Определение №ТМ/1306/23 Определение от 7 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Генеральному директору

ООО «Биосвязь»

<...>

 

 

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 042/05/18-116/2023 И НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА

К РАССМОТРЕНИЮ

 

«07» февраля 2023г. г. Кемерово

 

Заместитель председателя Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <...>, заместитель руководителя управления, рассмотрев материалы о распространении обществом с ограниченной ответственностью «Биосвязь» (далее – ООО «Биосвязь», адрес: 191015, г. Санкт – Петербург, ул. Таврическая, д. 17, литера А, оф. 13, ОГРН 1157847303569, Дата присвоения ОГРН 07.09.2015, ИНН 7810379975, КПП 784201001) рекламы, содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление физического лица (исх. 11.12.2022 № 3/Б, вх. от 13.12.2022 № 5105-ИП/22) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении 25.05.2022 рекламы на электронную почту заявителя еxpert-mar@mail.ru от marketing@biosvyaz.com следующего содержания:

«Экспортная партия комплексов БОС -33% цены. Оздоровление и реабилитация детей и взрослых. Телефон <...> (звонок бесплатный) Эл. адрес marketing@biosvyaz.com. Подписывайтесь Вконтакте и получайте скидочную карту клиента ССЫЛКА».

Из заявления следует, что указанное письмо поступило на электронную почту заявителя без предварительного согласия в нарушение требований части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

Кроме того из заявления следует, что поступившая реклама не содержала и не содержит полной информации. Такая подача рекламы не позволяет потенциальному покупателю получить достаточные сведения о ней, что способствует формированию у него неверных представлений о сумме денежных средств, расход которой потребуется для пользования рекламируемым продуктом. При этом вся необходимая и требуемая по закону информация должна доводиться непосредственно в рекламе с тем, чтобы обеспечить возможность потребителю с ней ознакомиться, так как она может существенно повлиять на его выбор. Тем самым возникает факт искажения смысла информации относительно услуги и введение в заблуждение потребителя, в связи с чем, в поступившей рекламе, по мнению заявителя, содержатся признаки нарушения требований части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Также, по мнению заявителя, указанная реклама содержит признаки нарушения требований пунктов 4, 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Из ответа ПАО «ВымпелКом» (исх. от 27.12.2022 № ВР-04/б/н) следует, что абонентский номер <...>, указанный в рекламе, выделен по договору об оказании услуг связи от 16.02.2012 № Е2944 ООО «Биосвязь».

Из ответа АО «РСИЦ» (исх. от 29.12.2022 № 5730-С) следует, что администратором домена второго уровня biosvyaz.com является ООО «Биосвязь».

Пунктом 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.

Вместе с тем, в поступившем заявителю сообщении отсутствует указание на лечебные свойства объекта рекламирования, таким образом, признаки нарушения требований пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в данном случае отсутствуют.

В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 6 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

Запрет, содержащийся в пункте 4 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе», касается не только визуального образа медицинских и фармацевтических работников, но любых визуальных, звуковых и иных средств, формирующих образ медицинских и фармацевтических работников в сознании потребителя рекламы.

Под образом понимается отражение в сознании потребителей рекламы объектов материального мира, их наглядное, живое представление. При этом необходимо заметить, что использование образов может быть визуальным, звуковым, текстовым.

Визуальным использованием образов медицинских и фармацевтических работников в рекламе, является изображение в рекламе данных лиц (включая неизвестных или вымышленных), в том числе демонстрация частей тела, силуэтов и т.п.

В поступившем заявителю сообщении содержится изображение женщины, которая проводит обследование мужчины. В данном случае изображение формирует в сознании потребителя образ медицинского работника, следовательно, содержит признаки нарушения требований пункта 4 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В тексте представленного сообщения отсутствует существенная информация о цене товара, от которой рассчитывается скидка -33%, в связи с чем, искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из заявления также следует, что согласие на получение вышеуказанной рекламы посредством электронного письма на электронную почту еxpert-mar@mail.ru заявитель не давал.

Частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» установлено, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 4 части 5, частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несёт рекламодатель.

В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе», несёт рекламораспространитель.

В данном случае рекламодателем и рекламораспространителем является ООО «Биосвязь».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1.Возбудить производство по делу № 042/05/18-116/2023 по признакам нарушения пункта 4 части 5, части 7 статьи 5, части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

2. Признать лицами, участвующими в деле:

Заявитель – физическое лицо;

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – общество с ограниченной ответственностью «Биосвязь» (адрес: 191015, г. Санкт – Петербург, ул. Таврическая, д. 17, литера А, оф. 13, ОГРН 1157847303569, Дата присвоения ОГРН 07.09.2015, ИНН 7810379975, КПП 784201001).

3. Назначить дело № 042/05/18-116/2023 к рассмотрению на 30 марта 2023 года на 10 часов 00 минут по адресу: 650000, г. Кемерово, ул. Ноградская, д.5, каб. 309. Регистрация участников дела состоится в 09 часов 50 минут в каб. 316.

4. ООО «Биосвязь» необходимо представить в адрес Кемеровского УФАС России в срок до 29 марта 2023 года копии следующих документов (заверенных надлежащим образом):

-свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

-договора (иного документа со всеми приложениями) на распространение вышеуказанной рекламы;

- платежных документов (счетов - фактур, актов выполненных работ, платежных поручений или иных документов), подтверждающих факты оплаты за изготовление и распространение вышеуказанной рекламы;

-письменное согласие владельца электронной почты еxpert-mar@mail.ru на получение рекламы.

Дополнительно ООО «Биосвязь» необходимо представить письменное пояснение по поводу распространения вышеуказанной рекламы.

В случае отсутствия какой-либо информации из запрашиваемого перечня или невозможности ее предоставления необходимо указать причины отсутствия данной информации.

Дополнительно сообщаем о возможности рассмотрения дела с использованием систем видеоконференцсвязи или программ, обеспечивающих голосовую видеосвязь посредством сети «Интернет».

Для обеспечения беспрепятственного доступа к видеоконференцсвязи и формирования графика конференций Кемеровское УФАС России просит заблаговременно (не позднее 3 рабочих дней до рассмотрения) сообщить о принятом решении об участии.

При этом полномочия представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлены в адрес Кемеровского УФАС России с вышеуказанным ходатайством.

О принятом решении надлежит сообщить Кемеровскому УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента получения настоящего определения и направить по электронной почте: to42@fas.gov.ru.

Одновременно сообщаем, что независимо от формы участия в заседании Комиссии Кемеровского УФАС России, все письменные пояснения и документы будут всесторонне изучены и учтены при рассмотрении дела.

 

Заместитель руководителя управления

<...>

 

Связанные организации

ООО "Биосвязь"
ИНН 7810379975, ОГРН 1157847303569