Решение №03/11293 по делу от 29 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 042/01/10-390/2020

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Резолютивная часть решения оглашена «17» декабря 2020 г.

В полном объеме решение изготовлено «29» декабря 2020 г.

г. Кемерово, ул. Ноградская, 5

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

Членов Комиссии:

 

в присутствии представителей ПАО «Кузбассэнергосбыт» по доверенности: <…>, <…>;

рассмотрев дело № 042/01/10-390/2020, возбужденное по признакам нарушения Публичным акционерным обществом «Кузбасская энергетическая сбытовая компания» (далее – ПАО «Кузбассэнергосбыт») (650036, г. Кемерово, пр-т Ленина, 90/4, ОГРН 1064205110133; ИНН/КПП 4205109214/775050001, дата регистрации юридического лица 01.07.2006) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), установила:

По результатам рассмотрения заявления Общества с ограниченной ответственностью «Киселевский водоснаб» (далее – ООО «КВС») (вх. 7481 от 16.12.2019) Приказом Кемеровского УФАС России от 16.03.2020 № 26 возбуждено дело № 042/01/10-390/2020 по признакам нарушения ПАО «Кузбассэнергосбыт» ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на розничном рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), а именно в совершении незаконных действий по инициированию введения режима ограничения потребления электрической энергии в отношении объектов Заявителя до уровня технологической (аварийной) брони, ниже уровня, при котором возможно непрерывное и безопасное осуществление технологического процесса водоснабжения потребителей      ООО «КВС» в сфере предпринимательской деятельности и неограниченного круга лиц Киселевского городского округа, которые не имеют задолженности и не нарушают закон.

Определением от 01.04.2020 (исх. № 03/2857 от 01.04.2020) рассмотрение дела № 042/01/10-390/2020 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 07.05.2020.

В связи с рекомендациями Правительства Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции уведомлением (исх. № 03/3118 от 10.04.2020) рассмотрение дела № 042/01/10/390/2020 было перенесено на 08 июня 2020 на 10 часов 00 минут.

08.06.2020 на заседании Комиссия пришла к выводу, что для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 042/01/10/390/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, необходимо получение дополнительных доказательств.

Определением от 08.06.2020 рассмотрение дела № 042/01/10-390/2020 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 04.08.2020.

Кемеровское УФАС России письмом от 04.08.2020 исх. № 03/6802 уведомило лиц, участвующих в деле № 042/01/10-390/2020 о переносе рассмотрения дела № 042/01/10-390/2020 в связи с производственной необходимостью с 04.08.2020 на более поздний срок.

Письмом от 09.10.2020 исх. № 03/8447 рассмотрение дела № 042/01/10-390/2020 было назначено на 29.10.2020.

29.10.2020 Комиссия, заслушав представителей ответчика, пришла к выводу, что для полного и всестороннего рассмотрения дела № 042/01/10-390/2020 необходимо истребование дополнительных доказательств.

Определением от 29.10.2020 (исх. № 03/9387 от 03.11.2020) рассмотрение дела №042/01/10-390/2020 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 26.11.2020.

26.11.2020 на заседания Комиссии представители ПАО «Кузбассэнергосбыт» и   ООО «КВС», надлежащим образом извещённые о дате, времени и месте рассмотрения дела № 042/01/10-390/2020 не явились, защитников не направили, участие в рассмотрении данного дела по средствам ВКС не обеспечили.

Изучив материалы дела, в том числе сведения, истребованные у ПАО «Кузбассэнергосбыт» и ООО «КВС», Комиссия приняла решение об отложении рассмотрения дела № 042/01/10-390/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела.

Определением от 26.11.2020 (исх. № 03/10246 от 01.12.2020) рассмотрение дела № 042/01/10-390/2020 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 17.12.2020.

Комиссией изготовлено и направлено в адрес ПАО «Кузбассэнергосбыт» и ООО «КВС» заключение об обстоятельствах дела № 042/01/10-390/2020 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. № 03/10298 от 03.12.2020).

15.12.2020 от ООО «КВС» поступило ходатайство о рассмотрении дела № 042/01/10-390/2020 в отсутствии представителей ООО «КВС».

17.12.2020 перед заседанием Комиссии, представителями ПАО «Кузбассэнергосбыт» представлены пояснения в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела № 042/01/10-390/2020 о нарушении антимонопольного законодательства (вх. № 5726 от 17.12.2020).

Изучив материалы дела № 042/01/10-390/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав представителей сторон, Комиссия приходит к следующим выводам:

Согласно выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «КВС» является: забор, очистка и распределение воды.

ООО «КВС» является гарантирующей организацией в сфере водоснабжения на территории Киселевского городского округа, эксплуатирующей объекты централизованного водоснабжения.

01.01.2017 между ПАО «Кузбассэнергосбыт» (Гарантирующий поставщик) и ООО «КВС» (Потребитель) заключен договор энергоснабжения № 661335 (далее – Договор № 661335).

Согласно п. 1.1 Договора № 661335 Гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также путем заключения договоров с третьими лицами оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии Потребителю, а Потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую  энергию (мощность) и оказанные услуги, а также производить другие предусмотренные договором платежи в сроки и на условиях, предусмотренных договором (действует в редакции протокола согласования разногласий от 10.02.2017, с дополнительными соглашениями от 15.02.2017, от 11.04.2017, от 01.04.2017, от 01.07.2017, от 09.01.2018, от 22.01.2018, 21.01.2019,

В соответствии с п. 3.1.1 Договора № 661335 Потребитель принял на себя обязательство оплачивать Гарантирующему поставщику в размере, порядке и сроки, установленные Приложением № 8.1 к Договору № 661335 потребленного (подлежащего потреблению) объема электрической энергии (мощности), определяемого в соответствии с Приложением № 7 к Договору № 661335, и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью; процесса поставки электрической энергии, а также производить другие платежи соблюдением сроков, размера и порядка оплаты, предусмотренных договором.

Согласно п. 1.2 Договора № 661335 объем взаимных обязательств по настоящему договору определяется в точках поставки на розничном рынке, расположенных, если иное не установлено действующим законодательством РФ, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) Потребителя и сетевой организации, определенной в «Акте разграничения границы балансовой принадлежности сторон».

Перечень объектов электроснабжения (адресов поставки) и Актов разграничения балансовой принадлежности электросетей согласован сторонами в Приложении № 1 к Договору № 661335.

В приложении № 3 к Договору № 661335 сторонами согласована величина присоединенной мощности энергопринимающего оборудования ООО «КВС», в объеме 66 кВт, количество часов работы в сутки – 24 часа, количество дней работы в месяц –        30 дней.

Вместе с тем у ООО «КВС» по Договору № 661335 перед ПАО «Кузбассэнергосбыт» в течение 2019 года периодически возникала задолженность.

ПАО «Кузбассэнергосбыт» в течении 2019 года направлялись претензии о нарушении сроков платежей за потребленную электрическую энергию.

Также 22.04.2019 ПАО «Кузбассэнергосбыт» направлялось в адрес ООО «КВС» уведомление (письмо исх. № 80-2204/2795) об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств.

Кроме того, ПАО «Кузбассэнергосбыт» регулярно взыскивает задолженность с  ООО «КВС» в судебном порядке.

14.12.2017 между ООО «КВС» и ООО «Кузбасская энергосетевая компания» (далее – ООО «КЭнК») составлен Акт согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии (мощности) в отношении объектов ООО «КВС» с протоколами разногласий от 13.12.2017.

Между тем, 22.01.2019 в связи с наличием задолженности по оплате за электрическую энергию по Договору № 661335 ПАО «Кузбассэнергосбыт» направило в адрес ООО «КВС» уведомление о введении режима ограничения потребления по объектам, являющимся точками поставки по договору и о необходимости погашения задолженности (письмо исх. № 80-22-33-29/108).

В данном уведомлении указано, что при невыполнении требования о погашении задолженности по оплате за потребленную электрическую энергию по Договору № 661335 в отношении предприятия с 12 часов 00 минут 11.02.2019 ООО «КВС» необходимо самостоятельно осуществить введение частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони согласно приведенному в Приложении № 1 к настоящему уведомлению требований (НФС (здание блока основных сооружений), Гидроузел № 3, 7, 8 – основные и резервные вводы, Насосные станции, всего 12 позиций, далее также – точки поставки, объекты ООО «КВС»).

При дальнейшем непогашении задолженности будет введено частичное ограничение режима потребления до уровня аварийной брони.

В срок до 12 часов 00 минут 18.02.2019 ООО «КВС» необходимо самостоятельно произвести ограничение режима потребления электрической энергии до уровня аварийной брони.

Независимо от принятия ООО «КВС» мер по самостоятельному ограничению в указанный срок, сетевая организация оставляет за собой право на введение режима ограничения в отношении энергопринимающих устройств ООО «КВС» со своих объектов электросетевого хозяйства.

Невыполнение требований, изложенных в указанном уведомлении влечет административную ответственность по ст. 9.22 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

06.02.2019 ПАО «Кузбассэнергосбыт» направило в адрес ООО «КЭнК» уведомление о необходимости введения режима ограничения режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств ООО «КВС», в котором указало на то, что, в связи с нарушением сроков оплаты электрической энергии требуется ввести режим ограничения с 12 часов 00 минут 28.01.2019 согласно приведенному в Приложении № 1 (НФС (здание блока основных сооружений), Гидроузел № 3, 7, 8 – основные и резервные вводы, Насосные станции, всего 12 позиций, ) до уровня технологической брони с дальнейшим введением ограничения до уровня аварийной брони электроснабжения (письмо исх. № 80-22-33-29/217).

Невыполнение требований, изложенных в указанном уведомлении, влечет административную ответственность по ст. 9.22 КоАП РФ.

11.02.2019 ООО «КЭнК» был составлен Акт о необеспечении доступа к энергопринимающим устройствам.

Также 12.02.2019 ПАО «Кузбассэнергосбыт» направило в адрес ООО «КЭнК» уведомление о необходимости введения режима ограничения режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств ООО «КВС», в котором указало на то, что в связи с нарушением сроков оплаты электрической энергии требуется ввести режим ограничения с 12 часов 00 минут 18.02.2019 согласно приведенному в Приложении № 1 к настоящему уведомлению требований до уровня аварийной брони электроснабжения с дальнейшим полным ограничением после получения уведомления ООО «КВС» о готовности к введению ограничения (письмо исх. № 80-22-33-29/227).

18.02.2019 ООО «КЭнК» был составлен Акт о необеспечении доступа к энергопринимающим устройствам.

В качестве причин отказа ООО «КВС» в доступе представителям сетевой организации к энергопринимающим устройствам было указано: «по причине отопительного сезона».

18.02.2019 ПАО «Кузбассэнергосбыт» направило в адрес ООО «КВС» уведомление о введении режима ограничения потребления по объектам, являющимся точками поставки по договору и о необходимости погашения задолженности (письмо исх. № 80-22-33-29/320) по тем же точкам поставки в срок до 07.03.2019 до уровня технологической брони, в срок до 13.03.2019 до уровня аварийной брони электроснабжения.

19.02.2019 ПАО «Кузбассэнергосбыт» направило в адрес ООО «КЭнК» уведомление о необходимости введения режима ограничения режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств ООО «КВС» (письма исх. № 80-22-33-29/333, исх. № 80-22-33-29/332) точкам поставки в срок до 07.03.2019 до уровня технологической брони в срок до 13.03.2019 до уровня аварийной брони электроснабжения.

13.03.2019 ООО «КЭнК» был составлен Акт об ограничении режима потребления электрической энергии, из которого следует, что режим ограничения потребления в отношении энергопринимающих устройств ООО «КВС» до технологической брони не введен.

В качестве обстоятельства, свидетельствующих о невыполнении потребителем требования о самостоятельном ограничении потребления указано: «отопительный сезон».

19.03.2019 ПАО «Кузбассэнергосбыт» вновь направило в адрес ООО «КВС» уведомление о введении режима ограничения потребления по объектам, являющимся точками поставки по договору и о необходимости погашения задолженности (письмо исх. № 80-22-33-29/566) по тем же точкам поставки в срок до 09.04.2019 до уровня технологической брони, в срок до 15.04.2019 до уровня аварийной брони электроснабжения.

25.03.2019 ПАО «Кузбассэнергосбыт» направило в адрес ООО «КЭнК» уведомление о необходимости введения режима ограничения режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств ООО «КВС» (письма исх. № 80-22-33-29/639, исх. № 80-22-33-29/638) по точкам поставки в срок до 07.03.2019 до уровня технологической брони в срок до 09.04.2019 до уровня технологической брони в срок до 15.04.2019 до уровня аварийной брони электроснабжения.

09.04.2019 ООО «КЭнК» был составлен Акт об ограничении режима потребления электрической энергии, из которого следует, что введено частичное ограничение по точке ВСН № 3; путем отключения автоматических выключателей на резервном вводе в объеме 110 кВ.

Данное ограничение не является ограничением до уровня технологической брони, данными действиями на объекте ВСН № 3 была искусственно снижена категория надежности электроснабжения.

15.04.2019 ООО «КЭнК» был составлен Акт об ограничении режима потребления электрической энергии, из которого следует, что введено частичное ограничение по точке ВСН № 3 в объеме 110 кВ, способ введения режима ограничения не указан.

Данное ограничение не является ограничением до требуемого ПАО «Кузбассэнергосбыт» уровня аварийной брони электроснабжения.

27.05.2019 ПАО «Кузбассэнергосбыт» направило в адрес ООО «КВС» уведомление о введении режима ограничения потребления по объектам, являющимся точками поставки по договору и о необходимости погашения задолженности (письмо исх. № 80-22-33-29/1252) по части токе поставки в срок до 14.06.2019 до уровня технологической брони, в срок до 20.06.2019 до уровня аварийной брони электроснабжения.

30.05.2019 ПАО «Кузбассэнергосбыт» направило в адрес ООО «КЭнК» уведомление о необходимости введения режима ограничения режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств ООО «КВС» (письма исх. № 80-22-33-29/1287, исх. № 80-22-33-29/1289) по точкам поставки в срок до 07.03.2019 до уровня технологической брони в срок до 09.04.2019 до уровня технологической брони в срок до 14.06.2019 до уровня технологической брони в срок до 20.06.2019 до уровня аварийной брони электроснабжения.

14.06.2019 ООО «КЭнК» был составлен Акт об ограничении режима потребления электрической энергии, из которого следует, что введено частичное ограничение по точке ВСН № 3 до уровня технологической брони электроснабжения.

Данный Акт подписан представителем Потребителя, ООО «КЭнК» от подписи отказалось.

20.06.2019 ООО «КЭнК» был составлен Акт об ограничении режима потребления электрической энергии, из которого следует, что введено частичное ограничение по точке ВСН № 3 до уровня аварийной брони электроснабжения не введено.

Данный Акт составлен в 2-х экземплярах, подписан был только представителем ПАО «Кузбассэнергосбыт».

Имеются под подписи двух незаинтересованных лиц, подтверждающих, что Потребитель Акт не подписал, причину назвать отказался.

22.06.2019 ПАО «Кузбассэнергосбыт» направило в адрес ООО «КВС» уведомление о введении режима ограничения потребления по объектам, являющимся точками поставки по договору и о необходимости погашения задолженности (письмо исх. № 80-22-33-29/1769) по части точек поставки в срок до 12.08.2019 до уровня технологической брони, в срок до 19.08.2019 до уровня аварийной брони электроснабжения.

01.08.2019 и 12.08.2019 ПАО «Кузбассэнергосбыт» направило в адрес ООО «КЭнК» уведомление о необходимости введения режима ограничения режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств ООО «КВС» (письма исх. № 80-22-33-29/1889, исх. № 80-22-33-29/1971) по части точек поставки в срок до 07.03.2019 до уровня технологической брони в срок до 09.04.2019 до уровня технологической брони в срок до 14.06.2019 до уровня технологической брони в срок до 12.08.2019 до уровня технологической брони в срок до 19.08.2019 до уровня аварийной брони электроснабжения.

12.08.2019 ООО «КЭнК» был составлен Акт об ограничении режима потребления электрической энергии, из которого следует, что введено частичное ограничение по точке ВСН № 3 до уровня технологической брони электроснабжения.

Данный Акт составлен в 2-х экземплярах, подписан представителем Потребителя, ООО «КЭнК», ПАО «Кузбассэнергосбыт».

19.08.2019 ООО «КЭнК» был составлен Акт об ограничении режима потребления электрической энергии, из которого следует, что введено частичное ограничение по точке ВСН № 3 до уровня аварийной брони электроснабжения не введено.

Данный Акт составлен в 2-х экземплярах, подписан был только представителем Потребителя и ПАО «Кузбассэнергосбыт».

В качестве обстоятельства, свидетельствующих о невыполнении потребителем требования о самостоятельном ограничении потребления указано: «ограничение до уровня аварийной брони электроснабжения не введено, в связи с подачей воды населению.

01.08.2019 ООО «КЭнК» был составлен Акт о возобновлении подачи электрической энергии на объекте ВСН № 3 путем включения ранее отключенного оборудования еще по уведомлению от 25.03.2020 (письмо исх. № 80-22-33-29/639).

27.08.2019 ПАО «Кузбассэнергосбыт» направило в адрес ООО «КВС» уведомление о введении режима ограничения потребления по объектам, являющимся точками поставки по договору и о необходимости погашения задолженности (письмо исх. № 80-22-33-29/1995) по точкам поставки (за исключением НФС) в срок до 12.09.2019 до уровня технологической брони, в срок до 18.09.2019 до уровня аварийной брони электроснабжения.

