Решение №08/11187 по жалобе от 30 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«26» ноября 2021 года 

Резолютивная часть решения оглашена «25» ноября 2021г.

Решение изготовлено в полном объеме «26» ноября 2021г.                     г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя комиссии:

<…>. -

заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии:

<…>

начальника отдела  контроля в сфере закупок;

 

 

 

 

<…>

главного специалиста-эксперта отдела  контроля в сфере закупок;

При участии посредством ВКС:

        - <…>– представителя ИП <…>, по доверенности;

        - <…>– представителя ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», по доверенности,

рассмотрев  дело № 042/06/33-1980/2021, возбужденное по признакам нарушения  заказчиком – ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона № 0339100007621000075 «Поставка самоспасателей», в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), руководствуясь Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)  для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России  от 19.11.2014 № 727/14,

установила:

18.11.2021г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ИП <…> (вх. № 7837Э от 18.11.2021) на действия заказчика – ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» при проведении электронного аукциона № 0339100007621000075 «Поставка самоспасателей».

По мнению заявителя, аукционная документация противоречит требованиям закона о контрактной системе.

         В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

        10.11.2021г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком – ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» были размещены извещение о проведении электронного аукциона № 0339100007621000075 «Поставка самоспасателей» и аукционная документация.

Начальная максимальная цена контракта – 206 266,67 рублей.

Довод заявителя о том, что требование о предоставлении «протокола испытаний» является избыточным и ограничивает конкуренцию, признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным на основании следующего:

Согласно требованиям части 1 статьи 8 ФЗ № 44-ФЗ Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно требованиям части 2 статьи 8 ФЗ № 44-ФЗ Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 ФЗ № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

При формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

В разделе 4 Технического задания аукционной документации заказчиком установлены следующие требования к товару «самоспасатель фильтрующий»: «Качество и безопасность самоспасателя должны подтверждаться сертификатом на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты», с приложением к нему копиями протоколов испытаний, подтверждающих, заявленные производителем защитных свойств самоспасателя».

        ТР ТС 019/2011 разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к СИЗ, обеспечения свободного перемещения СИЗ, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, и распространяется на товары, указанные в приложении № 1.

         Самоспасатель содержится в приложении № 1 к ТР ТС 019/2011 (фильтрующие самоспасатели), следовательно, на него распространяется действие данного технического регламента.

          СИЗ выпускаются в обращение на рынке при их соответствии требованиям ТР ТС 019/2011, при условии, что они прошли подтверждение соответствия согласно статье 5 данного технического регламента.

В соответствии с пунктом 5.14 ТР ТС 019/2011 сертификация СИЗ осуществляется аккредитованным органом по сертификации, включенным в единый реестр.

Обязательная сертификация СИЗ проводится в соответствии с Типовыми схемами сертификации, утвержденными решением Комиссии Таможенного союза:

- для выпускаемых серийно СИЗ, качество которых зависит от показателей безопасности, применяется схема 1C. При этом под «безопасностью» понимается отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда и (или) нанесения ущерба (п. 1 приложения № 9 к Договору).

      Для фильтрующих самоспасателей (объекта закупки) показателями безопасности являются такие показатели как: время защитного действия, сопротивление воздушному потоку, коэффициент подсоса, масса и др. Данные показатели установлены в пп. 14, 15 ТР ТС 019/2011.

     Схема сертификации 1C включает в себя такие процедуры как:

  - отбор органом по сертификации продукции образцов для проведения испытаний;

  - проведение испытаний образцов продукции - аккредитованной испытательной лабораторией.

Требование о том, что качество поставляемых самоспасателей должно подтверждаться сертификатом соответствия на требования ТР ТС 019/2011 по схеме сертификации 1C относится к качественным характеристикам объекта закупки.

При чрезвычайной ситуации от защитных характеристик самоспасателя зависит жизнь и здоровье людей, находящихся на территории учреждения.

Соответственно, Заказчиком закупается самоспасатель, у которого заявленные производителем защитные характеристики подтверждены в ходе сертификации, имеют протоколы сертификационных испытаний.

      Таким образом, установленное в документации требование о том, что качество и безопасность поставляемых самоспасателей подтверждается сертификатом соответствия на требования ТР ТС 019/2011 с приложением к нему копиями протоколов сертификационных испытаний, подтверждающих, заявленные производителем защитных свойств самоспасателя не противоречит действующему законодательству о контрактной системе.

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 19.11.2021г. на участие в аукционе было подано 4 (четыре) заявки. Все участники были допущены к участию в данном аукционе.

Также установлено, что во второй части заявки предоставления сертификата соответствия на требования ТР ТС 019/2011 с приложением к нему копиями протоколов сертификационных испытаний, подтверждающих, заявленные производителем защитных свойств самоспасателя не требуется.

Заявителем в подтверждение своих доводов каких-либо доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, не представлено.

Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу, что в действиях заказчика отсутствует нарушение требований статьи 8 части 1 статьи 64, пункта 1  части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», комиссия Кемеровского УФАС России 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП <…> на действия заказчика – ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» при проведении электронного аукциона № 0339100007621000075 «Поставка самоспасателей» необоснованной.

2. Производство по делу № 042/06/33-1980/2021 прекратить.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель комиссии:                                                   <…>

 

Члены  комиссии:                                                              <…>

                                                                                               

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны