Определение №НК/3150/24 Определение о возбуждении дела № 042/05/28-556/2024 и назнач... от 12 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Определение о возбуждении дела

№ 042/05/28-556/2024 и назначении дела к рассмотрению

 

Индивидуальному предпринимателю

<...>

 

652303, Кемеровская область-Кузбасс,

г. Топки, ул. Максима Горького, <...>

 

<...>

 

 

Заместителю начальника

Сибирского ГУ Банка России

<...>

 

630099, Новосибирская область,

г. Новосибирск, пр. Красный, 27

 

50central_bank@cbr.ru

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 042/05/28-556/2024 И НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА

К РАССМОТРЕНИЮ

 

«12» апреля 2024г. г. Кемерово

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <...>, руководитель управления, рассмотрев материалы о размещении индивидуальным предпринимателем <...> (далее – ИП <...>, адрес: 652303, Кемеровская область-Кузбасс, г. Топки, ул. Максима Горького, <...> дата рождения <...>, место рождения Россия, Красноярский край, г. Железногорск) рекламы, содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение Сибирского ГУ Банка России (исх. № Т6-30/3434 от 14.03.2024, вх. № 2864-М/24 от 15.03.2024) о наличии признаков нарушения требований ФЗ «О рекламе» в действиях ИП <...>.

Из обращения следует, что ИП <...> осуществляет деятельность по предоставлению потребительских займов с признаками нелегальной по адресу: Кемеровская область-Кузбасс, г. Топки, ул. Луначарского, д. 13а (фотографии имеются в материалах).

Из представленных фотографий следует:

-на вывеске с торца помещения и конструкции возле помещения размещена информация: «Капитал Ломбард 24», «ЛК Капитал Ломбард»;

-на стекле окна внутри помещения размещена информация: «ЛК КАПИТАЛ, КРЕДИТ, Работаем с банками»».

-на стене на плакате внутри помещения размещена реклама следующего содержания:

1. «ЛК КАПИТАЛ, Займы под залог золота, серебра · кольца · серьги ·подвески · браслеты Займы под залог техники Примем все, что включается в розетку г. Топки возле бизнес инкубатора по улице Дзержинского тел: <...>»;

2. «Срочно понадобились деньги? Куда бежать за быстрым займом после работы? отделения во всех районах шаговая доступность комфортные часы работы быстрота займа Обращайтесь к нам и Вы успеете. ЛК КАПИТАЛ»;

3. «ЛК КАПИТАЛ Займы под хранение ювелирных изделий ВСЕГДА высокая оценка ЗОЛОТА! Выгодные условия залога Скупка золота ДОРОГО! Топки, возле бизнес инкубатора, по улице Дзержинского! Режим работы Пн-пт с 08.00 до 20.00 …».

При рассмотрении поступившего обращения Кемеровским УФАС России установлено следующее:

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

При этом в соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе» данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Кроме того, согласно пункту 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, также не является рекламой.

При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

Информация «Капитал Ломбард 24», «ЛК Капитал Ломбард» не является рекламой, так как размещена в месте осуществления деятельности организации, не преследует целей, связанных с рекламой, следовательно, признаки нарушения требований ФЗ «О рекламе» в данном случае отсутствуют.

Вместе с тем, Кемеровским УФАС России установлено, что информация, размещенная по адресу: Кемеровская область-Кузбасс, г. Топки, ул. Луначарского, д. 13а на стене на плакате внутри помещения является рекламой: ««Займы под залог золота, серебра», «Займы под залог техники», «Куда бежать за быстрым займом после работы?», «быстрота займа», «Займы под хранение ювелирных изделий», «Выгодные условия залога»», «Скупка золота ДОРОГО!». Использование в рекламе слова «Займы под залог» дает основание потребителям услуг полагать, что субъект, разместивший указанную рекламу, осуществляет именно финансовую деятельность.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 2, частью 7 статьи 2.6 Федерального закона от 19.07.2007 № 196 - ФЗ «О ломбардах» (далее - ФЗ «О ломбардах»), ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим ФЗ «О ломбардах» и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей. Ломбард должен иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) на иностранных языках. Полное фирменное наименование и (при наличии) сокращенное фирменное наименование ломбарда должны содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.

Ломбарду запрещается заниматься какой - либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.

Согласно части 2 статьи 2.3 ФЗ «О ломбардах» регулирование деятельности ломбардов по предоставлению краткосрочных займов осуществляется Центральным Банком Российской Федерации.

