Заключение №09/13200 об обстоятельствах дела от 25 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 042/01/14.8-1061/2019

«19» декабря 2019г.             г.Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

 

<…>

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

<…>

начальника юридического отдела Отделения по Кемеровской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации;

 

<…>

главного юрисконсульта юридического отдела Отделения по Кемеровской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации;

 

<…>

главного специалиста-эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков,

рассмотрев дело № 042/01/14.8-1061/2019, возбужденное по признакам нарушения Акционерным обществом «СОГАЗ» (далее - АО «СОГАЗ», ИНН 7736035485, КПП 770801001, ОГРН 1027739820921, юридический адрес: 107078, г.Москва, пр.Академика Сахарова, 10; создание юридического лица 22.03.1995) статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции), в присутствии представителя:

- АО «СОГАЗ» <…> по доверенности № Ф45-9/19 от 20.07.2019,

 

УСТАНОВИЛА:

 

По результатам рассмотрения заявления Акционерного общества «АльфаСтрахование» (далее – АО «АльфаСтрахование») о наличии признаков нарушения Закона о защите конкуренции в действиях АО «СОГАЗ» при участии в аукционе в электронной форме (реестровый номер извещения № 31907451922) на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд Федерального государственного унитарного предприятия «Военизированная горноспасательная часть» филиала «Кемеровский ВГСО» ФГУП «ВГСЧ» (далее – Филиал «Кемеровский ВГСО» ФГУП «ВГСЧ») Кемеровским УФАС России были выявлены признаки нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в занижении цены договора на оказание услуг ОСАГО при применении заниженных размеров КБМ, что причинило убытки другому участнику данного открытого конкурса – конкуренту. В связи чем АО «СОГАЗ» было выдано предупреждение (исх. от 30.04.2019 № 09/4699) о необходимости в течение 30 дней со дня получения предупреждения совершения действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства:

-    устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения;

- устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства путем перечисления в бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Предупреждение (исх. от 30.04.2019 № 09/4699) было направлено по юридическому адресу АО «СОГАЗ» заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП Почта России о вручении 20.05.2019 корреспонденции адресату имеется в материалах), соответственно выполнить предупреждение Общество было обязано до 19.06.2019 включительно и сообщить об исполнении предупреждения в течение трех дней со дня его исполнения в срок до 24.06.2019 включительно.

В установленный срок сведения об исполнении предупреждения (исх. от 30.04.2019 № 09/4699) от АО «СОГАЗ» в адрес Кемеровского УФАС России не поступили.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Предупреждение Кемеровского УФАС России не было исполнено и было обжаловано АО «СОГАЗ» в Арбитражный суд Кемеровской области дело № А27-13242/2019.

28.06.2019 приказом Кемеровского УФАС России № 80 было возбуждено дело № 042/01/14.8-1061/2019 о нарушении антимонопольного законодательства и создана Комиссия по рассмотрению данного дела.

Определением от 01.06.2019 дело № 042/01/14.8-1061/2019 было назначено к рассмотрению на 07.08.2019 на 11 часов 00 минут.

Копии определения от 01.06.2019 и приказа Кемеровского УФАС России от 28.06.2019 № 80 были направлены в адрес лиц, привлеченных к рассмотрению дела № 042/01/14.8-1061/2019 заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта ФГУП Почта России о вручении корреспонденции адресатам имеются в материалах дела).

31.07.2019 Арбитражным судом Кемеровской области было принято решение по делу № А27-13242/2019 об оставлении без удовлетворения требований АО «СОГАЗ».

06.07.2019 в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство АО «АльфаСтрахование» о рассмотрении данного дела в отсутствие представителя АО «АльфаСтрахование».

07.08.2019 состоялось рассмотрение дела № 042/01/14.8-1061/2019 в присутствии <…> представителя АО «СОГАЗ» по доверенности, который заявил устное ходатайство об отложении рассмотрения данного дела до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-13242/2019. 

07.08.2019 в процессе рассмотрения дела № 042/01/14.8-1061/2019 Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о том, что для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела необходимо рассмотрение данного дела приостановить до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-13242/2019, имеющему значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 07.08.2019 рассмотрение дела было приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-13242/2019.

16.10.2019 Седьмым арбитражным апелляционным судом г.Томска решение Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-13242/2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба АО «СОГАЗ» без удовлетворения.

