Решение №ТМ/588/23 Решение от 19 января 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Генеральному директору ООО СЗ «Ключ - 42» <...> <...> Исполнительному директору ООО «Медиа – агентство» <...> <...> |
РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 042/05/28-1445/2022
«17» января 2023г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместителя председателя Комиссии: |
<...> - |
заместителя руководителя управления; |
Членов Комиссии: |
<...> - |
начальника отдела рекламы и недобросовестной конкуренции, |
|
<...> - |
главного специалиста-эксперта отдела рекламы и недобросовестной конкуренции, |
рассмотрев дело № 042/05/28-1445/2022, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Ключ - 42» (далее – ООО СЗ «Ключ - 42», адрес: 650000, г. Кемерово, ул. Мичурина, д. 13, оф. 210, ОГРН 1214200005360, Дата присвоения ОГРН 01.04.2021, ИНН 4205396456, КПП 420501001) о распространении рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе») в присутствии представителя ООО СЗ «Ключ – 42» <...> (доверенность от 09.01.2023 № 8),
УСТАНОВИЛА:
В рамках осуществления Федерального государственного контроля (надзора) в сфере рекламы, в соответствии с планом работы отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Кемеровского УФАС России на 2022г., 17.10.2022 было проведено наблюдение за соблюдением обязательных требований законодательства РФ о рекламе при размещении наружной рекламы, расположенной на территории г. Кемерово и установлено следующее:
По адресу г. Кемерово, пересечение ул. Терешковой/62-й проезд (напротив автосалона КартельАвто, 118м. от перекрестка в сторону аэропорта) размещена рекламная конструкция с рекламой следующего содержания:
«7 высот жилой комплекс Выгодная ипотека 0,01% на весь срок…7высот.рф…Новостройка комфорт – класса в европейском стиле…».
В данном случае указанный текст рекламы изготовлен крупным шрифтом и читается на большом расстоянии, вместе с тем условия предоставления ипотеки, а также наименования банка, который предоставляет ипотеку, указаны мелким шрифтом, расположены отдельно от основного текста рекламы и не поддаются восприятию потребителям рекламной информации.
Учитывая особенности размещения рекламы, размер шрифта, которым написаны существенные условия, а также наименование банка, предоставляющего ипотеку, потребители лишены возможности получить полный текст рекламы. В данном случае доступен только основной текст «7 высот жилой комплекс Выгодная ипотека 0,01% на весь срок…7высот.рф…Новостройка комфорт – класса в европейском стиле…», а иные условия, влияющие на предоставление ипотеки, а также информация о банке и сроках проведения акции являются недоступными для потребителя, в связи с чем, потребитель вводится в заблуждение относительно условий и возможности получения ипотеки 0,01% на весь срок.
В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.
17.11.2022 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/28-1445/2022 в отношении ООО СЗ «Ключ - 42» и назначено к рассмотрению на 15.12.2022 на 10 часов 30 минут. Копия данного определения была направлена в адрес ООО СЗ «Ключ - 42» заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).
13.12.2022 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ООО СЗ «Ключ – 42» (исх. от 12.12.2022 № 184), из которых следует, что ООО СЗ «Ключ – 42» был заключен Договор на рекламно – информационное обслуживание от 10.08.2022 № 316-МА/22-РИО с ООО «Медиа – агентство», согласно которому ООО «Медиа – агентство» разрабатывает дизайн – макет баннера и осуществляет его размещение.
Основанием для размещения рекламы послужило заключение ООО СЗ «Ключ – 42» Договора о предоставлении субсидий с ПАО «Уральский банк реконструкции и развития».
В соответствии с Актом от31.10.2022 № 1106, указанная реклама размещалась в период с 01.10.2022 по 31.10.2022.
По состоянию на 13.12.2022 указанный баннер был демонтирован, что подтверждается уведомлением и фотографией демонтажа от ООО «Медиа – агентство» (имеется в материалах дела).
15.12.2022 состоялось рассмотрение дела № 042/05/28-1445/2022 в присутствии представителя ООО СЗ «Ключ – 42» <...>, которая пояснила, что в данном случае условия предоставления ипотеки, а также наименования банка, который предоставляет ипотеку, действительно указаны нечитаемым шрифтом.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотрение дела № 042/05/28-1445/2022 отложить для получения дополнительных доказательств по делу, а также для привлечения к рассмотрению дела ООО «Медиа – агентство» (ИНН 4205272450) в качестве лица, располагающего сведениями относительно распространения спорной рекламы.
Определением от 15.12.2022 рассмотрение дела № 042/05/28-1445/2022 было отложено на 17.01.2023 в 11 часов 00 минут. Копия данного определения была направлена в адрес лиц, участвующих в деле заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеются в материалах дела).
16.01.2023 в адрес Кемеровского УФАС России поступила запрашиваемая информация от ООО СЗ «Ключ – 42»:
-дополнительное соглашение от 10.08.2022 № 1-П22 на выполнение работ по изготовлению широкоформатной печати к договору на рекламно – информационное обслуживание № 316-МА/22-РИО;
-приложение № 2 к дополнительному соглашению от 10.08.2022 № 1-П/22 на выполнение работ по изготовлению широкоформатной печати к договору на рекламно – информационное обслуживание № 316-МА/22-РИО;
-Акт от 29.09.2022 № 982 (об оказании услуг по дизайну макета) с копией макета;
-Акт от 31.10.2022 № 1106;
-Акт от 30.11.2022 № 1328.
17.01.2023 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения представителя по доверенности ООО «Медиа – агентство» (исх. от 16.01.2023), из которых следует, что 10.08.2022 между ООО «Медиа – агентство» и ООО СЗ «Ключ – 42» был заключен договор № 316-МА/22-РИО на рекламно – информационное обслуживание, в соответствии с которым ООО «Медиа – агентство» обязуется по заданию ООО СЗ «Ключ – 42» оказать услуги по рекламно – информационному обслуживанию ООО СЗ «Ключ – 42», а ООО СЗ «Ключ – 42» обязуется принять такие услуги и оплатить их.
В рамках указанного договора ОО СЗ «Ключ – 42» предоставило ООО «Медиа – агентство» готовый дизайн и содержание макета для размещения на рекламной конструкции по адресу г. Кемерово, пересечение ул. Терешковой/62-й проезд (напротив автосалона КартельАвто, 118м. от перекрестка в сторону аэропорта).
ООО «Медиа – агентство» не разрабатывало дизайн - макет баннера со спорной рекламой, а также не определяло его содержание, включая информацию, содержащуюся в нем и ее размер, расположение, эти сведения были определены самим рекламодателем (ООО СЗ «Ключ – 42»). С учетом того, что содержание, оформление, включая размер текста и наполнение спорной рекламы определил рекламодатель (ООО СЗ «Ключ – 42»), ответственность ООО «Медиа – агентства» отсутствует.
17.01.2023 состоялось рассмотрение дела № 042/05/28-1445/2022 в присутствии представителя ООО СЗ «Ключ – 42» <...>.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила.
В рамках осуществления Федерального государственного контроля (надзора) в сфере рекламы, в соответствии с планом работы отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Кемеровского УФАС России на 2022г., 17.10.2022 было проведено наблюдение за соблюдением обязательных требований законодательства РФ о рекламе при размещении наружной рекламы, расположенной на территории г. Кемерово и установлено следующее:
По адресу г. Кемерово, пересечение ул. Терешковой/62-й проезд (напротив автосалона КартельАвто, 118м. от перекрестка в сторону аэропорта) размещена рекламная конструкция с рекламой следующего содержания:
«7 высот жилой комплекс Выгодная ипотека 0,01% на весь срок…7высот.рф…Новостройка комфорт – класса в европейском стиле…».
В данном случае указанный текст рекламы изготовлен крупным шрифтом и читается на большом расстоянии, вместе с тем условия предоставления ипотеки, а также наименования банка, который предоставляет ипотеку, указаны мелким шрифтом, расположены отдельно от основного текста рекламы и не поддаются восприятию потребителям рекламной информации.