Присутствующие в рекламе, размещенной по вышеуказанному адресу слова «Займы под залог» не соответствуют действительности о природе услуг, предоставляемых ИП <...>, поскольку последний не осуществляет деятельность по предоставлению краткосрочных займов гражданам и хранению вещей в соответствии с ФЗ «О ломбардах», в связи с чем, реклама нарушает пункт 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

ИП <...> осуществляя деятельность под видом ломбарда, при этом не являясь юридически зарегистрированным в качестве ломбарда и не выполняя требований ФЗ «О ломбардах», вводит граждан в заблуждение относительно гарантий, которые им предоставляются законодательством о ломбардной деятельности, посредством размещения рекламы и привлекает к себе внимание потребителей, получает преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности.

Сведения об ИП <...> не содержатся в Государственном реестре ломбардов Банка России, в связи с чем, ИП <...> не является финансовой организацией, наделенной правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Статьей 4 Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - ФЗ «О потребительском кредите (займе)») установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

К таким федеральным законам относятся Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», Федеральный закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах».

Частью 2.1 статьи 3 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» предусматривается право микрофинансовых организаций (МФО) осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

Кемеровским УФАС России установлено, что согласно информации, размещенной на официальном сайте Центрального Банка России https://cbr.ru/vfs/ finmarkets/files/supervision/list_MFO.xlsx ИП <...> не включен в Реестр микрофинансовых организаций, следовательно, не вправе осуществлять деятельность по предоставлению потребительских займов.

В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России выполняет следующие функции, в том числе принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их.

Так в рекламе на стекле окна внутри помещения по адресу: Кемеровская область-Кузбасс, г. Топки, ул. Луначарского, д. 13а размещена следующая информация: «ЛК КАПИТАЛ, КРЕДИТ, Работаем с банками» присутствует слово «КРЕДИТ», что дает основание потребителям полагать, что субъект, разместивший указанную рекламу, осуществляет именно деятельность по предоставлению финансовых услуг. Однако, ИП <...> не зарегистрирован в качестве кредитной организации и не имеет лицензии на осуществление банковских операций (в том числе кредитование), что в свою очередь, вступает в противоречие с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Частью 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что, если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

ИП <...> не является финансовой организацией, наделенной правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований пункта 2 части 3, части 7 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В данном случае рекламодателем и рекламораспространителем является ИП <...>.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1.Возбудить производство по делу № 042/05/28-556/2024 по признакам нарушения требований пункта 2 части 3, части 7 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Признать лицами, участвующими в деле:

Заявитель - Сибирское ГУ Банка России (630099, г. Новосибирск, пр. Красный, 27);

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - индивидуальный предприниматель <...> (адрес: 652303, Кемеровская область-Кузбасс, г. Топки, ул. Максима Горького, <...>, дата рождения <...>, место рождения Россия, Красноярский край, г. Железногорск).

3. Назначить дело № 042/05/28-556/2024 к рассмотрению на 16 мая 2024 года в 10 часов 00 минут по адресу: 650000, г. Кемерово, ул. Ноградская, д.5, каб. 309. Регистрация участников дела состоится в 09 часов 50 минут в каб. 316, ссылка для участия посредством видео-конференц-связи https://fas2.tconf.rt.ru/c/3295221769.

При этом полномочия представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие документы направлены в адрес Кемеровского УФАС России.

4. ИП <...> необходимо представить в адрес Кемеровского УФАС России в срок не позднее 13 мая 2024 года копии следующих документов (заверенных надлежащим образом):

-договор со всеми приложениями или иной документ на изготовление и распространение рекламы вышеуказанного содержания по адресу: 652300, Кемеровская область-Кузбасс, г. Топки, ул. Луначарского, д. 13а;

-счетов - фактур, платежных поручений или иных документов, подтверждающих оплату за распространение вышеуказанной рекламы по адресу: 652300, Кемеровская область-Кузбасс, г. Топки, ул. Луначарского, д. 13а;

-договор аренды (иной документ) на помещение по адресу: 652300, Кемеровская область-Кузбасс, г. Топки, ул. Луначарского, д. 13а;

-письменные пояснения по поводу размещения спорной рекламы по вышеуказанному адресу, содержащей признаки нарушения требований пункта 2 части 3, части 7 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В случае отсутствия какой-либо информации из запрашиваемого перечня или невозможности ее предоставления необходимо указать соответствующие причины.

Одновременно сообщаем, что независимо от формы участия в заседании Комиссии Кемеровского УФАС России, все письменные пояснения и документы будут всесторонне изучены и учтены при рассмотрении дела.

 

 

 

 

Руководитель управления

<...>

Связанные организации

Сибирское ГУ Банка России
ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020