02.09.2019 ПАО «Кузбассэнергосбыт» направило в адрес ООО «КЭнК» уведомление о необходимости введения режима ограничения режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств ООО «КВС» (письма исх. № 80-22-33-29/2044, исх. № 80-22-33-29/2046) по части точек поставки в срок до 07.03.2019 до уровня технологической брони в срок до 09.04.2019 до уровня технологической брони в срок до 14.06.2019 до уровня технологической брони в срок до 12.09.2019 до уровня технологической брони, в срок до 18.09.2019 до уровня аварийной брони электроснабжения.

14.09.2019 ООО «КЭнК» был составлен Акт об ограничении режима потребления электрической энергии, из которого следует, что введено частичное ограничение по точке ВСН № 3 до уровня технологической брони электроснабжения.

18.09.2019 ООО «КЭнК» был составлен Акт об ограничении режима потребления электрической энергии, из которого следует, что введено частичное ограничение по точке ВСН № 3 до уровня аварийной брони электроснабжения не введено.

01.10.2019 ПАО «Кузбассэнергосбыт» направило в адрес ООО «КВС» уведомление о введении режима ограничения потребления по объектам, являющимся точками поставки по договору и о необходимости погашения задолженности (письмо исх. № 80-22-33-29/2297) по точкам поставки (за исключением НФС) в срок до 16.10.2019 до уровня технологической брони, в срок до 22.10.2019 до уровня аварийной брони электроснабжения.

09.10.2019 ПАО «Кузбассэнергосбыт» направило в адрес ООО «КЭнК» уведомление о необходимости введения режима ограничения режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств ООО «КВС» (письма исх. № 80-22-33-29/2318, исх. № 80-22-33-29/2320) по точкам поставки (за исключением НФС) в срок до 07.03.2019 до уровня технологической брони в срок до 16.10.2019 до уровня технологической брони, в срок до 22.10.2019 до уровня аварийной брони электроснабжения.

14.09.2019 ООО «КЭнК» был составлен Акт об ограничении режима потребления электрической энергии, из которого следует, что введено частичное ограничение по точке ВСН № 3 до уровня технологической брони электроснабжения.

22.10.2019 ООО «КЭнК» был составлен Акт об ограничении режима потребления электрической энергии, из которого следует, что введено частичное ограничение по точке ВСН № 3 до уровня аварийной брони электроснабжения не введено.

29.10.2019 ПАО «Кузбассэнергосбыт» направило в адрес ООО «КВС» уведомление о введении режима ограничения потребления по объектам, являющимся точками поставки по договору и о необходимости погашения задолженности (письмо исх. № 80-22-33-29/2445) по точкам поставки (за исключением НФС) в срок до 20.11.2019 до уровня технологической брони, в срок до 26.11.2019 до уровня аварийной брони электроснабжения.

07.11.2019 ПАО «Кузбассэнергосбыт» направило в адрес ООО «КЭнК» уведомление о необходимости введения режима ограничения режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств ООО «КВС» (письма исх. № 80-22-33-29/2523, исх. № 80-22-33-29/2325) по точкам поставки (за исключением НФС) в срок до 07.03.2019 до уровня технологической брони до 20.11.2019 до уровня технологической брони, в срок до 26.11.2019 до уровня аварийной брони электроснабжения.

20.11.2019 ООО «КЭнК» был составлен Акт об ограничении режима потребления электрической энергии, из которого следует, что введено частичное ограничение по точке ВСН № 3 до уровня технологической брони электроснабжения.

26.11.2019 ООО «КЭнК» был составлен Акт об ограничении режима потребления электрической энергии, из которого следует, что введено частичное ограничение по точке ВСН № 3 до уровня аварийной брони электроснабжения не введено.

12.12.2019 ПАО «Кузбассэнергосбыт» направило в адрес ООО «КВС» уведомление о возобновлении потребления электрической энергии по уведомлению от 29.10.2019 задолженности (письмо исх. № 80-22-33-29/2445).

Также 12.12.2019 ПАО «Кузбассэнергосбыт» направило в адрес ООО «КЭнК» уведомление о необходимости возобновления режима ограничения режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств ООО «КВС» по уведомлениям от 07.11.2019.

13.12.2019 ООО «КЭнК» был составлен Акт возобновлении режима потребления электрической энергии по точке ВСН № 3.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с организациями технологической инфраструктуры на розничных рынках предусмотрены Основными положениями.

Согласно п. 1 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила ограничения режима потребления) настоящие Правила устанавливают основы регулирования отношений, связанных с введением полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) – участниками оптового и розничных рынков электрической энергии (далее – потребители).

В соответствии с п. 1(1) Правил ограничения режима потребления в настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

«самостоятельное ограничение режима потребления» - осуществление полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителем самостоятельно в его энергопринимающих устройствах и (или) на его объектах электроэнергетики любым способом;

«инициатор введения ограничения» - лицо, по инициативе которого в соответствии с настоящими Правилами вводится ограничение режима потребления;

«исполнитель» - сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии в точке, точках поставки, сформированных в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых требуется введение ограничения режима потребления, в том числе в случае, когда энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя присоединены к бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства.

В соответствии с пп. «б», пп. п. 2 Правил ограничения потребления ограничение режима потребления вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств: прекращение обязательств по поставке электрической энергии (мощности) по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и (или) по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики по договору оказания услуг по передаче электрической энергии, выявление факта бездоговорного потребления электрической энергии.

В соответствии с п. 5 Правил ограничения потребления частичное ограничение режима потребления вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителей, имеющих в отношении этих устройств и (или) объектов составленный и согласованный в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке акт согласования технологической и (или) аварийной брони.

В отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и который имеет в отношении этих устройств и (или) объектов акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в котором указаны уровни технологической и аварийной брони, частичное ограничение режима потребления до уровня аварийной брони, указанного в данном акте, вводится по истечении 5 дней (если иной срок не установлен актом согласования технологической и (или) аварийной брони) после дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони.

Исполнитель (субисполнитель) обязан ввести частичное ограничение режима потребления со своих объектов электросетевого хозяйства.

В соответствии с п. 3 Приложения к Правилам ограничения потребления к категории потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, отнесены организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.

Таким образом, введение режима ограничения потребления электрической энергии в отношении котельных ООО «КОТК» недопустимо.

Согласно п. 7. Правил ограничения потребления потребитель, в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики которого вводится ограничение режима потребления, обязан осуществить самостоятельно полное ограничение режима потребления указанными энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики на дату, которая указана в уведомлении об ограничении режима потребления, а если это ограничение вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, в день, следующий за датой, в которую этим потребителем в соответствии с пунктом 16(1) настоящих Правил должны быть выполнены мероприятия по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления.

Введение соответствующего ограничения режима потребления исполнителем (субисполнителем) со своих объектов электросетевого хозяйства не отменяет обязанности потребителя выполнить требование о самостоятельном ограничении режима потребления.

Инициатор введения ограничения и исполнитель (субисполнитель) вправе присутствовать при осуществлении потребителем самостоятельного ограничения режима потребления и снять показания приборов учета потребителя на дату и время введения ограничения режима потребления.

В п. 7(1) Правил ограничения потребления инициатор введения ограничения (исполнитель, субисполнитель), присутствующий при осуществлении потребителем самостоятельного ограничения режима потребления, вправе зафиксировать показания приборов учета и (или) выполнение (невыполнение) потребителем действий по самостоятельному ограничению режима потребления посредством составления акта о введении ограничения режима потребления, в котором указывается следующая информация:

полное и сокращенное (при наличии) наименование организации, ее адрес, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет в налоговом органе в соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц;

фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

фамилия, имя, отчество (при наличии) и паспортные данные гражданина либо данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

основание введения ограничения режима потребления;

описание точки поставки потребителя, сформированной в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых вводится ограничение режима потребления, либо перечень точек поставки, если указанных точек 2 и более;

тип ограничения режима потребления (частичное или полное);

место, дата и время составления акта;

уровень частичного ограничения режима потребления - если в отношении потребителя вводится частичное ограничение режима потребления;

уровень потребления иных лиц, энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики которых технологически присоединены к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики потребителя, в отношении которого вводится полное ограничение режима потребления, - если введение полного ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии иным потребителям;

технические мероприятия на объектах электроэнергетики потребителя, посредством которых осуществлено введение ограничения режима потребления, с указанием места установки отключенных коммутационных аппаратов (при наличии);

номера, место установки и показания приборов учета, используемых в соответствии с пунктом 12(1) настоящих Правил для контроля соблюдения потребителем введенного ограничения режима потребления, на дату и время составления акта;

обстоятельства, свидетельствующие о невыполнении потребителем требования о самостоятельном ограничении режима потребления, - если данное требование не было выполнено;

фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, уполномоченного на подписание акта от имени потребителя.

Потребитель, в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики которого вводится ограничение режима потребления, обязан в даты, на которые этим потребителем должно быть осуществлено самостоятельно частичное и (или) полное ограничение режима потребления, обеспечить доступ к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики и приборам учета указанным в настоящем пункте лицам.

На основании п. 7(2) Правил ограничения потребления, в случае необеспечения исполнителю (субисполнителю, инициатору введения ограничения) потребителем доступа к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики, приборам учета при осуществлении этим потребителем действий по самостоятельному ограничению режима потребления исполнитель (субисполнитель, инициатор введения ограничения) составляет акт о необеспечении доступа, в котором указываются:

а) полное и сокращенное (при наличии) наименование организации, ее адрес, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет в налоговом органе в соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц;

б) фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

в) фамилия, имя, отчество (при наличии) и паспортные данные гражданина либо данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) место, дата и время составления акта о необеспечении доступа;

д) место нахождения энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики, места установки приборов учета;

е) основания введения ограничения режима потребления;

ж) причины необеспечения доступа (если эти причины были заявлены потребителем);

з) фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, уполномоченного на подписание акта от имени потребителя.

Согласно п. 8. Правил ограничения потребления потребитель уведомляется о введении ограничения режима потребления однократно. В случае если в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя введено частичное ограничение режима потребления, при дальнейшем введении в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного или частичного до уровня аварийной брони ограничения режима потребления отдельное уведомление не направляется.

В силу п. 8(2) Правил ограничения потребления уведомление о введении ограничения режима потребления, направляемое потребителю, отнесенному к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, дополнительно к информации, указанной в пункте 8(1) настоящих Правил, должно содержать следующую информацию:

а) дата введения частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони - если у потребителя имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони с указанным в нем уровнем аварийной брони;

б) уровень аварийной брони потребителя - если у потребителя имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони с указанным в нем уровнем аварийной брони;

в) информация о том, что полное ограничение режима потребления в отношении потребителя будет введено в течение одного рабочего дня после дня получения исполнителем (субисполнителем) от него уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления.

Согласно п. 9 Правил ограничения потребления уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления, направляемое исполнителю (субисполнителю) инициатором введения ограничения, должно содержать следующую информацию:

основание введения ограничения режима потребления;

информация об уведомлении потребителя о введении ограничения режима потребления, а в случаях, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, также информация об уведомлении уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

информация о способе уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления, определенном в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, с указанием контактной информации потребителя;

вся информация, содержащаяся в уведомлении потребителя о введении ограничения режима потребления.

Инициатор введения ограничения режима потребления вправе включить в уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления любую дополнительную информацию, необходимую, по его мнению, для обеспечения своевременного введения ограничения режима потребления.

