Решение №09/6067 по делу от 15 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<…>

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 042/05/18-704/2022

 

«15» сентября 2022г.                                                                            г.  Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

 

<…> -

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:                     

<…>-

начальника отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

 

<…>-

главного специалиста-эксперта отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 042/05/18-704/2022, возбужденное  в отношении индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>, адрес: <…>) по признакам нарушения частей 1, 2 статьи 18, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),                                                                                           

УСТАНОВИЛА:

          В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление <…> (исх. от 20.05.2022,  вх. от 23.05.2022 № 3081э) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы 20.05.2022 в 09 часов 20 минут посредством телефонного звонка от абонента <…> на абонентский номер заявителя <…>, следующего содержания:

          - «Вам одобрена кредитная карта с лимитом до 1 миллиона рублей  от …банка. Кредитная история и доход не учитываются. Карта уже одобрена, ее нужно только подтвердить. Выпуск и обслуживание бесплатные, снятие наличных без комиссии. Для того чтобы узнать одобренный лимит, нажмите 1 или 0, чтобы звонки больше не поступали».

Поступление звонка 20.05.2022 в 09 часов 20 минут на телефон заявителя подтверждается представленной записью разговора и детализацией предоставленных услуг по абонентскому номеру <…>. 

Из информации, представленной в адрес Кемеровского УФАС России ПАО «ВымпелКом» (исх. от 31.05.2022 № ВР-04/б/н) следует, что абонентский номер <…> выделен по договору о предоставлении услуг связи «Билайн» от 08.11.2021 № <…> ИП <…>.

Из заявления следует, что согласие на получение вышеуказанной рекламы посредством телефонного звонка на абонентский номер <…> заявитель не давал.

Частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» установлено, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В соответствии с частью 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе» не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Также в соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом   «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

03.06.2022 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/18-704/2022 в отношении ИП <…> и назначено к рассмотрению на 05.07.2022 в 08 часов 30 минут. Копия данного определения была направлена в адрес ИП <…> заказным письмом с уведомлением о вручении, а также заявителю по электронной почте (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с пометкой «ожидает адресата в месте вручения» имеется в материалах дела).

05.07.2022 Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотрение дела № 042/05/18-704/2022 отложить в связи с отсутствием сведений о надлежащем уведомлении ИП <…> о дате, времени  и  месте рассмотрения данного дела, а также для получения дополнительных доказательств по делу.

Определением от 05.07.2022 рассмотрение дела № 042/05/18-704/2022 было отложено на 08.08.2022 в 08 часов 30 минут. Копия данного определения была направлена в адрес ИП <…> заказным письмом с уведомлением о вручении, а также заявителю по электронной почте (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с пометкой «ожидает адресата в месте вручения» имеется в материалах дела).

08.08.2022 Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотрение дела № 042/05/18-704/2022 отложить в связи с отсутствием сведений о надлежащем уведомлении ИП <…> о дате, времени  и  месте рассмотрения данного дела, а также для получения дополнительных доказательств по делу

Определением от 08.08.2022 рассмотрение дела № 042/05/18-704/2022 было отложено на 15.09.2022 в 08 часов 30 минут. Копия данного определения была направлена в адрес ИП <…> заказным письмом с уведомлением о вручении, а также заявителю по электронной почте (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с пометкой «возврат отправителю из-за истечения срока хранения» имеется в материалах дела).

15.09.2022 состоялось рассмотрение дела № 042/05/18-704/2022 в отсутствие лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление <…> (исх. от 20.05.2022, вх. от 23.05.2022 № 3081э) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы 20.05.2022 в 09 часов 20 минут посредством телефонного звонка от абонента <…> на абонентский номер заявителя <…>, следующего содержания:

- «Вам одобрена кредитная карта с лимитом до 1 миллиона рублей от …банка. Кредитная история и доход не учитываются. Карта уже одобрена, ее нужно только подтвердить. Выпуск и обслуживание бесплатные, снятие наличных без комиссии. Для того чтобы узнать одобренный лимит, нажмите 1 или 0, чтобы звонки больше не поступали».

Поступление звонка 20.05.2022 в 09 часов 20 минут на телефон заявителя подтверждается представленной записью разговора и детализацией предоставленных услуг по абонентскому номеру <…>. 

Из информации, представленной в адрес Кемеровского УФАС России ПАО «ВымпелКом» (исх. от 31.05.2022 № ВР-04/б/н) следует, что абонентский номер <…> выделен по договору о предоставлении услуг связи «Билайн» от 08.11.2021 № 820512193 ИП <…>.

Из заявления следует, что согласие на получение вышеуказанной рекламы посредством телефонного звонка на абонентский номер <…> заявитель не давал.

Частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» установлено, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В соответствии с письмом ФАС России от 26.12.2019 № ДФ/114009/19 «О применении части 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе», запись телефонного разговора, предоставленная абонентом антимонопольному органу, содержащая в начале такого разговора воспроизведенный абоненту заранее записанный аудиофрагмент, предоставляющий собой последовательность звуков и/или речь человека (автоматизированная запись), позволяет сделать вывод о том, что в ходе осуществления такого звонка абоненту использовались средства выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматическое дозванивание).

Такие обстоятельства могут рассматриваться антимонопольными органами как нарушение рекламораспространителем требований части 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с аудиозаписью разговора, представленной заявителем, в начале разговора абоненту был воспроизведен заранее записанный аудиофрагмент (автоматизированная запись).

В соответствии с частью 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе» не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

Следовательно, распространение ИП <…> рекламы посредством телефонного звонка без согласия абонента <…>, в начале которого абоненту был воспроизведен заранее записанный аудиофрагмент (автоматизированная запись), содержит признаки нарушения частей 1, 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В нарушение данной правовой нормы в тексте вышеуказанной рекламы отсутствует информация о лице, оказывающем финансовую услугу.

  Также в соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом   «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе).

При этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 Закона о потребительском кредите.

По мнению специалистов ФАС России, к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

В нарушение данной правовой нормы в тексте указанной рекламы указано только сумма потребительского кредита, иные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее, в рекламе отсутствуют.

Частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28  ФЗ «О рекламе».

Частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что ответственность за нарушение требований, установленных частями 1, 2 статьи 18, частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель.

В данном случае рекламодателем и рекламораспространителем является ИП <…>

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России,      

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу индивидуального предпринимателя <…> (адрес: <…>), распространенную посредством телефонного звонка от абонента   8<…>  на абонентский номер <…>, поскольку в ней нарушены требования частей 1, 2 статьи 18, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать индивидуальному предпринимателю <…> (адрес: <…>) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу  Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «15» сентября 2022 года.

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 37   ФЗ «О рекламе».

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны