Решение №11/7528 по жалобе от 29 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по жалобе № 042/10/18.1-1368/2021

«27» июля  2021 г.                                                                                             г. Кемерово
     Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров, утверждения порядка рассмотрения жалоб в составе:

Председатель комиссии:

Члены комиссии:

<...>– руководитель управления;

<...> – начальник отдела контроля органов власти;

<...> – начальник отдела ЖКХ, транспорта и связи;

 

<...>  – начальник отдела ТЭК;

<...> – главный специалист-эксперт отдела ТЭК;

при рассмотрении жалобы № 042/10/18.1-1368/2021 с использованием ВКС, при участии:

            - <...>, представителя АО «Щербинский лифтостроительный завод», по доверенности;

            - <...>, представителя АО «Щербинский лифтостроительный завод», по доверенности;

            - <...>, представителя Министерства жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса, по доверенности,

            рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ № 135-ФЗ), жалобу АО «Щербинский лифтостроительный завод» и материалы жалобы № 042/10/18.1-1368/2021,

УСТАНОВИЛА:

            21.07.2021 в адрес Кемеровского УФАС России поступила жалоба АО «Щербинский лифтостроительный завод» (вх. № 5188э) на действия на действия Министерства жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса при утверждении Документации о проведении предварительного отбора № 2.ПО.ЛО.21 (извещение 013920000112100010 от 02.07.2021 размещено на сайте zakupki.gov.ru).

По мнению заявителя, нарушение выразилось в установлении в пп. «л» раздела V «Требования к участникам предварительного отбора» Документации о проведении предварительного отбора № 2.ПО.ЛО.21 завышенных требований к участникам, а именно: о наличии в штате участника предварительного отбора работников, специалистов, которых необходимо учитывать  для выполнения замены лифтового оборудования одного лифта, а также о предоставлении копий свидетельств, что не соответствует требованиям,  пп. «о» п. 23 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 г. № 615.

Уведомлением от 22.07.2021 (исх. № 11/7310) рассмотрение жалобы № 042/10/18.1-1368/2021 было назначено на 27.07.2021 на 10 часов 00 минут.

27.07.2021 представитель заявителя, присутствовавшая на рассмотрении жалобы  № 042/10/18.1-1368/2021, поддержала доводы, изложенные в жалобе, а также пояснила, что для целей соответствия участника предварительного отбора требованиям пп. «о» п. 23 Положения, в штате такого участника предварительного отбора должно быть работников в количестве не ниже установленного п. 2 ч. 6 ст. 55.5 ГрК РФ, а именно - не менее чем два работника,  соответствующих квалификационным требованиям установленным п. 1 ч. 6 ст. 55.5 ГрК РФ, а именно - наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет. Указанная позиция подтверждается постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 20.05.2019 № Ф09-2312/19. Требования к участникам Предварительного отбора, установленные Организатором торгов в пп. «л» раздела V «Требования к участникам предварительного отбора» документации о проведении Предварительного отбора, о наличии в штате участника предварительного отбора работников, специалистов, которых необходимо учитывать  для выполнения замены лифтового оборудования одного лифта, а также требование о предоставлении копии свидетельств, завышены и не соответствуют требованиям установленным п. 23 Положения, в том числе пп. «о» п. 23 Положения.

Представитель Министерства жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса, присутствовавший на рассмотрении жалобы № 042/10/18.1-1368/2021, с доводами жалобы не согласился, пояснил, что  требования к персоналу сформированы на основании состава работ по проектно-сметной документации (локальной смете и типовому проекту на замену лифтового оборудования), которая является частью конкурсной документации электронных аукционов на выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, кроме того, оценка и подтверждение квалификации персонала выполняющего работы по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание лифта и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию лифта осуществляется в порядке, установленном Правилами проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 № 1204.

Изучив имеющиеся материалы, выслушав пояснения сторон, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

В соответствии с приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Кузбасса от 02.07.2021 г. № 97 было организовано проведение предварительного отбора квалифицированных подрядных организаций № 2.ПО.ЛО.21 по предмету – оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту или замене лифтового  оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт. Данным приказом также была утверждена документация о проведении предварительного отбора № 2.ПО.ЛО.21 (далее – документация № 2.ПО.ЛО.21).

            В разделе V документации № 2.ПО.ЛО.21 приведены требования к участникам предварительного отбора, в соответствии с которым при проведении предварительного отбора по предмету последующего электронного аукциона – оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту или замене лифтового  оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт, устанавливаются , в том числе, следующие требования:

-        членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (пп. 5);

-        наличие в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации квалификационным требованиям, в количестве, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора, но не ниже количества, установленного пунктом 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации: количество квалифицированного персонала определяется на основании трудозатрат основных рабочих, отраженных в локальном сметном расчете на каждый вид работ, квалификация персонала подтверждается наличием удостоверения и свидетельства, подтверждающих квалификацию.  При этом следует учитывать, что для выполнения замены лифтового оборудования одного лифта необходимы:

- монтажник - 2;

- начальник монтажного участка – 1;

- сварщик – 1;

- мастер-сварщик по руководству и техническому контролю – 1 (пп. «л»).

В соответствии с пп. «л» п. 4 раздела VI документации в составе заявки должны быть представлены следующие документы: копии трудовых книжек, дипломов, сертификатов, аттестатов и удостоверений, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, установленного пп. «л» Требований к участникам предварительного отбора.

Таким образом, пп. «л» п. 4 раздела VI документации о проведении предварительного отбора № 2.ПО.ЛО.21 установлено требование о предоставлении документов, подтверждающих квалификацию персонала, в т.ч. свидетельства о квалификации. Данное требование распространяется в равной степени на всех участников данного предварительного отбора.

Порядок привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (вместе с «Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме») утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 (далее – Постановление № 615, Положение).

         В соответствии с абз. 9 п. 2 Положения предварительный отбор - совокупность действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор.

         В силу п. 3 Положения одним из принципов привлечения подрядных организаций является  доступность, безвозмездность и открытость информации о привлечении подрядных организаций, ее достоверность и полнота.

         Согласно пп. «о» п. 23. Положения при проведении предварительного отбора устанавливаются требования к участникам предварительного отбора, в т.ч. требование о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства - в случаях проведения предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций по предметам электронного аукциона, оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (далее - ремонт (замена, модернизация) лифтов); наличии в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным п. 1 ч. 6 ст. 55.5 ГрК РФ квалификационным требованиям, в количестве, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора, но не ниже количества, установленного п. 2 ч. 6 ст. 55.5 ГрК РФ.

         В соответствии с пп. «б» п. 38. Положения заявка на участие в предварительном отборе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника предварительного отбора требованиям, установленным п. 23 настоящего Положения: копия аттестата аккредитации, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с приложением, определяющим область аккредитации, которая позволяет выполнять работы, связанные с проверками, испытаниями, измерениями при проведении обследования лифтов в соответствии с требованиями технического регламента, - в случае проведения предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций для участия в электронном аукционе в части выполнения работ по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента.

         Пунктами 1, 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) установлено, что требования к членам саморегулируемой организации, устанавливаемые в стандартах саморегулируемой организации и во внутренних документах саморегулируемой организации, не могут быть ниже чем минимально установленные в настоящей части:

          -       квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, а также руководителям юридического лица, самостоятельно организующим выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, - наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет (п. 1 ч. 6 ст. 55.5);

         -        требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, выполнения работ по подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные ст. 55.5-1 настоящего Кодекса (далее также - специалисты), - не менее чем два специалиста по месту основной работы (п. 2 ч. 6 ст. 55.5).

          Исходя из изложенного, в штате участника предварительного отбора должны состоять работники, соответствующие квалификационным требованиям, установленным п. 1 ч. 6 ст. 55.5 ГрК РФ, количество таких работников должно соответствовать количеству специалистов, указанных в п. 2 ч. 6 ст. 55.5 ГрК РФ (в количестве не менее чем два специалиста по месту основной работы). Порядок проведения предварительного отбора по привлечению подрядных организаций установлен Постановлением № 615. Требования к участникам установлены в документации о проведении предварительного отбора. Заявка на участие в предварительном отборе должна содержать документы, указанные в документации, подтверждающие  соответствие участника  предварительного отбора требованиям, установленным п. 23 указанного  Положения, в том числе копии дипломов, сертификатов, аттестатов, удостоверений, подтверждающих наличие  у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, позволяющие претенденту выполнять работы, связанные с проверками, испытаниями, измерениями при проведении обследования лифтов, а также работы по оценке соответствия лифтов в соответствии с требованиями технического регламента.

Минимальные требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов утверждены постановлением Правительства РФ от 11.05.2017 № 559.

Пунктом 2.1 статьи 4 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (вместе с «ТР ТС 011/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов») (далее - ТР ТС 011/2011) установлено, что монтаж лифта осуществляется квалифицированным персоналом по монтажу лифтов в соответствии с документацией по монтажу, содержащей указания по сборке, наладке и регулировке, а также в соответствии с проектной документацией по установке лифта.

         Квалификация персонала, выполняющего работы по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание лифта и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию лифта, должна соответствовать положениям профессиональных стандартов, устанавливающих квалификационные характеристики для выполнения соответствующих видов работ (письмо Ростехнадзора от 21.02.2018 № 09-04-06/1526 «О разъяснении положений постановления правительства российской федерации от 24.06.2017 № 743»).

