Заключение №03\3903 заключение об обстоятельствах дела о нарушении антимонопольн... от 14 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заключение об обстоятельствах дела№ 042/01/11-71/2020

о нарушении антимонопольного законодательства

«06» мая 2020 г.                                                                     г. Кемерово, ул. Ноградская, 5

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…> – заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

<…> – начальника отдела судебной и правовой работы;

<…> – начальника отдела отдела топливно-энергетического комплекса;

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела топливно-энергетического комплекса;

<…> – главного специалиста-эксперта отдела топливно-энергетического комплекса;

 

рассмотрев дело № 042/01/11-71/2020, возбужденное по признакам нарушения АО «НЦ ВостНИИ» и ООО «Офис ресурс» ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в связи с рекомендациями Правительства Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции, в отсутствии представителей сторон, надлежащим образом уведомленных, о дате, времени  рассмотрения дела, в том  числе  о возможности участия в рассмотрении дела дистанционно с использованием системы видеоконференцсвязи.        

УСТАНОВИЛА:

В результате рассмотрения информации, поступившей из прокуратуры  Рудничного района г. Кемерово от17.10.2019 № 1-493в-2019 о проведении проверки и предоставления информации по доводам, указанным в жалобе <…>, на действия АО «НЦ ВостНИИ» (ИНН 420514310) Кемеровским УФАС России были установлены признаки нарушения ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

На основании вышеизложенного Кемеровским УФАС России возбуждено дело № 042/01/11-71/2020    о нарушении части 4 статьи 11 Федерального от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении  АО « НЦ ВостНИИ» и ООО «Офис ресурс».

Определением о назначении дела № 042/01/11-71/2020 о нарушении  антимонопольного законодательства к рассмотрению от 24.01.2020 № 03/640, рассмотрение дела было назначено  на 05.03.2020.

05.03.2020 на заседании Комиссия пришла к выводу, что для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 042/01/11-71/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, необходимо получение дополнительных доказательств.

Определением (исх.  от 06.03.2020 № 03/1961) об отложении  рассмотрении дела    № 042/01/11-71/2020 о нарушении антимонопольного законадательства, рассмотрение назначено на 06.04.2020 г. Кемеровским УФАС России в определением запрошена  у АО «НЦ ВостНИИ» информация о подтверждении обоснования выбора поставщика офисной мебели  ООО «Офис-ресурс» для АО «НЦ ВостНИИ», а так же доказательства срочности приобретения офисной мебели, заявки (служебные записки) на приобретение офисной мебели от руководителей структурных подразделений, копии должностной  инструкции и доверенности № 35 от 09.01.2017 на исполнительного директора <…>.

Вместе с тем ООО «Офис-ресурс» в срок необходимо было представить список хозяйствующих субъектов входящих  в группу  лиц с ООО «Офис-ресурс», с указанием основания вхождения в группу лиц.

27.03.2020  в адрес Кемеровского УФАС России  от АО «НЦ ВостНИИ» поступили следующие документы: копии должностной инструкции и доверенности № 35 от 09.01.2017 на исполнительного директора <…>, копия положения  об оплате  труда  и премирования   работников  АО «НЦ ВостНИИ» от 01.06.2016г. и копия договора подряда  №  2208/16 от 22.08.2016 , актов  о приемке выполненных работ  от 08.12.2016 и 22.12.2016г.

Согласно  пояснениям  от 27.03.2020,  АО «НЦ ВостНИИ»  ссылается на пункт 2 Постановления Правительства РФ  от 21.06.2012 г. № 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме»,  в котором установлено, что закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный настоящим постановлением, не осуществляется в электронной форме: если информация о закупке в соответствии с частью 15 статьи 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не подлежит размещению в единой информационной системе в сфере закупок; если потребность в закупке возникла вследствие произошедшей аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения; если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке, предусмотренным статьей 2  Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 Доказательств наличия заявок от руководителей структурных подразделений в письменной форме, как утверждал представитель АО «НЦ ВостНИИ» на заседании Комиссии 05.03.2020, в представленных материалах не имеется, обоснование  подтверждения срочности приобретения мебели  так же отсутствует.

