения дополнительных доказательств.

Определением от 20.08.2020 рассмотрение дела № 042/05/28-1099/2020 было отложено на 13.10.2020 в 10 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО МКК «Центрофинанс Групп», ООО МКК «Арифметика» заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции  ООО МКК «Центрофинанс Групп» имеется в материалах дела).

В адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ООО МКК «Центрофинанс Групп» (исх. бн, б/д), из которых следует, что по адресу г. Юрга, ул. Машиностроителей, 41, находится обособленное подразделение ООО МКК «Центрофинанс Групп».

По указанному адресу ООО МКК «Центрофинанс Групп» размещена вывеска с товарным знаком «Центрофинанс» и коммерческим обозначением «деньги на любые нужды».

ООО МКК «Центрофинанс Групп» заключен договор оказания рекламных услуг от 29.06.2018 № <…> с ИП <…>. В соответствии с данным договором ИП <…> приняла на себя обязанность осуществлять рекламно – информационное и консультационной обслуживание ООО МКК «Центрофинанс Групп».

В мае 2019 ИП <…> во исполнение указанного договора была размещена пленка на витрине офиса. ООО МКК «Центрофинанс Групп» предоставляет в адрес Кемеровского УФАС России макет информационного материала, размещаемого ИП <…>.

13.10.2020 состоялось рассмотрение дела № 042/05/28-1099/2020 в отсутствие представителя ООО МКК «Центрофинанс Групп», уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила.

В адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение КУМИ г. Юрги (исх. от 20.05.2020 № 01-12/929, вх. от 29.05.2020 № 2444) о наличии признаков нарушения требований ФЗ «О рекламе». К обращению приложены фотографии конструкций с рекламой следующего содержания:

«Льготный заем пенсионерам 0,65% в день…Служба быстрых займов…» (рекламная конструкция размещена по адресу г. Юрга, ул. Машиностроителей, 41).

 Из обращения следует, что в данном случае в рекламе содержатся признаки нарушения требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28  ФЗ «О рекламе».

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

При этом в соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе» данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Кроме того, согласно пункту 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, также не является рекламой.

При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима ее работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения.

Кроме того, указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности (аптека, кондитерская, ресторан) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель) также может быть признано обычаем делового оборота, и на такие информационные конструкции нормы ФЗ «О рекламе» не распространяются.

Учитывая изложенное указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, в том числе, если такое указание осуществляется с использованием товарного знака или его части, а также профиля деятельности и перечня оказываемых услуг, режима работы, не может рассматриваться в качестве рекламы, соответственно, на такую информацию не распространяются требования ФЗ «О рекламе».

Следовательно, указание в месте осуществления деятельности наименования организации «Центрофинанс» не является рекламой и на такую информацию требования ФЗ «О рекламе» не распространяются.

Вместе с тем информация «Льготный заем пенсионерам 0,65% в день…Служба быстрых займов…» (рекламная конструкция размещена по адресу г. Юрга,  ул. Машиностроителей, 41) является рекламой и должна соответствовать требованиям, установленным ФЗ «О рекламе».

Частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом  «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе).

При этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены                  статьей 5 Закона о потребительском кредите.

По мнению специалистов ФАС России, к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

В нарушение данной правовой нормы в тексте указанной рекламы отсутствует сведения о сумме потребительского кредита; срок действия договора потребительского кредита и срок возврата потребительского кредита; валюта, в которой предоставляется потребительский кредит; процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения, что искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы.

Также Кемеровским УФАС России установлены следующие признаки нарушения требований ФЗ «О рекламе»:

    В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В нарушение данной правовой нормы в вышеуказанной рекламе отсутствует наименование лица, предоставляющего финансовую услугу.

  Вместе с тем, ООО МКК «Центрофинанс Групп» представило в адрес Кемеровского УФАС России макет рекламы, размещенной по адресу г. Юрга, ул. Машиностроителей, 41, следующего содержания:

«Льготный заем пенсионерам 0,65% в день. Займы предоставляются ООО МКК «Центрофинанс Групп» (ИНН 2902076410). Условия, определяющие фактическую стоимость займа – 1% в день (365% годовых), сума займа от 1000 до 30000 руб. на срок от 1 до 32 дней. Условия, определяющие фактическую стоимость займа «Пенсионный 0,65%» - 0,65% в день (237,23% годовых), сума займа от 5000 до 30000 руб. на срок от 14 до 32 дней. Предложение действительно при предъявлении пенсионного удостоверения. Рекламодатель ИП <…> ИНН 290203865450 Люди доверяют. Деньги на любые нужды. Неделя займа бесплатно каждому новому клиенту. Займы предоставляются ООО МКК «Центрофинанс Групп»  (ИНН 2902076410). Условия, определяющие фактическую стоимость займа «Для новых неделя бесплатно 1%» - для клиентов, ранее не заключавших договоры с Обществом,  1% в день (365% годовых), сумма займа от 3000 до 10000 руб. на срок от21 до 32 дней. При этом с 1 по 14 и с 22 дня процент за пользование займом составляет 1% в день (365% годовых), с 15 по 21 день проценты не начисляются. Рекламодатель ИП <…> ИНН 290203865450».

Представленный макет рекламы, размещенной по адресу г. Юрга,                                 ул. Машиностроителей, 41, содержит все необходимые условия предоставления потребительских займов, в связи с чем, признаки нарушения требований части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» в действиях ООО МКК «Центрофинанс Групп» отсутствуют.

Руководствуясь абзацем «а» пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Кемеровского УФАС России,     

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Производство по делу № 042/05/28-1099/2020 в отношении Общества с ограниченной ответственностью микрокредитная компания «Центрофинанс Групп» (юридический адрес: 164500, г. Северодвинск, ул. К. Маркса, д. 46, оф. 500,  ОГРН 1132932001674, дата присвоения ОГРН 03.07.2013, ИНН 2902076410,  КПП 290201001) прекратить в связи с неподтверждением в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ "АРИФМЕТИКА"
ИНН 5410059568, ОГРН 1165476123559