  Статьей 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) установлено, что, если Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

В соответствии со статьей 196 ТК РФ подготовка и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Оценка квалификации специалистов, осуществляющих выполнение трудовых функций по монтажу, демонтажу и обслуживанию объектов, включая аварийно-техническое обслуживание объектов и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, на соответствие квалификационным характеристикам, содержащимися в профессиональных стандартах, проводится в порядке, установленном Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Документом, подтверждающим квалификацию работника, в соответствии с трудовым законодательством и законодательством о независимой оценке квалификации является свидетельство о квалификации, выданное в порядке, установленном Правилами проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 № 1204.

         Таким образом, подтверждение квалификации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ, обязательно всеми работниками, участвующими в процессах монтажа, демонтажа, эксплуатации, в том числе обслуживания и ремонта лифтов, для которых разработаны и утверждены профессиональные стандарты. Документом, подтверждающим квалификацию работника, в соответствии с трудовым законодательством и законодательством о независимой оценке квалификации является свидетельство о квалификации.

Требования к персоналу сформированы на основании состава работ по проектно-сметной документации (локальной смете и типовому проекту на замену лифтового оборудования), которая является частью конкурсной документации электронных аукционов на выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации.

Согласно проектно-сметной документации при выполнении работ необходимо  осуществить:

- Монтаж лифтового оборудования, при этом работы выполняются квалифицированным персоналом (п.4.2, 4.4 ГОСТ 22845-2018), возможное наименование должности, профессии которого по профессиональному стандарту "Монтажник лифтов, платформ подъемных для инвалидов, поэтажных эскалаторов" - монтажник. Минимальное количество монтажников в составе двух человек установлено в типовом проекте на замену лифтового оборудования в разделе «Основные требования по охране труда». Организация и контроль выполнения работ при монтаже лифтового оборудования осуществляется специалистом, имеющим соответствующую квалификацию (п.4.3 ГОСТ 22845-2018), возможное наименование должности, профессии которого по профессиональному стандарту "Специалист по организации монтажа электрических подъемников, лифтов, платформ подъемных для инвалидов, эскалаторов, пассажирских конвейеров" - начальник участка;

- Сварные соединения металлоконструкций, при этом работы выполняются квалифицированным персоналом (п.4.2, 4.4 ГОСТ 22845-2018), возможное наименование должности, профессии которого по профессиональному стандарту "Сварщик" - сварщик. Организация сварочных работ с учетом их выполнения в многоквартирных домах без отселения жильцов (п.4.11 ГОСТ 22845-2018) и контроль качества сварных соединений (п.9.4 ГОСТ 22845-2018) осуществляется специалистом, имеющим соответствующую квалификацию (п.4.3 ГОСТ 22845-2018), возможное наименование должности, профессии которого по профессиональному стандарту "Специалист сварочного производства" – мастер.

         Исходя из изложенного, с учетом п. 3 Положения, устанавливающего принцип доступности, безвозмездности и открытости информации о привлечении подрядных организаций, ее достоверности и полноты, Комиссия Кемеровского  УФАС России приходит к выводу о том, что установление в пп. «л» раздела V «Требования к участникам предварительного отбора» Документации о проведении предварительного отбора № 2.ПО.ЛО.21 требований к участникам о наличии в штате, специалистов, которых необходимо учитывать  для выполнения замены лифтового оборудования одного лифта, а также о предоставлении копий свидетельств, не противоречит требованиям пунктов 2, 23, 23 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 г. № 615.

         Факт установления в Документации о проведении предварительного отбора № 2.ПО.ЛО.21 требований о предоставлении документов, подтверждающих повышение квалификации работников участника предварительного отбора, не установлен.

         Согласно ч. 20 ст. 18.1 ФЗ № 135-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 ФЗ № 135-ФЗ.

     Руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России

РЕШИЛА:

         Признать жалобу АО «Щербинский лифтостроительный завод» (вх. № 5188э) на действия на действия Министерства жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса при утверждении Документации о проведении предварительного отбора № 2.ПО.ЛО.21 (извещение № 013920000112100010 от 02.07.2021 размещено на сайте zakupki.gov.ru) необоснованной

Председатель комиссии:                                                                    <...>

Члены комиссии:                                                               

<...>                               

<...>

<...>

<...>

 Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его  принятия.

Связанные организации

МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО И ДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА КУЗБАССА
ИНН 4205145396, ОГРН 1074205025861
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЩЕРБИНСКИЙ ЛИФТОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД"
ИНН 5051000880, ОГРН 1025007512474