Предупреждение №11/2069 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения ... от 11 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 1

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

«10» марта 2021 г.                                                                                                          г. Кемерово

     По результатам осуществления полномочий по контролю за соблюдением требований антимонопольного законодательства Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области установлено следующее:

     В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

     В силу положений Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - ФЗ № 8-ФЗ) организация похоронного дела осуществляется органами государственной власти, а также органами местного самоуправления с учетом соблюдения гарантий, сформулированных в главе 2 ФЗ № 8-ФЗ.

     ФЗ № 8-ФЗ установлено, что к обязанностям специализированной службы по вопросам похоронного дела отнесены: исполнение волеизъявления умершего (ст. 6 ФЗ № 8-ФЗ); определение возможности исполнения волеизъявления умершего о погребении (ч. 2 ст. 7 ФЗ № 8-ФЗ); оказание на безвозмездной основе гарантированного перечня услуг по погребению, с последующим возмещением специализированной службе его стоимости (ч. 1-3 ст.9 ФЗ № 8-ФЗ); погребение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего (ст. 12 ФЗ № 8-ФЗ); погребение умершего и оказание услуг по погребению (ч. 2 ст. 25 ФЗ № 8-ФЗ); осуществление погребения умерших (ч. 1 ст. 29 ФЗ № 8-ФЗ).

     Из анализируемых норм ФЗ № 8-ФЗ следует также, что родственники, законные представители, иные лица, взявшие на себя обязанность по осуществлению погребения умершего, могут обратиться в иную организацию, к индивидуальному предпринимателю, оказывающим соответствующие услуги на возмездной основе, получив в дальнейшем социальное пособие на погребение, порядок и условия выплаты которого предусмотрены п. 5 ст. 9, п.п. 2, 3 ст. 10 ФЗ № 8-ФЗ.

     Согласно ч. 2 ст. 25, ч.ч. 1, 2 ст. 29 ФЗ № 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

     Таким образом, организация похоронного дела на территории городского округа осуществляется органами местного самоуправления. Одной из гарантий осуществления погребения умершего является создание специализированных служб, которые уполномочены оказывать услуги по погребению, включенные в гарантированный перечень услуг, на безвозмездной основе. Лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению и связанных с ними услуг. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

     Постановлением Киселевского городского Совета народных депутатов от 22.06.2005 № 153 утверждено Положения о погребении и похоронном деле на территории Киселевского городского округа (далее – Положение № 153).

     В соответствии с п. 1.2 Положения № 153 настоящее Положение устанавливает: гарантии погребения умерших с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожеланий родственников; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в г. Киселевске как самостоятельного вида деятельности.

     Согласно п. 2.4 Положения № 153 погребение умершего, личность которого не установлена органами внутренних дел, а также погребение умершего, не имеющего супруга, близких родственников, иных родственников либо законных представителей, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

     Пунктом 3.2 Положения № 153 установлено, что услуги по погребению (ритуальные услуги) могут оказываться юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

     В соответствии с п. 4.3 Положения № 153 захоронение умерших производится на основании свидетельства о смерти, полученного в органах записи актов гражданского состояния, и пропуска на кладбище, выданного МКУ г. Киселевска «Управление по благоустройству».

     Все работы, связанные с учетом умерших, производятся работниками Управления (п. 4.12 Положения № 153).

     Согласно п.п. 10.1, 10.4 Положения № 153 специализированная служба по вопросам похоронного дела - хозяйствующий субъект, созданный органами местного самоуправления в целях оказания услуг по погребению. На территории г. Киселевска действует специализированная служба по вопросам похоронного дела - муниципальное предприятие «Спецбюро».

     В соответствии с п. 10.2 положения № 153 всем лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, специализированной службой по вопросам похоронного дела гарантируется оказание на безвозмездной основе услуг по погребению, входящих в гарантированный перечень услуг по погребению и указанных в пп. 3.1.2 - 3.1.5 п. 3.1 настоящего Положения, в пределах средств, предусмотренных на эти цели действующим законодательством.

     Исходя из изложенного, все работы, связанные с учетом умерших, производятся МКУ г. Киселевска «Управление по благоустройству». Захоронение умерших производится на основании свидетельства о смерти и пропуска на кладбище, выданного МКУ г. Киселевска «Управление по благоустройству». Услуги по погребению (ритуальные услуги) могут оказываться юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Специализированная служба по вопросам похоронного дела гарантирует оказание на безвозмездной основе услуг по погребению, входящих в гарантированный перечень услуг по погребению, всем лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего

    Вместе с тем, п. 4.2 Положения № 153 установлено, что осуществление погребения на территории кладбищ допускается только специализированными организациями по вопросам похоронного дела.

     Частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

     Согласно ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

     При этом, как указано в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

     Кроме того, ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено право коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

     В силу ст. ст 1, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора, в установлении своих прав и обязанностей на основе договора, в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона. При исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

     Исходя из изложенного, граждане (родственники, законные представители, иные лица), реализующие волю умершего, свободны в выборе лица, осуществляющего услуги по захоронению умершего, поскольку ФЗ № 8-ФЗ какие-либо ограничения в составе субъектов, обладающих правом на оказание такого рода услуг, не устанавливает. Лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, ФЗ № 8-ФЗ предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению и связанных с ними услуг.

     Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ № 135-ФЗ) установлен запрет на принятие органами местного самоуправления не только актов, которые приводят, но и актов, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

     При этом под признаками ограничения конкуренции п. 17 ст. 4 ФЗ № 135-ФЗ подразумевает обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

      Наделив специализированную службу по вопросам похоронного дела – МП «Спецбюро» исключительными полномочиями по осуществлению погребения на территории кладбищ (п. 4.2 Положения № 153), Киселевский городской Совет народных депутатов тем самым, предоставил специализированной службе преимущества по отношению к другим хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по погребению и связанные с ними услуг, что может привести к ограничению конкуренции (отсутствию состязательности) между специализированной службой по вопросам похоронного дела и другими хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по погребению, которые по смыслу ст. 4 ФЗ № 135-ФЗ являются конкурентами.

     Пункт 4.2 Положения № 153, устанавливающий, что осуществление погребения на территории кладбищ допускается только специализированными организациями по вопросам похоронного дела, создает для специализированной организации возможность препятствовать осуществлению деятельности иных хозяйствующих субъектов на рынке оказания ритуальных услуг, тем самым воздействовать на общие условия обращения ритуальных услуг на территории Киселевского городского округа, и, следовательно, может привести к ограничению конкуренции.     

     Действия Киселевского городского Совета народных депутатов, выразившиеся в утверждении нормативного правового акта (Постановления от 22.06.2005 № 153  «Об утверждении Положения «О погребении и похоронном деле на территории Киселевского городского округа»), содержащего п. 4.2, который наделяет специализированную службу - МП «Спецбюро» исключительными полномочиями по осуществлению погребения на территории кладбищ, могут повлечь недопущение, ограничение конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг и погребения посредством создания препятствий для осуществления деятельности другим хозяйствующим субъектам на данном товарном рынке, содержат признаки нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ № 135-ФЗ.

     Согласно ст. 39.1 ФЗ № 135-ФЗ в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности антимонопольный орган выдает, в том числе органу местного самоуправления, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, в т.ч. по ст. 15 ФЗ № 135-ФЗ без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

     В соответствии с ч. 2 ст. 39.1 ФЗ № 135-Ф принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении п.п. 3, 5, 6, 8 ч. 1 ст. 10, ст.ст. 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 ФЗ № 135-ФЗ без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

     В связи с наличием в действиях Киселевского городского Совета народных депутатов (652700, Кемеровская область, г. Киселевск, ул. Ленина, 30) признаков нарушения  ч. 1 ст. 15 ФЗ № 135-ФЗ, выразившихся в принятии Постановления Киселевского городского Совета народных депутатов от 22.06.2005 № 153 «Об утверждении Положения о погребении и похоронном деле на территории Киселевского городского округа», содержащего п. 4.2, наделяющий специализированную организацию исключительными полномочиями по осуществлению погребения на территории кладбищ, Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области предупреждает о необходимости совершения в срок до 12.04.2021 действий, направленных на внесение изменений в акт, нарушающий антимонопольное законодательство, а именно: о приведении Положения о погребении и похоронном деле на территории Киселевского городского округа, утвержденного Постановления Киселевского городского Совета народных депутатов от 22.06.2005 № 153, в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в т.ч. посредством внесения соответствующих изменений: исключения пункта 4.2 Положения, наделяющего специализированную организацию по вопросам похоронного дела исключительными полномочиями по осуществлению погребения на территории кладбищ, и предоставляющего преимущества специализированной организации по вопросам похоронного дела по отношению к другим хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по погребению и связанных с ними услуг.      

     О  выполнении  предупреждения  необходимо сообщить  в  Кемеровское УФАС России в течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения.

Связанные организации

СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ КИСЕЛЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ИНН 4211010679, ОГРН 1024201261226