Решение №ТМ/7686/23 Решение по делу №042/05/5-921/2023 от 21 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Решение по делу № 042/05/5-921/2023

 

Индивидуальному предпринимателю

<...>

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 042/05/5-921/2023

 

«15» августа 2023г. г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:


 

Заместителя

председателя Комиссии:

<...> -

 

заместителя руководителя управления;

 

Членов Комиссии:

<...> -

начальника отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции;

 

 

<...> -

главного специалиста - эксперта отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

 

рассмотрев дело № 042/05/5-921/2023, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя <...> (адрес: <...>, далее – ИП <...>) по признакам нарушения пунктов 2, 3, 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили заявления физических лиц (исх. от 26.06.2023 б/н , вх. от 26.06.2023 № 5843-ЭП/23, исх.03.07.2023 б/н, вх. от 03.07.2023 №6129-ИП/23) о наличии признаков нарушения требований ФЗ «О рекламе».

Из заявлений следует, что на территории г. Новокузнецка в подъездах многоквартирных жилых домов, распространяются рекламные листовки (извещения за июнь 2023), следующего содержания:

«Предупреждаем Вас, что согласно Федеральному закону от 26.06.2008г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и Постановлению правительства РФ от 06.06.2011 №354, индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления.

Во избежание начисления платы за потребление по общему нормативу, а также в целях соблюдения Закона, Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения поверки приборов учета воды по телефону: <...>».

В случае невыполнения п.60 Постановления Правительства № 354 произойдет увеличение оплаты за коммунальные услуги на 50 процентов, т.е. расчет будет производиться по нормативу с повышающим коэффициентом 1,5.»

В соответствии с пунктами 2, 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара, об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

13.07.2023 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/5-921/2023 в отношении ИП <...> и назначено к рассмотрению на 15.08.2023 на 09 часов 00 минут. Копия данного определения была направлена в адрес ИП <...> заказным письмом с уведомлением о вручении, а также заявителю по электронной почте (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с пометкой «вручение адресату» имеется в материалах дела).

15.08.2023 состоялось рассмотрение дела № 042042/05/5-921/2023 в отсутствие лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

В адрес Кемеровского УФАС России поступили обращения физических лиц (вх. от 26.06.2023 № 5843-ЭП/23, вх. от вх. от 03.07.2023 №6129-ИП/23) о наличии признаков нарушения требований ФЗ «О рекламе».

Из заявлений следует, что на территории г. Новокузнецка в подъездах многоквартирных жилых домов, распространяются рекламные листовки (извещения за июнь 2023), следующего содержания:

«Предупреждаем Вас, что согласно Федеральному закону от 26.06.2008г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и Постановлению правительства РФ от 06.06.2011 № 354, индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления.

Во избежание начисления платы за потребление по общему нормативу, а также в целях соблюдения Закона, Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения поверки приборов учета воды по телефону: <...>».

В случае невыполнения п.60 Постановления Правительства № 354 произойдет увеличение оплаты за коммунальные услуги на 50 процентов, т.е. расчет будет производиться по нормативу с повышающим коэффициентом 1,5.»

При рассмотрении поступивших заявлений Кемеровским УФАС России было установлено следующее:

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Информация, указанная в рассматриваемом извещении, является рекламой, так как распространена при помощи рекламных листовок, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Из содержания текста рекламной информации, содержащегося в рассматриваемых извещениях следует, что объектом рекламирования являются услуги по проведению поверки приборов учета воды организацией «ЖилСервис Новокузнецк».

Из имеющихся у Кемеровского УФАС России сведений, поступивших от ПАО «Мобильные ТелеСистемы» следует, что абонентский номер 8 (3843) 56-13-66 принадлежит ИП <...>, ОГРНИП 314100106300057 (договор об оказании услуг связи от 21.10.2022 № 6275063) .

Целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить. Закон не предъявляет требования указать всю существенную информацию, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге).

В соответствии с пунктами 2, 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара, об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

Использование в рассматриваемом извещении следующих слов и словосочетаний: «индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку», «во избежание начисления платы за потребление по общему нормативу…, Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения поверки…», «работы по поверке будут проводиться с 19.06.2023 по 10.07.2023г. (с 05.06.2023 по 30.06.2023г.)» создает у потребителей впечатление об обязательности приобретения данной услуги именно у «ЖилСервис Новокузнецк».

Кроме того, форма изложения рекламной информации в виде извещения со штрих-кодом может быть воспринята потребителями как обязательное к исполнению распоряжение снабжающей организации к совершению действий по поверке приборов учета воды в указанные в листовке (извещении) сроки, а также обязательности приобретения данной услуги у «ЖилСервис Новокузнецк».

Ссылки в рекламе на нормативно-правовые акты, а также утверждение об обязательности поверки приборов учета вводят потребителей в заблуждение, создают впечатление о проведении данных работ определенной организацией и необходимости обращения в «ЖилСервис Новокузнецк» для соблюдения требований действующего законодательства.

В рассматриваемых рекламных листовках (извещениях) указано, что поверка будет проводиться с 19.06.2023 по 10.07.2023г. (с 05.06.2023 по 30.06.2023г.). Такое указание в рекламе создает у потребителей впечатление о плановости проведения работ. В действительности не установлено, что работы являются плановыми, проводятся в соответствии с графиком.

Таким образом, в рекламных листовках (извещениях) усматриваются признаки нарушения пунктов 2, 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку они содержат недостоверные сведения относительно характеристик и условий потребления данной услуги гражданами, а также недостоверные сведения относительно возможности приобретения данных услуг в определенное время.

В силу пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит недостоверные сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Рассматриваемая реклама содержит недостоверные сведения относительно лица, оказывающего услуги, поскольку фактически услуги рекламирует и представляет ИП <...>, сведений о регистрации юридических лиц с наименованием «ЖилСервис Новокузнецк» на территории г.Новокузнецка в ЕГРЮЛ не содержится.

Кроме того, наименование «ЖилСервис Новокузнецк» создает впечатление о возможности приобретения услуг только у данного хозяйствующего субъекта. У потребителей создается впечатление о том, что «ЖилСервис Новокузнецк» является некой муниципальной организацией обслуживания объектов ЖКХ, а также указывает на преимущество перед другими хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по поверке приборов учета, тогда как в действительности данного преимущества не существует.

Таким образом, спорная реклама также содержит недостоверные сведения относительно наименования лица, оказывающего услугу, что вступает в противоречие с требованиями пункта 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 6 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктами 2, 3, 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несёт рекламодатель.

В данном случае рекламодателем является ИП <...>.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия Кемеровского УФАС России,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу индивидуального предпринимателя <...> (адрес: <...>), размещенную в распространяемых рекламных листовках (извещениях) в подъездах многоквартирных жилых домов на территории г. Новокузнецка, поскольку данная реклама вступает в противоречие с требованиями пунктов 2, 3, 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать индивидуальному предпринимателю <...> (адрес: <...>) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме « » августа 2023 года.

 

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 37 ФЗ «О рекламе».

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

<...>

 

<...>

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны