Решение №09/1879 по делу от 4 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«28» февраля 2020г.         г.  Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

 

<…> -

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:                     

<…> -

начальника отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков;

 

<…>-

специалиста-эксперта отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции и финансовых рынков,

рассмотрев дело № 042/05/28-82/2020, возбужденное в отношении Автономной некоммерческой организации «Центр дополнительного профессионального образования «Прогресс» (далее – АНО «ЦДПО «Прогресс»,  ИНН 4214040600, ОГРН 1194200000840, дата присвоения ОГРН 20.08.2019, КПП 421401001, юридический адрес: 652870, г. Междуреченск, пр. Строителей,  д. 25, кв. 41) по признакам нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту -  ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили обращения АНО «ЦДПО «Профессионал» (вх. от 03.12.2019 № 7061э, вх. от 06.12.2019 № 7299) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе».

Из обращений следует, что в октябре 2019 сотрудниками  АНО «ЦДПО «Профессионал» в общем доступе была обнаружена рекламная информация о вновь открывшемся в г. Междуреченске учебном Центре дополнительного профессионального образования АНО «ЦДПО «Прогресс», а также реклама предоставляемых АНО «ЦДПО «Прогресс» услуг по подготовке водителей различных категорий, распространяемая в виде информации о наборе и обучении водителей.      

При рассмотрении данных обращений, Кемеровским УФАС России были просмотрены указанные в обращениях страницы сайтов, составлены Акты осмотра сайтов от 05.12.2019, 18.12.2019, 14.01.2020 и установлено следующее:

В соответствии с Актом осмотра сайта от 14.01.2020 на странице сайта https://ok.ru/progrecc.19?st размещена реклама следующего содержания:

«Прогресс учебный центр. Дорогие друзья! У нас Вы можете заключить договор без предварительной оплаты, с рассрочкой на срок обучения или оформить кредит. Всегда действуют скидки и акции. За более подробной информацией обращаться: г. Междуреченск, ул. Юности, дом 10, офис № 211 р.т. <…>, с.т. <…>».

          21.01.2020 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/28-82/2020 в отношении АНО «ЦДПО «Прогресс» и назначено к рассмотрению на 28.02.2020 в 11 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес АНО «ЦДПО «Прогресс» заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП «почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

           17.02.2020 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения АНО «ЦДПО «Прогресс» (исх. от 12.02.2020 № 18), из которых следует, что в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

           Рекламой признается информация, позволяющая четко обозначить, индивидуализировать конкретный объект рекламирования, выделить его среди однородных товаров и сформировать к нему интерес в целях продвижения на рынке, в том числе в случае размещения такой информации на рекламных конструкциях.

           Информация, не содержащая указания на объект рекламирования, в том числе наименования организации, названий товаров (работ, услуг), средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которые позволяют выделить конкретное лицо или конкретный товар среди множества однородных, не направленная на их продвижение на рынке и не формирующая интереса к ним, не является рекламой, поскольку такая информация не содержит объекта рекламирования.

            Цель данного информационного объявления заключалась в обеспечении информации для потребителей, но не в формировании интереса и привлечения внимания к конкретной организации и продаваемым товарам. При этом в рассматриваемой информации не содержится ни конкретных сведений о товаре, ни об условиях его приобретения или использования.

            Вышеуказанное объявление изготавливалось без привлечения третьих лиц и размещалось только на личной странице в социальных сетях. Согласно статье 489 Гражданского Кодекса Российской Федерации договором о продаже товара в кредит может быть предусмотрена оплата товара в рассрочку. Договор о продаже товара в кредит с условием о рассрочке платежа считается заключенным, если в нем наряду с другими существенными условиями договора купли – продажи указаны цена товара, порядок, сроки и размеры платежей в данном контексте «кредит» по общему правилу не предполагает уплаты покупателям процентов, также потребитель может рассчитаться по терминалу для оплаты банковской картой, в том числе кредитной, данная информация не является ложной и не может вводить потребителей в заблуждение, так как для целей кредитования заключен договор с кредитной организацией.

          28.02.2020 состоялось рассмотрение дела № 042/05/28-82/2020 в присутствии представителя заявителя <…> (доверенность № 19 от 30.10.2019), а также директора АНО «ЦДПО «Прогресс» <…>.

          Представитель заявителя поддержал доводы, указанные в обращении.

          Директор АНО «ЦДПО «Прогресс» пояснила, что официально АНО «ЦДПО «Прогресс» начало осуществлять деятельность 11.11.2019. АНО «ЦДПО «Прогресс» заключен договор с кредитной организацией - обществом с ограниченной ответственностью «Хоум Кредит энд Финанс Банк» от 09.12.2019 № <…>. В настоящее время спорная реклама не распространяется. Вместе с тем, доказательств отсутствия спорной рекламы АНО «ЦДПО «Прогресс» в адрес Кемеровского УФАС России не  представлено.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили обращения АНО «ЦДПО «Профессионал» (вх. от 03.12.2019 № 7061э, вх. от 06.12.2019 № 7299) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе».

