Предупреждение №11/589 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ ... от 25 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 1

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

«24» января 2019 г.                                                                                           г. Кемерово

 

По результатам осуществления полномочий по контролю за соблюдением требований антимонопольного законодательства Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области установлено, что 08.10.2018 администрацией Таштагольского муниципального района с учетом общественного мнения по ограничению мест розничной продажи алкогольной продукции издано постановление № 865-п «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» (далее – постановление № 865-п).

Пунктом 5 постановления № 865-п установлено, что розничная продажа алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом не более 1500 миллилитров, в том числе продажа пива в розлив в полимерной потребительской таре объемом не более 1500 миллилитров от стационарного торгового объекта (объекта общественного питания), осуществляющего розничную продажу вышеуказанной продукции, до границы прилегающей территории организации, объекта, указанных в приложении № 2 настоящего постановления, должна быть на расстоянии не менее 100 метров, которое измеряется от входа в торговый объект (объект общественного питания) до входа в здание, сооружение или до обособленной территории земельного участка организаций, учреждений (ограждения, объекта искусственного происхождения).

 Согласно пункту 6 постановления № 865-п розничная продажа иной алкогольной продукции, кроме указанной в пункте 5 настоящего постановления, от стационарного торгового объекта (объекта общественного питания), осуществляющего розничную продажу вышеуказанной продукции, до границы прилегающей территории организации, объекта, указанных в приложении № 2 настоящего Постановления, должно быть на расстоянии не менее 25 метров, которое измеряется от входа в торговый объект (объект общественного питания) до входа в здание, сооружение или до обособленной территории земельного участка организаций, учреждений (ограждения, объекта искусственного происхождения).

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ         «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Подпунктом д) пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009                  № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать иные нормативные правовые акты, решения, предусматривающие дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995        № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – ФЗ № 171-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.

Подпунктом 10 пункта 2 статьи 16 ФЗ № 171-ФЗ установлено, что розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, не допускаются:

- на территориях, прилегающих:

  • к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования);
  • к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних;
  • к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность или осуществляющих медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением видов медицинской деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;
  • к спортивным сооружениям, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке;
  • к местам, указанным в подпунктах 5 - 7 настоящего пункта.

Запрет на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленный абзацами вторым - четвертым настоящего подпункта, распространяется на территории, прилегающие к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, в которых непосредственно осуществляются соответствующие виды деятельности.

Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 16 ФЗ № 171-ФЗ  розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров запрещена.

   Пунктом 8 статьи 16 ФЗ № 171-ФЗ предусмотрено, что границы прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2 настоящей статьи, определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.

   Из изложенного следует, что право определения границ прилегающих к детским организациям, образовательным организациям, медицинским организациям, объектам спорта, оптовым и розничным рынкам, вокзалам и аэропортам, местам массового скопления граждан, местам нахождения источников повышенной опасности, объектам военного назначения предоставлено органам местного самоуправления в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.

Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1425 (далее по тексту - Правила).

Настоящие Правила устанавливают порядок определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

Согласно пункту 2 Правил розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих:

а) к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта;

б) к оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам и иным местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, определенным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) к объектам военного назначения.

В соответствии с пунктом 6 Правил максимальное значение расстояния от детских организаций, образовательных организаций, медицинских организаций, объектов спорта, оптовых и розничных рынков, вокзалов и аэропортов, мест массового скопления граждан, мест нахождения источников повышенной опасности, объектов военного назначения до границ прилегающих территорий, определяемых органом местного самоуправления, не может превышать минимальное значение указанного расстояния в муниципальном образовании более чем на 30 процентов.

Пунктом 8 Правил установлено, что границы прилегающих территорий определяются в решениях органа местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 настоящих Правил.

Из изложенного следует, что максимальное значение расстояния от организаций, указанных в пункте 2 Правил до границ прилегающих территорий, определяемых органом местного самоуправления, не может превышать минимальное значение указанного расстояния в муниципальном образовании более чем на 30 процентов.