Определением от 21.10.2019 рассмотрение дела № 042/01/14.8-1061/2019 было возобновлено и назначено к рассмотрению на 05.12.2019 на 10 часов 00 минут. Копия определения была направлена в адрес АО «СОГАЗ» и АО «АльфаСтрахование» заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта ФГУП Почта России о вручении корреспонденции адресатам имеются в материалах дела).

В связи с производственной необходимостью рассмотрение дела № 042/01/14.8-1061/2019, назначенное на 05 декабря 2019г. на 10 часов 00 минут, было отложено на 19 декабря 2019г. на 11 часов 00 минут. Копия уведомления об отложении была направлена в адрес АО «СОГАЗ» и АО «АльфаСтрахование» заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта ФГУП Почта России о вручении корреспонденции адресатам имеются в материалах дела).

19.12.2019 состоялось рассмотрение дела № 042/01/14.8-1061/2019 в присутствии <…> представителя АО «СОГАЗ» по доверенности, который устно заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с решением Общества обжаловать решение Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-13242/2019 от 07.08.2019 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда г.Томска по делу № А27-13242/2019 от 16.10.2019 по обжалованию предупреждения (исх. № 09/4699 от 30.04.2019) Кемеровского УФАС России в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, однако, доказательств направления кассационной жалобы в адрес Кемеровского УФАС России не представлено, в связи с чем заявленное ходатайство было отклонено.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя АО «СОГАЗ», Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее.

25.01.2019 в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru/ было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме (реестровый номер извещения № 31907451922) на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд Филиала «Кемеровский ВГСО» ФГУП «ВГСЧ».

В электронном аукционе приняло участие 2 претендента АО «СОГАЗ» и АО «АльфаСтрахование» с ценой предложения:

- 434 483,08 рублей АО «СОГАЗ» дата подачи заявки 08.02.2019 05:20:07;

- 456 407,49 рублей АО «АльфаСтрахование» дата подачи заявки 08.02.2019 05:20:07.

В соответствии с протоколом подведения итогов № 31907451922 победителем было признано АО «СОГАЗ», предложившее наименьший размер страховой премии в размере 434 483,08 рублей.

По результатам аукциона в электронной форме Филиал «Кемеровский ВГСО» ФГУП «ВГСЧ» и АО «СОГАЗ» заключили договор № 31907451922 от 20.02.2019, предметом которого является оказание услуг ОСАГО.

Правовые основы ОСАГО регламентированы Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Страховые тарифы по ОСАГО, структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховых премий по договору обязательного страхования установлены Банком России.

Указанием Банка России, опубликованном в Вестнике Банка России 02.10.2014 № 88 и вступившим в силу с момента опубликования, установлены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов ОСАГО (минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях).

Кемеровским УФАС России были проанализированы расчеты страховых премий, представленные участниками электронного аукциона (АО «СОГАЗ» и АО «АльфаСтрахование»), и установлено следующее.   

АО «АльфаСтрахование» при расчете страховой премии применило размеры КБМ, указанные заказчиком в техническом задании.

АО «СОГАЗ» неверно применило КБМ по 41 транспортному средству из 81, а именно занижены размеры КБМ на 0,05 по 41 транспортному средству.

Таким образом, нарушение порядка расчёта страховой премии со стороны АО «СОГАЗ» выразилось в применении заниженных размеров КБМ.

В соответствии со статьей 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44-ФЗ) под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором. Согласно пункту 2 части 2 статья 59 ФЗ № 44-ФЗ критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.

Отношения, связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда, урегулированы положениями Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон № 40-ФЗ, Закон об ОСАГО).

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 указанного Закона объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.

На основании положений частей 1 и 2 статьи 8 Закона об ОСАГО регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.

Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования (часть 1 статьи 8 Закона № 40-ФЗ).

Срок действия установленных Банком России предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов не может быть менее одного года (часть 3 статьи 8 Закона № 40-ФЗ).

В соответствии с частью 6 статьи 9 названного Закона страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России и данным Федеральным законом.

При заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии случаев страхового возмещения, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается (часть 10.1 статьи 15 Закона об ОСАГО).

Страховые тарифы по ОСАГО, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии утверждены Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Указание № 3384-У).

В соответствии с пунктом 2 приложения 2 к Указанию № 3384-У, коэффициент страховых тарифов установлен в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а именно «коэффициент бонус малус» (КБМ).

Согласно пункта 4 примечания к приложению 2 Указания № 3384-У, по договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании сведений в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанному в договоре обязательного страхования. При отсутствии сведений (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3.

Требования к организации и проведению закупок товаров, работ и услуг для нужд государственных органов и бюджетных учреждений за счет средств бюджетов всех уровней установлены ФЗ № 44-ФЗ.

В соответствии с частью 10 статьи 69 Закона № 44-ФЗ участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.

Статьей 66 Закона № 44-ФЗ определен порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе. При этом участнику электронного аукциона не предоставлено право изменять характеристики предмета закупки, установленные заказчиком.

В документации о закупке были приведены все необходимые сведения о транспортных средствах, в том числе КБМ.

Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что именно цена закупаемых товаров, работ, услуг подлежит определению, обоснованию и указанию в документации о закупке в качестве начальной (максимальной) цены контракта цены контракта. В условиях равного доступа к торгам участники закупок снижают именно данную цену на товары, работы, услуги.

В соответствии с абзацами четвертым и пятым пункта 1.8 Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденного Банком России 19.09.2014 N 431-П (далее - Положение N 431) при заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

При выявлении несоответствия между представленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и (или) в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, страховщик заключает договор обязательного страхования, исходя из представленных страхователем сведений, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.11 настоящих Правил.

Информация о владельцах транспортных средств, представивших страховщику заведомо ложные сведения, в случае, если эти сведения повлекли уменьшение размера страховой премии, заносится страховщиком в автоматизированную информационную систему обязательного страхования и используется при заключении договора обязательного страхования на новый срок для применения соответствующего коэффициента страховых тарифов.

Таким образом, ситуация, когда страховщиком при заключении договора страхования выявлены противоречия в представленных заказчиком данных и в данных, содержащихся в АИС РСА, императивно урегулирована в пункте 1.8 Правил ОСАГО (приложение 1 к Положению N 431-П).

Следовательно, при наличии противоречий в сведениях о КБМ, представленных заказчиком, и сведений, полученных заявителем на основе данных АИС РСА, на основе информации из иных имеющихся источников, применению при заключении договоров страхования подлежат именно сведения, предоставленные заказчиком.

В конкурсной документации ссылки на возможность применения участниками измененных КБМ или размеров КБМ на иную дату (не на дату размещения извещения) отсутствуют. Из конкурсной документации также не следует, что участники закупки в своих заявках могли указывать значение КБМ, отличные от документации, следовательно, расчет страховых премий, проведенный АО «СОГАЗ» с применением заниженных размеров КБМ, противоречит требованиям документации аукциона в электронной форме и является незаконным.

Конкурсная документация никем из участников не оспорена.

Следовательно, участники закупки при подаче заявки должны, прежде всего, руководствоваться Законом № 44-ФЗ, требованиями, предъявляемыми конкурсной документацией к форме и составу заявки. Конкурсная документация не предполагает использования участниками электронного аукциона сведений отличных от документации, размещенной на торговой электронной площадке.

Таким образом, АО «СОГАЗ» обязано было применять сведения, указанные страхователем (заказчиком) в документации к аукциону в электронной форме, как это прямо предусмотрено пунктом 1.8 Правил ОСАГО.

Кемеровским УФАС России установлено, что участник аукциона в электронной форме АО «СОГАЗ» в нарушение требований законодательства, самостоятельно изменив характеристики (коэффициенты) закупаемых услуг, установил новую цену контракта, занизив ее.

Так, по 41 транспортному средству АО «СОГАЗ» занижены коэффициенты страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования, то есть КБМ.

В связи с изложенным Кемеровское УФАС России пришло к выводу о том, что в результате неправомерного исчисления суммы страховой премии при расчете страховой премии АО «СОГАЗ» получило необоснованное преимущество по сравнению с иным участником данного аукциона в электронной форме, АО «СОГАЗ» признано победителем, с ним заключен договор № 31907451922 от 20.02.2019, предметом которого является оказание услуг ОСАГО.

Действия участника аукциона в электронной форме (реестровый номер извещения № 31907451922) АО «СОГАЗ», выразившиеся в занижении цены контракта при использовании в расчетах страховых премий заниженных КБМ, направлены на получение необоснованных преимуществ и причинили убытки другому участнику данного аукциона – конкуренту.

Таким образом, АО «СОГАЗ» получило выгоду от своего недобросовестного поведения и нарушило требования статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

 

 

<…>

Связанные организации

Кемеровский филиал АО «СОГАЗ»
ИНН 7736035485, ОГРН 1027739820921