Из обращений следует, что в октябре 2019 сотрудниками АНО «ЦДПО «Профессионал» в общем доступе была обнаружена рекламная информация о вновь открывшемся в г. Междуреченске учебном Центре дополнительного профессионального образования АНО «ЦДПО «Прогресс», а также реклама предоставляемых АНО «ЦДПО «Прогресс» услуг по подготовке водителей различных категорий, распространяемая в виде информации о наборе и обучении водителей.      

При рассмотрении данных обращений, Кемеровским УФАС России были просмотрены указанные в обращениях страницы сайтов, составлены Акты осмотра сайтов от 05.12.2019, 18.12.2019, 14.01.2020 и установлено следующее:

В соответствии с Актом осмотра сайта от 14.01.2020 на странице сайта https://ok.ru/progrecc.19?st размещена реклама следующего содержания:

«Прогресс учебный центр. Дорогие друзья! У нас Вы можете заключить договор без предварительной оплаты, с рассрочкой на срок обучения или оформить кредит. Всегда действуют скидки и акции. За более подробной информацией обращаться: г. Междуреченск, ул. Юности, дом 10, офис № 211 р.т. <…>,  с.т. <…>».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

ФЗ «О рекламе» признает в качестве рекламы не любую информацию, содержащую указание на товар, услугу, мероприятие или лицо, а только такую, которая отвечает всем признакам рекламы, указанным в статье 3 данного Закона, в частности, которая направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (например, всплывающий баннер), такая информация может быть признана рекламой.

Информация о деятельности организации, размещенная на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не являющихся официальными сайтами такой организации, подлежит оценке на предмет отнесения к рекламе или иной информации в каждом конкретном случае, исходя из содержания такой информации и всех обстоятельств её размещения.

         Согласно письму ФАС России от 25.09.20190 № АК/83509/19 «О разъяснении по вопросу рекламы в информационно – телекоммуникационной сети Интернет» ФЗ «О рекламе» не содержит специальных требований к рекламе, распространяемой в социальных сетях «Вконтакте» и «Одноклассники».

         В то же время такая реклама должна соответствовать как общим требованиям, установленным ФЗ «О рекламе», в том числе требованиям достоверности и добросовестности, так и специальным требованиям, установленным указанным Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров и услуг.

В случае выявления нарушений ФЗ «О рекламе» антимонопольные органы привлекают виновных лиц к ответственности.

Таким образом, информация, размещенная на странице в социальной сети https://ok.ru/progrecc.19?st в виде баннера является рекламной, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимание к объекту рекламирования – Учебному центру «Прогресс», а также к услугам, которые предоставляет данный учебный центр (в данном случае возможность обучения в кредит).

Из информации, представленной в адрес Кемеровского УФАС России АО «РИКТ» (исх. от 30.12.2019 № 2468) абонентский номер <…>, указанный в рекламе принадлежит АНО ЦДПО «Прогресс».

         Частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

         В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее – ФЗ «О защите конкуренции») финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

        Пунктом 6 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

Статьей 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» установлено, что кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

В соответствии с частью 1 статьи 819 Гражданского Кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.

Согласно информации, размещенной на сайте Центрального банка Российской Федерации (http://www.cbr.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» АНО «ЦДПО «Прогресс» не является кредитной организацией, а также не является микрофинансовой организацией (не состоит в реестре МФО), не состоит в сельскохозяйственном и кредитном кооперативе, а также не осуществляет деятельность ломбарда.

Следовательно, АНО «ЦДПО «Прогресс» не вправе самостоятельно предоставлять финансовую услугу – кредит.

  В нарушение данной правовой нормы в тексте рекламы отсутствует наименование лица, предоставляющего финансовую услугу – кредит.

  В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» несёт  рекламораспространитель.  

   В данном случае рекламодателем является АНО «ЦДПО «Прогресс».  

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России,      

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать Автономную некоммерческую организацию «Центр дополнительного профессионального образования «Прогресс» (ИНН 4214040600, ОГРН 1194200000840, дата присвоения ОГРН 20.08.2019,  КПП 421401001, юридический адрес: 652870, г. Междуреченск, пр. Строителей,  д. 25, кв. 41) нарушившей требования части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы без указания лица, предоставляющего финансовую услугу - кредит.

2. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства  «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному  должностному  лицу  Кемеровского УФАС России  для  возбуждения  дела  об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме «04»  марта 2020 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

Связанные организации

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ПРОГРЕСС"
ИНН 4214040600, ОГРН 1194200000840