При этом, как следует из пункта 6 постановления № 865-п, минимальное расстояние составляет 25 метров, при этом максимальное расстояние установленное пунктами 5, 7 постановления № 865-п составляет 100 метров.

Учитывая изложенное, а также то, что в соответствии с пунктом 6 Правил максимальное расстояние не может превышать установленное минимальное расстояние (25 метров) более чем на 30 процентов, следовательно, максимальное значение тех же расстояний не может составлять более 32,5 метров.

Вместе с тем администрация Таштагольского муниципального района в нарушение пункта 6 Правил пунктом 5 постановления № 865-п фактически запретила хозяйствующим субъектам осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом не более 1500 миллилитров, в том числе продаже пива в розлив в полимерной потребительской таре объемом не более 1500 миллилитров от стационарного торгового объекта (объекта общественного питания) на расстоянии не менее 100 метров от входа в торговый объект (объект общественного питания) до входа в здание, сооружение или до обособленной территории земельного участка организаций, учреждений (ограждения, объекта искусственного происхождения).

При этом пунктом 6 постановления № 865-п розничная продажа иной алкогольной продукции кроме указанной в пункте 5 постановления № 865-п разрешена на расстоянии не менее 25 метров, которое измеряется от входа в торговый объект (объект общественного питания) до входа в здание, сооружение или до обособленной территории земельного участка организаций, учреждений (ограждения, объекта искусственного происхождения)

Из изложенного следует, что для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по розничной продаже алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом не более 1500 миллилитров, в том числе продаже пива в розлив в полимерной потребительской таре объемом не более 1500 миллилитров установлено минимальное расстояние 100 метров, а для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по розничной продаже иной алкогольной продукции минимальное расстояние составит 25 метров до объектов, указанных в Приложении № 3 к постановлению № 865-п.

Следовательно, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по розничной продаже алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом не более 1500 миллилитров, в том числе продаже пива в розлив в полимерной потребительской таре объемом не более 1500 миллилитров находятся в менее выгодном положении по сравнению с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по розничной продаже иной алкогольной продукции.

Вышеуказанные действия администрации Таштагольского муниципального района в совокупности приводят к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке реализации алкогольной продукции, установлению административных барьеров для развития конкуренции на указанном рынке.     

Действия администрации Таштагольского муниципального района по установлению в:

- пункте 5 постановления № 865-п требования о запрете реализации алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом не более 1500 миллилитров, в том числе продаже пива в розлив в полимерной потребительской таре объемом не более 1500 миллилитров на расстоянии не менее 100 метров до объектов, указанных в Приложении № 3 к постановлению № 865-п;

- пункте 6 постановления № 865-п требования о запрете реализации иной алкогольной продукции на расстоянии не менее 25 метров до объектов, указанных в Приложении № 3 к постановлению № 865-п, создали условия для ограничения, недопущения конкуренции на рынке реализации алкогольной продукции на территории Таштагольского муниципального района, содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3           «О защите конкуренции», подпункта д) пункта 4 статьи 15 Федерального закона          от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В связи с наличием в действиях администрации Таштагольского муниципального района (652990, г. Таштагол, ул. Ленина, 60 признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О  защите  конкуренции», подпункта д) пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившихся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке реализации алкогольной продукции, установлению административных барьеров для развития конкуренции на указанном рынке, на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области предупреждает о необходимости совершения в срок до 22.02.2019 действий, направленных на устранение причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению его последствий, а именно:

- действий по доведению до сведения сотрудников администрации Таштагольского муниципального района положений Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», подпункта «д» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской федерации», части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1425 «Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции».

            О  выполнении  предупреждения  сообщить  в  Кемеровское УФАС России в течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения.

<…>

Связанные организации

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ТАШТАГОЛЬСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН"
ИНН 4228004722, ОГРН 1024201964269