01.04.2020  (исх. от 01.04.2002 № 03/2843) Кемеровское УФАС России  уведомило ООО «Офис-ресурс» и АО «НЦ ВостНИИ» об отложении рассмотрения дела № 042/01/11-71/2020 в связи с рекомендациями Правительства Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции  на 06 мая 2020г. на 14 часов 00 минут.

 06.05.2020 в  ходе заседания комиссии установлено, что в отношении договоров  от  09.01.2017 № 09-01, 17.01.2017 № 17-01, 24.01.2017 № 24-01, 31.01.20217 № 31-01, истек срок  давности привлечения, так как  согласно ст. 41.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

В период с 09 января по 21 февраля 2017 г. между АО «НЦ ВостНИ» и ООО «Офис ресурс» был заключен ряд договоров поставки, предметом которых, согласно Спецификации, является поставка по которой производится оплата, за доставку по адресу г. Кемерово,  ул. Институтская 3,  АО « НЦ ВостНИИ». (согласно таблице №1)

Таблица №1

Дата заключения

 договора

Предмет договора

Сумма

договора, руб.

Сроки исполнения, установленные договором

Реквизиты

счет - фактур

1

09.01.2017

Покупка  согласно спецификации закупка офисной мебели

99000

09.02.2018

№ 795 от 27.02.2017 на сумму 73815,00руб

№ 1153 от  23.03.2017 на сумму 27048,00 руб

2

13.01.2017

Покупка согласно спецификации закупка офисной мебели

99000

09.02.2018

№ 820 от 27.02.2017 на сумму 73082,00руб

№ 1052 от  14.03.2017 на сумму 3231,00руб

№ 1933 от  27.04.2017 на сумму 9576,00 руб

№ 2003 от  02.05.2017 на сумму 6480руб

№ 2522 от  13.06.2017 на сумму 4491,00руб

3

     17.01.2017

Покупка согласно спецификации закупка офисной мебели

99000

09.02.2018

№ 805 от  27.02.2017 на сумму     71303,00руб

№ 1935 от  27.04.2017 на сумму 15795,00 руб

4

    20.01.2017

Покупка  согласно спецификации закупка офисной мебели

99000

09.02.2018

№ 824 от 27.02.2017 на сумму  50328,00руб

№ 803 от  27.02.2017 на сумму 40537,00 руб

№ 2524 от  06.06.2017 на сумму 8055,00руб

5

24.01.2017

Покупка  согласно спецификации закупка офисной мебели

99000

09.02.2018

№ 797 от 27.02.2017 на сумму 32577,00руб

№ 822 от 27.02.2017 на сумму  50328,00руб

№ 827 от  27.02.2017 на сумму 9481,00 руб

6

31.01.2017

Покупка  согласно спецификации закупка офисной мебели

99000

        09.02.2018

№ 801 от 27.02.2017 на сумму 36727,00 руб.

 №1149 от  23.03.2017 на сумму 62163,00 руб.

7

21.02.2017

Покупка согласно спецификации закупка офисной мебели

99000

31.12.2017

№ 1151от  23.03.2017 на сумму 61560,00руб

№ 1939 от  27.04.2017 на сумму 4491,00 руб

№ 1937от  27.04.2017 на сумму 14706,00руб

№ 1534 от 06.06.2017 на сумму  7281,00руб

 

 Указанные договоры исполнены и оплачены, согласно п. 2.3 Договора поставки  произведена предоплата 100% в полном объеме согласно платежным поручениям, товар доставлен  ООО «Офис ресурс»  согласно  счетам - фактурам.