В случае если ограничение режима потребления вводится в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте «б» пункта 2 настоящих Правил, и инициатором введения ограничения режима потребления является энергосбытовая (энергоснабжающая) организация, к уведомлению о необходимости введения ограничения режима потребления прилагается выписка из договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), нарушение потребителем обязательств по которому послужило основанием для введения ограничения, содержащая сведения о наличии договорных отношений между инициатором введения ограничения и потребителем, о реквизитах лица, выступающего потребителем по этому договору, а также перечень точек поставки, в которых энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией по данному договору исполняются обязательства по продаже (поставке) электрической энергии (мощности).

В соответствии с п. 13 Правил ограничения потребления Акт о введении ограничения режима потребления, Акт о необеспечении доступа и акт проверки введенного ограничения режима потребления составляются в 3 экземплярах.

Соответствующий акт подписывается заинтересованными лицами, присутствующими при его составлении. В случае отказа потребителя от подписания акта, а также в случае отсутствия потребителя при составлении акта в акте делается запись об этом с указанием причин (при наличии такой информации). При этом акт составляется в присутствии 2 незаинтересованных лиц, которые своей подписью подтверждают достоверность информации, содержащейся в акте, о чем собственноручно выполняют соответствующую запись в акте. Указанные незаинтересованные лица вправе уточнить в акте, достоверность какой именно информации они подтверждают, при этом к информации, достоверность которой подтверждается указанными лицами, не могут быть отнесены выводы о нарушении потребителем введенного в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики ограничения режима потребления, а также выводы о невыполнении потребителем требования о самостоятельном ограничении режима потребления.

При составлении акта в присутствии 2 незаинтересованных лиц в акте указываются в отношении каждого из них фамилия, имя и отчество (при наличии), фактическое место жительства, паспортные данные либо данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также телефон этого лица.

Присутствующим при составлении акта заинтересованным лицам - инициатору введения ограничения, исполнителю (если акт составляется субисполнителем) и потребителю - вручается по одному экземпляру акта. В случае отсутствия при составлении акта заинтересованных лиц (инициатора введения ограничения, исполнителя, потребителя) указанный акт направляется исполнителем (субисполнителем) в течение одного рабочего дня после дня его подписания отсутствовавшим при его составлении лицам.

В случае если ограничение режима потребления вводится по инициативе сетевой организации, указанная сетевая организация (субисполнитель) в течение одного рабочего дня после дня подписания акта также направляет один экземпляр акта лицу, с которым потребителем, в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики которого вводится или введено ограничение режима потребления, заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), - при наличии этого договора.

В случае если акт был составлен инициатором введения ограничения, направление акта заинтересованным лицам, не присутствовавшим при его составлении, осуществляет инициатор введения ограничения.

В соответствии с п. 16(1) Правил ограничения потребления потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони):

в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления;

в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия;

в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в пункте 16 настоящих Правил.

После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.

В соответствии с п. 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказании этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа, редакция с 19.03.2019):

«величина технологической брони» - величина максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии (мощности) и продолжительность времени, устанавливаемые на основании проектной документации (при отсутствии проектной документации - на основании соглашения сетевой организации и потребителя электрической энергии (мощности), необходимые для завершения в указанное время технологического процесса, цикла производства потребителя, использующего в производственном цикле непрерывные технологические процессы, внезапное прекращение которых вызывает необратимое нарушение технологического процесса и (или) опасность для жизни и здоровья людей, окружающей среды, после чего может быть произведено отключение соответствующих энергопринимающих устройств, и согласованные сетевой организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами и Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861;

«величина аварийной брони» - величина максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии (мощности) с полностью остановленным технологическим процессом, обеспечивающая его безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние, устанавливаемая на основании проектной документации (при отсутствии проектной документации - на основании соглашения сетевой организации и потребителя электрической энергии (мощности) и равная величине максимальной мощности энергопринимающих устройств дежурного и охранного освещения, охранной и пожарной сигнализации, насосов пожаротушения, связи, аварийной вентиляции таких объектов, согласованной сетевой организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами и Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям;

Аналогичные определения дают п. 53, 54 Правил разработки и применения ГАО режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики, утверждены Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 06.06.2013 № 290 (далее – Правила разработки ГАО).

Из изложенного следует, что при введении режима ограничения потребления электрической энергии до уровня технологической и аварийной брони в силу прямого указания п. 1 Правил недискриминационного доступа, п. 53, п. 54 Правил разработки     ГАО осуществление технологического процесса потребителем невозможно.

Кроме того, в Акте согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии (мощности) в отношении объектов ООО «КВС» (с протоколами разногласий от 13.12.2017) установлено время завершения технологического процесса (использование технологической брони электроснабжения) в зимний период 2 часа, в летний период 1 час.

ПАО «Кузбассэнергосбыт», неоднократно инициируя введение режима ограничения на объектах ООО «КВС» до уровня технологической и аварийной брони электроснабжения, не было учтено, что объекты ООО «КВС» участвуют в непрерывном процессе водоснабжения Киселевского городского округа и не могут быть остановлены по требованию энергоснабжающей организации.

Потребителями услуг ООО «КВС» являются граждане-потребители (жилые и многоквартирные дома), бюджетные организации (детские сады, школы, больницы, объекты соцсферы), магазины, административные здания, которые не имеют задолженности и не нарушают закон.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (данная норма права корреспондируется ст. 1 ГК РФ.

При этом согласно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

При этом в согласно ч. ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Запрет на злоупотребление правом носит абсолютный характер и не подлежит государственной охране.

Гарантирующему поставщику предоставлено право защиты охраняемых государством прав и интересов, путем судебного взыскания задолженности за потребленную электрическую энергию, а также требования выплаты неустойки, в том числе на основании ст. 37 Закон об электроэнергетике.

Вместе с тем, ПАО «Кузбассэнергосбыт» не представило в материалы заявления ООО «КВС» сведения о необходимости выбора именно данного способа защиты права, также не указало, как данными действиями будут защищены права и законные интересы общества.