Распространенная обществом реклама предоставления ипотеки под 0,01% направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться указанной услугой, поэтому существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации об условиях предоставляемой услуги приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой. При этом реклама, распространенная обществом без указания в ней всех условий, а также наименования банка, предоставляющего ипотеку под 0,01%, является ненадлежащей.
В данном случае форма и условия размещения текста сноски не позволяют потребителям воспринять (прочитать) условия предоставления ипотеки, а также наименование банка, который предоставляет ипотеку, в отличие от информации о процентной ставке, которая в рекламе приводится крупным шрифтом. Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию обо всех условиях предоставления ипотеки под 0,01%, влияющих и определяющих стоимость кредита.
Учитывая особенности размещения рекламы, размер шрифта, которым написаны существенные условия, а также наименование банка, предоставляющего ипотеку, потребители лишены возможности получить полный текст рекламы. В данном случае доступен только основной текст «7 высот жилой комплекс Выгодная ипотека 0,01% на весь срок…7высот.рф…Новостройка комфорт – класса в европейском стиле…», а иные условия, влияющие на предоставление ипотеки, а также информация о банке и сроках проведения акции являются недоступными для потребителя, в связи с чем, потребитель вводится в заблуждение относительно условий и возможности получения ипотеки 0,01% на весь срок.
То обстоятельство, что нормами ФЗ «О рекламе» не установлен размер шрифта, которым должна быть приведена обязательная в силу закона информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
С учетом изложенного в случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.
Следовательно, выполненные мелким шрифтом сведения об условиях предоставления ипотеки под 0,01%, а также наименование банка, предоставляющего ипотеку, не были доведены до неопределенного круга лиц надлежащим образом. В связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.
Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, напечатанных мелким шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие.
В пункте 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012№ 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В силу пункта 4 данной статьи ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - это товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Таким образом, определяющим признаком рекламы является факт ее распространения среди неопределенного круга лиц. Поскольку реклама адресована неопределенному кругу лиц, в число потенциальных потребителей объекта рекламирования могут входить лица, не имеющие возможности ознакомления с информацией, размещенной на сайте, а также по указанному в рекламе телефону. Следовательно, указание сайта, телефона организации не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности по соблюдению требований статьи 5 Закона о рекламе в части требований о полноте информации при ее размещении с использованием иных средств. Отсылка к иным источникам размещения рекламы не может рассматриваться как предоставление всей необходимой и достоверной информации при размещении рекламы с помощью иных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В данном случае реклама является наружной, размещена на проезжей части, на обочине дороги, основными потребителями рекламы необходимо рассматривать пешеходов, водителей и пассажиров транспортных средств, движущихся по проезжей части. Учитывая месторасположение рекламы, ограниченное время считывания информации для основной аудитории потребителей, мелкий размер шрифта, которым написаны существенные условия, потребители рекламы, с учетом объема содержащейся в рекламе информации, не имеют возможности ознакомиться с указанными сведениями обычным образом в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации.
В данном случае формальное присутствие в рекламе условий предоставления ипотеки под 0,01% на весь срок, а также наименования банка, напечатанных мелким шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данную информацию, не может рассматриваться как ее наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение.
Частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
В данном случае рекламодателем является ООО СЗ «Ключ 42».
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия Кемеровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Признать ненадлежащей рекламу общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Ключ - 42» (адрес: 650000, г. Кемерово, ул. Мичурина, д. 13, оф. 210, ОГРН 1214200005360, Дата присвоения ОГРН 01.04.2021, ИНН 4205396456, КПП 420501001), размещенную на рекламной конструкции, установленной по адресу г. Кемерово, пересечение ул. Терешковой/62-й проезд (напротив автосалона КартельАвто, 118м. от перекрестка в сторону аэропорта), поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обществу с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Ключ - 42» (адрес: 650000, г. Кемерово, ул. Мичурина, д. 13, оф. 210, ОГРН 1214200005360, Дата присвоения ОГРН 01.04.2021, ИНН 4205396456, КПП 420501001) не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме «__» января 2023 года.
Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 37 ФЗ «О рекламе».
Заместитель председателя Комиссии |
<...> |
Члены Комиссии |
<...> |
|
<...> |