Таким образом, за 2 месяца АО «НЦ ВостНИИ» с единственным  поставщиком – ООО «Офис ресурс» были заключены договоры поставки офисной мебели на общую сумму 693000 (шестьсот девяноста три тысячи) рублей, предполагают поставку одного и того же объекта договора, а именно офисной мебели, согласно спецификации, за короткий промежуток времени (в период с 09.01.2017 по 21.02.2017).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2012 № 616 «Об утверждении перечня, работ и услуг, закупка которых  осуществляется  в электроном форме» закупка товаров таких, как мебель для офисов, осуществляется в электронной форме и, следовательно, должна  быть  конкурентной.

Согласно части 15 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года  N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает ста тысяч рублей. В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятисот тысяч рублей.

Принимая во внимание тождественность предмета договоров, временной интервал, в течение которого заключены контракты, действия АО «НЦ ВостНИИ» свидетельствуют о наличии факта дробления указанных контрактов на сумму до 100 000 рублей в целях их заключения с единственным подрядчиком.

В результате заключения вышеуказанных договоров поставки АО «НЦ ВостНИИ» с ООО «Офис ресурс» как с единственным поставщиком, данный хозяйствующий субъект получил доступ к выполнению поставки по максимально возможной цене, без участия в какой-либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о снижении цены договора, тем самым был поставлен в преимущественное положение по отношению к иным хозяйствующим субъектам, осуществляющими аналогичную деятельность.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

 Законом от 18 июля 2011 года  N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не ограничено количество закупок стоимостью не более 100 тыс. руб., которые можно осуществить у единственного поставщика. Соответственно, при их проведении следует руководствоваться условиями положения о закупке.

Вместе  с тем,  заключение нескольких договоров стоимостью до 100 тыс. руб. с единственным поставщиком, на  приобретение  одноименных  товаров может рассматривать как недобросовестное поведение, направленное  на обход установленных  законом от 18 июля 2011 года  N 223-ФЗ  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

   Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Согласно п. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности.

Таким  образом, заключение  и исполнение  договоров  на  поставку офисной мебели  АО « НЦ ВостНИИ» и ООО «Офис ресурс»  в обход конкурентных процедур закупок  на сумму  до 100 тысяч рублей в период с 09.01.2017 по 13.06.2017, признаки  нарушением части 4 статьи 11 Федерального от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения  приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, руководствуясь частью 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия приходит к выводу, что между АО «НЦ ВостНИИ»  и ООО «Офис-ресурс», в нарушение части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», достигнуто запрещенное антимонопольным законодательством соглашение, результатом которого стало ограничение конкуренции на товарных рынке офисной мебели. Заключением спорных договоров с ООО «Офис-ресурс»,   АО «НЦ ВостНИИ» создало препятствия доступу на товарный рынок иным хозяйствующим субъектам, действующим на данном товарном рынке, так как все иные хозяйствующие субъекты лишились возможности заключить договоры с обществом, которой они бы обладали при проведении закупки.

Исходя из изложенной совокупности обстоятельств, Комиссия пришла к Постановлением Заместителя прокурора  Рудничного района г. Кемерово было возбуждено дела об административном правонарушении в отношении ООО «Кузбассоблгаз» (вх. № 295 от 24.01.2020,) признаки нарушения п. 13 
Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 (ред. от 19.03.2020) «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения».

выводу о том, что между АО «НЦ ВостНИИ»  и ООО «Офис-ресурс», в нарушение части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», достигнуто запрещенное антимонопольным законодательством соглашение, результатом которого стало ограничение конкуренции на товарных рынке на приобретение  офисной мебели.

 

Председатель Комиссии:

                                                                                               

                                                                   <…>

Члены Комиссии:

 <…>

<…>

<…>

Связанные организации

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ВОСТНИИ ПО ПРОМЫШЛЕННОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОРНОЙ ОТРАСЛИ"
ИНН 4205143102, ОГРН 1074205023507