Согласно ст. 546 ГК РФ, ст. 38 Закона об электроэнергетике, п. 78, 161 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, п. 2, 4 Правил ограничения предоставлено право гарантирующего поставщика приостановить исполнение обязательств по договору электроснабжения путем прекращения (ограничения) поставки электрической энергии потребителю.

Между тем, в силу п. 4 ст. 450.1 ГК РФ сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором предоставлено право на отказ от договора (исполнения договора), должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

По смыслу вышеуказанные нормы права приняты в развитие более общих норм права, установленных ст. 523, ч. 5 ст. 486 ГК РФ, предусматривающих право одностороннего отказа от исполнения договора поставки (полностью или частично), одностороннее его изменение либо приостановку, в случае существенного нарушения договора одной из сторон до полного погашения поставленных ранее товаров, в том числе с целью ограничения роста дебиторской задолженности и непроизводительного потребления электрической энергии потребителем-должником, вместе с тем принципиально не являются правовым инструментом досудебного (внесудебного) взыскания просроченной дебиторской задолженности с контрагента, путем создания для контрагента заведомо неисполнимых условий, создающих угрозу прекращения основной его деятельности, препятствованию оказания услуг и получения прибыли, в том числе для расчета за поставленную электрическую энергию, созданию оснований для привлечения контрагента (должностных лиц) к юридической ответственности вплоть до уголовной за прекращение оказание услуг конечным потребителям.

Между тем, из материалов заявления следует, что ПАО «Кузбассэнергосбыт» ежемесячно инициировало введение режима ограничения потребления электрической энергии в отношении одних и тех же объектов ООО «КВС», не учтивая, что ранее в отношении данных объектов уже было введен режим частичного режима ограничения.

Уведомление о возобновлении было направлено лишь однажды с большим опозданием, при этом в период межу направлением уведомления от 25.03.2019 до составления ООО «КЭнК» 01.08.2019 Акта о возобновлении подачи электрической энергии на объекте ВСН № 3 в отношении данного объекта ООО «КВС» неоднократно направлялись повторные уведомления об ограничении потребления электрической энергии.

По существу, при исполнении ООО «КВС» и ООО «КЭнК» требований ПАО «Кузбассэнергосбыт» в полном объеме ООО «КВС» в течение года не смогло бы осуществлять производственную деятельность.

ПАО «Кузбассэнергосбыт» и ООО «КВС» являются организациями, добровольно принявшими на себя публичный статус и, как следствие, несут перед конечными потребителями ответственность за бесперебойную поставку энергетических ресурсов, вытекающую из публичных договоров, заключенных на соответствующих товарных рынках.

В целях защиты особо охраняемых государством прав и законных интересов конечных потребителей взаимоотношения сторон по прекращению поставки энергоресурсов прямо регулируются законодательством Российской Федерации.

Между введением ПАО «Кузбассэнергосбыт» режима ограничения потребления электрической энергии на объектах ООО «КВС» до требуемого гарантирующим поставщиком уровня и прекращением оказания услуг по водоснабжению и водоотведению (созданием угрозы) имеется прямая причинно-следственная связь, поскольку работа всего технологического оборудования связана с потреблением электрической энергии.

ООО «КВС» при невозможности своевременной оплаты потребленной электрической энергии не вправе отказаться от закупки электрической энергии в необходимом количестве для подготовки теплоносителя в целях оказания услуг водоснабжения в Киселевском городском округе.

Таким образом, ООО «КВС» осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию услуг теплоснабжения юридическим лицам и гражданам потребителям (тарифицируемые услуги), получает единственный доход от данной деятельности и несет ответственность за соблюдение требований законодательства теплоснабжении Российской Федерации и иного законодательства, а также по исполнению взятых на себя обязательств перед потребителями.

Прекращение водоснабжения в Киселевском городском округе создало бы ситуацию социального и экологического коллапса.

Избранный способ защиты права, путем введения режима ограничения потребления в отношении данных объектов по указанного уровня, ПАО «Кузбассэнергосбыт» ухудшает и без того плохое экономическое положение ООО «КВС», которое не имеют иных средств для погашения задолженности перед ПАО «Кузбассэнергосбыт» как от результатов предпринимательской деятельности по оказанию услуг по водоснабжению, деятельности которой ПАО «Кузбассэнергосбыт» осуществляет препятствие.

В целях защиты нарушенного действиями ПАО «Кузбассэнергосбыт» по инициированию режима ограничения потребления права осуществления предпринимательской деятельности ООО «КВС» обратилось в антимонопольный орган.

Также, направляя уведомление о необходимости введения режима ограничения потребления электрической энергии в отношении котельных ООО «КВС», ПАО «Кузбассэнергосбыт» переложило бремя совершения незаконных действий, а также ответственность за последствия за введение режима ограничения на третьих лиц - ООО «КЭнК».

Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.

В соответствии с абз. 9 ч. 2 ст. 25 Закона об электроэнергетике на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе злоупотребления доминирующим положением на оптовом и розничных рынках.

В силу абз. 10, абз. 15 ч. 2 ст. 25 Закона об электроэнергетике объектами антимонопольного регулирования и контроля являются действия субъектов оптового или розничных рынков, занимающих доминирующее положение на указанных рынках.

Из указанных правовых норм следует, что на розничном товарном рынке поставки электрической энергии (мощности) действует непрерывная правовая система антимонопольного контроля за соблюдением требований законодательства об электроэнергетике Российской Федерации, при этом действия субъектов электроэнергетике, занимающих доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, прямо нарушающие данное законодательство, следует рассматривать с учетом запретов на злоупотребление, установленных антимонопольным законодательством.

Согласно проведенному анализу состояния рыночной конкуренции на розничном рынке поставки электрической энергии (мощности) в Кемеровской области в 2018 г., 2019 г. ПАО «Кузбассэнергосбыт» занимало доминирующее положение на данном товарном рынке.

В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 30.06.2008 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ № 30) к нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, ст. 1 ГК РФ, и ст. 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Согласно ч. ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

При этом в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции прямо указано, что запрещаются фактически любые действия (бездействия) занимающего доминирующего положение, приводящие к последствиям, указанным в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, а не только те, которые прямо поименованы в п. 1-11 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, что обусловлено использованием в законе конструкции «в том числе следующие действия (бездействие)», из чего следует, что перечень нарушений антимонопольного законодательства не ограничивается нарушениями, поименованными в п. 1-11 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие) прямо руководствуясь ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, кроме поименованных в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный перечень не является исчерпывающим (п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30).

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ № 30 для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

При этом необходимо учитывать правовую позицию, изложенную в Постановлении Пленума ВАС РФ № 30, согласно которым суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных ч. 1 ст.1 0 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной статье перечень не является исчерпывающим. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения ст. 10 ГК РФ, ч.2 ст. 10, ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции и, в частности, определить, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.   

Согласно п. 11 ст. 4 Закона о защите конкуренции систематическое осуществление монополистической деятельности - осуществление хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, выявленное в установленном настоящим Федеральным законом порядке более двух раз в течение трех лет.

Ранее ПАО «Кузбассэнергосбыт» было признанно нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, в части инициирования введения режима ограничения потребления электрической энергии в отношении котельных теплоснабжающих предприятий Кемеровской области и нарушений Правил ограничения потребления по событиям 2017-2019 гг.: дела № 24/А-10-2017 (изготовлено в полном объеме 15.01.2018), № 33/А-10-2017 (изготовлено в полном объеме 27.03.2018), № 042/01/10-1552/2019 (изготовлено в полном объеме 19.03.2020), № 042/01/10-1307/2019 (изготовлено в полном объеме 17.03.2020).

Из чего следует, что ПАО «Кузбассэнергосбыт» систематически осуществляется монополистическая деятельность.

Также ПАО «Кузбассэнергосбыт» была проигнорирована позиция судов трех инстанций по делам № А27-3422/2018, № А27-6567/2018, оставивших Решения Кемеровского УФАС России по делам № 12/А-10-2017, № 24/А-10-2017 в силе.

Комиссией отклоняется довод ПАО «Кузбассэнергосбыт» о том, что направление данных уведомлений не нарушает требования действующего законодательства в сфере электроэнергетике.

Право на введение режима ограничения потребления электрической энергии в отношении потребителя до уровня аварийной брони электроснабжения в связи с задолженностью, предоставленное Правилами ограничения режима потребления, на которое ссылается ПАО «Кузбассэнергосбыт» в своих возражениях на заключение об обстоятельствах дела № 042/01/10-390/2020 является абсолютным пределом осуществления данного вида права.

Правила ограничения режима потребления не разрешают вопроса и не устанавливают особого порядка в случае, если ограничение режима потребления электрической энергии в связи с задолженностью вводится в отношении потребителей с непрерывным производственным циклом, остановка которого противоречит прямо другим законодательным актам, нарушает права не только эксплуатирующей организации, но и охраняемые государством права и законные интересы третьих лиц, в том числе своевременно оплачивающих оказанные услуги.

При этом, вопрос рассматриваемый Комиссией, касается исключительно пределов возможного осуществления субъективных гражданских прав (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ № 30), которые в данном случае гарантирующим поставщиком были превышены.

Довод ПАО «Кузбассэнергосбыт» о том, что инициирование введение режима ограничения в отношении объектов водоснабжения ООО «КВС» не может ущемлять интересы общества в сфере предпринимательской деятельности и нарушать права граждан-потребителей и иных лиц, Комиссией отклоняется, поскольку объекты  ООО «КВС» являются объектами централизованного водоснабжения и используются для оказания услуг водоснабжения в Киселевском городском округе.

Иные доводы и обстоятельства, изложенные ПАО «Кузбассэнергосбыт» в возражениях на заключение об обстоятельствах дела были оценены Комиссией, между тем, отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании правовых норм антимонопольного законодательства, по существу, повторяют ранее изложенное ПАО «Кузбассэнергосбыт» в письменных и устных пояснениях представленных Комиссии и выражают несогласие с правовой оценкой Комиссией рассмотренных обстоятельств дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Комиссия по рассмотрению дела № 042/01/10-390/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, в частности Акты, сведения, письма, считает, доводы ответчика об отсутствии в действиях ПАО «Кузбассэнергосбыт» нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации несостоятельными, квалифицирует вышеуказанные действия ПАО «Кузбассэнергосбыт» как нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Сведений о материальном ущербе ООО «КВС» причиненном вследствие нарушения ПАО «Кузбассэнергосбыт» ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, в материалы дела объединенного дела № 042/01/10-390/2020 о нарушении антимонопольного законодательства не представлено.

Оснований для выдачи ПАО «Кузбассэнергосбыт» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Комиссией не установлено, поскольку на дату принятия решения обстоятельства, рассматриваемые Комиссией, утратили правовое значение.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 - 4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

РЕШИЛА:

Признать ОАО «Кузбассэнергосбыт» (650036, Кемеровская область, г. Кемерово, пр. Ленина, 90/4; ИНН/КПП 4205109214/424950001) нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на розничном товарном рынке поставки электрической энергии (мощности) в пределах географических границ, определенных территорией Киселевского городского округа, выразившегося в инициировании введения режима ограничения потребления электрической энергии в отношении объектов водоснабжения ООО «КВС» до уровня технологической (аварийной) брони, ниже уровня, при котором возможно непрерывное и безопасное осуществление технологического процесса водоснабжения потребителей ООО «КВС», с учетом того, что потребителями ООО «КВС» являются граждане-потребители и иные лица, которое не имеют задолженности, результатом чего явилось ущемление интересов ООО «КВС» в сфере предпринимательской деятельности.

Председатель Комиссии:                                                                                                

 

 

Члены Комиссии:

      

 

 

 

Связанные организации

ПАО «Кузбасская энергетическая сбытовая компания»
ИНН 4205109214, ОГРН 1064205110133